Решения и определения судов

Определение Санкт-Петербургского городского суда от 13.10.2010 N 14024 Несоблюдение юридическим лицом экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления, а именно: отсутствие у государственного учреждения проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, а также паспортов опасных отходов, служит основанием для удовлетворения иска прокурора об обязании устранить нарушения требований законодательства в области охраны окружающей среды.

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 13 октября 2010 г. N 14024

Судья: Павлова О.Н. Дело N 2-3522/10

Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе

председательствующего судьи Петровой Ю.Ю.,

судей Кутыева О.О., Зарочинцевой Ю.Ю.,

при секретаре Б.Т.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-3522/10 по кассационной жалобе Администрации Фрунзенского района Санкт-Петербурга на решение Фрунзенского районного суда Санкт-Петербурга от 28 июля 2010 года по исковому заявлению Прокурора Фрунзенского района Санкт-Петербурга в интересах неопределенного круга лиц к государственному дошкольному образовательному учреждению детскому саду N 58 об обязании устранить нарушения требований законодательства в области охраны окружающей среды.

Заслушав доклад судьи Петровой Ю.Ю., объяснения прокурора Мазиной О.Н., поддержавшей исковые
требования прокурора Фрунзенского района, представителя ГДОУ детский сад N 58 - Б.Л., действующей на основании приказа N 60 от 28 июля 1986 года, представителя Администрации Фрунзенского района Санкт-Петербурга - К., действующей на основании доверенности от 14 июля 2010 года сроком до 31 декабря 2010 года, судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда

установила:

Прокурор Фрунзенского района Санкт-Петербурга обратился во Фрунзенский районный суд Санкт-Петербурга с исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к государственному дошкольному образовательному учреждению детскому саду N 58 об обязании устранить нарушения требований законодательства в области охраны окружающей среды и обязании ответчика в срок до 90 суток с момента вступления решения суда в законную силу разработать и представить на утверждение (согласование) проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, а также паспорта опасных отходов по ГДОУ N 58 по адресу Санкт-Петербург, проспект Славы, дом 12 корпус 3 ссылаясь на то обстоятельство, что в ходе проверки соблюдения требований законодательства в области охраны окружающей среды в ГОДУ детский сад N 58, выявлены нарушения требований природоохранного законодательства РФ по обращению с производственными отходами, отходами от эксплуатируемых нежилых помещений - люминесцентными лампами, коммунальным мусором от уборки помещений. На момент проведения проверки в детском саду N 58 отсутствовали согласованные лимиты на размещение отходов на 2010 год, разработанный в установленном порядке проект нормативов образования отходов и лимитов на их использование - размещение, а также по состоянию на 19 мая 2010 года отсутствовали паспорта опасных отходов.

Решением Фрунзенского районного суда Санкт-Петербурга от 28 июля 2010 года ГДОУ детский сад N 58 обязано в срок до 90
суток с момента вступления решения суда в законную силу разработать и представить на утверждение (согласование) проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, а также паспорта опасных отходов по государственному дошкольному образовательному учреждению детскому саду N 58, расположенному по адресу: Санкт-Петербург, проспект Славы, дом 12, корпус 3, с ГОДУ детский сад N 58 со взысканием государственной пошлины в размере 200 рублей.

В кассационной жалобе Администрация Фрунзенского района Санкт-Петербурга просит отменить решение суда как незаконное, ссылаясь на нарушение норм процессуального и материального права.

В заседании судебной коллегии представителем ответчика Б.Л. даны пояснения о согласии с исковыми требованиями прокурора, поскольку детскому учреждению для осуществления деятельности необходимы разработанные и согласованные нормативы образования отходов и лимиты на их размещение, поскольку в противном случае возникают проблемы с жилищно-эксплуатационными организациями при вывозе мусора. Также необходимы и паспорта опасных отходов, которые в данный момент уже находятся в стадии разработки.

Обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав объяснения представителя ГДОУ детский сад N 58, представителя Администрации Фрунзенского района Санкт-Петербурга, судебная коллегия не находит правовых оснований для отмены решения суда, постановленного в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права.

Как установлено судом первой инстанции, прокурором Фрунзенского района Санкт-Петербурга в порядке надзора проведена проверка соблюдения требований законодательства в области окружающей среды в ГДОУ N 58, в ходе которой установлено, что должностными лицами ГДОУ N 58 не соблюдаются требования экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления.

21 мая 2010 года возбуждено производство об административном правонарушении по ст. 8.2 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации в отношении заведующей ГДОУ N 58 Б.Л.

