Решения и определения судов

Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.09.2010 N 17АП-8757/2010-АК по делу N А50-13515/2010 Вина общества в совершении вменяемого правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ и выразившегося в осуществлении деятельности по проведению азартных игр в отсутствие лицензии, доказана, поскольку, будучи осведомленным об изменениях законодательства, общество пренебрегло требованиями закона и не приняло все зависящие от него меры по пресечению дальнейшего осуществления неправомерной деятельности.

СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 10 сентября 2010 г. N 17АП-8757/2010-АК

Дело N А50-13515/2010

Резолютивная часть постановления объявлена 06 сентября 2010 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 10 сентября 2010 года.

Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Варакса Н.В.

судей Грибиниченко О.Г., Васевой Е.Е.

при ведении протокола судебного заседания секретарем Миллер Н.В.

при участии:

от заявителя Отдела милиции N 1 (дислокация Дзержинский район) Управления внутренних дел по городу Перми: не явились,

от заинтересованного лица Общества с ограниченной ответственностью “Проект 6“: не явились,

лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Семнадцатого
арбитражного апелляционного суда,

рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заинтересованного лица Общества с ограниченной ответственностью “Проект 6“

на решение Арбитражного суда Пермского края

от 15 июля 2010 года по делу N А50-13515/2010,

принятое судьей Саксоновой А.Н.

по заявлению Отдела милиции N 1 (дислокация Дзержинский район) Управления внутренних дел по городу Перми

к Обществу с ограниченной ответственностью “Проект 6“

о привлечении к административной ответственности,

установил:

Отдел милиции N 1 (дислокация Дзержинский район) Управления внутренних дел по г. Перми (далее - Отдел милиции) обратился в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о привлечении к административной ответственности общества с ограниченной ответственностью “Проект 6“ (далее - Общество) к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).

Решением Арбитражного суда Пермского края от 15.07.2010 заявленные требования удовлетворены. Общество с ограниченной ответственностью “Проект 6“ привлечено к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ в виде штрафа в размере 50 000 руб.

Не согласившись с решением, Общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить. В обоснование жалобы Общество ссылается на то, что судом не доказана виновность Общества в проведении и организации азартных игр. Обществом осуществляется деятельность по оказанию услуг по сдаче в прокат игр с электронным дисплеем “Лотос“, для стимулирования данного вида услуг проводится стимулирующая лотерея “Лотос“. Для проведения стимулирующей лотереи не требуется получение специального разрешения. По мнению общества, сотрудниками ОБППР не доказано, что Общество использовало именно игровое оборудование (нет заключения специалистов).

Отдел милиции отзыв на апелляционную жалобу не представил, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещен надлежащим образом, в судебное заседание представителей не
направил, что в силу ч. 3 ст. 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в отсутствие представителя административного органа.

Общество направило в адрес суда ходатайство об отложении судебного заседания по апелляционной жалобе в связи с невозможностью участия в судебном заседании 06.09.2010 генерального директора ООО “Проект 6“ по уважительной причине. В удовлетворении данного ходатайства судом апелляционной инстанции отказано, поскольку отложение судебного заседания в связи с неявкой по уважительной причине представителя Общества, на основании ч. 4 ст. 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации является правом, но не обязанностью суда. В данном случае оснований для отложения судебного заседания суд апелляционной инстанции не усматривает, так как в качестве представителя Общества может выступать не только генеральный директор, но и иное лицо на основании доверенности.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, ООО “Проект 6“ зарегистрировано в качестве юридического лица ИФНС России по Индустриальному району г. Перми 18.04.2006 за ОГРН 1065905040343, ИНН 5905241114 (л.д. 32).

На основании обращения прокуратуры Дзержинского района г. Перми Отделом милиции N 1 (дислокация Дзержинский район) Управления внутренних дел по г. Перми совместно с прокуратурой Дзержинского района г. Перми проведена проверка деятельности ООО “Проект 6“, осуществляемой в принадлежащем ему помещении, расположенном по адресу: г. Пермь, ул. Мильчакова, 18.

В ходе проведения проверки был составлен протокол осмотра от 27.05.2010 (л.д. 20-21), в результате осмотра установлено, что в помещении лотерейного клуба установлено 37 развлекательных комплексов “Игры с электронным дисплеем “Лотос“ (изготовитель ООО “СКД-Компания“, г.
Москва), находящихся во включенном состоянии. Указанное оборудование предоставляется клиентам в прокат.

