Решения и определения судов

Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.06.2010 по делу N А26-1632/2010 Нарушение конкурсным управляющим норм Федерального закона “О несостоятельности (банкротстве)“, выразившееся в невыполнении правил, применяемых в период конкурсного производства, образует состав правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.13 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 22 июня 2010 г. по делу N А26-1632/2010

Резолютивная часть постановления объявлена 15 июня 2010 года

Постановление изготовлено в полном объеме 22 июня 2010 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего Будылевой М.В.

судей Горбачевой О.В., Семиглазова В.А.

при ведении протокола судебного заседания: Карповой О.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-7922/2010) Конкурсного управляющего ОАО “Сегежский жилищный трест“ Ковылеву А.Л. на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 24.03.2010 по делу N А26-1632/2010 (судья Дедкова Л.А.), принятое

по заявлению Управления Федеральной регистрационной службы по Республике Карелия

к Конкурсному управляющему ОАО “Сегежский жилищный трест“ Ковылеву А.Л.

о привлечении к административной ответственности

при участии:

от истца (заявителя): не явился,
извещен

от ответчика (должника): не явился, извещен

установил:

Управление Федеральной регистрационной службы по Республике Карелия (далее - Управление, УФРС, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением о привлечении к административной ответственности по части 3 статьи 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) конкурсного управляющего открытого акционерного общества “Сегежский жилищный трест“ Ковылева А.Л. (далее - Управляющий, Ковылев А.Л.).

Решением суда первой инстанции от 24.03.2010 требования Управления удовлетворены.

В апелляционной жалобе Управляющий, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, неполное выяснение обстоятельств имеющих значение для дела, просит обжалуемое решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт.

По мнению подателя жалобы, доказательств вины и неправомерности действий (бездействия), неисполнение возложенных обязанностей конкурсного Управляющего в материалы дела не представлено. Кроме того податель жалобы указывает, что Управляющим приняты денежные средства по операциям 12.01.2010 - 21 750 руб., 14.01.2010 - 27 183 руб. и данные суммы находились под отчетом у привлеченного Управляющим специалиста, не расходовались и внесены 12.03.2010 на основной счет с целью удовлетворения текущих требований в очередности, установленной ст. 134 Федерального закона “О несостоятельности (банкротстве).

Представители сторон, извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание не явились, в связи, с чем дело рассмотрено в их отсутствие в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.

Как следует из материалов дела, решением Арбитражного суда Республики Карелия от 11.11.2009 по делу А26-6144/2008 в отношении ОАО “Сегежский жилищный трест“ открыто конкурсное производство, исполнение обязанностей конкурсного управляющего возложено на Ковылева А.Л. (том 1 л.д. 16 -
17).

Определением суда от 25.11.2009 Ковылев А.Л. утвержден конкурсным управляющим должника (том 1 л.д. 19 - 20).

Судом первой инстанции установлено, что в Управление поступила жалоба бывшей работницы должника Никоновой Т.Н. на конкурсного управляющего ОАО “Сегежский жилищный трест“ в связи с невыплатой задолженности по заработной плате.

В ходе проведения проверки деятельности Ковылева А.Л. с 10.02.2010 по 17.02.2010 согласно представленным Управляющим карточкам счета 50.1 (касса) и 51 (расчетный счет) установлено, что денежные средства, поступившие в кассу предприятия - должника от третьих лиц в размере 55 078.03 руб. в ходе конкурсного производства, оприходованы в кассу, но не перечислены на расчетный счет в банке, как того требует пункт 2 статьи 133 Федерального закона “О несостоятельности (банкротстве)“, а непосредственно расходовались из кассы предприятия-должника (том 1 л.д. 21 - 28).

27.02.2010 Управлением по результатам проверки составлен протокол об административном правонарушении, о привлечении Управляющего к административной ответственности по части 3 статьи 14.13. КоАП РФ (л.д. 7 - 9).

Не согласившись с вынесенным протоколом по делу об административном правонарушении, Управляющий обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением по настоящему делу.

