Решения и определения судов

Определение Пермского краевого суда от 05.10.2010 по делу N 33-8741 Поскольку налоговое законодательство не содержит прямой нормы, регулирующей порядок исчисления земельного налога в связи с изменениями вида разрешенного использования в течение налогового периода, решение суда в части взыскания недоимки по земельному налогу подлежит отмене.

ПЕРМСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 5 октября 2010 г. по делу N 33-8741

Судья Синельникова И.А.

Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе:

председательствующего Абашевой Д.В. и судей Кузнецовой Г.Ю., Нечаевой Н.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Перми 05 октября 2010 года дело по кассационной жалобе Д. на решение Чернушинского районного суда Пермского края от 01 сентября 2010 года, которым постановлено:

Иск Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N <...> по Пермскому краю удовлетворить частично.

Взыскать с Д. недоимку по земельному налогу за 2008 год в сумме 45 602,21 рублей, пеню в сумме 1 517.71 рублей; недоимку по земельному налогу за 2009 год в
сумме 3 377,94 рублей, пеню в сумме 194,84 рублей.

Ознакомившись с материалами дела, заслушав доклад судьи Абашевой Д.В., объяснения Д. судебная коллегия

установила:

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы <...> по Пермскому краю (далее МРИ ФНС N <...>) обратилась в суд с иском к Д. о взыскании недоимки по земельному налогу в сумме 96 271,33 рублей, пеню в сумме 2 008,36 рублей. Требование мотивировано тем, что Д. является плательщиком земельного налога на земельные участки по адресу: <...>, кадастровый номер <...>; и по адресу: <...>. кадастровый номер <...>. Налоговые ставки земельного налога установлены Решением Думы Чернушинского городского поселения Пермского края от 4 июля 2008 года N <...>. По сведениям, представленным из Чернушинского отдела Управления Роснедвижимости по Пермскому краю, земля по адресу: <...>, принадлежащая налогоплательщику Д., была предоставлена к использованию “под библиотеку“. 09 ноября 2009 года налогоплательщик Д. представил в налоговый орган заявление о внесении изменений в налогооблагаемую базу в связи с изменением разрешенного использования. Согласно представленной налогоплательщиком копии выписки из государственного кадастра недвижимости земля, принадлежащая Д. имеет измененный вид использования - “для индивидуального жилищного строительства“. Налогоплательщиком Д. частично уплачен налог на землю за 2008 год в сумме 5 066,91 рублей. Однако за Д. числится недоимка по земельному налогу за 2008 год в сумме 45 602,21 рублей и за 2009 год в сумме 50 669,12 рублей. Налогоплательщику Д. были направлены 28 сентября 2010 года налоговые уведомления на уплату земельного налога за 2009 года N <...> и за 2008 год N <...>. В установленный срок налог не уплачен. Д. начислены пени за неуплату налога в размере одной
трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка РФ от неуплаченной суммы налога за каждый день просрочки. В соответствии со ст. 70 Налогового кодекса РФ должнику Д. были направлены заказными письмами требования об уплате налога и пени от 16 февраля 2010 года N <...> и от 19 января 2010 года N <...> с предложением погасить недоимку по налогу и пени в сроки до 9 марта 2010 года и до 4 февраля 2010 года. До настоящего времени сумма недоимки и пени должником в добровольном порядке не уплачена.

В судебном заседании представитель истца С. полностью поддержала исковые требования.

В судебном заседании ответчик Д. иск не признал.

Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого просит в кассационной жалобе Д., указывая следующее. 03 июня 2008 года постановлением главы Администрации Чернушинского городского поселения N <...> был изменен вид разрешенного использования земельного участка: “под индивидуальное жилищное строительство“. Однако указанные сведения Администрацией Чернушинского городского поселения своевременно в Управление Роснедвижимости направлены не были, соответственно, не были внесены изменения в кадастр и налоговые органы. Таким образом, надлежащая информация в кадастре недвижимости отсутствовала, а налоговые органы исчисляли налог на земельный участок в большем размере, чем было предусмотрено имеющимися документами. Выводы суда являются ошибочными, так как за 2008 год налоговая ставка должна быть 0,1%, постановление об изменении разрешенного вида использования было принято 03 июня 2008 года, то есть после июня 2008 года также должна быть учтена налоговая ставка 0,1%. Поэтому исчисление налога на земельный участок рассчитано неверно. Размеры налоговых ставок были установлены решением Думы Чернушинского городского поселения от 27 октября 2006 N
<...>. В последующем в решение другим решением Думы Чернушинского городского поселения от 04 июля 2008 года были внесены изменения. Размеры ставок были изменены. Действие указанного решения распространяет свое действие с 01 января 2008 года, что является незаконным. В данном случае были введены налоговые ставки, ухудшающие положение налогоплательщиков, введены дополнительные ставки, и поэтому данное решение нельзя признать обоснованным и законным.

На кассационную жалобу поступили возражения налогового органа, в которых указывается на законность и обоснованность решения суда.

Обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия полагает, что решение суда подлежит отмене в части взыскания земельного налога за 2008 г. и пени за его несвоевременную уплату в связи с неправильным применением норм материального права (ст. 362 ГПК РФ).

В соответствии со ст. 388 НК РФ налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

В соответствии со ст. 389 НК РФ объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог.

На основании положений п. 1 ст. 390 НК РФ налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса.

