Решения и определения судов

Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.05.2010 по делу N А56-1995/2010 При расходовании государственным учреждением денежных средств в соответствии с целевым назначением и размером средств по кодам экономической классификации, определенных в смете расходов и лимитами бюджетных обязательств на содержание данного учреждения, постановление уполномоченного органа о привлечении учреждения к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 15.14 Кодекса РФ об административных правонарушениях, подлежит признанию незаконным.

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 11 мая 2010 г. по делу N А56-1995/2010

Резолютивная часть постановления объявлена 05 мая 2010 года

Постановление изготовлено в полном объеме 11 мая 2010 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего Л.П.Загараевой,

судей О.В.Горбачевой, И.А.Дмитриевой,

при ведении протокола судебного заседания: помощником судьи Ю.В.Пряхиной,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-3633/2010) ГОУ ВПО “Санкт-Петербургский государственный медицинский университет имени академика И.П.Павлова Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию“ на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 04.02.2010 г. по делу N А56-1995/2010 (судья Д.В.Хохлов), принятое

по иску (заявлению) ГОУ ВПО “Санкт-Петербургский государственный медицинский университет имени академика И.П.Павлова Федерального агентства по здравоохранению и
социальному развитию“

к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в городе Санкт-Петербурге

о признании незаконным постановления

при участии:

от истца (заявителя): А.Ю.Волков, доверенность от 22.03.2010 г.;

от ответчика (должника): Е.А.Гончаров, доверенность от 27.01.2010 г. N 72-04-45/311;

установил:

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования “Санкт-Петербургский государственный медицинский университет имени академика И.П.Павлова Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию“ (далее - ГОУ ВПО СПбГМУ им. И.П.Павлова Росздрава, университет, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в городе Санкт-Петербурге (далее - Росфиннадзор, Управление) от 17.12.2009 N 49 по делу об административном правонарушении N 72-03-29/109 о назначении заявителю административного наказания на основании части 1 статьи 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).

Решением суда первой инстанции от 04.02.2010 в удовлетворении заявленных университетом требований отказано.

В апелляционной жалобе заявитель, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального и процессуального права, просит обжалуемое решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт. В обоснование жалобы ее податель указывает на следующие обстоятельства: протокол об административном правонарушении, на основании которого вынесено Управлением оспариваемое постановление, принят с нарушением положений статьи 28.5 КоАП РФ (немедленность составления протокола); протокол составлен без обозрения оригиналов документов, послуживших основанием для привлечения учреждения к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 15.14 КоАП РФ; протокол составлен в отсутствие законного представителя, не извещенного надлежащим образом о времени и месте составления протокола об административном правонарушении, поскольку протокол составлен в присутствии Волкова А.Ю., имеющего общую доверенность на представление интересов университета. Кроме того, надлежащая доверенность выдана представителю Волкову А.Ю.
17.12.2009, в то время как протокол составлен 15.12.2009; не доказана вина университета, поскольку исходя из статьи 289 Бюджетного кодекса Российской Федерации, осуществление кассовых расходов главными распорядителями (распорядителями) средств федерального бюджета не подпадает под понятие нецелевое использование, если производится в пределах доведенных до них в установленном порядке лимитов бюджетных обязательств. ГОУ ВПО СПбГМУ имени И.П.Павлова Росздрава осуществляло кассовые расходы в строгом соответствии с утвержденной сметой доходов и расходов; учитывая, что в “Общероссийском классификаторе продукции“ ОК 005-93, утвержденном Постановлением Госстандарта РФ от 30.12.1993 N 301, классификация продукции осуществляется по производственному признаку однородной продукции, и в коде 945000 “Оборудование медицинское“ существуют подкод 945200 7 - оборудование для кабинетов и палат, а также подкод 945210 1 - оборудование кабинетов и палат, при этом в классификаторе отсутствует расшифровка, что именно входит в понятие оборудования для кабинетов и палат, оборудования кабинетов и палат, в действиях университета отсутствует событие вмененного ему правонарушения, поскольку приобретенная у ООО “Исток“ мебель в соответствии с Приложением N 1 к Приказу Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития (Росздравнадзора) от 09.11.2007 N 3731-Пр/07 “О введении в действие номенклатурного классификатора изделий медицинского назначения“ отнесена к подкоду 562100 “Мебель медицинская, лабораторная“; Университет по госконтракту на основании платежного поручения N 9570 от 17.12.2008 г. произвел кассовые расходы в сумме 238805 руб. в пределах целевой статьи 4700200 “высокотехнологичные виды медицинской помощи“.

В судебном заседании представитель университета поддержал доводы апелляционной жалобы с дополнениями, настаивал на ее удовлетворении.

Представитель Управления возражал против удовлетворения жалобы по мотивам, изложенным в отзыве на жалобу, и дополнениях к отзыву.

Законность и обоснованность
решения проверены в апелляционном порядке.

