Решения и определения судов

Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.07.2010 N 17АП-6185/2010-АК по делу N А60-5027/2010 Неисполнение уполномоченным органом требований исполнительного документа в данном случае незаконным не является, поскольку вызвано отсутствием у него полномочий по внесению изменений в сводную бюджетную роспись и подготовке проекта о внесении изменений в бюджет.

СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 14 июля 2010 г. N 17АП-6185/2010-АК

Дело N А60-5027/2010

Резолютивная часть постановления объявлена 08 июля 2010 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 14 июля 2010 года.

Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Савельевой Н.М.

судей Полевщиковой С.Н., Гуляковой Г.Н.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Келлер О.В.

при участии:

от заявителя ООО Юридическая фирма “Межрегиональное юридическое бюро“: не явились, извещены надлежащим образом;

от заинтересованного лица Финансовое управление в Артемовском городском округе: не явились, извещены надлежащим образом;

от третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора Муниципального учреждения Артемовского городского округа “Управление жилищно-коммунальным хозяйством“: не явились, извещены надлежащим образом;

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения
апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда.

рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу

ООО Юридическая фирма “Межрегиональное юридическое бюро“ (заявителя по делу)

на решение Арбитражного суда Свердловской области от 23 апреля 2010 года

по делу N А60-5027/2010,

принятое судьей Хачевым И.В.

по заявлению ООО Юридическая фирма “Межрегиональное юридическое бюро“

к Финансовому управлению в Артемовском городском округе

третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора: Муниципальное учреждение Артемовского городского округа “Управление жилищно-коммунальным хозяйством“

о признании ненормативного акта недействительным,

установил:

ООО Юридическая фирма “Межрегиональное юридическое бюро“ обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании незаконным бездействия Финансового управления в Артемовском городском округе, связанном с неисполнением исполнительного листа, выданного Арбитражным судом Свердловской области по делу N А60-19481/2008-С11 и обязании устранить допущенные нарушения прав взыскателя путем исполнения исполнительного листа.

Решением Арбитражного суда Свердловской области от 23 апреля 2010 года в удовлетворении заявленных требований отказано.

ООО Юридическая фирма “Межрегиональное юридическое бюро“ (заявитель по делу), не согласившись с решением, обратилось в суд с апелляционной жалобой, в соответствии с которой просит решение отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. В обоснование апелляционной жалобы указывает, что в нарушение требований пункта 6 статьи 242.2 БК РФ управление не исполнило судебный акт в течение трех месяцев со дня поступления исполнительного листа; в нарушение статьи 83 БК РФ не предприняло мер, обеспечивающих возможность исполнения исполнительного листа - направление запроса для выделения соответствующих бюджетных ассигнований к главному распорядителю средств местного бюджета, увеличение расходных обязательств и введение новых видов расходных обязательств.

Финансовое
управление в Артемовском городском округе (заинтересованное лицо) представило письменный отзыв на доводы апелляционной жалобы, в соответствии с которым просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения. Указывает на то, что в дело представлены доказательства, подтверждающие выполнение финорганом в полном объеме обязанностей, возложенных на него статьей 242.5 БК РФ. Просит приобщить к материалам дела решение суда от 11.06.2010 г. о взыскании с главного распорядителя в сфере ЖКХ спорной задолженности в порядке субсидиарной ответственности.

Муниципальное учреждение Артемовского городского округа “Управление жилищно-коммунальным хозяйством“ (третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора) письменного отзыва на доводы апелляционной жалобы не представило.

Лица, участвующие в деле, извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы надлежащим образом, в судебное заседание не явились. На основании ст. 156, 266 АПК РФ жалоба рассмотрена в их отсутствие.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, решением Арбитражного суда Свердловской области от 06.11.2008 г. по делу N А60-19481/2008-С11 удовлетворены исковые требования ООО “Расчетная палата “Инвестэнерго“ о взыскании с Муниципального учреждения Артемовского городского округа “Управление жилищно-коммунальным хозяйством“ 288 794 (Двести восемьдесят восемь тысяч семьсот девяносто четыре) рубля 23 копейки процентов за пользование чужими денежными средствами.

25.12.2008 г. ООО “Расчетная палата “Инвестэнерго“ выдан исполнительный лист N 0033326 по делу N А60-19481/2008-С11.

Определением Арбитражного суда Свердловской области от 26.03.2009 г. по делу N А60-19481/2008-С11 удовлетворено заявление ООО Юридическая фирма “Межрегиональное юридическое бюро“: произведена замена взыскателя ООО “Расчетная палата “Инвестэнерго“ на его правопреемника - ООО Юридическая фирма “Межрегиональное
юридическое бюро“ по исполнительному листу N 0033326, выданному Арбитражным судом Свердловской области 25.12.2008 г. по делу N А60-19481/2008-С11 по иску ООО “Расчетная палата “Инвестэнерго“ о взыскании с Муниципального учреждения Артемовского городского округа “Управление жилищно-коммунальным хозяйством“ процентов за пользование чужими денежными средствами.