В ходе проведения осмотра 35 единиц оборудования, находящегося в помещении лотерейного клуба, было изъято, на 2 развлекательных комплекса наложен арест, о чем составлены протокол об аресте товаров, транспортных средств и иных вещей от 27.05.2010 (л.д. 23, 24), протокол изъятия от 27.05.2010 развлекательных комплексов (л.д. 24).

Полагая, что в действиях Общества содержатся признаки осуществления деятельности по организации и проведению азартных игр, регламентированной Федеральным законом от 29.12.2006 N 244-ФЗ “О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации“ (далее - Закон N 244-ФЗ), поскольку установленное в принадлежащем Обществу помещении оборудование, используемое для розыгрыша призов, отвечает признакам игрового автомата, уполномоченное должностное лицо Отдела милиции составило в отношении Общества протокол от 01.06.2010 об административном правонарушении, ответственность за которое установлена ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ.

В соответствии со ст. 28.8 КоАП РФ указанный протокол, а также материалы проверки направлены Отделом милиции в арбитражный суд для привлечения Общества к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ.

Удовлетворяя заявленные требования и принимая решение о привлечении Общества к административной ответственности, суд первой инстанции исходил из доказанности в действиях Общества состава вменяемого административного правонарушения, отсутствия нарушений порядка привлечения к административной ответственности.

Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что решение суда соответствует действующему законодательству, оснований для его отмены не имеется.

В соответствии с ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), влечет
наложение административного штрафа на юридических лиц от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.

Согласно ст. 3 Закона N 244-ФЗ государственное регулирование деятельности по организации и проведению азартных игр осуществляется путем выдачи разрешений на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорных зонах.

Под разрешением на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне понимается документ, предоставляющий организатору азартных игр право осуществлять деятельность по организации и проведению азартных игр в одной игорной зоне без ограничения количества и вида игорных заведений. При этом азартной игрой является основанное на риске соглашение о выигрыше, заключенное двумя или несколькими участниками такого соглашения между собой либо с организатором азартной игры по правилам, установленным организатором азартной игры. Деятельность по организации и проведению азартных игр это деятельность, направленная на заключение основанных на риске соглашений о выигрыше с участниками азартных игр и(или) организацию заключения таких соглашений между двумя или несколькими участниками азартной игры (ст. 4 Закона N 244-ФЗ).

Статьей 13 Закона N 244-ФЗ установлено, что разрешение на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне предоставляет организатору азартных игр право осуществлять деятельность по организации и проведению азартных игр в игорной зоне при соблюдении требований и ограничений, установленных решением о создании соответствующей игорной зоны.

Деятельность игорных заведений, не имеющих разрешения на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне, должна быть прекращена до 1 июля 2009 года, за исключением букмекерских контор и тотализаторов (ст. 16 Закона N 244-ФЗ).

Вне игорных зон действующим законодательством
допускается осуществление деятельности юридическими лицами по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах. Такая деятельность в соответствии с п.п. 104 п. 1 ст. 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ “О лицензировании отдельных видов деятельности“ подлежит лицензированию. Порядок лицензирования определен Положением о лицензировании деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 2007 N 451).

Таким образом, осуществление предпринимательской деятельности по организации и проведению азартных игр без специального разрешения и вне игорных зон образует событие административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ.

Для решения вопроса о том, образует ли деятельность Общества по организации и проведению в качестве оператора стимулирующей лотереи событие административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ, необходимо определить является ли фактически проводимая Обществом деятельность, именуемая стимулирующей лотереей, азартной игрой, для осуществления которой законодателем установлено обязательное требование - наличие специального разрешения.

Из ст. 4 Закона N 244-ФЗ следует, что азартная игра - это основанное на риске соглашение о выигрыше, заключенное двумя или несколькими участниками такого соглашения между собой либо с организатором азартной игры по правилам, установленным организатором азартной игры; пари - это азартная игра, при которой исход основанного на риске соглашения о выигрыше, заключаемого двумя или несколькими участниками пари между собой либо с организатором данного вида азартной игры, зависит от события, относительно которого неизвестно, наступит оно или нет; ставка - это денежные средства, передаваемые участником азартной игры организатору азартной игры или другому участнику азартной игры и служащие условием участия в азартной игре в соответствии
с правилами, установленными организатором азартной игры; выигрышем признаются денежные средства или иное имущество, в том числе имущественные права, подлежащие выплате или передаче участнику азартной игры при наступлении результата азартной игры, предусмотренного правилами, установленными организатором азартной игры; игровой автомат - оборудование (механическое, электрическое, электронное или иное техническое оборудование), используемое для проведения азартных игр с материальным выигрышем, который определяется случайным образом устройством, находящимся внутри корпуса такого игрового оборудования, без участия организатора азартных игр или его работников.