Как следует из материалов дела, Управлением проведена проверка в отношении ГОУ ВПО СПбГМУ им. И.П.Павлова Росздрава по вопросам соблюдения бюджетного законодательства.

В ходе проверки Управлением установлено нецелевое использование ГОУ ВПО СПбГМУ им. И.П.Павлова Росздрава денежных средств в размере 238805 руб., выразившееся в перечислении за счет средств федерального бюджета по целевой статье 4700200 “Высокотехнологичные виды медицинской помощи“ денежных средств в размере 238805 руб. по платежному поручению от 17.12.2008 N 9570 ООО “Исток“ по государственному контракту 54-К5 от 11.04.2008 по счету N 248 от 09.12.2008 за поставленную мебель.

Указанное обстоятельство послужило основанием для составления протокола об административном правонарушении от 15.12.2009 N 72-03-29/109 и вынесении постановления от 17.12.2009 N 49 по административному делу, которым ГОУ ВПО СПбГМУ им. И.П.Павлова Росздрава признано виновным в совершении административного правонарушения по части 1 статьи 15.14 КоАП РФ и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 45 000 руб.

Университет, не согласившись с законностью указанного постановления Управления, оспорил его в судебном порядке.

Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных Университетом требований, указал на наличие в действиях университета состава вмененного ему правонарушения.

Апелляционный суд, выслушав объяснения представителей сторон, изучив материалы дела, считает, что решение суда подлежит отмене по следующим обстоятельствам.

В соответствии с частью 1 статьи 15.14 КоАП РФ использование бюджетных средств получателем бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным документом, являющимся основанием для получения бюджетных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц
в размере от 40 000 до 50 000 руб.

В соответствии со статьей 289 Бюджетного кодекса Российской Федерации нецелевое использование бюджетных средств - это направление и использование их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения.

Каждая из статей расходов, являющихся структурным подразделением сметы, имеет предметно-целевое назначение, определяемое экономической классификацией расходов бюджетов. Статьи расходов имеют строго обязательный характер и произвольному изменению не подлежат. Данное правило вытекает из требований сметно-бюджетной дисциплины, определяемой бюджетным законодательством.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.05.2007 N 266 “Об оказании в 2008 году высокотехнологичной медицинской помощи гражданам Российской Федерации за счет средств федерального бюджета“ утверждены Правила формирования в 2008 году государственного задания на оказание высокотехнологичной медицинской помощи гражданам Российской Федерации за счет средств федерального бюджета (далее - Правила).

Пунктами 4 - 7 Правил утверждены: перечень федеральных медицинских учреждений для участия в выполнении государственного задания на оказание высокотехнологичной медицинской помощи гражданам Российской Федерации за счет средств федерального бюджета в 2008 году согласно приложению N 1; перечень медицинских учреждений, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, для участия в выполнении государственного задания на оказание высокотехнологичной медицинской помощи гражданам Российской Федерации за счет средств федерального бюджета в 2008 году согласно приложению N 2; государственное задание на оказание высокотехнологичной медицинской помощи гражданам Российской Федерации за счет средств федерального бюджета в 2008 году для федеральных медицинских учреждений согласно приложению N 3; государственное задание на оказание высокотехнологичной медицинской помощи гражданам Российской Федерации за счет средств федерального
бюджета в 2008 году для медицинских учреждений, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, согласно приложению N 4.

Приказом Минздравсоцразвития России от 27.08.2008 N 458н утверждены нормативы финансовых затрат на оказание высокотехнологичной медицинской помощи, включающие в себя следующие расходы в расчете на одного пролеченного больного: на оплату труда работников с учетом начисления на заработную плату - в среднем до 30% от норматива финансовых затрат; на приобретение медикаментов, включая оплату дорогостоящих расходных материалов (имплантов, имплантатов, других изделий медицинского назначения, вживляемых в организм человека, и т.д.), предусмотренных стандартами оказания медицинской помощи, утверждаемыми Минздравсоцразвития России - в среднем до 60% от норматива финансовых затрат; на приобретение, техническое обеспечение и ремонт медицинского оборудования, используемого при оказании высокотехнологичной медицинской помощи - в среднем до 10% от норматива финансовых затрат; указанные средства федерального бюджета предусмотрены по статьям экономической классификации расходов бюджетов Российской Федерации 211 “Заработная плата“, 213 “Начисление на оплату труда“, подстатье 225 “Услуги по содержанию имущества“, 310 “Увеличение стоимости основных средств“ и 340 “Увеличение стоимости материальных запасов“.

Порядок применения бюджетной классификации РФ на 2008 год был утвержден Приказом Минфина РФ от 24.08.2007 г. N 74н. Приказами Министерства здравоохранения и социального развития от 28.12.2007 N 812, и от 27.08.2008 N 458н утверждены нормативы финансовых затрат на оказание ВМП.

