Решения и определения судов

Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.08.2010 по делу N А56-5222/2010 Неисполнение абонентом обязательств по оплате за сверхнормативный сброс загрязняющих веществ в систему коммунальной канализации, подтвержденный результатами лабораторных испытаний, а также за услуги водоснабжения и водоотведения свидетельствует о нарушении им положений статей 309, 310 Гражданского кодекса РФ и влечет взыскание образовавшейся задолженности.

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 6 августа 2010 г. по делу N А56-5222/2010

Резолютивная часть постановления объявлена 12 июля 2010 года

Постановление изготовлено в полном объеме 06 августа 2010 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего Есиповой О.И.

судей Савицкой И.Г., Фокиной Е.А.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Сафроновой В.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-9574/2010) ОАО “Завод Стройдеталь“ на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 05.04.2010 по делу N А56-5222/2010 (судья Томпакова Г.Н.), принятое

по иску (заявлению) ОАО “Ленинградские областные коммунальные системы“

к ОАО “Завод Стройдеталь“

о взыскании 290 288 руб. 90 коп.

при участии:

от истца (заявителя): Лещевой Н.Ю. по доверенности от 01.07.2010
N 51, Дубининой А.Н. по доверенности от 01.07.2010 N 50

от ответчика (должника): не явился, извещен

установил:

открытое акционерное общество “Ленинградские областные коммунальные системы“ (далее - ОАО “Ленинградские областные коммунальные системы“, истец) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с исковым заявлением к открытому акционерному обществу “Завод Стройдеталь“ (далее - ОАО “Завод Стройдеталь“, ответчик) о взыскании 285 775 руб. 98 коп., из них 213 485, 85 руб. - задолженность по оплате за услуги водоснабжения и водоотведения, 72 290,13 руб. - сверхнормативный сброс загрязняющих веществ и 4 512 руб. 92 пеней.

Решением суда от 05.04.2010 исковые требования удовлетворены в полном объеме.

В апелляционной жалобе ОАО “Завод Стройдеталь“, ссылаясь на несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, просит решение суда от 05.04.2010 отменить в части взыскания с ответчика долга за сверхнормативный сброс загрязняющих веществ за период с июля по декабрь 2009, в остальной части решение просит оставить без изменения.

ОАО “Завод Стройдеталь“, извещенное надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителя в судебное заседание не направило. В соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителя ответчика.

В судебном заседании представители ОАО “Ленинградские областные коммунальные системы“ возражали против удовлетворения апелляционной жалобы, просили оставить решение без изменений, а апелляционную жалобу без удовлетворения.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверена в апелляционном порядке.

Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, 01.02.2008 между ОАО “Ленинградские областные коммунальные системы“ (Предприятие) и ОАО “Завод Стройдеталь“ (Абонент) был заключен договор на отпуск питьевой воды и прием сточных вод и
загрязняющих веществ N 101 (далее - договор), по условиям которого Предприятие приняло на себя обязательства обеспечивать ответчика питьевой водой в количестве 95,9 куб. м /сутки, 2917 куб. м/месяц для нужд производственных, диаметр ввода 2-50; 1-200 мм и принимать от Абонента в систему коммунальной канализации сточные воды в количестве 32,88 куб. м/сутки, 1000 куб. м/месяц, а также загрязняющие вещества в сточных водах, диаметр выпуска 4-150 мм. Количество принятых сточных вод принимается равным количеству отпущенной Абоненту питьевой воды из системы централизованного горячего водоснабжения (по учетным данным теплоснабжающей организации).

Пунктом 3.2.3. договора предусмотрено, что Предприятие имеет право контролировать состав и свойства сточных вод, отводимых (или сбрасываемых иным способом) Абонентом в систему коммунальной канализации, обслуживаемую Предприятием.

Согласно пункту 3.3.6 договора Абонент принял на себя обязательства своевременно и в полном объеме оплачивать Предприятию услуги по водоснабжению, водоотведению и приему загрязняющих веществ в сточных водах в соответствии с условиями договора, а также осуществлять платежи за сверхлимитный и (или) сверхнормативный сброс сточных вод и загрязняющих веществ.

В соответствии с пунктом 3.3.17 договора стороны согласовали, что зафиксированный Предприятием сброс сточных вод и загрязняющих веществ Абонента считается не согласованным сверхнормативным водоотведением по качеству сточных вод.

В разделе 5 Договора стороны определили, что цена договора, в соответствии с указанными в пункте 2.1 объемами и действующими на момент его заключения тарифами, в расчете на один год составляет 761 253 руб., в том числе НДС (18%) 116 123 руб. Оплата производится ежемесячно денежными средствами по тарифам для соответствующих групп потребителей, утвержденным Приказом комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области и действующими на момент выставления платежных
документов. В случае изменения тарифов в течение срока действия договора, расчет оплаты за воду и стоки производится по новым тарифам со дня введения их в действие. Предприятие ежемесячно до 5 числа месяца, следующего за расчетным, выписывает и направляет Абоненту счет, счет-фактуру и два экземпляра акта выполненных работ. Абонент производит оплату в течение 5 банковских дней.