Для осуществления действий по взысканию и перечислению задолженности исполнительный лист N 0033326, выданный Арбитражным судом Свердловской области 25.12.2008 г. по делу N А60-19481/2008-С11 вместе с заявлением б/н от 29.09.2009 г. и приложенными документами был направлен ООО Юридическая фирма “Межрегиональное юридическое бюро“ в Финансовое управление в Артемовском городском округе ценным письмом с описью вложения.

13.10.2009 г. исполнительный лист N 0033326, выданный Арбитражным судом Свердловской области 25.12.2008 г. по делу N А60-19481/2008-С11 был получен Финансовым управлением в Артемовском городском округе, о чем свидетельствует почтовое уведомление.

Письмом N 06/873 от 15.10.2009 г. Финансовое управление в Артемовском городском округе известило ООО Юридическая фирма “Межрегиональное юридическое бюро“ о поступлении в финансовый орган исполнительного документа - исполнительного листа N 0033326, а также о принятии указанного исполнительного документа на исполнение в соответствии с требованиями статьи 242.5 БК РФ.

Поскольку общество не располагало сведениями о предпринятых органом, осуществляющим взыскание, действиях по взысканию задолженности, общество обратилось в суд с заявлением о признании незаконным бездействия Финансового управления в Артемовском городском округе.

Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, пришел к выводу об отсутствии доказательств, подтверждающих неправомерное бездействие финансового управления.

Заявитель апелляционной жалобы, оспаривая решение суда первой инстанции указывает, что в нарушение требований пункта 6 статьи 242.2 БК РФ, управление не исполнило судебный акт в течение трех месяцев со дня поступления исполнительного листа; в нарушение
статьи 83 БК РФ не предприняло мер, обеспечивающих возможность исполнения исполнительного листа - направление запроса для выделения соответствующих бюджетных ассигнований к главному распорядителю средств местного бюджета, увеличение расходных обязательств и введение новых видов расходных обязательств.

Данные доводы исследованы судом апелляционной инстанции и подлежат отклонению в силу следующего.

В силу положений п. 1 ст. 198, п. 2 ст. 201 АПК РФ основаниями для принятия арбитражным судом решения о признании акта государственного органа и органа местного самоуправления недействительным (решения или действия - незаконным) являются несоответствие акта закону или иному правовому акту (незаконность акта) и нарушение актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.

В силу п. 2 ст. 1 Федерального закона “Об исполнительном производстве“ порядок исполнения судебных актов по передаче гражданам, организациям денежных средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации устанавливается бюджетным законодательством Российской Федерации.

Порядок исполнения судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства местного бюджета по денежным обязательствам муниципальных бюджетных учреждений, предусмотрен в ст. 242.5 Бюджетного кодекса РФ.

В силу п. 1 ст. 242.5 Бюджетного кодекса РФ - исполнительный документ, предусматривающий обращение взыскания на средства местного бюджета по денежным обязательствам его бюджетного учреждения - должника, направляется судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем вместе с документами, указанными в п. 2 ст. 242.1 Кодекса, в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных учреждений для учета операций по исполнению расходов местного бюджета, а также средств, полученных от предпринимательской деятельности и иной приносящей доход деятельности.

В соответствии с п. 2 ст. 242.5 БК РФ орган не позднее 5 рабочих
дней после получения исполнительного документа направляет должнику уведомление о поступлении исполнительного документа и дате его приема к исполнению с приложением копии судебного акта и заявления взыскателя.

Должник в течение 10 рабочих дней со дня получения уведомления представляет в орган информацию об источнике образования задолженности, о кодах бюджетной классификации РФ, по которым должны быть произведены расходы местного бюджета по исполнению исполнительного листа и платежное поручение на перечисление средств в размере полного или частичного исполнения исполнительного документа в пределах остатка объемов финансирования расходов, отраженных на его лицевом счете получателя средств местного бюджета, по соответствующим кодам бюджетной классификации. При нарушении должником требований, установленных настоящим пунктом, орган приостанавливает до момента устранения нарушения осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника (пункты 3 и 4 статьи 242.5 БК РФ).

Главный распорядитель (распорядитель) средств местного бюджета в трехмесячный срок со дня поступления исполнительного документа в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений, обеспечивает выделение лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и(или) объемов финансирования расходов в соответствии с запросом-требованием должника (п. 5 ст. 242.5 БК РФ).

В соответствии с абзацем 3 пункта 7 статьи 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации, при неисполнении должником исполнительного документа в течение трех месяцев со дня его поступления в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений, указанный орган в течение 10 дней информирует об этом взыскателя.

Из анализа статьи 242.5 БК РФ следует, что при достаточности лимитов бюджетных обязательств объемов финансирования расходов муниципального бюджетного учреждения исполнение исполнительного документа должно быть осуществлено в пределах трех месяцев со дня его поступления в
орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных учреждений (по настоящему делу - финансовое управление).