В соответствии с порядком применения бюджетной классификации РФ на 2008 год утвержденной Приказом Минфина РФ N 74н от 24.08.2007 г. к расходам по статье 310 КОСГУ относятся расходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации по оплате договоров на приобретение, а также договоров подряда на строительство, реконструкцию, техническое перевооружение, расширение и
модернизацию объектов, относящихся к основным средствам, независимо от стоимости и со сроком полезного использования более 12 месяцев в целях оказания государственных (муниципальных) услуг, в том числе: зданий, сооружений, жилых и нежилых помещений (включая приобретение квартир в многоквартирном доме), машин и оборудования, инструментов, транспортных средств, производственного и хозяйственного инвентаря, библиотечного фонда (на бумажных и иных носителях), медицинского инструментария, драгоценностей и ювелирных изделий, сценическо-постановочного оборудования, наглядных пособий и экспонатов, прочих основных средств (столов, книжных шкафов, многолетних насаждений, рабочего и продуктивного скота и других предметов хозяйственного инвентаря); машин, оборудования, материалов для подрядчика; вооружения, военной и специальной техники; прочих основных средств.

В силу положений статей 158 и 161 БК РФ бюджетное учреждение использует бюджетные средства в соответствии с утвержденной главным распорядителем этих средств бюджетной сметой.

В соответствии со сметой расходов за счет средств федерального бюджета на 2008 год, утвержденной заместителем министра здравоохранения и социального развития Российской Федерации, представленной в материалы дела, ГОУ ВПО СПбГМУ им. И.П.Павлова Росздрава по разделу 09, подразделу 01, целевой статье 4700200, виду расходов 001, статье КОСГУ 310 “увеличение стоимости основных средств“ были доведены лимиты бюджетных обязательств в сумме 59135100 руб.

Университет в соответствии с государственным контрактом N 54-К5 от 11.04.2008 на основании платежного поручения N 9570 от 17.12.2008 произвел вышеуказанные кассовые расходы в сумме 238805 руб. в пределах целевой статьи 4700200 “высокотехнологичные виды медицинской помощи“.

Данное обстоятельство подтверждается также отчетом об исполнении бюджета главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета (форма N 0503127) по состоянию на 01.01.2009, согласно которому все денежные средства, выделенные
учреждению по статье КОСГУ 310 “увеличение стоимости основных средств“, были использованы Университетом в пределах выделенных лимитов финансирования.

Таким образом, расходование 238805 руб. было произведено университетом в соответствии с целевым назначением и размером средств, по кодам экономической классификации, определенных в смете расходов и лимитами бюджетных обязательств на 2008 год на содержание университета.

Кроме того, отказывая в удовлетворении заявления, суд первой инстанции посчитал, что в соответствии с Общероссийским классификатором продукции ОК 005-93, утвержденным Постановлением Госстандарта РФ от 30.12.1993 N 301, мебель, в том числе и медицинская, не относится к медицинскому оборудованию.

Правительство Российской Федерации Постановлением от 17.01.2002 N 19 утвердило Перечень важнейшей и жизненно необходимой медицинской техники, в который включено, в частности, оборудование для кабинетов и палат, оборудование для лабораторий и аптек (код по классификации ОК 005-93 - 945200).

В соответствии с представленным сертификатом соответствия N РОСС RU.АЕ83.В07486 мебели, приобретенной по государственному контракту N 54-К5 от 11.04.2008 по счету N 248 от 09.12.2008, присвоен код 562100 “Мебель медицинская, лабораторная“.

Санитарно-эпидемиологическое заключение N 34.77 03.560.П. 002357.05.06 от 04.05.2006, выданное ООО “Исток“, удостоверяет, что продукция “Мебель медицинская, лабораторная“ соответствует санитарным правилам.

В соответствии с “Номенклатурой видов медицинских изделий“ приобретенная у ООО “Исток“ мебель относится к изделиям медицинского назначения (медицинскому оборудованию) по коду вида 3274 - мебель и наборы мебели медицинской общего назначения.

Таким образом, в данном случае представленными заявителем документами подтверждается, что мебель по спорному государственному контракту фактически представляет собой оборудование для кабинетов и палат, предназначенных для оказания высокотехнологической медицинской помощи.

При таких обстоятельствах довод апелляционной жалобы об отсутствии в действиях университета состава вмененного ему административного правонарушения является обоснованным и подтверждается материалами
дела, в связи с чем у Росфиннадзора отсутствовали правовые основания для привлечения заявителя к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 15.14 КоАП РФ.

Доводы апелляционной жалобы о нарушении административным органом порядка привлечения к административной ответственности, порядка составления протокола об административном правонарушении, опровергаются материалами дела.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 04.02.2010 года по делу N А56-1995/2010 отменить.

Признать незаконным и отменить постановление Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в городе Санкт-Петербурге от 17.12.2009 года N 49.

Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня вступления постановления в законную силу.

Председательствующий

ЗАГАРАЕВА Л.П.

Судьи

ГОРБАЧЕВА О.В.

ДМИТРИЕВА И.А.