В случае несвоевременной уплаты за потребленную воду и сброшенные стоки Предприятие вправе начислить и взыскать с Абонента за каждый день просрочки, начиная со следующего дня после наступления установленного срока оплаты по день фактической выплаты включительно, пени в размере 1/300 действующей на момент оплаты ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, от не выплаченных в срок сумм (пункт 5.6).

При выполнении настоящего договора стороны руководствуются его условиями, действующим законодательством. Правилами пользования системами коммуникационного водоснабжения и канализации в Российской Федерации и другими нормативно правовыми актами Российской Федерации, Ленинградской области, Санкт-Петербурга и органов местного самоуправления, регулирующими отношения в сфере оказания услуг по водоснабжению и водоотведению, а также условиями приема загрязняющих веществ в сточных водах в системе коммуникационной канализации и разрешительной документацией на водоснабжение и водоотведение.

Руководствуясь Постановлением Правительства Ленинградской области от 30.12.2004 N 326 “О порядке взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов Ленинградской области“ (далее Постановление N 326), Постановлением Администрации Тосненского городского поселения Тосненского района Ленинградской области от 12.09.2008 N 259 “Об условиях приема сточных вод и загрязняющих веществ в сточных водах, отводимых Абонентами в систему коммунальной канализации Тосненского городского поселения Тосненского района Ленинградской области“ (далее - Постановление N 259) и условиями договора ОАО
“Ленинградские областные коммунальные системы“ осуществляет плановый контроль состава и свойств сточных вод, отводимых Абонентом в систему коммунальной канализации один раз в три месяца (пункт 18.1 Постановления N 326, пункт 2.1 Постановления 259). Отбор проб сточных вод осуществляется в любое время суток без предварительного извещения абонента (пункты 3.3 - 3.5 Постановления N 259) по результатам отбора проб сточных вод испытательной лабораторией качества воды филиала “Тосненский водоканал“ ОАО “Ленинградские областные коммунальные системы“ (аттестат аккредитации N РОСС RU.0001.517328 действителен до 16.04.2012) составляется протокол результатов лабораторных испытаний. По результатам лабораторных испытаний экологом рассчитывается сверхнормативный сброс загрязняющих веществ и выставляется счет на оплату.

Испытательной лабораторией качества воды 27.08.2009 произведен отбор проб сточных вод ОАО “Завод Стройдеталь“ и составлен акт N Н/II/0691. По результатам анализа специалистом была рассчитана величина платы за сверхнормативный сброс сточных вод и загрязняющих веществ за август 2009 года и направлена ответчику (л.д. 87 - 89).

За сверхнормативный сброс загрязняющих веществ в систему коммунальной канализации ОАО “Ленинградские областные коммунальные системы“ выставило ОАО “Завод Стройдеталь“ счета-фактуры от 31.07.2009 N 2375, от 31.08.2009 N 2812, от 30.09.2009 N 3253, от 30.10.2009 N 3404, от 30.11.2009 N 4008, от 31.12.2009 N 4473 (л.д. 28 - 33).

За услуги водоснабжения и водоотведения истец выставил ответчику счета-фактуры от 28.08.2009 N 2605, 30.09.2009 N 2837, от 30.10.2009 N 3432, 27.11.2009 N 3670, 21.12.2009 N 4181, (л.д. 23 - 27).

Поскольку ОАО “Завод Стройдеталь“ не исполнены обязательства по оплате за сверхнормативный сброс загрязняющих веществ в систему коммунальной канализации и за услуги водоснабжения водоотведения за период с июля и с августа соответственно по январь 2010
года, ОАО “Ленинградские областные коммунальные системы“ обратилось в суд с настоящим заявлением.

Удовлетворяя заявленные истцом требования, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.

ОАО “Завод Стройдеталь“ не оспаривает факт предоставления истцом услуг по договору подтвержденный счетами-фактурами и актами выполненных работ (л.д. 23 - 27, 34 - 37).

Доводы апелляционной жалобы о том, что суд необоснованно принял в качестве доказательства начисления платы за сверхнормативный сброс загрязняющих веществ - акт от 27.08.2009 N Н/II/0691 за август, ноябрь, декабрь 2009 года, но и за июль 2009 года, что размер платы за сверхнормативный сброс загрязняющих веществ начисленный истцом без всяких оснований завышен - отклоняются судом апелляционной инстанции в силу следующего.

В соответствии с пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.1995 N 1310 “О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов“ органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации определяют порядок взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов с предприятий и организаций, отводящих сточные воды и загрязняющие вещества в системы канализации населенных пунктов.

