Решения и определения судов

Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.06.2010 по делу N А56-11674/2010 В случае пропуска срока, предусмотренного статьей 4.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, требование о привлечении юридического лица к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 названного Кодекса за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), не подлежит удовлетворению.

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 3 июня 2010 г. по делу N А56-11674/2010

Резолютивная часть постановления объявлена 01 июня 2010 года

Постановление изготовлено в полном объеме 03 июня 2010 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего судьи И.Г.Савицкой,

судей Л.В.Зотеевой, А.Б.Семеновой,

при ведении протокола судебного заседания: помощником судьи Барминой И.Н.

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-7572/2010) общества с ограниченной ответственностью “Тосноавто“ на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 26.03.2010 по делу N А56-11674/2010 (судья Ульянова М.Н.), принятое

по заявлению Тосненского городского прокурора Ленинградской области

к обществу с ограниченной ответственностью “Тосноавто“

о привлечении к административной ответственности

при участии:

от истца (заявителя): извещен, не явился;

от ответчика (должника): Савина Р.В.
по доверенности от 10.11.2009 N 03-11/09;

установил:

Тосненский городской прокурор Ленинградской области (далее - прокурор) обратился в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью “Тосноавто“ (далее - общество, ООО “Тосноавто“) к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).

Решением суда от 26.03.2010 в удовлетворении требований отказано.

В апелляционной жалобе прокурор, ссылаясь на нарушение и неправильное применение норм материального права, просит решение суда от 26.03.2010 отменить, привлечь общество к административной ответственности.

В судебном заседании представитель общества против удовлетворения апелляционной жалобы возражал.

Прокурор, извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы не явился, что не является препятствием для ее рассмотрения в соответствии с частью 3 статьи 156, частью 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).

Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.

Как следует из материалов дела, 16.02.2010 Тосненской городской прокуратурой совместно с ОВД по Тосненскому району Ленинградской области проведена проверка состояния законности в области организации и проведения пассажирских перевозок в Тосненском районе Ленинградской области.

В ходе проверки было выявлено осуществление ООО “Тосноавто“ перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) по маршруту N 682А “г. Тосно - ст. метро “Обухово“ Санкт-Петербург“ в нарушение законодательства РФ, в отсутствие договора о транспортном обслуживании, заключенного с администрацией муниципального образования Тосненский район Ленинградской области.

Как следует из материалов дела, в нарушение подпункта “б“ пункта 4 Положения о лицензировании перевозок пассажиров
автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек, 01.02.2010 ООО “Тосноавто“ по маршруту N 682А “г. Тосно - ст. метро “Обухово“ Санкт-Петербург“ направило автобус ПАЗ-32053 (Павловский Автобусный Завод) государственный регистрационный номер - АН 758 78 под управлением водителя Сидорова Д.С., который по указанному маршруту перевозил за плату пассажиров, имея при себе путевой лист серии Кол N 014081, выданный 01.02.2010 ООО “Тосноавто“.

Факт движения автобуса был зафиксирован в Колпинском административном районе Санкт-Петербурга, ул. Севостьянова дом 24 в помещении общества с ограниченной ответственностью “Вест-Сервис“. Путевой лист серии Кол N 014081 был изъят по протоколу изъятия вещей и документов от 16.02.2010.

26.02.2010 Тосненским городским прокурором вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ (л.д. 6 - 12).

Материалы проверки в соответствии со статьей 23.1 КоАП переданы прокурором в арбитражный суд для привлечения ООО “Тосноавто“ к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ.

Суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии в действиях общества события административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, в связи с чем в привлечении ООО “Тосноавто“ к административной ответственности, отказал.

Апелляционный суд не может согласиться с выводом суда первой инстанции об отсутствии в действиях общества состава вменяемого ему правонарушения по следующим причинам.

В соответствии с подпунктом 62 пункта 1 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ “О лицензировании отдельных видов деятельности“ (далее - Закон N 128-ФЗ) деятельность по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных
нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), подлежит лицензированию.

Согласно статье 2 Закона N 128-ФЗ под лицензионными требованиями и условиями понимается совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.

Постановлением Правительства Российской Федерации 30.10.2006 N 637 утверждено Положение о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя).

Согласно подпункту “б“ пункта 4 Положения о лицензировании указанного вида деятельности, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.10.2006 N 637, одним из лицензионных требований и условий при осуществлении перевозок пассажиров является соблюдение лицензиатом установленных законами и иными нормативными правовыми актами в области автомобильного транспорта требований по организации и осуществлению перевозок пассажиров.

Постановлением Правительства Ленинградской области от 30.12.2005 N 348 утверждено Положение об организации транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом в пригородном и межмуниципальном сообщении в Ленинградской области, которым урегулированы вопросы организации транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом общего пользования в пригородном и межмуниципальном сообщении на территории Ленинградской области, установлены права, обязанности перевозчиков, а также порядок их взаимоотношений с органами государственной исполнительной власти и органами местного самоуправления при осуществлении пассажирских перевозок автомобильным транспортом в Ленинградской области.

