Решения и определения судов

Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.04.2010 по делу N А56-1999/2010 Если представленными документами подтверждается, что мебель, приобретенная по государственному контракту, фактически представляет собой оборудование для кабинетов и палат, предназначенное для оказания высокотехнологической медицинской помощи, то отсутствуют основания для привлечения юридического лица к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 15.14 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 23 апреля 2010 г. по делу N А56-1999/2010

Резолютивная часть постановления объявлена 13 апреля 2010 года

Постановление изготовлено в полном объеме 23 апреля 2010 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего Семиглазова В.А.

судей Будылевой М.В., Горбачевой О.В.

при ведении протокола судебного заседания: помощником судьи Лущаевым С.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-3632/2010) ГОУ ВПО “Санкт-Петербургский государственный медицинский университет имени академика И.П.Павлова Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию“

на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 05.02.2010 года по делу N А56-1999/2010 (судья Хохлов Д.В.), принятое

по заявлению ГОУ ВПО “Санкт-Петербургский государственный медицинский университет имени академика И.П.Павлова Федерального агентства
по здравоохранению и социальному развитию“

к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в городе Санкт-Петербурге

об оспаривании постановления

при участии:

от заявителя: до перерыва: Бокий Б.Е. - доверенность от 08.04.2010 года;

после перерыва: Волков А.Ю. - доверенность от 08.04.2010 года;

от ответчика: до перерыва: не явился, извещен;

после перерыва: Гончаров Е.А. - доверенность от 27.01.2010 года;

установил:

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования “Санкт-Петербургский государственный медицинский университет имени академика И.П.Павлова Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию“ обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области об оспаривании постановления Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в городе Санкт-Петербурге от 17.12.2009 N 48 по делу об административном правонарушении N 72-03-29/110 о назначении заявителю административного наказания на основании части 1 статьи 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решением Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 05.02.2010 года в удовлетворении заявленных требований отказано.

В апелляционной жалобе заявитель просит решение отменить, полагает, что судом первой инстанции нарушены нормы материального права, выводы, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела.

В судебном заседании 12.04.2010 года был объявлен перерыв. Судебное заседание продолжено после перерыва 13.04.2010 года.

В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы апелляционной жалобы, а представитель ответчика просил оставить решение без изменения, считая его законным и обоснованным.

Законность и обоснованность решения проверены в апелляционном порядке.

Исследовав материалы дела, выслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции установил:

Во исполнение государственного контракта от 11.04.2008 N ГК 54-К5 по платежному поручению от 17.12.2008 N 9571 ГОУ ВПО СПбГМУ им. И.П.Павлова Росздрава за счет средств федерального бюджета по целевой статье 4700200 “Высокотехнологичные виды медицинской помощи“ перечислил обществу с ограниченной ответственностью “Исток“ за поставленную по товарной накладной
от 09.12.2008 N 214 мебель денежные средства в размере 127 436 руб.

Оспариваемым постановлением Росфиннадзора на ГОУ ВПО СПбГМУ им. И.П.Павлова Росздрава наложен административный штраф в размере 45 000 руб.

По мнению Росздрава, перечисление денежных средств за поставленную мебель за счет средств федерального бюджета по целевой статье 4700200 “Высокотехнологичные виды медицинской помощи“ является нецелевым.

Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных Университетом требований, указал на наличие в действиях университета состава вмененного ему правонарушения.

Данный вывод суда первой инстанции является ошибочным по следующим основаниям.

В соответствии с частью 1 статьи 15.14 КоАП РФ использование бюджетных средств получателем бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным документом, являющимся основанием для получения бюджетных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от 40 000 до 50 000 руб.

В соответствии со статьей 289 Бюджетного кодекса Российской Федерации нецелевое использование бюджетных средств - это направление и использование их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения.