Порядок взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов Ленинградской области утвержден Постановлением N 326.

Согласно пункту 5 Постановления N 326 плата за услуги по приему сточных вод и загрязняющих веществ в системы коммунальной канализации взимается за общий объем фактически сброшенных сточных вод на основании заключенных договоров по установленным тарифам на услуги канализации.

В соответствии с пунктом 18 Постановления N 326 плата за сброс загрязняющих веществ в системы коммунальной канализации с превышением допустимой концентрации и (или) временно допустимой концентрации загрязняющих
веществ, установленных организацией водопроводно-канализационного хозяйства (далее - ВКХ) в составе допустимых сбросов загрязняющих веществ в сточных водах абонентов и (или) временные условия приема загрязняющих веществ.

Общий размер платы за превышение допустимой концентрации и (или) временно допустимой концентрации загрязняющих веществ определяется как сумма результатов расчетов по формулам, приведенным в пунктах 18.1 - 18.3 Постановления N 326, по отдельным загрязнениям (пункт 18.3).

Предельный размер платы за сброс загрязняющих веществ в системы коммунальной канализации, рассчитанный по формулам, приведенным в пункте 18 настоящего Положения, ограничивается в каждом расчетном периоде двукратным тарифом за услуги по приему сточных вод и загрязняющих веществ, умноженным на объем фактически сброшенных сточных вод в расчетном периоде (пункт 19).

Пунктом 20 Постановления N 326 установлено, что плата за сброс загрязняющих веществ, запрещенных и (или) не согласованных к сбросу в системы коммунальной канализации, а также за фактически установленный залповый сброс всех видов загрязняющих веществ и (или) нормативных показателей общих свойств сточных вод устанавливается из расчета пятикратного тарифа за услуги по приему сточных вод и загрязняющих веществ, умноженного на объем фактически сброшенных абонентом сточных вод за расчетный период, в котором зафиксировано нарушение. При этом объем сточных вод учитывается с начала расчетного периода, в котором зафиксировано нарушение, независимо от даты отбора проб, но не более одного месяца.

Основанием для взимания платы за сверхнормативный сброс за июль 2009 явились результаты лабораторных испытаний от 04.06.2009 N 58-06, счет-фактура от 31.07.2009 N 2375, за август - декабрь 2009 года - протокол результатов лабораторных испытаний N 02-09 от 03.2009 г., счета-фактуры от 31.08.2009 N 2812, от 30.09.2009 N 3253, от 30.10.2009 N
3404, от 30.11.2009 N 4008, от 31.12.2009 N 4473.

В силу статьи 309 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов. Статья 310 ГК РФ закрепляет общий принцип недопустимости одностороннего отказа от исполнения обязательства.

Доказательств оплаты указанных счетов-фактур ответчиком не представлено.

Расчет платы за сверхнормативный сброс сточных вод и загрязняющих веществ за август 2009 года проверен судом и признан правильным. Ответчик своего расчета не производил и суду также не представил.

Ссылка ответчика на результаты акта отбора проб 04.12.2009 сточных вод и результаты испытаний от 11.12.2009 N 2237/09 также отклоняются судом, поскольку доказательства, на которые ссылается ответчик, получены им в декабре 2009 года, однако суду первой инстанции представлены не были, резолютивная часть решения объявлена 29.03.2010. При этом ответчик в нарушение части 2 статьи 268 АПК РФ не обосновал невозможность их представления в суд первой инстанции.

Кроме того, суд апелляционной инстанции отмечает, что из копии аттестатов (т. 2 л.д. 3, 4) самостоятельный отбор проб (без участия истца) противоречит условиям заключенного договора. Пунктом 3.4.3 договора стороны договорились, что производить параллельные контрольные отборы проб сточных вод и их анализ в независимой лаборатории, аттестованной и (или) аккредитованной в установленном порядке.

При таких обстоятельствах, как установлено судом первой инстанции, ОАО “Ленинградские областные коммунальные системы“ обоснованно произвело расчет платы за сброс загрязняющих веществ на основании установленного порядка взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов Ленинградской области (Постановление N 326) и выставило счета на оплату.

Учитывая изложенное, суд первой инстанции правомерно удовлетворил
требования ОАО “Ленинградские областные коммунальные системы“ и взыскал с ОАО “Завод Стройдеталь“ в том числе задолженность за сверхнормативный сброс загрязняющих веществ за период с июля по декабрь 2009 года в размере 72 290 руб. 13 коп.

Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права судом первой инстанции не допущено, поэтому оснований для удовлетворения апелляционной жалобы ответчика и отмены решения суда не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 05 апреля 2010 года по делу N А56-5222/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу ОАО “Завод Стройдеталь“ - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня вступления постановления в законную силу.

Председательствующий

ЕСИПОВА О.И.

Судьи

САВИЦКАЯ И.Г.

ФОКИНА Е.А.