Решения и определения судов

Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.10.2010 N 17АП-9745/2010-ГК по делу N А60-22347/2010 При взыскании убытков, возникших в связи с удешевлением стоимости коммунальных услуг, оказанных населению муниципального образования в спорный период, следует учитывать, что надлежащим ответчиком выступает само публично-правовое образование, а не его органы или их должностные лица.

СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 12 октября 2010 г. N 17АП-9745/2010-ГК

Дело N А60-22347/2010

Резолютивная часть постановления объявлена 11 октября 2010 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 12 октября 2010 года.

Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Дружининой Л.В.

судей Шварц Н.Г., Назаровой В.Ю.

при ведении протокола судебного заседания секретарем Минкович И.А.

при участии:

от истца, МУП “Красногвардейское жилищно-коммунальное хозяйство“ - не явились;

от ответчиков, МО “Артемовский городской округ“ - не явились;

МУ Артемовского городского округа “Жилкомстрой“ - не явились;

лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,

рассмотрел
в судебном заседании апелляционную жалобу ответчика - муниципального учреждения Артемовского городского округа “Жилкомстрой“

на решение Арбитражного суда Свердловской области

от 12 августа 2010 года

по делу N А60-22347/2010,

принятое судьей Г.И.Казаковой

по иску муниципального унитарного предприятия “Красногвардейское жилищно-коммунальное хозяйство“

к муниципальному учреждению Артемовского городского округа “Жилкомстрой“, муниципальному образованию “Артемовский городской округ“

о взыскании убытков, связанных с удешевлением стоимости коммунальных услуг

установил:

Муниципальное унитарное предприятие “Красногвардейское жилищно-коммунальное хозяйство“ (далее - МУП “Красногвардейское ЖКХ“, истец) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с иском к муниципальному учреждению Артемовского городского округа “Жилкомстрой“ (далее - МУ АГО “Жилкомстрой“), муниципальному образованию “Артемовский городской округ“ о взыскании убытков в размере 4 098 117 руб. 03 коп., возникших в связи с невозмещением разницы в тарифах на коммунальные услуги по отоплению, горячему и холодному водоснабжению поселка Красногвардейский Артемовского района Свердловской области за период с ноября 2008 г. по декабрь 2009 г., на основании ст. 8, 15, 16, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ). При недостаточности денежных средств у МУ АГО “Жилкомстрой“ истец просит указанную сумму в порядке субсидиарной ответственности взыскать с МО “Артемовский городской округ“ (т. 1, л.д. 7-10).

В порядке, предусмотренном ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) истец заявил ходатайство об уменьшении размера исковых требований до 2 866 661 руб. 39 коп. (т. 2, л.д. 1-2). Заявление истца рассмотрено судом первой инстанции по правилам ст. 159 АПК РФ и удовлетворено, что отражено в протоколе судебного заседания от 12.07.2010 г. (т. 2, л.д. 54).

Решением Арбитражного суда Свердловской области от 12.08.2010 г. (резолютивная часть от 05.08.2010 г., судья Г.И.Казакова) исковые требования удовлетворены:
с МУ АГО “Жилкомстрой“, а при недостаточности у него денежных средств с МО “Артемовский городской округ“ за счет казны муниципального образования в пользу МУП “Красногвардейское ЖКХ“ взыскано 2 866 661 руб. 39 коп. убытков (т. 2, л.д. 61-66).

Ответчик, МУ АГО “Жилкомстрой“, с решением суда первой инстанции не согласился по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе, просит решение отменить, принят по делу новый судебный акт, исключив из числа ответчиков МУ АГО “Жилкомстрой“.

Заявитель указывает на то, что МУ АГО “Жилкомстрой“ в соответствии с Решением Думы Артемовского городского округа N 493 от 25.12.2008 г. является главным распорядителем бюджетных средств, в связи с чем составляет бюджетную роспись с распределением бюджетных средств по распределителям и получателям бюджетных средств. Полагает, что учредителем и собственником имущества учреждения, а также надлежащим ответчиком по обязательствам по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей, является соответствующее публично-правовое образование - МО “Артемовский городской округ“, а не его государственные (муниципальные) органы.

В судебное заседание МУ АГО “Жилкомстрой“ явку представителя не обеспечило.

Истец, МУП “Красногвардейское ЖКХ“, представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором указал, что жалоба является несостоятельной, не соответствующей фактическим обстоятельствам дела и представленным в дело доказательствам, основана на ошибочном толковании норм материального права.

В судебное заседание МУП “Красногвардейское ЖКХ“ явку представителя не обеспечило, направило ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, которое рассмотрено арбитражным апелляционным судом по правилам ст. 159 АПК РФ и удовлетворено.

Ответчик, МО “Артемовский городской округ“ отзыв на апелляционную жалобу не представил, в судебное заседание явку представителя не обеспечил.

Апелляционным судом жалоба рассмотрена в соответствии со статьями 123, 156 АПК РФ в отсутствие
сторон, извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, МУП “Красногвардейское ЖКХ“ в период с ноября 2008 г. по декабрь 2009 г. оказывал населению поселка Красногвардейский Артемовского района Свердловской области коммунальные услуги отопление, горячее водоснабжение, холодное водоснабжение. Данное обстоятельство сторонами не оспаривается.

