Решения и определения судов

Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.06.2010 по делу N А56-89079/2009 При отсутствии приборов учета вопрос о методе определения количества коммунального ресурса (тепловой энергии и теплоносителя), приобретенного управляющей компанией в целях его потребления жителями жилых домов, должен решаться исходя из установленных органами местного самоуправления нормативов потребления коммунальных услуг населением, которые учитываются при расчете размера платы за соответствующие коммунальные услуги.

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 17 июня 2010 г. по делу N А56-89079/2009

Резолютивная часть постановления объявлена 10 июня 2010 года

Постановление изготовлено в полном объеме 17 июня 2010 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего Кашиной Т.А.

судей Поповой Н.М., Шестаковой М.А.

при ведении протокола судебного заседания секретарем Вайтович Е.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-7927/2010) ООО “Строительная корпорация “Атлант“ на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 17.03.2010 г. по делу N А56-89079/2009 (судья Виноградова Л.В.), принятое

по иску (заявлению) ОАО “Ленинградские областные коммунальные системы“

к ООО “Строительная корпорация “Атлант“

о взыскании 10 835 763 руб. 65 коп.

при участии:

от истца (заявителя): Белик В.И., доверенность
от 14.01.2010 N 7

от ответчика (должника): Саакадзе В.Г., доверенность от 07.04.2010 б/н

установил:

Открытое акционерное общество “Ленинградские областные коммунальные системы“ обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с исковым заявлением о взыскании с открытого акционерного общества “Строительная корпорация “Атлант“ 10 835 763 руб. 65 коп. задолженности по оплате тепловой энергии.

В порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации истец уменьшил исковые требования до 7 241 306 руб. 94 коп.

Решением от 17.03.2010 исковые требования удовлетворены.

Ответчик обжаловал решение в апелляционном порядке, ссылаясь в жалобе на его незаконность и необоснованность в связи с неполным выяснением обстоятельств, имеющих значение для дела и несоответствием изложенных в решении выводов обстоятельствам дела.

Податель жалобы просит отменить решение и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска.

В заседании суда апелляционной инстанции податель жалобы поддержал ее доводы, настаивая на отмене обжалуемого решения. Истец против удовлетворения жалобы возражал, считая решение законным и обоснованным.

При проверке в апелляционном порядке законности и обоснованности обжалуемого решения не установлено оснований для его отмены.

Истец направил ответчику (управляющей организации) проект договора N 90 от 01.06.2009 на пользование тепловой энергией в горячей воде, который ответчик предложил дополнить рядом условий, представив истцу протоколы разногласий к договору (письмо N 56/09 л.д. 22).

Ответчик отклонил протокол разногласий к договору, указав, что прописанные в протоколе разногласий условия договора противоречат действующему законодательству (статьям 422, 426, 539, 541, 544, 548 Гражданского кодекса Российской Федерации, подп. 17 ст. 2 210-ФЗ, ФЗ N 41-ФЗ).

Таким образом, договор между истцом и ответчиком заключен не был, в связи с чем истец выставлял ответчику счета-фактуры на оплату потребленной тепловой
энергии (горячее водоснабжение и теплоснабжение) за фактическое пользование.

Частично счета ответчиком были оплачены.

Полагая, что согласно статье 544 Гражданского кодекса Российской Федерации отсутствие письменного договора между сторонами не освобождает абонента от обязанности оплачивать фактически потребленную тепловую энергию, истец обратился в суд с настоящим иском.

Суд первой инстанции при рассмотрении дела пришел к выводу об обоснованности исковых требований по праву и размеру, указав в решении, что расчет количества потребленной тепловой энергии истец производил расчетным путем, исходя из норматива потребления коммунальных услуг, утвержденных решением Совета депутатов МО Волосовское городское поселение Волосовского муниципального района Ленинградской области от 08.04.2009 N 241, по Методическим указаниям по определению расходов топлива, электроэнергии и воды на выработку теплоты отопительными котельными коммунальных теплоэнергетических предприятий, разработанными ГУП АКХ им. К.Д.Памфилова и одобренными научно-техническим советом Центра энергоресурсосбережения Госстроя России (протокол N 5 от 12.07.2002 г.). Суд счел, что количество потребленной ответчиком тепловой энергии рассчитывалось по установленному в законном порядке тарифу.

