Решения и определения судов

Определение Санкт-Петербургского городского суда от 16.09.2010 N 33-12874 Само по себе решение работодателя о возможном и предстоящем сокращении численности или штата работников организации во исполнение требований определенного постановления Правительства Санкт-Петербурга не является тем локальным актом, для принятия которого в соответствии с положениями статей 82, 373 Трудового кодекса РФ необходим учет мнения представительного органа (профсоюзного комитета) работников.

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 16 сентября 2010 г. N 33-12874

Судья: Береза С.В.

Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе:

председательствующего Белисовой О.В.

судей Вашкиной Л.И., Смышляевой И.Ю.

при секретаре П.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-6052/10 по кассационной жалобе Санкт-Петербургского государственного учреждения “Васкеловский лесопарк“ на решение Калининского районного суда Санкт-Петербурга от 18 - 19 августа 2010 года по иску Межрегионального профессионального союза Санкт-Петербурга и Ленинградской области работников жилищно-коммунальных организаций и сферы обслуживания к Санкт-Петербургскому государственному учреждению “Васкеловский лесопарк“ о признании приказа недействительным, обязании прекратить мероприятия, связанные с реализацией приказа.

Заслушав доклад судьи Белисовой О.В., объяснения представителя Межрегионального профессионального союза Санкт-Петербурга и
Ленинградской области работников жилищно-коммунальных организаций и сферы обслуживания - Л., объяснения представителя Санкт-Петербургского государственного учреждения “Васкеловский лесопарк“ - М.О., поддержавшей доводы кассационной жалобы,

судебная коллегия гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда

установила:

Постановлением Правительства Санкт-Петербурга N <...> от 14 апреля 2010 года Санкт-Петербургское Государственное Учреждение “<...> лесопарк“ реорганизовано путем присоединения к нему Санкт-Петербургского ГУ “<...> лесопарк“, Санкт-Петербургского ГУ “<...> лесопарк“, Санкт-Петербургского ГУ “Васкеловский лесопарк“ и Санкт-Петербургского ГУ “<...> лесопарк“.

21 апреля 2010 года Комитетом по благоустройству и дорожному хозяйству Правительства Санкт-Петербурга издано распоряжение N <...> “О мерах по реализации постановления Правительства Санкт-Петербурга от 14.04.2010 г. N <...>“.

Директором Санкт-Петербургского ГУ “Васкеловский лесопарк“ 28 апреля 2010 года был издан Приказ N <...> “О мерах по реализации распоряжения Комитета по благоустройству и дорожному хозяйству от 21.04.2010 г. N <...>“, которым с 01 августа 2010 года сокращены 48 штатных единиц.

Межрегиональный профессиональный союз Санкт-Петербурга и Ленинградской области работников жилищно-коммунальных организаций и сферы обслуживания, полагая данный Приказ N <...> от 28 апреля 2010 года недействительным как изданный в нарушение требований ст. 8, 22 ТК РФ, обратился в суд с иском к Санкт-Петербургскому государственному учреждению “Васкеловский лесопарк“, уточнив исковые требования просил признать приказ N <...> от 28 апреля 2010 года недействительным, обязать ответчика прекратить соответствующие мероприятия, связанные с реализацией оспариваемого приказа.

Решением Калининского районного суда Санкт-Петербурга от 18-19 августа 2010 года исковые требования Межрегионального профессионального союза Санкт-Петербурга и Ленинградской области работников жилищно-коммунальных организаций и сферы обслуживания удовлетворены. Приказ N <...> от 28 апреля 2010 года “О мерах по реализации распоряжения Комитета по благоустройству и дорожному хозяйству от 21.04.2010 г. N <...>“, изданный Санкт-Петербургским
государственным учреждением “Васкеловский лесопарк“, признан недействительным.

На Санкт-Петербургское ГУ “Васкеловский лесопарк“ возложена обязанность прекратить мероприятия, связанные с реализацией приказа N <...> от 28 апреля 2010 года “О мерах по реализации распоряжения Комитета по благоустройству и дорожному хозяйству от 21.04.2010 г. N <...>“.

В кассационной жалобе ответчик просит отменить решение суда, полагая его неправильным, незаконным и необоснованным.

Судебная коллегия, проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, находит решение суда подлежащим отмене.

Удовлетворяя требования иска, суд первой инстанции исходил из положений норм права, установленных ст. 82 ТК РФ, и нарушения ответчиком положений указанной нормы, а также требований ст. 180, 75 ТК РФ при издании оспариваемого приказа, поскольку проект данного приказа в установленном законодательством порядке, то есть за 3 месяца до начала мероприятий, не направлялся в выборный профсоюзный комитет и с комитетом согласован не был.

Судебная коллегия полагает невозможным согласиться с выводом суда об удовлетворении требований о признании недействительным приказа N <...> от 28 апреля 2010 года исходя из указанных обстоятельств, поскольку при рассмотрении спора судом первой инстанции неправильно определены имеющие значение для правильного разрешения спора обстоятельства вынесения оспариваемого приказа, что привело к неправильному применению норм материального права и в соответствии с положениями ст. 362 ГПК РФ является основанием для отмены обжалуемого решения.

Из материалов дела усматривается, что 14 августа 2009 года на совещании с участием Губернатора М.В. было принято решение о прекращении финансирования за счет средств бюджета Санкт-Петербурга мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов, расположенных на землях лесного фонда на территории Ленинградской области и о реорганизации СПб ГУ “Васкеловский лесопарк“ путем
его присоединения к СПб ГУ “<...> лесопарк“.

03 марта 2010 года председателем Комитета по благоустройству и дорожному хозяйству в адрес СПб ГУ “Васкеловский лесопарк“ направлено указание N <...> о сокращении штата работников учреждения с последующим их увольнением по ч. 2 ст. 81 ТК РФ в связи с сокращением финансирования на содержание СПб ГУ лесопарковой зоны.

