Решения и определения судов

Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.07.2010 N 17АП-6200/2010-ГК по делу N А50-3495/2010 Представление заявки, не соответствующей установленной организатором аукциона форме, которая является обязательной частью документации об аукционе, является основанием для отказа в допуске к участию в аукционе по продаже права на заключение договора аренды лесного участка.

СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 15 июля 2010 г. N 17АП-6200/2010-ГК

Дело N А50-3495/2010

Резолютивная часть постановления объявлена 08 июля 2010 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 15 июля 2010 года.

Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Булкиной А.Н.,

судей Жуковой Т.М., Нилоговой Т.С.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Гордеевой Н.В.,

при участии:

от истца, ООО “Компания ВАТ Спирит“: не явились;

от ответчика, Агентства по природопользованию Пермского края: Жолобов Е.О., доверенность от 20.01.2010 г.;

от ответчика, ГКУП “Пермские сельские леса“: не явились,

лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на
сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,

рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу истца,

общества с ограниченной ответственностью “Компания ВАТ Спирит“,

на решение Арбитражного суда Пермского края

от 07 мая 2010 года

по делу N А50-3495/2010,

принятое судьей Овчинниковой С.А.,

по иску общества с ограниченной ответственностью “Компания ВАТ Спирит“

к 1) Агентству по природопользованию Пермского края,

2) Государственного краевого унитарного предприятия “Пермские сельские леса“

о признании незаконными действий аукционной комиссии и признании недействительным договора аренды лесного участка,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью “Компания ВАТ Спирит“ (истец) обратилось в Арбитражный суд Пермского края с иском о признании незаконными действий аукционной комиссии Агентства по природопользованию Пермского края по недопуску истца к участию в аукционе по продаже права на заключение договора аренды лесного участка в составе земель лесного фонда для заготовки древесины, состоявшегося 15.12.2009 г., а также о признании недействительным заключенного по результатам данного аукциона с ГКУП “Пермские сельские леса“ договора аренды лесного участка площадью 14 761 га с местоположением: Пермский край, Краснокамский муниципальный район, ГКУ “Закамское лесничество“ (аукционная единица 7).

В судебном заседании 05.05.2010 г. представитель истца уточнил исковые требования. В соответствии с уточненной редакцией исковых требований истец просит при удовлетворении требований о признании незаконными действий аукционной комиссии Агентства по природопользованию Пермского края обязать Агентство по природопользованию Пермского края устранить допущенное нарушение прав и интересов заявителя путем допуска заявителя к участию в аукционе (внесения в протокол приема заявок N 9 от 11.12.2009 г. сведений об ООО “Компания ВАТ Спирит“ как участнике аукциона по аукционной единице N 7) и повторного проведения открытого аукциона по аукционной единице N 7 с участием ООО “Компания ВАТ Спирит“ и ГКУП “Пермские сельские
леса“ в месячный срок со дня вступления решения Арбитражного суда Пермского края в силу. Требования в данной редакции приняты к рассмотрению судом первой инстанции на основании статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса РФ (л.д. 76, 79).

Решением Арбитражного суда Пермского края от 07 мая 2010 года (резолютивная часть от 05.05.2010 г.) в удовлетворении иска отказано (л.д. 80-88).

Истец, ООО “Компания ВАТ Спирит“, с принятым решением не согласен, на основании доводов апелляционной жалобы просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований.

Заявитель жалобы указывает на неправильное применение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, несоответствие выводов суда, изложенных в решении фактическим обстоятельствам дела. Ссылается на то, что суд не дал надлежащей оценки подтвержденному материалами дела доводу об уведомлении истца о недопуске к аукциону уже после его проведения, что является самостоятельным основанием для признания незаконными действий аукционной комиссии. Судом также оставлен без внимания тот факт, что в нарушение действующего законодательства в протоколе приема заявок 11.12.2009 г. N 9 не отражены причины отказа в допуске истца к участию в аукционе. Изложенные в решении выводы о неправильном описании аукционной единицы не являются, в соответствии со статьей 79 Лесного кодекса РФ, основаниями для отказа в допуске к участию в аукционе. Сведения, которые должны содержаться в заявке в силу требований части 10 статьи 79 Лесного кодекса РФ, истцом отражены. Данной нормой закона требования к описанию в заявке аукционной единицы не установлены. Кроме того, аукционная единица, надлежащим образом идентифицируется как из содержания заявки истца, так и из соглашения о задатке. Также не соответствует материалам
дела и вывод суда первой инстанции о непредставлении вместе с заявкой документов, подтверждающих внесение задатка. Факт поступления задатка на лицевой счет организатора аукциона отражен в Приложении N 2 к протоколу приема заявок от 11.12.2009 г. N 9. При этом непредставление истцом выписки из банковского счета заявителя не нашел отражения ни в протоколе приема заявок, ни в выписке из сведений о допуске и не допуске участников на аукцион 15.12.2009 г.

