Решения и определения судов

Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.09.2010 N 17АП-9128/2010-ГК по делу N А60-14749/2010 При отсутствии доказательств, свидетельствующих об осуществлении Управлением Федерального агентства кадастра объектов недвижимости действий, направленных на исправление признанной им ошибки в составе сведений государственного кадастра недвижимости об удельном показателе кадастровой стоимости земельного участка и кадастровой стоимости земельного участка, суд правомерно признал бездействие Управления, выразившееся в неисправлении данной ошибки, незаконным.

СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 16 сентября 2010 г. N 17АП-9128/2010-ГК

Дело N А60-14749/2010

Резолютивная часть постановления объявлена 14 сентября 2010 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 16 сентября 2010 года.

Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Зелениной Т.Л.,

судей Гребенкиной Н.А., Романова В.А.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Русановой Ю.С.,

при участии в судебном заседании:

от заявителя - представитель не явился,

от ответчика - представитель не явился,

от третьих лиц - представители не явились

(лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда)

рассмотрев в судебном заседании апелляционную
жалобу ответчика - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области

на решение Арбитражного суда Свердловской области

от 13 июля 2010 года

по делу N А60-14749/2010,

принятое судьей Горбашовой И.В.

по заявлению ОАО “Территориальная генерирующая компания N 9“

к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области,

третьи лица: Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области, ФГУП “Федеральный кадастровый центр “Земля“, Правительство Свердловской области,

об оспаривании бездействия,

установил:

ОАО “Территориальная генерирующая компания N 9“ (заявитель) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области к Управлению Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Свердловской области (ответчик) с заявлением (с учетом уточнения требований в порядке, установленном ст. 49 АПК РФ) о признании незаконным бездействие ответчика, выразившееся в неисправлении кадастровой ошибки в составе сведений государственного кадастра недвижимости об удельном показателе кадастровой стоимости земельного участка и кадастровой стоимости земельного участка площадью 417 кв. м, кадастровый номер 66:58:0116001:84, расположение установлено относительно ориентира здание, расположенного в границах участка, по адресу: Свердловская область, г. Первоуральск, ул. Торговая, 1; обязании ответчика исправить кадастровую ошибку путем внесения соответствующих изменений в государственный кадастр недвижимости в отношении сведений об удельном показателе кадастровой стоимости, сведений о кадастровой стоимости вышеуказанного земельного участка соответствующему десятому виду разрешенного использования: “земельные участки, предназначенные для электростанций, обслуживающих их сооружений и объектов“.

Определением от 17.06.2010 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные исковые требования относительно предмета спора, привлечены Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области, ФГУП “Федеральный кадастровый центр “Земля“, Правительство Свердловской области.

Определением от 17.06.2010 произведена замена Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Свердловской области на правопреемника - Управление Федеральной службы
государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области (далее - Управление Роснедвижимости по Свердловской области).

Решением Арбитражного суда Свердловской области от 13.07.2010 (резолютивная часть от 13.07.2010) заявленные требования удовлетворены. Признано незаконным бездействие Управления Роснедвижимости по Свердловской области, выразившееся в неисправлении кадастровой ошибки в составе сведений государственного кадастра недвижимости об удельном показателе кадастровой стоимости земельного участка и кадастровой стоимости земельного участка площадью 417 кв. м с кадастровым номером 66:58:0116001:84. На ответчика возложена обязанность совершить действия по исправлению кадастровой ошибки в отношении вышеуказанного земельного участка, предусмотренные Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ “О государственном кадастре недвижимости“.

Управление Роснедвижимости по Свердловской области с решением суда от 13.07.2010 не согласно, в апелляционной жалобе ссылается на то, что бездействие, связанное с неисправлением кадастровой ошибки в составе сведений государственного кадастра недвижимости отсутствует, принятие решения об исправлении кадастровой ошибки подтверждается письмом от 21.08.2009, кадастровые ошибки описаны в протоколе выявления кадастровых ошибок от 18.08.2009.

ФГУП “Федеральный кадастровый центр “Земля“ в отзыве на апелляционную жалобу указывает на обоснованность доводов заявителя жалобы. По мнению третьего лица, суд первой инстанции, нарушив положения ст. 70, 200 АПК РФ, не исследовал имеющие для разрешения дела обстоятельства, не установил факт нарушения прав заявителя и отсутствия доказательств существования на спорном земельном участке комплекса электроэнергетики.

ОАО “Территориальная генерирующая компания N 9“ против доводов апелляционной жалобы возражает, в отзыве указывает на то, что в решении ответчика от 18.08.2009 земельный участок с кадастровым номером 66:58:0116001:84 не указан, работа по исправлению кадастровой ошибки в отношении этого земельного участка не проведена.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном
статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Из материалов дела следует:

ОАО “Территориальная генерирующая компания N 9“ в результате правопреемства от ОАО “Свердловская генерирующая компания“, являющегося правопреемником ОАО “Свердловэнерго“, является владельцем земельным участка площадью 417 кв. м с кадастровым номером 66:58:0116001:84, расположенного относительно ориентира, находящегося по адресу: Свердловская область, г. Первоуральск, ул. Торговая, 1, и предоставленного для размещения забора вдоль территории Первоуральской ТЭЦ.

