Решения и определения судов

Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.01.2010 по делу N А26-4669/2009 Неисполнение арендодателем обязанностей по предоставлению арендатору участка лесного фонда материалов отвода и предварительной передаче лесосек, не позволившее арендатору полностью использовать участок лесного фонда с целью заготовки древесины в максимально разрешенных объемах, является основанием для удовлетворения требования арендатора об уменьшении платежей по договору аренды участка лесного фонда в соответствии с пунктом 4 статьи 614 Гражданского кодекса РФ.

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 26 января 2010 г. по делу N А26-4669/2009

Резолютивная часть постановления объявлена 21 января 2010 года

Постановление изготовлено в полном объеме 26 января 2010 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего Мельниковой Н.А.

судей Горбик В.М., Старовойтовой О.Р.

при ведении протокола судебного заседания: Долониной С.И.

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-16202/2009) Министерства лесного комплекса Республики Карелия

на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 08.10.2009 по делу N А26-4669/2009 (судья Таратунин Р.Б.), принятое

по иску ОАО “Ладенсо“

к Министерству лесного комплекса Республики Карелия

об уменьшении размера арендных платежей за 2008 г. на основании договора аренды участков лесного фонда от 24.06.2005 до 200 528 руб.

при участии:

от
истца: Афанасьева Д.С. (доверенность б/н от 15.09.2009 г., паспорт)

от ответчика: не явился (извещен)

установил:

ОАО “Ладенсо“ (далее - Общество, истец) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с иском об уменьшении Министерством лесного комплекса Республики Карелия (далее - Министерство, ответчик) арендных платежей за 2008 по договору аренды участка лесного фонда от 24 июня 2005 года (номер регистрации 10-10-07/026/2005-21) до 200 528 руб.

Решением Арбитражного суда Республики Карелия от 08.10.2009 по делу N А26-4669/2009 заявленные требования удовлетворены.

На указанное решение Министерством подана апелляционная жалоба, в которой, указывая на неправильное применение нормы материального права, просит принятый по делу судебный акт отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать. Министерство не производило выписку лесорубочных билетов в 2008 г. и не осуществляло отвод и таксацию лесосек. ГУ РК “Питкярантское центральное лесничество“ является самостоятельным юридическим лицом и в рамках договора аренды участков лесного фонда от 24.06.2005 г. осуществляло полномочия арендодателя самостоятельно. Министерство указывает, что общество не предпринимало необходимых действий для получения лесосечного фонда на 2008 г., не подавало заявку на выписку лесосечного фонда в 2008 г., не обращалось в лесничество по вопросу производства отводов. Без указанных заявок арендатора на производство отводов лесничество не могло самостоятельно определить какие делянки следует включать в рубку, а какие нет, поскольку это является прерогативой арендатора. Арендатор на основании ранее действующего лесного законодательства, а также договора аренды от 24.06.2005 г., предусматривающего оплату арендной платы исходя из установленного объема лесопользования (расчетная лесосека), независимо от того, воспользовался он правом или нет, обязан внести арендную плату за весь разрешенный объем заготовки древесины на арендуемом участке. Также ответчик ссылается в жалобе на
то, что истец не доказал факт ухудшения условий пользования имуществом.

