Решения и определения судов

Определение Санкт-Петербургского городского суда от 08.09.2010 N 33-12447 Отсутствие у образовательного учреждения согласованных лимитов на размещение отходов 1 - 5 класса опасности, паспорта опасных отходов, разработанного в установленном порядке проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение подтверждает правомерность поданного в защиту неопределенного круга лиц иска прокурора об обязании ответчика совершить определенные действия - устранить выявленные проверкой нарушения природоохранного законодательства, в удовлетворении которого отказано судом.

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 8 сентября 2010 г. N 33-12447

Судья: Савин В.В.

Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе:

председательствующего Быханова А.В.

судей Корсаковой Н.П. и Чуфистова И.В.

при секретаре К.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-3894/10 по кассационному представлению прокурора Фрунзенского района Санкт-Петербурга на решение Фрунзенского районного суда Санкт-Петербурга от 21 июля 2010 года по иску прокурора Фрунзенского района Санкт-Петербурга в защиту неопределенного круга лиц к ГДОУ N 73 об обязании совершить определенные действия.

Заслушав доклад судьи Быханова А.В., объяснения прокурора Кузьминой И.Д., представителя ГДОУ N 73 - Д. (действующей на основании выписки из приказа N <...> от <...> г.),
судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда

установила:

Прокурор Фрунзенского района Санкт-Петербурга обратился в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц к ГДОУ N 73 об обязании в срок до 90 суток с момента вступления решения суда в законную силу разработать и предоставить на утверждение (согласование) проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, а также паспорта опасных отходов по ГДОУ N 73 по адресу Санкт-Петербург, <...(Адрес)...>.

В обоснование исковых требований указано, что в ходе проведенной прокуратурой проверки соблюдения требований законодательства в области охраны окружающей среды в ГДОУ N 73, расположенном по адресу Санкт-Петербург, <...(Адрес)...>, установлено нарушение ответчиком требований природоохранного законодательства РФ, регламентирующего вопросы отходов производства и потребления, а, именно - производственные отходы, отходы от эксплуатируемых нежилых помещений - люминесцентные лампы, коммунальный мусор от уборки помещений.

Кроме того, на момент проверки у ответчика отсутствуют согласованные лимиты (разрешение) на размещение отходов на 2010 год, отсутствует разработанный в установленном порядке проект нормативов образования отходов и лимитов на их использование - размещение, а также отсутствует паспорт опасных отходов.

Решением Фрунзенского районного суда Санкт-Петербурга от 21 июля 2010 года в удовлетворении исковых требований прокурору отказано.

Прокурор в кассационном представлении просит отменить решение суда, указывая, что решение суда является незаконным и необоснованным.

Выслушав объяснения участников процесса, обсудив доводы кассационного представления, изучив материалы дела, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене по следующим основаниям.

Статьей 1 Федерального закона “Об отходах производства и потребления“ от 24.08.1998 года N 89-ФЗ дается формулировка используемых в Законе следующих основных понятий:

отходы производства и потребления (далее - отходы) - остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые
образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства;

обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.

Согласно ст. 14 вышеназванного Закона предусмотрено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - IV класса опасности, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды.

На отходы I - IV класса опасности должен быть составлен паспорт. Паспорт отходов I - IV класса опасности составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, оценки их опасности. Порядок паспортизации, а также типовые формы паспортов определяет Правительство Российской Федерации.

В силу ст. 18 данного Закона, в целях обеспечения охраны окружающей среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.

Лимиты на размещение отходов устанавливают в соответствии с нормативами предельно допустимых вредных воздействий на окружающую среду уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.

Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов (за исключением статистической отчетности) устанавливает федеральный орган исполнительной власти в области обращения с отходами.

Отказывая прокурору в удовлетворении исковых требований, суд исходил из недоказанности нарушений ответчиком требований законодательства в области охраны окружающей среды, и сделал вывод, что
законом на ответчика не возлагается обязанность по получению паспорта отходов и разработке проекта нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования.

Данный вывод суда основан на неправильном определении юридически значимых для дела обстоятельств.

Судебная коллегия не может согласиться с указанным выводом суда и полагает его преждевременным.

В целях реализации Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ “Об отходах производства и потребления“ (ред. от 18.12.2006), во исполнение Постановления Правительства Российской Федерации от 16 июня 2000 г. N 461 “О Правилах разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение“ и в соответствии с Положением о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 401 “О Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору“, Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 19.10.2007 года N 703 были утверждены Методические указания по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.

Из пункта 6 данных Методических указаний следует, что для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц непроизводственной сферы разработка проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение по решению территориального органа Ростехнадзора может осуществляться по упрощенной (декларативной) форме.

Проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение по упрощенной (декларативной) форме разрабатывается в случае образования у индивидуальных предпринимателей и юридических лиц отходов V, IV, III классов опасности для окружающей природной среды, а также отходов I класса опасности для окружающей природной среды, представленных только люминесцентными лампами, если:

суммарное количество отходов не превышает 150 тонн в год;

масса
отходов III класса опасности для окружающей природной среды не превышает 5% от общей массы образующихся отходов;

отдельно предусмотрен порядок сбора и экологически безопасного размещения люминесцентных ламп.

Доказательств разработки и предоставления ответчиком на утверждение (согласование) проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, в материалах дела не имеется.

Доводы ответчика о том, что им заключен договор на вывоз отходов 1-5 класса опасности, при этом отчуждается право собственности на вывозимые отходы, не подтверждены надлежащим образом оформленными доказательствами, договор на вывоз указанных отходов в материалах дела отсутствует.

Из объяснений представителя ответчика следует, что отработанные люминесцентные источники света, в том числе и лампы, собираются, транспортируются и утилизируются Санкт-Петербургским многопрофильным природоохранным государственным унитарным предприятием “Экострой“.

Указанные ответчиком доводы судом не проверялись, таким образом, юридически значимые обстоятельства, судом в рамках разрешения заявленных требований не проверены, не установлены и не оценены, с учетом того, что организация ответчика является детским дошкольным учреждением, и несоблюдение требований законодательства в области экологии и охраны природы может повлечь причинение значительного вреда малолетним детям.

При таких обстоятельствах решение суда, постановленное с нарушением норм материального и процессуального права, является незаконным и подлежит отмене.

Кроме того, судебная коллегия полагает заслуживающими внимания доводы кассационного представления на необоснованность исключения из состава участвующих в деле лиц Администрации Фрунзенского района Санкт-Петербурга, выделяющей средства, для финансирования ответчика и Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности, осуществляющему государственный контроль в области охраны окружающей среды за объектами хозяйственной и иной деятельности независимо от форм собственности, находящимися на территории Санкт-Петербурга.

При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное и постановить решение в соответствии с требованиями закона.

Нарушения, допущенные
судом первой инстанции, не могут быть исправлены судом кассационной инстанции.

Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Фрунзенского районного суда Санкт-Петербурга от 21 июля 2010 года - отменить, дело направить на новое рассмотрение в тот же суд в ином составе суда.