13.03.2009 заявитель получил кадастровую выписку об участке, где указана его кадастровая стоимость в размере 1 130 407,77 руб. и удельный показатель кадастровой стоимости 2710,81 руб./кв. м.

В соответствии с отчетом об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Свердловской области спорный земельный участок отнесен к девятому виду разрешенного использования (земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения).

28.07.2009 заявитель направил в адрес Управления Роснедвижимости по Свердловской области письмо N 6058/41 с просьбой об уточнении размера кадастровой стоимости, в том числе, спорного земельного участка, исходя из средних значений удельных показателей кадастровой стоимости земельных участков 10 группы видов разрешенного использования, поскольку земельный участок относится именно к данной группе видов разрешенного использования.

Управление Роснедвижимости по Свердловской области в письме от 25.08.2009 N 05-10/1938 указало заявителю, что в ходе проверки сведений государственного кадастра недвижимости по указанному земельному участку были выявлены кадастровые ошибки экономических характеристик земельных участков (о кадастровой стоимости земельного участка), в том числе спорного, основанием которых явились ошибки в Постановлении Правительства Свердловской области от 19.12.2008 N 1347-ПП.

В письмах от 23.11.2009 N 6001-1/671 и от 11.01.2010 N 6001-051/1, адресованных Управлению Роснедвижимости по Свердловской области,
ОАО “Территориальная генерирующая компания N 9“ просило предоставить данному лицу копию решения об устранении выявленных кадастровых ошибок, на которое сослалось Управление в письме от 25.08.2009 N 05-10/1938.

Управление Роснедвижимости по Свердловской области в ответ указало на то, что письмом от 21.08.2009 N 05-10/1923 оно передало решение о необходимости устранения кадастровых ошибок, в том числе по спорному земельному участку, в Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области в целях проведения уточняющих расчетов кадастровой стоимости земельного участка исполнителем работ.

В ответ на запрос от 11.01.2010 N 6001-051/1 Управление Роснедвижимости по Свердловской области сообщило, что решение об исправлении выявленной кадастровой ошибки может быть принято после представления Правительством Свердловской области в органы кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия изменений в Постановление Правительства Свердловской области от 19.12.2008 N 1347-ПП.

Ссылаясь на то обстоятельство, что бездействие Управления Роснедвижимости по Свердловской области нарушает права ОАО “Территориальная генерирующая компания N 9“ в сфере экономической деятельности, поскольку неправильное отнесение земельного участка к девятому виду разрешенного использования повлекло за собой существенное завышение кадастровой стоимости земельного участка и необходимость уплаты завышенной суммы земельного налога, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящими требованиями.

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.

В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права
и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Из содержания вышеуказанной правовой нормы следует, что для признания ненормативного акта недействительным суду необходимо установить его несоответствие закону и факт нарушения указанным ненормативным актом прав и законных интересов заявителя. При отсутствии одного из условий, оснований для удовлетворения заявленных требований у суда не имеется.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ “О государственном кадастре недвижимости“ (далее - Закон о кадастре), данный Закон регулирует отношения, возникающие в связи с ведением государственного кадастра недвижимости, осуществлением государственного кадастрового учета недвижимого имущества и кадастровой деятельности.

Статьей 3 Закона о кадастре установлено, что кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 17.12.97 N 2-ФКЗ “О Правительстве Российской Федерации“.

Статьей 4 Закона о кадастре предусмотрено, что сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном настоящим Федеральным законом порядке документов.

В силу п. 2 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).

Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 (далее - Правила), установлено, что государственная кадастровая оценка земель
проводится для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости, его территориальными органами, а также находящимися в их ведении предприятиями и организациями (пункты 2, 3 Правил). Государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования (пункт 4 Правил).

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель (пункт 10 Правил).

Из материалов дела усматривается и сторонами не оспаривается, что в отношении спорного земельного участка проведена государственная кадастровая оценка, ее результаты отражены в отчете об определении кадастровой стоимости земельных участков.

Органом кадастрового учета выявлена кадастровая ошибка в кадастровых сведениях, в том числе в отношении спорного земельного участка в части сведений об удельном показателе кадастровой стоимости земельного участка и кадастровой стоимости земельного участка.

В ст. 28 Закона о кадастре регламентирован порядок исправления ошибок в государственном кадастре недвижимости.