Общество с доводами апелляционной жалобы не согласилось, в отзыве на апелляционную жалобу указало, что договор аренды от 24.06.2005 года не прекращал своего действия, а в ходе приведения в соответствие с Лесным кодексом РФ был переоформлен и зарегистрирован в новой редакции. Согласно ст. 608 ГК РФ право сдачи имущества в аренду принадлежит его собственнику. Арендодателями могут быть также лица, управомоченные законом или собственником сдавать имущество в аренду. Истец считает, что Министерство лесного комплекса Республики Карелия, как вновь управомоченный представитель собственника имущества, является правопреемником ГУ РК “Питкярантское центральное лесничество“ по обязательствам, вытекающим из договора аренды участков лесного фонда от 24.06.2005 года. О данном утверждении свидетельствует п. 2.2. договора аренды N 81-з от 22.12.2008 года, которым установлена обязанность арендатора вносить арендные платежи за 2008 год. Невозможность разработки лесосек ОАО “Ладэнсо“ в запланированном объеме обусловлена именно неисполнением арендодателем своих обязанностей. Довод Министерства лесного комплекса РК о том, что лесничество без соответствующих заявок арендатора на производство отводов не могло самостоятельно определять делянки, подлежащие рубки, поскольку это является прерогативой арендатора, является несостоятельным. Договор аренды участков лесного фонда от 24.06.2005 года приведен в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации 2006 года и иными подзаконными актами, изданными во исполнение Лесного кодекса, и зарегистрирован в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 22.01.2009 года. Таким образом, в 2007 - 2008 г. обязанность по производству отводов и таксации лесосек была возложена действующим на тот период времени законодательством и условиями договора аренды от 24.06.2005 года на арендодателя. Невозможность
разработки лесосек ОАО “Ладэнсо“ в запланированном на 2008 год объеме обусловлена неисполнением арендодателем своих обязанностей. Установление размера арендной платы исходя из установленного годового объема, должно сопровождаться обеспечением права арендатора на освоение этого объема. Арендодатель не обеспечил такого права арендатору, т.е. не выполнил в полной мере своих обязанностей по предоставлению арендатору имущества со всеми принадлежностями и необходимыми документами, позволяющими это имущество эксплуатировать в полном объеме и по назначению, что привело к ухудшению условий пользования арендованным имуществом и не позволило арендатору полностью использовать участок лесного фонда в целях заготовки древесины в максимально разрешенных объемах.

Извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства ответчик в судебное заседание не явился, апелляционная жалоба рассмотрена в его отсутствие.

При проверке законности и обоснованности принятого по делу судебного акта, апелляционная инстанция не находит оснований для его отмены.

Как явствует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, по результатам лесного конкурса (протокол N 67 от 23.09.2004 г.) между ФГУ “Питкярантский лесхоз“ и ОАО “Ладенсо“ заключен договор от 24.06.2005 г. о передаче в целях заготовки древесины в долгосрочную аренду участка лесного фонда.

С 01.01.07 в действие введен новый Лесной кодекс Российской Федерации.

22.12.2008 г. договор был приведен в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации путем подписания договора аренды N 81-з между истцом и Министерством лесного комплекса РК (зарегистрирован в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 22.01.2009 за номером 10-10-07/019/2008-221).

Объем заготовки древесины от рубок главного пользования согласован сторонами в приложении N 5 и составляет 10 682 куб. м.

Как следует из пункта 3.3 договора аренды от 24.06.2005, осуществление лесопользования
допускается только после оформления лесорубочных билетов.

На основании разрешительных документов в 2008 году ОАО “Ладэнсо“ осуществило заготовку 3477 куб. м древесины, что подтверждается извещением по перерасчету арендной платы (лист дела 40).

Порядок определения и внесения арендной платы установлен разделом 2 договора. Обязанность по внесению арендной платы наступает в сроки, установленные договором.

Размер арендной платы за 2008 год определен в сумме 617 078 руб.

Общество просит уменьшить размер арендной платы до 272 850 руб.

По мнению истца, имеются основания для применения положений пункта 4 статьи 614 Гражданского кодекса Российской Федерации в части уменьшения арендной платы по требованию арендатора, в силу возникновения обстоятельств, за которые арендатор не отвечает, при ухудшении условий пользования арендованным имуществом.

До заключения договора от 22.12.2008 г. лесопользование на вышеназванном лесном участке осуществлялось Обществом на основании договора аренды участка лесного фонда от 24.06.2005 г. Заключение нового договора аренды в декабре 2008 г. года было обусловлено необходимостью приведения договора в соответствие с действующим лесным законодательством, в частности с новым Лесным кодексом Российской Федерации, принятым в декабре 2006 года.

Пунктом 3.1 договора аренды установлено, что пользование лесным участком должно осуществляться в соответствии с действующими нормативно-технологическими документами, утвержденными специально уполномоченными органами государственной власти в области лесного хозяйства, нормативно-правовыми актами Российской Федерации и Республики Карелия.

