Решения и определения судов

Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.05.2010 по делу N А26-10387/2009 Ввиду того что заключению договора аренды земельного участка должны предшествовать установленные законодательством действия, в частности принятие решения о проведении торгов по продаже земельного участка или праве на заключение договора аренды, отказ государственного органа в предоставлении в аренду земель до совершения указанных действий правомерен и издан в пределах предоставленных ему полномочий.

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 7 мая 2010 г. по делу N А26-10387/2009

Резолютивная часть постановления объявлена 26 апреля 2010 года

Постановление изготовлено в полном объеме 07 мая 2010 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего Полубехиной Н.С.

судей Горбик В.М., Старовойтовой О.Р.

при ведении протокола судебного заседания: помощником судьи Баймухаметовой А.Р.

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-4305/2010) ООО “САНА“ на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 25.01.2010 г. по делу N А26-10387/2009 (судья Е.И.Левичева), принятое

по заявлению ООО “САНА“

к Министерству природных ресурсов Республики Карелия

3-и лица: 1 - Администрация Петрозаводского городского округа, 2 - Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Республике Карелия

о признании действий незаконными

при
участии:

от заявителя: не явился (извещен)

от ответчика: представителя по доверенности от 25.12.2009 г. Ратчиной М.И. (после перерыва не явилась)

от 3-х лиц: 1 - представителя по доверенности от 11.01.2010 г. Ульяновой Ю.В. (после перерыва не явилась),

2 - не явился (извещен)

установил:

общество с ограниченной ответственностью “САНА“ (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением к Министерству природных ресурсов Республики Карелия (далее - Министерство) о признании незаконными действий по отказу в заключении договоров аренды учетной части номер 2 площадью 99 кв. м земельного участка с кадастровым номером 10:01:01 01 34:13 и учетной части номер 3 площадью 718 кв. м земельного участка с кадастровым номером 10:01:01 01 32:51 из земель населенных пунктов для организации строительной площадки, расположенных по адресу: Республика Карелия, г. Петрозаводск, ул. Ф.Энгельса, а также обязании Министерства заключить договоры аренды данных учетных частей земельных участков.

До принятия по делу решения Общество заявило ходатайство об изменении предмета заявленных требований и просило признать незаконными действия Министерства по отказу, выраженные в письме от 27.10.2009 N ВМ-21/11229.

На основании ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса РФ ходатайство заявителя судом удовлетворено, к рассмотрению принят измененный предмет заявленных требований.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Администрация Петрозаводского городского округа (далее - Администрация) и Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Республике Карелия (далее - Управление Роснедвижимости).

Решением от 25.01.2010 г. в удовлетворении заявления отказано. Суд первой инстанции не установил в действиях Министерства нарушений действующего законодательства.

Общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить и заявленные требования удовлетворить. Податель жалобы считает, что
действующее законодательство предусматривает государственный кадастровый учет частей земельных участков, в связи с чем полагает заявленные требования правомерными. Кроме того, податель жалобы считает неправомерной ссылку суда не несоблюдение процедуры, предусмотренной п. 40 Административного регламента Министерства по предоставлению государственной услуги по распоряжению земельными участками в Петрозаводском городском округе, государственная собственность на которые не разграничена, утв. Приказом Министерства от 23.05.2007 г. N 226.

Министерство представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором изложенные в ней доводы отклонило, полагая жалобу необоснованной, а решение принятым в соответствии с действующим законодательством.

Администрация в отзыве на жалобу изложенные в ней доводы поддержала.

В судебном заседании представитель Министерства возражала против удовлетворения жалобы, представитель Администрации с доводами жалобы согласилась. Остальные участвующие в деле лица, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, своих представителей для участия в судебном заседании не направили.

В судебном заседании 19.04.2010 г. объявлен перерыв до 26.04.2010 г.

Законность и обоснованность решения проверены в апелляционном порядке.

Исследовав материалы дела, выслушав объяснения представителей Министерства, Администрации и обсудив доводы жалобы, апелляционный суд признал жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.