При этом законодатель различает техническую ошибку, которая представляет собой ошибку, допущенную органом кадастрового учета при ведении государственного кадастра недвижимости, которая привела к несоответствию сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, сведениям в документах, на основании которых вносились сведения в государственный кадастр недвижимости (описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка либо подобная ошибка), а также кадастровую ошибку в сведениях, которая определена как воспроизведенная в государственном кадастре недвижимости ошибка в документе, на основании которого вносились сведения в государственный кадастр недвижимости.

Техническая ошибка подлежит исправлению на основании решения органа кадастрового учета в случае обнаружения данным органом такой ошибки или поступления в орган кадастрового учета от любого лица заявления о такой ошибке, либо на
основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении такой ошибки. Кадастровую ошибку в сведениях орган кадастрового учета исправить самостоятельно не может.

Такая ошибка подлежит исправлению в порядке, установленном для учета изменений соответствующего объекта недвижимости (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, представленные в соответствии со ст. 22 Закона о кадастре), или в порядке информационного взаимодействия (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, поступившие в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия), либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении такой ошибки (ч. 4 ст. 28 Закона о кадастре).

При обнаружении кадастровой ошибки в сведениях орган кадастрового учета принимает решение о необходимости устранения такой ошибки, которое должно содержать дату выявления такой ошибки, ее описание с обоснованием квалификации соответствующих сведений как ошибочных, а также указание, в чем состоит необходимость исправления такой ошибки. Орган кадастрового учета не позднее рабочего дня, следующего за днем принятия данного решения, направляет его заинтересованным лицам или в соответствующие органы для исправления такой ошибки в предусмотренном ч. 4 настоящей статьи порядке.

Поскольку внесение сведений о кадастровой стоимости осуществляется на основании соответствующих документов, поступивших в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия (ч. 3 ст. 16 Закона о кадастре), следовательно, решение кадастрового органа о необходимости устранения кадастровой ошибки в этих сведениях должно направляться в орган, принявший документ, поступивший в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия, и на основании которого внесены сведения в кадастр.

Как следует из материалов
дела, органом кадастрового учета выявлена кадастровая ошибка в кадастровых сведениях о спорном земельном участке в части сведений о его удельном показателе кадастровой стоимости и кадастровой стоимости. Указанное обстоятельство признавалось самим регистрирующим органом.

Доказательств, свидетельствующих об осуществлении Управлением действий, направленные на исправление признанной им кадастровой ошибки, суду не представлено.

Таким образом, арбитражный суд первой инстанции правомерно признал бездействие Управления, выразившееся в неисправлении кадастровой ошибки в составе сведений государственного кадастра недвижимости об удельном показателе кадастровой стоимости земельного участка и кадастровой стоимости земельного участка, незаконным.

При этом судом первой инстанции обоснованно не принято в качестве подтверждения совершения Управлением действий по исправлению допущенной кадастровой ошибки в отношении спорного земельного участка решение от 18.08.2009, на которое ссылается ответчик, поскольку в указанном решении земельный участок с кадастровым номером 66:58:0116001:84 не указан.

Доводы заявителя жалобы подлежат отклонению как противоречащие фактическим обстоятельствам дела.

Необоснованным признается и указание заявителя жалобы и третьего лица на отсутствие нарушения прав заявителя, поскольку ОАО “Территориальная генерирующая компания N 9“ является заинтересованным лицом, изначально имеющим право на указание в государственном кадастре недвижимости объективных и достоверных сведений в отношении земельного участка, которым данное лицо владеет. Непринятие мер, направленных на устранение выявленной кадастровой ошибки, свидетельствует о нарушении прав заявителя.

Доводы ФГУП “Федеральный кадастровый центр “Земля“ о том, что судом не исследовался вопрос о действительном существовании кадастровой ошибки, в решении не указано, какую именно ошибку следует устранить, являются несостоятельными, поскольку Управлением Роснедвижимости по Свердловской области наличие кадастровой ошибки не оспаривалось, данным лицом были предприняты первоначальные меры, направленные на ее устранение, следовательно, оснований для установления обстоятельств, признанных ответчиком, не было. Более того, арбитражный суд
апелляционной инстанции отмечает, что арбитражный суд первой инстанции возложил на Управление Роснедвижимости по Свердловской области обязанность совершить действия по исправлению кадастровой ошибки в отношении вышеуказанного земельного участка, предусмотренные Законом о кадастре.

Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ст. 270 АПК РФ основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.

При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции от 13.07.2010 является законным и обоснованны и отмене не подлежит.

Руководствуясь статьями 176, 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд,

постановил:

Решение Арбитражного суда Свердловской области от 13.07.2010 по делу N А60-14749/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Свердловской области.

Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.

Председательствующий

Т.Л.ЗЕЛЕНИНА

Судьи

Н.А.ГРЕБЕНКИНА

В.А.РОМАНОВ