Договором предусмотрена возможность одностороннего изменения размера арендной платы со стороны арендодателя в соответствии с изменением размера ставок платы за единицу объема лесных ресурсов или за единицу площади лесного участка, устанавливаемых в соответствии со статьей 73 Лесного кодекса Российской Федерации

С 01.01.2007 г. на территории Российской Федерации был введен в действие новый Лесной кодекс Российской Федерации (Федеральный закон
N 200-ФЗ от 04.12.2006 г.), содержащий ряд нововведений в области регулирования лесных правоотношений, по сравнению с ранее действовавшим лесным законодательством. Лесной кодекс РФ предусматривает, что имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков и лесных насаждений, подлежат регулированию гражданским и земельным законодательством, если иное не установлено данным Кодексом и другими федеральными законами (статья 3 Лесного кодекса Российской Федерации).

В соответствии с частью 3 статьи 71 Лесного кодекса Российской Федерации, к договорам аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не установлено этим Кодексом.

В силу положений статьи 73 Лесного кодекса Российской Федерации, при использовании лесного участка с изъятием лесных ресурсов минимальный размер арендной платы определяется как произведение ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и объема изъятия лесных ресурсов на арендуемом лесном участке.

Суд первой инстанции обоснованно указал, что спорные правоотношения регулируются Лесным кодексом РФ 1997 г., поскольку договор аренды 2005 г. заключен в период его действия, определяются условиями договора 2005 г. Согласно пункту 8.3 договора в новой редакции предыдущий договор аренды (2005 г.) утрачивает силу с момента государственной регистрации права аренды по настоящему договору.

Обращаясь с исковыми требованиями, Общество ссылается на положения пункта 4 статьи 614 Гражданского кодекса Российской Федерации, просит уменьшить подлежащий оплате обществом объем арендной платы по договору аренды лесного участка за 2008 год до 200 528 рублей. Указанный размер арендной платы заявитель обосновывает фактическим объемом изъятия лесных ресурсов в 2008 году до заключения нового договора аренды.

В соответствии с пунктом 4 статьи 614 Гражданского кодекса Российской Федерации, если законом не предусмотрено иное, арендатор вправе потребовать соответственного
уменьшения арендной платы, если в силу обстоятельств, за которые он не отвечает, условия пользования, предусмотренные договором аренды, или состояние имущества существенно ухудшились. Заключенный сторонами 22 декабря 2008 года договор аренды лесного участка, зарегистрированный в установленном законом порядке, был приведен в соответствие с новым Лесным кодексом Российской Федерации. Арендатор, в силу предписаний, установленных статьей 88 Лесного кодекса Российской Федерации, был обязан составить проект освоения лесов в соответствии со статьей 12 Кодекса.

Согласно пункту 5.2.2 договора от 24.06.2005 арендодатель обязан производить техническое обследование, отвод и таксацию лесосек в соответствии с действующими правилами рубок и наставлениями по отводу и таксации лесосек, утвержденным проектом организации рубок главного пользования и ведения лесного хозяйства. После выполнения арендатором своих обязанностей, предусмотренных в данном пункте, подпунктах 6.2.3 и 6.2.13 договора, арендодатель выдает арендатору лесорубочный билет по рубкам главного пользования в течение 10 дней после предоставления заявки.

Указанная обязанность обусловлена положениями статьи 116 Лесного кодекса 1997 года и пунктами 34, 43 “Правил отпуска древесины на корню в лесах Российской Федерации“ (утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.1998 N 551 и действовали до 31.03.2008), согласно которым отводы лесосек производили лесхозы.

На запрос суда первой инстанции ГУ РК “Питкярантское центральное лесничество“ пояснило, что в связи с введением в действие “Правил заготовки древесины“ отвод и таксация лесосек обеспечивается арендаторами - гражданами и юридическими лицами, осуществляющими заготовку древесины на основании договоров аренды лесных участков (пункт 15 “Правил заготовки древесины).

В 2008 году ГУ РК “Питкярантское центральное лесничество“ не имело возможности выполнять отводы лесосечного фонда, поскольку Уставом такой вид деятельности не предусмотрен. По этим причинам ОАО “Ладэнсо“ не
обращалось по вопросу производства отводов. Отводы лесосек на 2008 год выполнялись силами арендатора, в том числе подрядной организацией ООО “Делес“. Все поданные ОАО “Ладэнсо“ заявки на выписку лесорубочных билетов удовлетворены в полном объеме.