Оспаривая в решении эти выводы, ответчик указал в жалобе, что выводы суда не основаны на законе и не соответствуют материалам дела.

Ответчик обосновал свою позицию следующим образом.

Согласно пункту 15 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства РФ N 307 от 23.05.2006 г., размер платы за отопление рассчитывается по тарифам, установленным для ресурсоснабжающих организаций в порядке, определенном законодательством Российской Федерации. В случае, если исполнителем коммунальных услуг является управляющая организация, расчет размера платы за коммунальные услуги, а также приобретение исполнителем тепловой энергии осуществляются по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами.

В соответствии с пунктами 16, 19
Правил при наличии в помещениях индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета и при отсутствии коллективных (общедомовых) приборов учета размер платы за коммунальные услуги определяется исходя из показаний индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета.

При отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилых помещениях определяется для отопления в соответствии с подп. 1 пункта 1 приложения N 2 к Правилам, то есть с учетом общей площади отапливаемых помещений (количества проживающих лиц - для расчета стоимости ГВС), норматива потребления тепловой энергии на отопление на 1 кв. м, тарифа на тепловую энергию.

Ответчик считает, что для расчета стоимости коммунальных услуг недопустимо применять иные показатели, в том числе те, что применены истцом: расходы топлива, электроэнергии и воды на выработку теплоты. Ответчик полагает, что обязательства исполнителя коммунальных услуг в этой части приравниваются к обязательствам граждан, т.к. ответчик в данных отношениях представляет интересы населения и не использует энергию на собственные нужды.

В соответствии с абзацем третьим пункта 3 и абзацем вторым пункта 15 Правил N 307 в случае, если исполнителем, предоставляющим коммунальные услуги, производящим или приобретающим коммунальные ресурсы, является, в частности, управляющая организация, то расчет размера платы за коммунальные услуги, а также приобретение исполнителем холодной воды и услуг водоотведения осуществляются по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами.

Согласно пункту 19 Правил N 307, при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за коммунальные услуги по отоплению и горячему водоснабжению в жилых помещениях определяется в соответствии с подпунктами 1 и
3 пункта 1 приложения N 2 к Правилам N 307, то есть на основе нормативов потребления соответствующего коммунального ресурса. При этом исполнитель один раз в год производит корректировку размера платы за названные услуги.

Иными словами, при отсутствии приборов учета вопрос о методе определения количества коммунального ресурса (тепловой энергии и теплоносителя), приобретенного управляющей компанией в целях его потребления жителями управляемых такой компанией жилых домов, должен решаться исходя из установленных органами местного самоуправления нормативов потребления коммунальных услуг населением, которые, согласно приложению N 2 к Правилам N 307, учитываются при расчете размера платы за соответствующие коммунальные услуги.

Ввиду отсутствия у ответчика узлов учета потребления тепловой энергии расчет количества тепловой энергии истец произвел расчетным путем, исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных решением Совета депутатов МО Волосовское городское поселение Волосовского муниципального района Ленинградской области от 08.04.2009 г. N 241.

В силу части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

Довод заявителя о несоответствии расчета количества потребленной теплоэнергии положениям пункта 19 Правил N 307 не подтвержден расчетом.

Поскольку доводы жалобы не подтверждены надлежащими доказательствами, апелляционный суд не находит оснований для удовлетворения жалобы.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 17.03.2010 г. по делу N А56-89079/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня вступления постановления в законную силу.

Председательствующий

КАШИНА
Т.А.

Судьи

ПОПОВА Н.М.

ШЕСТАКОВА М.А.