Каждая из статей расходов, являющихся структурным подразделением сметы, имеет предметно-целевое назначение, определяемое экономической классификацией расходов бюджетов. Статьи расходов имеют строго обязательный характер и произвольному изменению не подлежат. Данное правило вытекает из требований сметно-бюджетной дисциплины, определяемой бюджетным законодательством.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.05.2007 N 266 “Об оказании в 2008 году высокотехнологичной медицинской помощи гражданам Российской Федерации за счет средств федерального
бюджета“ утверждены Правила формирования в 2008 году государственного задания на оказание высокотехнологичной медицинской помощи гражданам Российской Федерации за счет средств федерального бюджета (далее - Правила).

Пунктами 4 - 7 Правил утверждены: перечень федеральных медицинских учреждений для участия в выполнении государственного задания на оказание высокотехнологичной медицинской помощи гражданам Российской Федерации за счет средств федерального бюджета в 2008 году согласно приложению N 1; перечень медицинских учреждений, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, для участия в выполнении государственного задания на оказание высокотехнологичной медицинской помощи гражданам Российской Федерации за счет средств федерального бюджета в 2008 году согласно приложению N 2; государственное задание на оказание высокотехнологичной медицинской помощи гражданам Российской Федерации за счет средств федерального бюджета в 2008 году для федеральных медицинских учреждений согласно приложению N 3; государственное задание на оказание высокотехнологичной медицинской помощи гражданам Российской Федерации за счет средств федерального бюджета в 2008 году для медицинских учреждений, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, согласно приложению N 4.

Приказом Минздравсоцразвития России от 27.08.2008 N 458н утверждены нормативы финансовых затрат на оказание высокотехнологичной медицинской помощи, включающие в себя следующие расходы в расчете на одного пролеченного больного: на оплату труда работников с учетом начисления на заработную плату - в среднем до 30% от норматива финансовых затрат; на приобретение медикаментов, включая оплату дорогостоящих расходных материалов (имплантов, имплантатов, других изделий медицинского назначения, вживляемых в организм человека, и т.д.), предусмотренных стандартами оказания медицинской помощи, утверждаемыми Минздравсоцразвития России - в среднем до 60% от норматива финансовых затрат; на приобретение, техническое обеспечение и ремонт медицинского оборудования, используемого при
оказании высокотехнологичной медицинской помощи - в среднем до 10% от норматива финансовых затрат) указанные средства федерального бюджета предусмотрены по статьям экономической классификации расходов бюджетов Российской Федерации 211 “Заработная плата“, 213 “Начисление на оплату труда“, подстатье 225 “Услуги по содержанию имущества“, 310 “Увеличение стоимости основных средств“ и 340 “Увеличение стоимости материальных запасов“.

Порядок применения бюджетной классификации РФ на 2008 год был утвержден Приказом Минфина РФ от 24.08.2007 г. N 74н. Приказами Министерства здравоохранения и социального развития от 28.12.2007 N 812, и от 27.08.2008 N 458н утверждены нормативы финансовых затрат на оказание ВМП.

В соответствии с порядком применения бюджетной классификации РФ на 2008 год утвержденной Приказом Минфина РФ N 74н от 24.08.2007 г. к расходам по статье 310 КОСГУ относятся расходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации по оплате договоров на приобретение, а также договоров подряда на строительство, реконструкцию, техническое перевооружение, расширение и модернизацию объектов, относящихся к основным средствам, независимо от стоимости и со сроком полезного использования более 12 месяцев в целях оказания государственных (муниципальных) услуг, в том числе: зданий, сооружений, жилых и нежилых помещений (включая приобретение квартир в многоквартирном доме), машин и оборудования, инструментов, транспортных средств, производственного и хозяйственного инвентаря, библиотечного фонда (на бумажных и иных носителях), медицинского инструментария, драгоценностей и ювелирных изделий, сценическо-постановочного оборудования, наглядных пособий и экспонатов, прочих основных средств (столов, книжных шкафов, многолетних насаждений, рабочего и продуктивного скота и других предметов хозяйственного инвентаря); машин, оборудования, материалов для подрядчика; вооружения, военной и специальной техники; прочих основных средств.