В силу п. 5, 10, 16 ст. 4 Закона N 244-ФЗ организатором азартной игры является юридическое лицо, осуществляющее деятельность по организации и проведению азартных игр; участник азартной игры - это физическое лицо, принимающее участие в азартной игре и заключающее основанное на риске соглашение о выигрыше с организатором азартной игры или другим участником азартной игры; игровое оборудование - устройства или приспособления, используемые для проведения азартных игр.

Правовую основу государственного регулирования отношений, возникающих в области организации и проведения лотерей, порядок их организации и проведения на территории Российской Федерации, а также требования к лотерейному оборудованию определяет Федеральный закон от 11.11.2003 N 138-ФЗ “О лотереях“ (далее - Закон N 138-ФЗ), в соответствии с п. 1 ст. 2 которого лотерея - игра, которая проводится в соответствии с договором и в которой одна сторона (организатор лотереи) проводит розыгрыш призового фонда лотереи, а вторая сторона (участник лотереи) получает право на выигрыш, если она будет признана выигравшей в соответствии с условиями лотереи.

В соответствии с п. 14 ст. 2 названного Закона лотерейное оборудование - это оборудование, специально изготовленное и используемое для проведения лотереи, или оборудование, оснащенное лотерейными
программами.

Согласно п. 2, 3, 6 ст. 3 Закона N 138-ФЗ лотерея в зависимости от способа ее проведения подразделяется на тиражную, бестиражную и комбинированную.

Тиражная лотерея - лотерея, в которой розыгрыш призового фонда лотереи между всеми участниками лотереи проводится единовременно после распространения лотерейных билетов. Проведение такой лотереи может включать в себя отдельные тиражи, представляющие собой распространение партии лотерейных билетов, проведение розыгрыша призового фонда лотереи и выплату, передачу или предоставление выигрышей.

Бестиражная лотерея - лотерея, в которой выигрышные лотерейные билеты определяются на стадии их изготовления, то есть до распространения среди участников лотереи. При проведении бестиражной лотереи участник такой лотереи может непосредственно после внесения платы за участие в лотерее и получения лотерейного билета определить, является его лотерейный билет выигрышным или нет.

Комбинированная лотерея - лотерея, в которой выигрышные лотерейные билеты определяются как непосредственно после внесения платы за участие в лотерее и получения лотерейного билета, так и после проведения розыгрыша призового фонда лотереи.

Лотерея в зависимости от способа формирования ее призового фонда подразделяется на: 1) лотерею, право на участие в которой связано с внесением платы, за счет которой формируется призовой фонд лотереи; 2) лотерею, право на участие в которой не связано с внесением платы и призовой фонд которой формируется за счет средств организатора лотереи (стимулирующая лотерея).

Лотерея в зависимости от технологии ее проведения подразделяется на лотерею, проводимую: 1) в режиме реального времени, если договор об участии в лотерее заключается сторонами путем обмена документами посредством электронной или иной связи с использованием лотерейного оборудования, которое объединено сетью электросвязи, позволяет достоверно установить, что документ исходит от стороны договора, и с помощью которого
проводятся розыгрыш призового фонда лотереи в режиме реального времени, фиксация и передача информации о результатах такого розыгрыша. Указанное оборудование должно обеспечивать защиту такой информации от утраты, хищения, искажения, подделки, а также от несанкционированных действий по ее уничтожению, модификации, копированию и иных подобных действий и несанкционированного доступа к сети электросвязи; 2) в обычном режиме, при котором сбор, передача, обработка игровой информации, формирование и розыгрыш призового фонда лотереи осуществляются поэтапно.

Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что ООО “Проект 6“ осуществляет деятельность в лотерейном клубе, расположенном по адресу: г. Пермь, ул. Мильчакова, 18, с использованием 37 развлекательных комплексов “Игры с электронным дисплеем “Лотос“.

В ходе проверки установлено, что в момент проверки в помещении клуба было установлено 37 автоматов, подключенных к электросети и готовых к работе.