31 марта 2010 года во исполнение указания председателя КБДХ Директором СПб ГУ “Васкеловский лесопарк“ был подготовлен проект приказа о сокращении штата работников и направлен на согласование в профсоюзный комитет первичной организации “Васкеловский лесопарк“, в адрес председателя Межрегионального профессионального союза Санкт-Петербурга и Ленинградской области в тот же день было направлено обращение N <...> о предоставлении согласия на увольнение председателя профкома.

Постановлением N <...> от 06 апреля 2010 года профсоюзным комитетом было отказано работодателю в даче согласия на издание приказа о сокращении с 01 июля 2010 года сотрудников учреждения.

14 апреля 2010 года в ходе дополнительных консультаций, проведенных двусторонней комиссией, созданной приказом N <...> от 12 апреля 2010 года для разрешения коллективного трудового спора между работодателями и работниками, спор урегулирован не был.

22 апреля 2010 года до СПб ГУ “Васкеловский парк“ было доведено Постановление Правительства Санкт-Петербурга N <...> от 14 апреля 2010 года “О реорганизации СПб ГУ <...> лесопарк“ и распоряжение КБДХ N <...> от 21 апреля 2010 года “О мерах по реализации постановления Правительства Санкт-Петербурга от 14 апреля 2010 года N <...>“ и дано указание руководству по изданию приказа о сокращении численности сотрудников штата.

28 апреля 2010 года директором СПб ГУ “Васкеловский лесопарк“ был издан приказ N <...> о сокращении штатных единиц,
работникам были выданы уведомления об увольнении.

В ст. 371 ТК РФ установлена обязанность работодателя принимать решения с учетом мнения соответствующего профсоюзного органа в случаях, предусмотренных данным Кодексом.

При этом в силу ст. 372 ТК РФ работодатель в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, коллективным договором, соглашениями, перед принятием решения направляет проект локального нормативного акта и обоснование по нему в выборный орган первичной профсоюзной организации, представляющий интересы всех или большинства работников.

Применительно к спорным правоотношениям ТК РФ в случае увольнения по инициативе работодателя работников, являющихся членами профсоюза (ст. 82, 373 ТК РФ), предусматривает принятие работодателем решения с учетом мнения соответствующего профсоюзного органа.

Согласно статье 82 ТК РФ при принятии решения о сокращении численности штата работников организации и возможном расторжении трудовых договоров с работниками работодатель обязан в письменной форме сообщить об этом выборному профсоюзному органу данной организации не позднее, чем за 2 месяца до начала соответствующих мероприятий, а при угрозе массовых увольнений (ликвидация организации, полная или частичная приостановка производства и др.) - не позднее, чем за 3 месяца.

Подобные положения отражены и в п.п. “б“ п. 5.7 “Отраслевого тарифного соглашения в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2008 - 2010 годы“.

Увольнение работников, являющихся членами профсоюза, по п. 2, п.п. “б“ п. 3 и п. 5 ст. 81 ТК РФ производится с учетом мотивированного мнения выборного профсоюзного органа данной организации в соответствии со ст. 373 ТК РФ, согласно положениям которой работодатель направляет в соответствующий выборный профсоюзный орган данной организации проект приказа о расторжении трудового договора с работником, являющимся членом профессионального союза,
а также копии документов, являющихся основанием для принятия указанного решения.

Системный анализ приведенных норм позволяет сделать вывод о том, что само по себе оспариваемое решение работодателя о возможном сокращении численности или штата работников организации не является тем локальным актом, для принятия которого необходим учет мнения представительного органа работников.

Таким образом, в соответствии с требованиями ст. 82 ТК РФ директору СПб ГУ “Васкеловский парк“ предписывалось уведомить профсоюзный комитет о предстоящем сокращении штата - за три месяца до начала проведения мероприятий, что и было сделано 31 марта 2010 года.

Следует учесть, что п. 2 оспариваемого приказа руководителя ГУ устанавливает обязанность инспектору по кадрам в порядке установленном действующим трудовым законодательством довести до сведения первичной профсоюзной организации и органов службы занятости, данные о предстоящем массовом высвобождении работников учреждения, и уведомить о предстоящем увольнении по сокращению штата по п. 2 части первой статьи 81 ТК РФ работников, должности которых подлежали сокращению с 1 августа 2010 года.

При таких обстоятельствах следует прийти к выводу о том, что приказ N <...> от 28 апреля 2010 года СПб ГУ “Васкеловский лесопарк“ о сокращении штата не противоречит требованиям действующего трудового законодательства.

Кроме того, надлежит принять во внимание, что положения, изложенные в п.п. “б“ п. 5.7 “Отраслевого тарифного соглашения в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2008 - 2010 годы“, также не предусматривают последствий непредоставления для согласования в профсоюзный комитет проектов приказов либо неполучения согласия профсоюзного комитета на их издание.

На основании вышеизложенного, учитывая, что по настоящему делу сбор дополнительных доказательств не требуется, судебная коллегия полагает возможным постановить по делу новое решение об отказе Межрегиональному профессиональному союзу
Санкт-Петербурга и Ленинградской области работников жилищно-коммунальных организаций и сферы обслуживания в удовлетворении заявленных требований по указанным ими основаниям.

Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Калининского районного суда Санкт-Петербурга от 18 - 19 августа 2010 года отменить.

В удовлетворении исковых требований Межрегиональному профессиональному союзу Санкт-Петербурга и Ленинградской области работников жилищно-коммунальных организаций и сферы обслуживания к Санкт-Петербургскому Государственному Учреждению “Васкеловский лесопарк“ - отказать.