В силу требований п. 1 ст. 391 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

Согласно Приказу Минэкономразвития РФ от 12.08.2006 N 222 “Об утверждении Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков
и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка“ кадастровая стоимость земельного участка изменятся в связи с изменением вида его разрешенного использования.

В соответствии со п. 11 ст. 396 НК РФ органы, осуществляющие кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, представляют информацию в налоговые органы в соответствии с пунктом 4 статьи 85 настоящего Кодекса.

Органы, осуществляющие кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, ежегодно до 1 февраля года, являющегося налоговым периодом, обязаны сообщать в налоговые органы по месту своего нахождения сведения о земельных участках, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

Согласно Решению N 253 от 4 июля 2008 года Думы Чернушинского городского поселения Пермского края налоговая ставка установлена в следующих размерах:

1. 0,1 процентов в отношении земельных участков, отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в поселках и используемых для сельскохозяйственного производства; занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса или приобретенных для жилищного строительства; приобретенных (предоставленных) для индивидуального жилищного строительства, личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, дачного хозяйства;

2. 0,2 процентов в отношении земельных участков, занятых капитальными (индивидуальными, кооперативными) гаражами;

3) 1,5 процентов в отношении прочих земельных участков.

Данное решение распространяется на отношения, возникшие с 1 января 2008 года.

Судом установлено, что на основании договора N <...> купли-продажи от 14 ноября 2007 года ответчик приобрел в собственность здание библиотеки
с двумя пристроями, общая площадь 65 кв. метров, земельный участок под библиотекой, общая площадь 1 354 кв. метра, относящаяся к категории земель населенных пунктов.

Право собственности на объекты недвижимости зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 10 января 2008 года.

Земельный участок разрешено использовать под библиотеку.

Постановлением главы Администрации Чернушинского городского поселения N <...> от 3 июня 2008 года изменен, вид разрешенного использования земельного участка по улице <...> на “для индивидуального жилищного строительства“.

Разрешая требования налогового органа, суд исходил из того, что Д. является собственником земельного участка по улице <...> с 10 января 2008 года. В соответствии с нормами налогового законодательства он является налогоплательщиком земельного налога за 2008 год, за 2009 год.

Из приведенных выше положений нормативно-правовых актов следует, что налоговая база определяется от кадастровой стоимости земельного участка.

Согласно Постановлению Правительства РФ от 08.04.2000 N 316 “Об утверждении Правил проведения государственной кадастровой оценки земель“ государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования.

Принимая решение об удовлетворении требований налогового органа о взыскании земельного налога за 2008 г., суд указал, что налоговое законодательство не содержит прямой нормы, регулирующей порядок исчисления земельного налога в связи с изменениями вида разрешенного использования в течение налогового периода, в связи с чем пришел к выводу о том, что земельный налог за 2008 год должен начисляться по налоговой ставке 1,5%.

Вместе с тем суд не учел, что в соответствии с требованиями п. 7 ст. 3 НК РФ все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика
(плательщика сборов). В связи с тем, что при изменении разрешенного использования земельного участка изменяется и его кадастровая стоимость, изменяется и ставка земельного налога. Как правильно указал суд, законом не урегулирован вопрос исчисления налога при изменении в течение налогового периода вида разрешенного использования земельного участка. В связи с чем судебная коллегия полагает, что в законодательстве имеются неустранимые сомнения, которые следует толковать в пользу налогоплательщика, поскольку иное приводит к уплате налога в повышенном размере.

Кроме того, судом не дана оценка тому обстоятельству, что первоначально в адрес Д. было направлено налоговое уведомление с суммой земельного налога за 2008 г. в размере 3 411,62 рублей, которое было им исполнено. В связи с чем налог был насчитан в большем размере, и налогоплательщику было направлено повторное уведомление, судом не устанавливалось, вместе с тем данные обстоятельства имеют значение для рассматриваемого спора.

При таких обстоятельствах решение суда в указанной части не может быть признано законным и обоснованным и подлежит отмене. Поскольку размер пени за несвоевременную уплату налога зависит от размера налога, судебная коллегия считает необходимым отменить решение суда и в части взыскания пени за несвоевременную уплату земельного налога за 2008 г. В связи с тем, что суду необходимо будет установить указанные выше обстоятельства, судебная коллегия лишена возможности принять новое решение и полагает возможным направить дело на новое рассмотрение. При новом рассмотрении суду следует учесть изложенное, установить, в связи с чем в адрес Д. направлялись уведомления об уплате земельного налога за 2008 г. с указанием разной суммы налога, определить с учетом сроков направления уведомлений, сроков уплаты налога соблюдение налоговым органом срока
обращения в суд, установленного ст. 48 НК РФ, дать надлежащую оценку представленным сторонами доказательствам и разрешить спор на основании правильного применения норм материального права.

О законности решения в части взыскания земельного налога за 2009 г. кассационная жалоба доводов не содержит, судебная коллегия оснований к отмене решения в указанной части не усматривает. Кроме того, как пояснил Д., суду кассационной инстанции с решением суда в части взыскания налога за 2009 г. он согласен. Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Чернушинского районного суда Пермского края от 01 сентября 2010 года отменить в части взыскания с Д. недоимки по земельному налогу за 2008 год в сумме 45 602,21 рублей, пеню в сумме 1 517,71 рублей, дело в указанной части направить на новое рассмотрение. В остальной части решение суда оставить без изменения.