При рассмотрении
дела в суде первой инстанции ответчиком были признаны исковые требования, признание иска принято судом.

Статьей 1 Федерального закона “Об отходах производства и потребления“ от 24.08.1998 года N 89-ФЗ дается формулировка используемых в Законе следующих основных понятий:

отходы производства и потребления (далее - отходы) - остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства;

обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.

Согласно ст. 14 вышеназванного Закона предусмотрено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - IV класса опасности, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды.

На отходы I - IV класса опасности должен быть составлен паспорт. Паспорт отходов I - IV класса опасности составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, оценки их опасности. Порядок паспортизации, а также типовые формы паспортов определяет Правительство Российской Федерации.

В силу ст. 18 данного Закона, в целях обеспечения охраны окружающей среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.

Лимиты на размещение отходов устанавливают в соответствии с нормативами предельно допустимых вредных воздействий на окружающую среду уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.

Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и
лимитов на их размещение, представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов (за исключением статистической отчетности) устанавливает федеральный орган исполнительной власти в области обращения с отходами.

В целях реализации Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ “Об отходах производства и потребления“ (ред. от 18.12.2006), во исполнение Постановления Правительства Российской Федерации от 16 июня 2000 г. N 461 “О Правилах разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение“ и в соответствии с Положением о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 401 “О Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору“, Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 19.10.2007 года N 703 были утверждены Методические указания по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.

Из пункта 6 данных Методических указаний следует, что для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц непроизводственной сферы разработка проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение по решению территориального органа Ростехнадзора может осуществляться по упрощенной (декларативной) форме.

Проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение по упрощенной (декларативной) форме разрабатывается в случае образования у индивидуальных предпринимателей и юридических лиц отходов V, IV, III классов опасности для окружающей природной среды, а также отходов I класса опасности для окружающей природной среды, представленных только люминесцентными лампами, если:

суммарное количество отходов не превышает 150 тонн в год;

масса отходов III класса опасности для окружающей природной среды не превышает 5% от общей массы образующихся отходов;

отдельно предусмотрен порядок сбора и экологически
безопасного размещения люминесцентных ламп.

Согласно пояснениям представителя ГДОУ детский сад N 58 разработка и предоставление ответчиком на утверждение (согласование) проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение не производились.

Доводы кассационной жалобы 3-го лица о нераспространении действий вышеуказанных нормативных актов на ГДОУ N 58, поскольку согласно ст. 1 Федерального закона “Об отходах производства и потребления“ обращением с отходами признается деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию и размещению отходов, что свидетельствует о распространении нормы на организации, которые размещают отходы с целью их последующего захоронения, обезвреживания или использования не могут быть приняты во внимание судебной коллегией, поскольку основаны на неверном толковании действующего законодательства.

Указанные нормы права регламентируют не только деятельность по использованию, обезвреживанию, транспортированию и размещению отходов, но также и деятельность по сбору и накоплению отходов.

Представителем ответчика и 3-го лица не представлены возражения относительно того обстоятельства, что в процессе деятельности учреждения до транспортировки опасные отходы, отработанные люминесцентные лампы, собираются и хранятся в детском учреждении, которое нуждается в разработке паспортов опасных отходов с целью организации их надлежащего сбора и хранения.

Кроме того, пункт 6 данных Методических указаний предусматривает для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц непроизводственной сферы разработку проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение по решению территориального органа Ростехнадзора по упрощенной (декларативной) форме, что также подтверждает необоснованность позиции 3-го лица о распространении положений нормативных актов только на те организации, целью деятельности которых является захоронение, обезвреживание или использование отходов.

Согласно п. 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 03 сентября 2010 года N 681 потребители ртутьсодержащих ламп (кроме физических лиц) осуществляют накопление отработанных ртутьсодержащих ламп, что
также подтверждает обоснованность позиции суда, распространившего на ответчика положения ФЗ “Об отходах производства и потребления“.

Требования прокурора были поддержаны Комитетом по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности Правительства Санкт-Петербурга, Северо-Западным управлением Ростехнадзора, согласованы паспорта опасных отходов.

То обстоятельство, что работа по разработке паспортов и лимитов требует затрат бюджетных средств учредителя Администрации Фрунзенского района не свидетельствует о незаконности требований прокурора и постановленного судебного решения.

Решение суда является законным и обоснованным. Оснований для его отмены по доводам кассационной жалобы не усматривается.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

Решение Фрунзенского районного суда Санкт-Петербурга от 28 июля 2010 года - оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.