Согласно части 3 статьи 23.1 КоАП РФ судьи арбитражных судов рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 14.13 КоАП РФ.

В соответствии с частью 2 статьи 28.3 КоАП РФ протоколы об административных правонарушениях вправе составлять должностные лица федеральных органов исполнительной власти, их учреждений, структурных подразделений и территориальных органов, а также иных государственных органов в соответствии с задачами и функциями, возложенными на них федеральными законами либо нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 10 части 2 статьи 28.3 КоАП
РФ протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 14.13. КоАП РФ, вправе составлять должностные лица федерального органа исполнительной власти, осуществляющего контроль за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих.

Указом Президента Российской Федерации “Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти“ от 12.05.2008 г. N 724 и Положением о Федеральной регистрационной службе, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.06.2008 г. N 451, установлено, что Федеральная регистрационная служба является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в числе прочих функций контроль за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих.

Согласно пункту 5.11 указанного Положения Федеральная регистрационная служба при осуществлении своих полномочий обращается в установленном порядке в суд с заявлением о привлечении арбитражного управляющего или саморегулируемой организации арбитражных управляющих к административной ответственности.

Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 05.12.2008. N 432 (зарегистрирован в Минюсте РФ 23.12.2008 г. N 12947) утвержден Перечень должностных лиц Федеральной регистрационной службы, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях (л.д. 14). Приказом Управления Федеральной регистрационной службы по Республике Карелия от 16.07.2009 года N 144/1 утвержден перечень должностных лиц Управления ФРС по РК, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, в который включена главный специалист - эксперт отдела по контролю и надзору за деятельностью саморегулируемых организаций Теричева Е.В. (л.д. 12 - 13).

На основании изложенного протокол об административном правонарушении от 27.02.2010 в отношении конкурсного управляющего Ковылева А.Л. составлен должностным лицом Управления Федеральной регистрационной службы по Республике Карелия в пределах предоставленных ему полномочий.

Форма протокола об административном правонарушении соответствует требованиям, установленным статьей 28.2 КоАП РФ: содержит все необходимые сведения, подлежащие отражению в протоколе, о времени и месте составления протокола ответчик извещен, так как
присутствовал при составлении протокола, копию протокола получил в день составления, что подтверждено личной подписью (том 1 л.д. 9), протоколом подтверждается факт правонарушения, он вынесен в пределах срока давности, установленного частью 3 статьи 4.5 КоАП РФ, следовательно, суд приходит к выводу об отсутствии процессуальных нарушений при его составлении.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 28.1 КоАП РФ поводом к возбуждению дела об административном правонарушении является непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.

Несмотря на то, что в административный орган с заявлением обратилась бывшая работница, не являющаяся лицом, заявления которого могут быть поводом к возбуждению дел об административных правонарушениях, Управление ФРС по РК самостоятельно провело проверку деятельности управляющего, о чем свидетельствуют уведомление, о проведении проверки деятельности арбитражного управляющего, а также заявка на представление документов, необходимых для проведения проверки деятельности управляющего (л.д. 29).

В ходе проверки Управлением установлен факт невыполнения Управляющим правил, применяемых в период конкурсного производства, о чем составлен протокол об административном правонарушении от 27.02.2010 N 00051010.

Таким образом, жалоба бывшей работницы явилась основанием для проведения проверки как формы реализации регулирующим органом своих полномочий, в ходе которой были выявлены нарушения Федерального закона “О несостоятельности (банкротстве)“.

Статьей 2.4 КоАП РФ установлено, что должностное лицо, к которым относятся и индивидуальные предприниматели, подлежит привлечению к административной ответственности в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей, если законом не установлено иное.

Ковылев А.Л. включен в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей за основным государственным регистрационным номером 304100131700140 (л.д. 30) и является арбитражным управляющим.

В соответствии
с частью 3 статьи 14.13 КоАП РФ неисполнение арбитражным управляющим или руководителем временной администрации кредитной организации обязанностей, установленных законодательством о несостоятельности (банкротстве), если такое действие (бездействие) не содержит уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа на арбитражного управляющего или руководителя временной администрации кредитной организации в размере от двух тысяч пятисот до пяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от шести месяцев до трех лет.

