Решения и определения судов

Определение Пермского краевого суда от 05.10.2010 по делу N 33-8713/2010 Поскольку в спорный период истцу, выработавшему установленную норму рабочего времени, заработная плата начислялась в нарушение трудового законодательства, суд правомерно возложил на ответчика обязанность по выплате образовавшейся недоплаты.

ПЕРМСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 5 октября 2010 г. по делу N 33-8713/2010

Судья Тимофеев В.Г.

Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе: председательствующего Железчиковой А.В.

судей Истоминой Т.А., Ивановой Т.Г.

рассмотрела в открытом судебном заседании 05.10.2010 года в г. Кудымкаре Пермского края кассационную жалобу ответчика муниципального общеобразовательного учреждения <...> на решение Косинского районного суда Пермского края от 06.09.2010 года, которым постановлено:

Взыскать в пользу К. с муниципального общеобразовательного учреждения <...> недоначисленную заработную плату за период с апреля по июнь 2010 г. 11 864 руб. 87 коп. в счет компенсации морального вреда 100 рублей, за услуги представителя 300 рублей, всего 12264 руб. 87 коп.

Заслушав
доклад судьи Железчиковой А.В., судебная коллегия

установила:

К. обратилась в суд с иском к муниципальному общеобразовательному учреждению <...> (далее МОУ <...>) о взыскании заработной платы в сумме 18236 рублей, 73 копейки, в счет возмещения морального вреда 1000 рублей. Требования мотивированы тем, что истица работает в данном учреждении /должность/ с окладом /сумма/. Полагает, что работодатель неверно начислял заработную плату, поскольку выплаты компенсационного характера следовало начислять исходя из оклада равного МРОТ (4330 руб.).

В судебное заседание истица не явилась, просила рассмотреть дело в ее отсутствие.

В судебном заседании представитель истца С. уточнил заявленные требования, просил взыскать заработную плату с апреля по июнь 2010 года в сумме 16202,75 руб. Просил также взыскать судебные расходы на оплату услуг представителя в сумме 2500 рублей.

Судом постановлено вышеуказанное решение.

В кассационной жалобе ответчик с решением суда не согласен. В обоснование ссылается на разъяснения Аналитического управления Аппарата Правительства Пермского края от 24.02.2009 года, согласно которым заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени, не может быть ниже 4330 рублей с учетом районного коэффициента. Заработная плата истицы не ниже МРОТ.

Просит отменить решение суда и отказать в иске.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим оставлению без изменения.

Как следует из материалов дела, истица работает в МОУ <...> /должность/ с должностным окладом в размере /сумма/, доплата за вредность 12%, выплачивался районный коэффициент 20%, северная процентная надбавка 50%

Разрешая поставленный истцом вопрос и руководствуясь ст. 146, 148 и 315 ТК РФ, суд пришел к правильному выводу, что истцу, как работнику, работающему в особых климатических условиях, работодателем неправильно начислялась заработная плата,
районный коэффициент и северная процентная надбавка включались в минимальный размер оплаты труда.

Доводы кассационной жалобы ответчика о том, что районные коэффициенты и процентные надбавки за работу в особых климатических условиях устанавливаются к окладам, ставкам заработной платы, являются составной частью заработной платы, выводов суда не опровергают.

Статья 37 Конституции РФ гласит, что каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.

Согласно ч. 3 ст. 133 ТК РФ, месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.

Часть первая статьи 129 ТК РФ определяет заработную плату работника как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) и дает понятия тарифной ставки, оклада (должностного оклада), базового оклада (базового должностного оклада), базовой ставки заработной платы.

Согласно ст. 1 Федерального закона “О минимальном размере оплаты труда“ N 82-ФЗ от 19 июня 2000 года, в редакции Федерального закона N 91-ФЗ от 24.06.08 года минимальный размер оплаты труда в РФ с 1 января 2009 года установлен в размере
4330 рублей.

Согласно ст. 146 ТК РФ оплата труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными, опасными и иными особыми условиями труда, производится в повышенном размере. В повышенном размере оплачивается также труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями.

Согласно ст. 315 ТК РФ оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате.

В соответствии со ст. 148 ТК РФ оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями производится в порядке и размерах не ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Размер районного коэффициента, выплачиваемого к заработной плате лица, работающим и проживающим на территории Косинского района, определен в 20% (Информационное письмо Департамента по вопросам пенсионного обеспечения Минтруда РФ от 09.06.2003 N 1199-16, Департамента доходов населения и уровня жизни Минтруда РФ от 19.05.2003 N 670-9, ПФ РФ от 09.06.2003 N 25-23/5995 “О размерах районных коэффициентов, действующих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, для рабочих и служащих непроизводственных отраслей, установленных в централизованном порядке“)

Процентная надбавка к заработной плате лицам, работающим и проживающим в районах, приравненных к районам Крайнего Севера, выплачивается в размере до 50% (Приказ Минтруда РСФСР от 22.11.1990 N 2 “Об утверждении Инструкции о порядке предоставления социальных гарантий и компенсаций лицам, работающим в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в соответствии с действующими нормативными актами“).

Из анализа приведенного выше законодательства следует, что при выполнении работником в течение месяца нормы труда и отработавшего в этот
период норму времени, ему гарантирована выплата МРОТ независимо от того, в каких климатических условиях он исполняет трудовую функции, то есть и тогда, когда работа выполняется в нормальных климатических условиях. Соблюдение требований ст. 146, 148 и 315 ТК РФ для работников, работающих в особых климатических условиях возможно только в том случае, если компенсация за работу в таких условиях начисляется на величину МРОТ, а не включается в нее.

При том порядке начисления районного коэффициента и северной процентной надбавки, который применяет ответчик, смысл применения районного коэффициента и северной процентной надбавки, устанавливаемого за работу в местностях с особыми климатическими условиями, теряется, что обоснованно было учтено судом.

Суд установив, что в спорный период истцу, выработавшему установленную норму рабочего времени заработная плата начислялась в нарушение указанных положений закона, правомерно возложил на ответчика обязанность по выплате образовавшейся недоплаты.

Ссылки на разъяснения по начислению и выплате заработной платы работникам Аналитического управления Аппарата Правительства Пермского края, несостоятельны. Данные разъяснения не являются нормативными актами, не имеют юридической силы ни для работников, ни для работодателей.

Доводы ответчика о том, что МОУ <...> - бюджетное учреждение, финансируемое из краевого и местного бюджетов по утвержденным финансовым сметам, не являются основаниями к отмене решения суда и умалению трудовых прав граждан.

Оснований для отмены решения суда по доводам кассационной жалобы, судебная коллегия не усматривает.

Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Косинского районного суда Пермского края от 06.09.2010 года по гражданскому делу по иску К. к муниципальному общеобразовательному учреждению <...> о взыскании заработной платы, судебных расходов, компенсации морального вреда оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.