Истец в суд апелляционной инстанции представителя не направил.

Агентство по природопользованию Пермского края отзыва на апелляционную жалобу не представило, согласно пояснениям представителя, данных в суде апелляционной инстанции, просит оставить обжалуемое решение без изменения.

ГКУП “Пермские сельские леса“ отзыва на апелляционную жалобу не представило, в суд апелляционной инстанции представителя не направило.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, 13.10.2009 г. в газете “Звезда“, а также на официальном сайте организатора торгов - Агентства по природопользованию Пермского края опубликовано извещение о проведении 15.12.2009 г. открытого аукциона по продаже права на заключение договора аренды лесного участка в составе земель лесного фонда для заготовки древесины, заготовки пищевых лесных ресурсов (дикорастущие грибы), ведения охотничьего хозяйства, а также документация об аукционе (л.д. 20-23).

04 декабря 2009 года Агентством по природопользованию Пермского края принята заявка истца на участие в аукционе по аукционной единице N 7 (лесной участок с местоположением: Пермский край, Краснокамский муниципальный район, Закамское лесничество, общая площадь 14 761 га). Истцом к заявке приложены выписка из единого реестра юридических лиц, копия платежного поручения N
409 от 04.12.2009 г. об оплате задатка за участие в аукционе, и соглашение о задатке N 25, заключенное заявителем и организатором аукциона 04.12.2009 г.

Заявка истца на участие в аукционе принята организатором аукциона, заявке присвоен регистрационный номер 23 (л.д. 31).

Однако истец к участию в аукционе допущен не был, что следует из протокола приема заявок N 9 от 11.12.2009 г. (л.д. 47-50). В адрес заявителя направлено уведомление от 11.12.2009 г. N 22 (получено согласно отметки истца 15.12.2009 г. в 13.00) о не допуске к участию в аукционе (л.д. 30).

Согласно Приложению N 2 к протоколу приема заявок N 9 от 11.12.2009 г. причиной отказа в допуске истца к участию в аукционе явилось несоответствие заявки установленным требованиям (л.д. 50-53). В уведомлении от 11.12.2009 г. N 22 основанием отказа в допуске к участию в аукционе указан подпункт 1 пункта 8 статьи 79 Лесного кодекса РФ.

Согласно сообщения Агентства по природопользованию Пермского края о результатах аукциона 15.12.2009 г. торги по аукционной единице N 7 признаны несостоявшимся (л.д. 55-64). С единственным участником аукциона по аукционной единице N 7 ГКУП “Пермские сельские леса“ Агентством по природопользованию Пермского края заключен договор аренды лесного участка.

Полагая, что действия аукционной комиссии по недопуску ООО “Компания ВАТ Спирит“ к участию в аукционе по аукционной единице N 7 не соответствуют закону и нарушают права общества в сфере предпринимательской деятельности, истец обратился в суд с настоящим иском.

В соответствии со статьями 198, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания незаконными действий государственных органов необходимо одновременное соблюдение двух условий: несоответствие оспариваемых действий закону и нарушение указанными действиями
прав и законных интересов заявителя.

Отношения, связанные с проведением аукционов по продаже прав на заключение договоров аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, регулируются главой 8 Лесного кодекса РФ и принятыми в соответствии с ним “Методическими указаниями по подготовке, организации и проведению аукционов по продаже прав на заключение договоров аренды лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, либо права на заключение договора купли-продажи лесных насаждений в соответствии со статьями 78-80 Лесного кодекса РФ“, утвержденными Приказом Министерства сельского хозяйства РФ от 24.02.2009 г. N 75 (далее - Методические указания).

В силу пункта 1 статьи 78 Лесного кодекса Российской Федерации договоры аренды лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, договоры купли-продажи лесных насаждений заключаются по результатам аукционов, проводимых путем повышения начальной цены предмета аукциона (начального размера арендной платы или начальной цены заготавливаемой древесины).

Согласно пункта 1 статьи 79 Лесного кодекса РФ организатором аукциона по продаже права на заключение договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, или права на заключение договора купли-продажи лесных насаждений (далее также - аукцион) является продавец права на заключение договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, или продавец права на заключение договора купли-продажи лесных насаждений, либо действующая на основании договора с этим продавцом специализированная организация.

Продавцами права на заключение договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, или права на заключение договора купли-продажи лесных насаждений выступают органы государственной власти, органы местного самоуправления в соответствии со статьями 81-84 настоящего Кодекса (п. 2 ст. 78 Лесного кодекса РФ).

Заявка на участие в аукционе определенной
форме подготавливается организатором аукциона и является обязательной частью документации об аукционе (п. 4 ч. 6 ст. 79 ЛК РФ).