В силу положений статей 158 и 161 БК РФ бюджетное учреждение использует бюджетные средства в соответствии
с утвержденной главным распорядителем этих средств бюджетной сметой.

В соответствие со сметой расходов за счет средств федерального бюджета на 2008 год, утвержденной заместителем министра здравоохранения и социального развития Российской Федерации, ГОУ ВПО СПбГМУ им. И.П.Павлова Росздрава по разделу 09, подразделу 01, целевой статье 4700200, виду расходов 001, статье КОСГУ 310 “увеличение стоимости основных средств“ были доведены лимиты бюджетных обязательств в сумме 59 135 100 рублей.

Университет в соответствии с государственным контрактом N 54-К5 от 11.04.2008 по платежному поручению от 17.12.2008 N 9571 ГОУ ВПО СПбГМУ им. И.П.Павлова Росздрава произвел вышеуказанные кассовые расходы в сумме 127 436 руб. в пределах целевой статьи 4700200 “высокотехнологичные виды медицинской помощи“.

Данное обстоятельство подтверждается также отчетом об исполнении бюджета главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета (форма N 0503127) по состоянию на 01.01.2009, согласно которому все денежные средства, выделенные учреждению по статье КОСГУ 310 “увеличение стоимости основных средств“, были использованы Университетом в пределах выделенных лимитов финансирования.

Таким образом, расходование 127 436 руб. было произведено университетом в соответствии с целевым назначением и размером средств, по кодам экономической классификации, определенным в смете расходов и лимитами бюджетных обязательств на 2008 год на содержание университета.

Кроме того, отказывая в удовлетворении заявления, суд первой инстанции посчитал, что в соответствии с Общероссийским классификатором продукции ОК 005-93, утвержденным Постановлением Госстандарта РФ от 30.12.1993 N 301, мебель, в том числе и медицинская, не относится к медицинскому оборудованию.

Правительство Российской Федерации Постановлением от 17.01.2002 N 19 утвердило Перечень важнейшей и жизненно необходимой медицинской техники, в который включено, в частности,
оборудование для кабинетов и палат, оборудование для лабораторий и аптек (код по классификации ОК 005-93 - 945200).

В соответствии с представленным сертификатом соответствия N РОСС RU.ДМ06.В02872 мебели, приобретенной по государственному контракту 54-К5 от 11.04.2008, присвоен код 562100 “Мебель медицинская, лабораторная“.

Санитарно-эпидемиологическое заключение N 34.77 03.560.П. 002357.05.06 от 04.05.2006, выданное ООО “Исток“, удостоверяет, что продукция “Мебель медицинская, лабораторная“ соответствует санитарным правилам.

В соответствии с “Номенклатурой видов медицинских изделий“ приобретенная у ООО “Исток“ мебель относится к изделиям медицинского назначения (медицинскому оборудованию) по коду вида 3274 - мебель и наборы мебели медицинской общего назначения.

Таким образом, в данном случае представленными заявителем документами подтверждается, что мебель по спорному государственному контракту фактически представляет собой оборудование для кабинетов и палат, предназначенных для оказания высокотехнологической медицинской помощи.

При таких обстоятельствах довод апелляционной жалобы об отсутствии в действиях университета состава вмененного ему административного правонарушения является обоснованным и подтверждается материалами дела, в связи с чем у Росфиннадзора отсутствовали правовые основания для привлечения заявителя к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 15.14 КоАП РФ.

Решение суда подлежит отмене, а постановление Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в городе Санкт-Петербурге от 17.12.2009 года N 46 подлежит признанию незаконным.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 05.02.2010 года по делу N А56-1999/2010 отменить.

Признать незаконным и отменить постановление Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в городе Санкт-Петербурге от 17.12.2009 года N 48.

Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня вступления постановления в законную
силу.

Председательствующий

СЕМИГЛАЗОВ В.А.

Судьи

БУДЫЛЕВА М.В.

ГОРБАЧЕВА О.В.