Апелляционный суд считает, что материалами дела полностью подтвержден вывод суда первой инстанции о том, что арендодателем не выполнены в полной мере обязанности по предоставлению арендатору имущества со всеми принадлежностями и необходимыми документами, позволяющими это имущество эксплуатировать в полном объеме и по назначению, что не позволило арендатору полностью использовать участок лесного фонда в целях заготовки древесины в максимально разрешенных объемах.

Таким образом, суд апелляционной инстанции считает, что имеются основания для применения положений пункта 4 статьи 614 ГК РФ и уменьшения размера арендной платы за 2008 г. в связи с возникновением обстоятельств, за которые арендатор не отвечает, при ухудшении условий пользования арендованным имуществом.

Довод Министерства лесного комплекса РК о том, что лесничество без соответствующих заявок арендатора на производство отводов не могло самостоятельно определять делянки, подлежащие рубке, поскольку это является прерогативой арендатора, является несостоятельным.

В соответствии с абз. 2 п. 43 Правил отпуска древесины на корню в лесах РФ, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.1998 г. N 551, на участках лесного фонда, переданных в долгосрочное пользование, отвод лесосек должен производиться при наличии планов рубок и подсочки древостоев, утвержденных в установленном порядке, и в соответствии с ними.

Согласно пункту 5.2.2. договора аренды от 24.06.2005 года арендодатель обязан производить техническое обследование, отвод и таксацию лесосек в соответствии с действующими правилами рубок и наставлениями по отводу и таксации лесосек, утвержденным проектом организации рубок главного пользования и ведения
лесного хозяйства.

Проект организации рубок главного пользования и ведения лесного хозяйства на участках лесного фонда по договору аренды от 24.06.2005 года был утвержден экспертной лесоводственно-экологической комиссией при Агентстве лесного хозяйства по Республике Карелия 08.06.2006 года с 2006 года по 2014 год. Указанный документ, согласованный арендодателем и арендатором, предусматривает основные положения организации и ведения лесного хозяйства на переданных в аренду участках, предусматривает ежегодный объем заготовки древесины, а также проект заготовки древесины по годам действия плана рубок.

Таким образом, определение делянок, подлежащих рубке, не является прерогативой арендатора, зафиксировано в проекте организации рубок, который является основанием для производства арендодателем отвода лесосек.

В соответствии с п. 45 Правил отпуска древесины на корню в лесах РФ лесхозы в год, предшествующий рубке, предъявляют для предварительной передачи лесопользователям отведенные им на очередной год лесосеки и документы с данными их материально-денежной оценки (материалы отвода) в порядке, установленном федеральным органом управления лесным хозяйством. На 2008 год материалы отвода в адрес ОАО “Ладэнсо“ со стороны арендодателя не передавались, предварительная передача лесосек не осуществлялась, что явилось препятствием к выписке лесорубочных билетов и освоению запланированного объема лесосек.

Установление размера арендной платы исходя из установленного годового объема, должно сопровождаться обеспечением права арендатора на освоение этого объема. Арендодатель не обеспечил такого права арендатору, т.е. не выполнил в полной мере своих обязанностей по предоставлению арендатору имущества со всеми принадлежностями и необходимыми документами, позволяющими это имущество эксплуатировать в полном объеме и по назначению, что привело к ухудшению условий пользования арендованным имуществом и не позволило арендатору полностью использовать участок лесного фонда в целях заготовки древесины в максимально разрешенных объемах.

В связи с
вышеизложенным апелляционная инстанция не находит оснований для отмены принятого по делу судебного акта, нормы материального и процессуального права применены верно, в удовлетворении апелляционной жалобы следует отказать.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 08.10.2009 г. по делу N А26-4669/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня вступления постановления в законную силу.

Председательствующий

МЕЛЬНИКОВА Н.А.

Судьи

ГОРБИК В.М.

СТАРОВОЙТОВА О.Р.