Как правильно установлено судом в решении и подтверждается материалами дела, 23.10.2009 Общество обратилось к Министерству с заявлением о заключении договоров аренды земельного участка на срок 360 дней: учетной части номер 2 площадью 99 кв. м земельного участка с кадастровым номером 10:01:01 01 34:13 и учетной части номер 3 площадью 718 кв. м земельного участка с кадастровым номером 10:01:01 01 32:51 из земель населенных пунктов (территория общего пользования, занятая ул. Фридриха Энгельса) для организации строительной площадки, расположенных по адресу: Республика Карелия, г. Петрозаводск, ул. Ф.Энгельса (л.д.
20).

27.10.2009 Министерство письмом N ВМ-21/11229 отказало Обществу в удовлетворении заявления, сославшись на положения ст. 11.1, п. 2 статьи 22, статьи 34 ЗК РФ, п. 40 Административного регламента (л.д. 27).

Полагая отказ Министерства незаконным, Общество обратилось в суд.

Частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ предусмотрено право граждан, организаций и иных лиц обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если они полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу ч. 1 ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса РФ, ч. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для совершения оспариваемых действий, возлагается на соответствующий орган или лицо.

Наличие оснований, указанных в письме Министерства N ВМ-21/11229 от 27.10.2009 г., подтверждено Министерством со ссылкой на нормы действующего законодательства, регулирующие условия и порядок предоставления земельных участков в аренду.

В ходе судебного разбирательства по апелляционной жалобе судом признана обоснованной и соответствующей подлежащим применению нормам материального права правовая позиция Министерства, поддержанная судом первой инстанции, ввиду следующих обстоятельств.

Учетные части земельных участков, испрашиваемых ООО “САНА“, относятся к землям Петрозаводского городского округа, государственная собственность на которые не разграничена.

Министерство природных ресурсов Республики Карелия в силу пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ, Закона Республики Карелия от 28.02.2007
N 1060-ЗРК, Указа Главы Республики Карелия от 24.01.2008 осуществляет функции по распоряжению земельными участками в Петрозаводском городском округе, государственная собственность на которые не разграничена.

В силу статьи 29 Земельного кодекса РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 Земельного кодекса РФ.

Порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством установлен статьей 34 Земельного кодекса РФ. В силу пункта 1 статьи 34 Земельного кодекса РФ органы государственной власти обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны:

- принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений,

- обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.

В целях обеспечения реализации права граждан и юридических лиц на получение земельных участков в пользование для целей, не связанных со строительством, и в соответствии со статьями 29, 34 Земельного кодекса РФ, Приказом Министерства промышленности и природных ресурсов Республики Карелия от 23.05.2007 N 226 утвержден Административный регламент по предоставлению государственной услуги по распоряжению земельными участками в Петрозаводском городском округе, государственная собственность
на которые не разграничена (далее по тексту - Регламент).

Процедура предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, определена пунктами 36 - 40 Регламента.

Согласно пункту 2 статьи 34 Земельного кодекса РФ, п. 38 Регламента лица, заинтересованные в предоставлении или передаче земельного участка в собственность или аренду для целей, не связанных со строительством, подают в Министерство заявление, в котором должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю.

В соответствии с пунктом 4 статьи 34 Земельного кодекса РФ и пунктом 38 Регламента орган местного самоуправления на основании обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 Земельного кодекса РФ (Министерство), с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанного обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.

Согласно п. 38 Регламента в трехдневный срок после получения утвержденного проекта границ (в настоящее время - схемы расположения) земельного участка с указанием его разрешенного использования Министерство принимает решение о проведении торгов по продаже земельного участка или права на заключение договора аренды земельного участка, либо передаче в аренду земельного участка без проведения торгов.

Пунктом 40 Регламента в случае принятия Министерством решения о передаче земельного участка в аренду без проведения торгов предусмотрены следующие действия Министерства:

1) Публикация сообщения о приеме заявлений о передаче в аренду земельного участка без проведения торгов;

2) Принятие решения в форме распоряжения о передаче в аренду земельного участка в случае, если в месячный срок с момента публикации сообщения, указанного в подпункте 1, не поступило ни одного заявления;

3) Принятие решения о
проведении торгов в порядке, установленном пунктом 39 Регламента, если после опубликования сообщения о передаче в аренду земельного участка поступило одно или более заявлений.