В силу пунктов 1.4 и 1.5 данного Постановления пассажирские перевозки на пригородных и межмуниципальных (междугородных) маршрутах осуществляются перевозчиками независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности в соответствии с договорами о транспортном обслуживании по единым Правилам перевозок пассажиров и багажа в Российской Федерации, каковым является заключенный в установленном настоящим Положением порядке договор между Ленинградской областью,
от имени которой выступает уполномоченный орган, и перевозчиком на выполнение пассажирских перевозок по одному или нескольким межмуниципальным и пригородным маршрутам.

Разделом 3 Положения об организации транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом в муниципальном сообщении в границах муниципального образования Тосненский район Ленинградской области, утвержденного постановлением Главы администрации муниципального образования Тосненский район Ленинградской области от 02.10.2007 N 1408-па, определен порядок формирования администрацией муниципального образования маршрутной сети. Согласно пункту 1.4 данного Положения пассажирские перевозки на муниципальных автобусных маршрутах в границах МО Тосненский район Ленинградской области осуществляются перевозчиками независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности в соответствии с договорами о транспортном обслуживании по единым правилам перевозок пассажиров и багажа в России.

Как следует из материалов дела согласно договору от 05.09.2009 N К 7205/05/090007 (т. 1, л.д. 53 - 62) “О транспортном обслуживании в муниципальном, межмуниципальном и пригородном сообщении автомобильным транспортом общего пользования“, заключенному между Комитетом по транспорту и транспортной инфраструктуре Ленинградской области, Администрацией муниципального образования Тосненский район Ленинградской области, ОАО “Леноблпассажиравтотранс“, ООО “Невская линия“, непосредственно в Тосненском районе Ленинградской области осуществляют перевозку пассажиров автомобильным транспортом ООО “Невская линия“ (лот N 3).

По утвержденному маршруту N 682 “г. Никольское - Санкт-Петербург ст. метро “Рыбацкое“ на основании договора N К 7205/05/090007 осуществляет перевозки ООО “Невская линия“.

Утвержденного и согласованного маршрута N К-682А “г. Тосно - ст. м. Обухово Санкт-Петербург“ в Тосненском районе Ленинградской области не существует. Договора на транспортное обслуживание населения Тосненского района и перевозку пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек ООО “Тосноавто“ не имеет (в материалы дела не представило).

Факт правонарушения (осуществление обществом перевозок пассажиров в отсутствие
договора на транспортное обслуживание) подтверждается материалами дела, в том числе копией договора на транспортное обслуживание ООО “Невская линия“ N К7205/05/090007, актом проверки от 16.02.2010, путевым листом серии Кол N 014081 и не оспаривается обществом.

Осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет административную ответственность, предусмотренную частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.

С учетом изложенных обстоятельств и имеющихся в деле доказательств в действиях общества усматривается состав административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.

Выводы суда первой инстанции об отсутствии у прокурора полномочий на возбуждение дела об административном правонарушении по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ, являются ошибочными, поскольку по смыслу части первой статьи 28.4 КоАП РФ при осуществлении надзора за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, прокурор вправе возбудить дело о любом административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации.

Таким образом, отказывая в удовлетворении заявления прокурора, суд первой инстанции принял неверное решение, которое, однако, не подлежит отмене по следующим основаниям.

Согласно части 1 статьи 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения. Частью 2 статьи 4.5 КоАП РФ предусмотрено, что при длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.

Истечение сроков давности привлечения к административной ответственности является в силу статьи 24.5 КоАП РФ одним из обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении.

Событие административного правонарушения, вменяемого ООО “Тосноавто“, выявлено в ходе проверки 16.02.2010, что подтверждается актом проверки от
16.02.2010 (л.д. 21 - 23).

Дело об административном правонарушении возбуждено постановлением от 26.02.2010.

Срок давности привлечения к административной ответственности за совершение административного правонарушения по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ составляет два месяца.

Следовательно, на момент рассмотрения апелляционной жалобы прокурора и принятия судом апелляционной инстанции постановления (01.06.2010) срок для привлечения к административной ответственности, предусмотренный статьей 4.5 КоАП РФ, истек.

В пункте 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 N 2 разъяснено, что суд, в случае пропуска срока, предусмотренного статьей 4.5 КоАП РФ, принимает решение об отказе в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности.

Учитывая изложенное, решение суда от 26.03.2010, с принятием нового судебного акта об отказе в удовлетворении требований прокурора, отмене не подлежит.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 26.03.2010 по делу N А56-11674/2010 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Тосненского городского прокурора Ленинградской области - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня вступления постановления в законную силу.

Председательствующий

САВИЦКАЯ И.Г.

Судьи

ЗОТЕЕВА Л.В.

СЕМЕНОВА А.Б.