В заявке на участие в аукционе юридического лица указываются наименование, организационно-правовая форма, местонахождение.

К заявке на участие в аукционе прикладываются:

1) выписка из единого государственного реестра юридических лиц - для юридического лица, выписка из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей - для индивидуального предпринимателя или нотариально удостоверенная копия соответствующей выписки;

2) документы, подтверждающие факт внесения задатка (части 10, 11 ст. 79 ЛК РФ).

Согласно пункту 22 Методических указаний документами, подтверждающими факт внесения задатка заявителем, являются платежное поручение с отметкой кредитного учреждения об исполнении и выписка (выписки) с банковских счетов заявителя, подтверждающие факт перечисления суммы задатка на счета организатора аукциона, указанные в извещении, а также факт списания указанной суммы со счета заявителя в полном объеме. Одним из условий допуска заявителя к участию в аукционе является поступление задатка на счет, указанный в документации об аукционе, в пределах срока подачи заявок на участие в аукционе. Если сумма задатка не была зачислена на счет организатора аукциона в последний день окончания срока приема заявок согласно банковской выписке организатора аукциона, заявитель к участию в аукционе не допускается.

В соответствии с пунктом 1 части 8 статьи 79 Лесного кодекса РФ основанием для отказа в допуске к участию в аукционе, в частности, является представление заявки, не соответствующей установленным требованиям.

Материалами дела подтверждается, что заявка, поданная истцом, не соответствует установленным требованиям. В частности, истцом неправильно указан муниципальный район, в котором находится земельный участок по аукционной единице N 7. Доводы апелляционной жалобы о незаконности отказа по указанным основаниям подлежат
отклонению.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду пункт 4 части 6 статьи 79 Лесного кодекса РФ, а не статьи 78.

В силу пункта 4 части 6 статьи 78 Лесного кодекса РФ заявка в форме, разработанной организатором аукциона, является обязательной частью документации об аукционе.

В нарушение пункта 22 Методических рекомендаций к заявке на участие в аукционе истцом приложена копия платежного поручения N 409 от 04.12.2009 г., без отметки банка о списании денежных средств. Данный факт установлен судом первой инстанции при обозрении подлинной заявки истца с приложенными документами, представленной ответчиком. Выписка с банковского счета заявителем к заявке приложена не была.

Таким образом, истцом представлена заявка, не соответствующая установленным требованиям, что в соответствии с пунктом 1 части 8 статьи 79 Лесного кодекса РФ является основанием для отказа в допуске к участию в аукционе.

Иные доводы апелляционной жалобы также подлежат отклонению.

Факт поступления в адрес истца уведомления от 11.12.2009 г. N 22 о не допуске к участию в аукционе в день проведения данного аукциона (л.д. 30) не влияет на квалификацию заявки истца применительно к требованиям, установленным пунктом 1 части 8 статьи 79 Лесного кодекса РФ, пунктом 22 Методических указаний. Соответственно, данные обстоятельства не находятся во взаимосвязи с правами истца на участие в аукционе, в защиту которых предъявлен настоящий иск. Аналогичной оценке подлежат доводы заявителя о ненадлежащем указании причин отказа в допуске к участию в аукционе. Кроме того, несоответствие заявки установленным требованиям отмечено в качестве причины отказа в допуске истца к аукциону в Приложении N 2 к протоколу N 9 от 15.12.2009 г. приема заявок. Данная форма сообщения
о причинах отказа не противоречит пункту 29 Методических указаний.

В связи с отсутствием оснований для признания незаконным отказа в допуске истца к аукциону, правомерно оставлены без удовлетворения и требования о признании недействительным договора аренды лесного участка, заключенного с единственным участником аукциона ГКУП “Пермские сельские леса“.

В соответствии со статьей 449 Гражданского кодекса Российской Федерации торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица. Признание торгов недействительными влечет недействительность договора, заключенного с лицом, выигравшим торги. Таким образом, указанная сделка является оспоримой. Нарушения прав истца во взаимосвязи с процедурой проведения аукциона от 15.12.2009 г. не установлено.

При изложенных выше обстоятельствах, оснований для отмены решения Арбитражного суда Пермского края от 07 мая 2010 года по делу N А50-3495/2010 не имеется. В удовлетворении апелляционной жалобы следует отказать.

Согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ государственная пошлина, уплаченная по апелляционной жалобе, относится на заявителя.

Руководствуясь статьями 176, 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Пермского края от 07 мая 2010 года по делу N А50-3495/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев, со дня его принятия через Арбитражный суд Пермского края.

Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.

Председательствующий

А.Н.БУЛКИНА

Судьи

Т.М.ЖУКОВА

Т.С.НИЛОГОВА