В случае недостаточности лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и(или) объемов финансирования - их выделение обеспечивает Главный распорядитель средств местного бюджета по запросу-требованию должника (по настоящему делу - главным распорядителем бюджетных средств должника является муниципальное учреждение Артемовского городского округа “Жилкомстрой“).

Проанализировав нормы бюджетного законодательства и оценив имеющиеся в деле доказательства, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что представленными финансовым управлением документами подтверждается, что управление выполнило обязанности, возложенные на него статьей 242.5 БК РФ.

Как следует из материалов дела, подлинный исполнительный лист, с приложениями заверенных надлежащим образом копий судебного акта, а также письмо отделения по г. Артемовский УФК по Свердловской области N 02-110/1229 от 21.09.2009 г. в поступили в финансовое управление 12.10.2009 г.

Письмом от 14.10.2009 г. N 06/868, в предусмотренный п. 2 ст. 242.5 БК РФ срок, управление уведомило должника о поступлении исполнительного документа и дате его приема к исполнению - 12.01.2010 г. (л.д. 87).

В предусмотренный срок исполнения требования исполнительного документа - 20.01.2010 г. управление в адрес общества направило извещение о сроке исполнения исполнительного документа (л.д. 88), в соответствии с которым указало, что в управлении на исполнении находится исполнительный лист N 003326 от 25.12.2008 г. по делу N А60-19481/2008-С11. Расходные операции на лицевом счете Муниципального учреждения Артемовского городского округа “Управление жилищно-коммунальным хозяйством“ приостановлены в порядке, предусмотренном ч. 7 ст. 242.5, с февраля 2008 г. в связи с неисполнением ранее предъявленных исполнительных документов.

Судом первой инстанции при исследовании материалов дела было установлено, что не исполнение требований исполнительного листа в трехмесячный срок
было обусловлено отсутствием финансирования и на момент поступления исполнительного документа от взыскателя в управлении на исполнении в порядке, предусмотренном ст. 242.5 БК РФ находилось 7 исполнительных документов в отношении МУ Артемовского городского округа “Управление жилищно-коммунальным хозяйством“ на общую сумму 36 348 469,44 руб., поступивших на исполнение до 12.10.2009 г. и в порядке очередности, предусмотренной ст. 855 ГК РФ, исполнительный лист заявителя подлежит исполнению после исполнения требований по предшествующим исполнительным документам.

Таким образом, Финансовым управлением в Артемовском городском округе была соблюдена процедура исполнения судебных актов, предусматривающих обращения взыскания на средства местных бюджетов по денежным обязательствам муниципальных бюджетных учреждений, регламентированная положениями ст. 242.5 БК.

Ссылка заявителя апелляционной жалобы на положения нормы 242.2 БК РФ является необоснованной, поскольку данная статья регламентирует порядок исполнения судебных актов по искам к муниципальным образованиям и когда взыскание производится за счет казны муниципального образования.

В соответствии с п. 9 ст. 242.5 БК РФ предусмотрено, что в случае удовлетворения судом заявления взыскателя о взыскании средств с главного распорядителя средств местного бюджета в порядке субсидиарной ответственности на основании полностью или частично неисполненного исполнительного документа по денежным обязательствам находящегося в его ведении получателя средств местного бюджета исполнительный документ о взыскании средств с главного распорядителя средств местного бюджета направляется в орган по месту открытия главному распорядителю средств местного бюджета лицевого счета как получателю средств местного бюджета для исполнения в порядке, установленном настоящим Кодексом.

Финансовым управлением в Артемовском городском округе в материалы дела представлена копия решения Арбитражного суда Свердловской области от 11.06.2010 г. по делу N А60-4948/2010, в соответствии с которым удовлетворен иск ООО Юридическая фирма “Межрегиональное
юридическое бюро“ о взыскании с главного распорядителя бюджетных средств должника - Муниципального учреждения Артемовского городского округа “Жилкомстрой“ за счет казны Муниципального образования “Артемовский городской округ“ суммы 288 794 руб. 23 коп.

Таким образом, данное решение подтвердило как недостаточность имеющихся в распоряжении учреждения-должника денежных средств на исполнение исполнительного листа N 0033326 от 25.12.2008 г., так и факт отсутствия у Финансового управления в Артемовском городском округе полномочий по исполнению исполнительного документа в том порядке, как того требует от финансового управления заявитель (внести изменения в сводную бюджетную роспись, подготовить проект о внесении изменений в решение о бюджете).

На основании изложенного решение суда от 23 апреля 2010 года следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу ООО Юридическая фирма “Межрегиональное юридическое бюро“ - без удовлетворения.

Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Свердловской области от 23 апреля 2010 года по делу N А60-5027/2010 оставить без изменения, а апелляционную жалобу ООО Юридическая фирма “Межрегиональное юридическое бюро“ - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Свердловской области.

Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.

Председательствующий

Н.М.САВЕЛЬЕВА

Судьи

Г.Н.ГУЛЯКОВА

С.Н.ПОЛЕВЩИКОВА