Частью 1 статьи 4 Федерального закона N 296-ФЗ установлено, что Федеральный закон “О несостоятельности (банкротстве)“ (в редакции настоящего Федерального закона) применяется арбитражными судами при рассмотрении дел о банкротстве, производство по которым возбуждено после дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

В соответствии с пунктом 4 статьи 20.3 Федерального закона “О несостоятельности (банкротстве)“ арбитражный управляющий должен исполнять установленные настоящим законом обязанности, при проведении процедур, применяемых в деле о банкротстве, арбитражный управляющий обязан действовать добросовестно и разумно в интересах должника, кредиторов и общества руководствоваться в своей деятельности законодательством Российской Федерации, соблюдать правила профессиональной деятельности.

Правила, применяемые в период конкурсного производства, установлены в статьях 124 - 149 Федерального закона “О несостоятельности (банкротстве)“.

В соответствии с пунктом 2 статьи 133 Федерального закона “О несостоятельности (банкротстве)“ поступающие в ходе конкурсного производства денежные средства зачисляются на расчетный счет должника, с которого осуществляются выплаты.

Материалами дела установлено и не оспорено Управляющим, что в ходе конкурсного производства в период с 10.11.2010 по 21.01.2010 часть денежных средств, поступающих в кассу предприятия-должника от третьих лиц, не зачислялась на расчетный счет, а непосредственно расходовалось из кассы. Размер оприходованных в кассу предприятия денежных средств и не зачисленных на расчетный счет должника составил 55
078.03 руб.

В силу положений статьи 129 ФЗ “О несостоятельности (банкротстве)“ конкурсный управляющий приобретает статус руководителя должника, в том числе и в части организации ведения бухгалтерского учета, распоряжения денежными средствами должника в соответствии с требованиями Федерального Закона “О бухгалтерском учете“ и специального Закона ФЗ “О несостоятельности (банкротстве)“.

Судами установлено, что после проведения проверки УФРС с 10.02.2010 по 17.02.2010 и составления протокола об административном правонарушении от 27.02.2010 Управляющий 03.03.2010 обратился в прокуратуру и 12.03.2010 дал указания о внесении на основной счет денежных средств на сумму 53 185 руб.

Утверждение конкурсного управляющего об отсутствии его распоряжений относительно выдачи средств из кассы предприятия и подписей на финансовых документах только подтверждает его бездействие, отсутствие организации и контроля за деятельностью работников, что не освобождает его от ответственности за установленное административное правонарушение.

Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии в действиях конкурсного управляющего Ковылева А.Л. состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.13 КоАП РФ.

Допущенное конкурсным управляющим правонарушение, установленное судом, посягает на установленный нормативными правовыми актами порядок общественных отношений в сфере правового регулирования отношений, связанных с несостоятельностью (банкротством) организаций и граждан - участников имущественного оборота в Российской Федерации.

В рассматриваемом деле существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения (поскольку состав формальный), а в пренебрежительном отношении конкурсного управляющего к исполнению своих публично-правовых обязанностей в период конкурсного производства.

Учитывая данные обстоятельства, а также характер совершенного правонарушения, суд правомерно назначил предпринимателю Ковылеву А.Л. административное наказание в виде штрафа в размере 2 500 руб.

Принимая во внимание, что дело рассмотрено судом первой инстанции полно и всесторонне, нормы
материального и процессуального права не нарушены, выводы суда о применении норм права соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся доказательствам, у апелляционной инстанции не имеется правовых оснований для отмены принятого решения.

Руководствуясь ст. 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Республики Карелия по делу N А26-1632/2010 от 24.03.2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня вступления постановления в законную силу.

Председательствующий

БУДЫЛЕВА М.В.

Судьи

ГОРБАЧЕВА О.В.

СЕМИГЛАЗОВ В.А.