Ввиду изложенного заключению договора аренды земельного участка предшествуют действия, предусмотренные пунктами 38, 40 Регламента. До принятия Министерством решения о предоставлении спорного земельного участка (с проведением торгов либо о предоставлении участка без торгов) у государственного органа отсутствует обязанность по заключению договора аренды спорных земельных участков (учетных частей) именно с Заявителем.

При таких обстоятельствах судом первой инстанции сделан правильный вывод о правомерности решения Министерства об отказе в предоставлении в аренду учетных частей, земельных участков, оформленного письмом от 27.10.2009 N ВМ-21/11229, и изданного в пределах предоставленных ему полномочий.

С учетом требования о необходимости идентификации земельного участка, как объекта земельных (в том числе арендных) правоотношений, установленного статьями 6, 11.1, 22 Земельного кодекса РФ, законом определена специальная процедура предоставления земельных участков для каждой конкретной цели их использования, включающая этапы проведения необходимых согласований, определения разрешенного использования, а также определения границ предоставляемого земельного участка.

Согласно пункту 5 статьи 34 Земельного кодекса РФ исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса РФ, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 данной статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.

В соответствии с п. 6 ст. 34 Земельного кодекса РФ договор аренды земельного участка заключается в недельный срок со дня принятия указанного
в пункте 5 данной статьи решения.

Согласно пунктам 5, 6 статьи 34 Земельного кодекса РФ решение о предоставлении в аренду земельного участка может быть принято уполномоченным органом исключительно после его формирования (после описания и удостоверения его границ): при наличии кадастрового паспорта этого земельного участка.

В силу ст. 22 Земельного кодекса РФ в аренду может быть передан только сформированный земельный участок. Земельным участком согласно п. 2 ст. 6, ст. 11.1 Земельного кодекса РФ является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами. По смыслу ст. ст. 1, 7, 16, 22, 23, Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ “О государственном кадастре недвижимости“ объектом земельных отношений является земельный участок, поставленный на кадастровый учет и в отношении которого проведены землеустроительные работы по межеванию и установлению его границ на местности. При этом, части земельных участков учитываются в составе земельных участков и не являются самостоятельной единицей кадастрового учета.

В соответствии с п. 1 ст. 7, ст. 23 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ “О государственном кадастре недвижимости“, Приказом Минюста РФ от 18.02.2008 N 32 на части земельных участков кадастровые паспорта не выдаются, что исключает предоставление их по правилам пунктов 5, 6 статьи 34 Земельного кодекса РФ.

Доводы подателя жалобы и Администрации со ссылкой на п. 3 ст. 6 Земельного кодекса РФ и положения Федеральных законов от 24.07.2007 г. N 221-ФЗ “О государственном кадастре недвижимости“ и от 21.07.1997 г. N 122-ФЗ “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним“, предусматривающих в качестве объекта гражданских прав часть земельного участка, отклонены апелляционным судом.

Часть земельного участка в качестве
самостоятельных объектов земельных отношений может быть только в случаях, прямо установленных законом (ст. 35 Земельного кодекса РФ, п. 1.2 ст. 14 ФЗ “Об обороте земель сельскохозяйственного назначения“).

При этом часть земельного участка как составная часть земельного участка должна иметь ту же самую категорию и разрешенное использование, что не соответствует заявлению Общества.

При таких обстоятельствах решение подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба без удовлетворения.

Из обжалуемого решения следует, что при его принятии не допущено нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену судебного акта, обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены на основании полного исследования доказательств.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Республики Карелия от 25.01.2010 г. по делу N А26-10387/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня вступления постановления в законную силу.

Председательствующий

ПОЛУБЕХИНА Н.С.

Судьи

ГОРБИК В.М.

СТАРОВОЙТОВА О.Р.