В обоснование количества и стоимости предоставленных населению коммунальных услуг по отоплению, горячему и холодному водоснабжению истец представил в дело отчеты по удешевлению стоимости коммунальных услуг, реализуемых населению Артемовского городского округа за ноябрь 2008 г. - декабрь 2009 г. с указанием адресного списка обслуживаемого жилого фонда (т. 1, л.д. 54-128).

В соответствии со статьей 157 Жилищного кодекса РФ, Федеральным законом от 30.12.2004 г. N 210-ФЗ “Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса“, пунктом 15 “Правил предоставления коммунальных услуг гражданам“, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 г. N 307, расчет размера платы за коммунальные услуги, а также приобретение исполнителем холодной воды, горячей воды, услуг водоотведения, электрической энергии, газа и тепловой энергии осуществляется по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданам.

Постановлением Главы Артемовского городского округа от 05.12.2007 г. N 1379 “Об установлении предельного размера платы за коммунальные услуги на территории Артемовского городского округа на 2008 год“ установлен и введен в действие с 01.01.2008 г. предельный размер платы за коммунальные услуги для населения поселка Красногвардейского (т. 1, л.д. 17-19).

Постановлением Главы Артемовского городского округа от 24.12.2008 г. N
547 “О размере платы за жилищно-коммунальные услуги для населения Артемовского городского округа на 2009 год“ установлен предельный размер платы за коммунальные услуги для населения поселка Красногвардейского на 2009 г. (т. 1, л.д. 20-23).

Постановлением Главы Артемовского городского округа от 03.10.2008 г. N 445 утвержден порядок предоставления в 2008 году субсидий из местного бюджета на организацию тепло, водоснабжения населения, водоотведения в связи с утверждением предельных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги (т. 1, л.д. 24-25), согласно п. 4 которого субсидии предоставляются на организацию тепло, водоснабжения населения, водоотведения в связи с утверждением предельных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги.

Согласно п. 7 данного Порядка МУ АГО “Жилкомстрой“ заключает с организациями жилищно-коммунального хозяйства договоры на предмет предоставления субсидий, в которых определяются направления целевого использования бюджетных средств, порядок осуществления контроля за целевым использованием.

Пунктом 8 данного Порядка закреплено, что для заключения договоров на предоставление субсидий организации жилищно-коммунального хозяйства предоставляют муниципальному учреждению Артемовского городского округа “Жилкомстрой“ ежемесячный отчет по удешевлению стоимости жилищно-коммунальных услуг, реализуемых населению по форме, прилагаемой к настоящему Порядку, адресный список обслуживаемого жилищного фонда, согласованный с комитетом по управлению муниципальным имуществом Артемовского городского округа.

Постановлением Главы Артемовского городского округа от 05.05.2008 г. N 363-ПА был утвержден Порядок удешевления стоимости жилищно-коммунальных услуг для населения Артемовского городского округа на 2009 год (т. 1, л.д. 26-31).

Из пунктов 1, 3 данного Порядка следует, что предприятиям и организациям, оказывающим жилищно-коммунальные услуги на территории Артемовского городского округа, должны быть предоставлены средства за счет местного бюджета Артемовского городского округа на компенсацию расходов по удешевлению стоимости жилищно-коммунальных услуг для населения. Главным
распределителем данных средств является МУ АГО “Жилкомстрой“ (п. 4 Порядка).

В соответствии с п. 8 Положения предприятия и организации должны предоставлять главному распорядителю ежемесячный отчет по удешевлению стоимости жилищно-коммунальных услуг, реализуемых населению по утвержденной форме.

Полагая, что имеется разница в тарифах на коммунальные услуги по отоплению, горячему и холодному водоснабжению, установленных для населения органом местного самоуправления, и экономически обоснованными тарифами на эти услуги, оказанные истцом за период с ноября 2008 г. по декабрь 2009 г. в период действия Постановления Главы Артемовского городского округа от 03.10.2008 г. N 445, от 05.05.2008 г. N 363-ПА, истец обратился в суд с иском о взыскании убытков.

Удовлетворяя заявленные исковые требования, взыскивая 2 866 661 руб. 39 коп. с МУ АГО “Жилкомстрой“, а в случае недостаточности у него денежных средств с МО “Артемовский городской округ“ за счет казны муниципального образования, убытков, суд первой инстанции на основании ст. 16, 1064, 1069, 1071 ГК РФ, п.п. 3, 10 ст. 158 Бюджетного кодекса РФ и п. 16 Постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 г. N 23 указал, на то, что органом, координирующим деятельность жилищно-коммунальных служб, находящихся на территории МО “Артемовский район“, являющимся главным распорядителем бюджетных средств на компенсацию выпадающих доходов организациям, предоставляющим населению услуги водоснабжения и водоотведения по тарифам, не обеспечивающим издержки исполнителей названных услуг, правомочным выступать в суде от имени муниципального образования является МО АГО “Жилкомстрой“.

Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции подлежит изменению, исходя из следующего.

Договор между МУ АГО “Жилкомстрой“ и МУП “Красногвардейское жилищно-коммунальное хозяйство“ в соответствии с
пунктом 7 Порядка не заключен.

Как подтверждается материалами дела отчеты истца по удешевлению стоимости передачи тепловой энергии, реализуемых населению Артемовского городского округа за ноябрь 2008 г. - декабрь 2009 г. были направлены МУ АГО “Жилкомстрой“ вместе с необходимыми дополнительными материалами.

Представленные в материалы дела отчеты оформлены по форме, утвержденной в Приложении N 1, 2, 3 к Порядку удешевления стоимости жилищно-коммунальных услуг для населения Артемовского городского округа на 2009 г. (т. 1, л.д. 37-128).

Произведенные расчеты истцом по оплате услуг по отоплению, горячему и холодному водоснабжению не оспорены сторонами в апелляционной жалобе и в отзыве на нее.

Согласно отчетам за период с ноября 2009 г. по декабрь 2009 г. сумма неполученной компенсации - составляет 2 866 661 руб. 39 коп., является для истца убытками (ст. 15 ГК РФ).

Таким образом, судом первой инстанции сделан правильный вывод, что в соответствии со ст. 1069 ГК РФ вред, причиненный в результате незаконных действий (бездействий) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, подлежит возмещению за счет соответствующей казны муниципального образования.

Вместе с тем, судом первой инстанции не учтено, что должником в обязательстве по возмещению вреда, причиненного гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту государственного органа или органа местного самоуправления, также является публично-правовое образование, а не его органы либо должностные лица этих органов в соответствии со статьями 16, 1069 ГК РФ и п. 2 Постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 г. N 23.

Обжалуя решение
суда, МУ АГО “Жилкомстрой“ считает, что оно не является надлежащим ответчиком по делу.

В соответствии с пунктом 2 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 23 от 22.06.2006 г. “О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации“ от 22.06.2006 г. при рассмотрении исков, предъявленных согласно статьям 16, 1069 ГК РФ, судам необходимо иметь в виду, что должником в обязательстве по возмещению вреда, причиненного в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, также является публично-правовое образование, а не его органы либо должностные лица этих органов.

Пунктом 17 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 “О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации“ разъяснено, что ответчиком по делам о взыскании убытков, вызванных неисполнением публично-правовым образованием обязанности по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей, является непосредственно публично-правовое образование.

Если требования истца являются обоснованными по существу, то суммы убытков подлежат взысканию с публично-правового образования на основании ст. 16 Гражданского кодекса Российской Федерации. Взыскание производится с публично-правового образования и в случае, когда средства на возмещение неполученной платы фактически были предоставлены распорядителю бюджетных средств, но последний не исполнил возложенные на него обязанности.

При удовлетворении соответствующего требования в резолютивной части решения суда должно быть указано на взыскание денежных средств за счет казны соответствующего публично-правового образования.

Следовательно, при удовлетворении указанного иска в резолютивной части решения суд в нарушение требований норм действующего законодательства и
разъяснений, изложенных в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 “О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации“ указал о взыскании денежных средств с МУ АГО “Жилкомстрой“.

С учетом изложенного, решение арбитражного суда первой инстанции от 12.08.2010 г. подлежит изменению на основании п. 4 ч. 1 ст. 270 АПК РФ (нарушение норм материального права), апелляционная жалоба - удовлетворению.

Согласно ч. 1 ст. 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.

Освобождение в силу подп. 1.1 п. 1 ст. 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации органов местного самоуправления от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, не освобождает от обязанности возмещения другой стороне понесенных ею судебных расходов на основании ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Следовательно, 2 000 руб. 00 коп. в возмещение расходов по уплате госпошлины по апелляционной жалобе подлежат взысканию с МО “Артемовский городской округ“ в пользу МУ АГО “Жилкомстрой“.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 110, 176, 258, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Свердловской области от 12.08.2010 г. по делу N А60-22347/2010 изменить.

Резолютивную часть решения суда изложить в следующей редакции:

“Иск удовлетворить частично.

Взыскать с муниципального образования Артемовский городской округ за счет казны муниципального образования в пользу муниципального унитарного предприятия “Красногвардейское жилищно-коммунальное хозяйство“ 2 866 661 (два миллиона восемьсот шестьдесят шесть тысяч шестьсот шестьдесят один) руб. 39 коп. убытков.

В удовлетворении требований к муниципальному учреждению Артемовского городского округа “Жилкомстрой“ отказать.

Взыскать с муниципального образования Артемовский
городской округ за счет казны муниципального образования в пользу муниципального учреждения Артемовского городского округа “Жилкомстрой“ 2 000 (две тысячи) руб. 00 коп. в возмещение расходов по уплате госпошлины по апелляционной жалобе“.

Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Свердловской области.

Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.

Председательствующий

Л.В.ДРУЖИНИНА

Судьи

Н.Г.ШВАРЦ

В.Ю.НАЗАРОВА