Как пояснила директора ООО “Проект 6“ в судебном заседании суда первой инстанции, Общество оказывает услуги проката игрового оборудования на основании заключенного с ООО “Лотос“ договора, ООО “Лотос“ является организатором стимулирующей лотереи. В целях стимулирования оказания услуги проката оборудования ООО “Проект 6“, являясь оператором, приняло на себя обязательства по проведению от имени организатора стимулирующей лотереи “Играй и выигрывай с Лотос!“. Лотерейное оборудование используется обществом на праве аренды. Для участия в лотерее с клиентом заключается договор бытового проката развлекательного оборудования. Указанным договором установлены размеры платы в зависимости от игрового времени. По окончании игры клиенту выдается скретч-карта, где стирается защитный слой и в случае выигрыша выдается денежный приз, равный сумме на поле скретч-карты. Призовой фонд формируется за счет платы за прокат лотерейного оборудования.

На основании материалов дела (л.д. 21) суд первой инстанции
установил, что условием участия в лотерее является внесение платы за время проката развлекательного комплекса. Размер платы установлен в зависимости от времени использования: 10 минут - 100 руб., 30 минут - 500 руб., 1 час - 1000 руб. Оплатив время, клиент производит игру на развлекательном оборудовании, в случае выпадения выигрышной комбинации клиент получает скретч-карту с защитным полем, стирает его и узнает сумму выигрыша, которая аналогична сумме выигрыша на развлекательном аппарате. Данную сумму клиент получает у кассира.

Оценив указанные обстоятельства и представленные сторонами доказательства в порядке, предусмотренном ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что розыгрыш не носит характер стимулирующей лотереи, поскольку фактически сдача развлекательного оборудования в прокат является лишь условием для участия в ней и не нацелено на стимулирование сдачи этого оборудования в прокат. Выигрыш определяется случайным образом устройством, находящимся внутри оборудования без участия организатора лотереи или его работников, что присуще игровому оборудованию и исключает поэтапность проведения лотереи.

Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о подтверждении материалами дела факта осуществления Обществом в нарушение законодательства без выданного в установленном порядке специального разрешения (лицензии) деятельности по организации и проведению азартных игр с использованием игрового оборудования.

Кроме того, вступившим в законную силу решением Индустриального районного суда г. Перми от 04.05.2010 установлен факт осуществления ООО “Проект 6“ действий по организации и проведению азартных игр в помещении развлекательного клуба, расположенного по адресу: г. Пермь, ул. Мильчакова, 18. Названным решением на ООО “Проект 6“ возложена обязанность прекратить деятельность по организации и проведению азартных игр в помещениях указанного клуба.

В силу ч. 3 ст. 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вступившее в законную силу решение суда общей юрисдикции по ранее рассмотренному гражданскому делу обязательно для арбитражного суда, рассматривающего дело, по вопросам об обстоятельствах, установленных решением суда общей юрисдикции и имеющих отношение к лицам, участвующим в деле.

Следовательно, факт наличия в деятельности Общества события административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ является доказанным.

В ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ определено, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Согласно ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Вина Общества выразилась в том, что, являясь участником на рынке организации и проведения азартных игр, зная об изменениях в законодательстве, разрешающих вне игорных зон деятельность по организации и проведению азартных игр только в букмекерских конторах и тотализаторах при наличии лицензии, пренебрегая данным требованием закона, фактически осуществляло деятельность в сфере игорного бизнеса, не приняло все зависящие от него меры по прекращению данного вида деятельности. Доказательств объективной невозможности исполнения действующего законодательства материалы дела не содержат.

Таким образом, в действиях Общества доказано наличие состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ.

Существенных нарушений порядка привлечения к административной ответственности судом первой и апелляционной инстанций не установлено. Процессуальных нарушений закона, не позволивших объективно, полно и всесторонне рассмотреть материалы дела об административном правонарушении и принять правильное решение, административным органом не допущено. Обществу предоставлена возможность воспользоваться правами лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. Протокол об административном правонарушении от 01.06.2010 составлен в присутствии законного представителя Общества.

Общество привлечено к административной ответственности в пределах срока, установленного ст. 4.5 КоАП РФ, назначенное за совершенное административное правонарушение наказание соответствует пределу санкции ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ.

Доводы Общества, изложенные в апелляционной жалобе, отклоняются судом апелляционной инстанции как необоснованные, так как не свидетельствуют о нарушении судом первой инстанции норм права и сводятся лишь к переоценке установленных по делу обстоятельств.

Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.

При таких обстоятельствах оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Пермского края от 15 июля 2010 года по делу N А50-13515/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью “Проект 6“ - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Пермского края.

Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.

Председательствующий

Н.В.ВАРАКСА

Судьи

О.Г.ГРИБИНИЧЕНКО

Е.Е.ВАСЕВА