Решения и определения судов

Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.06.2010 N 17АП-4726/2010-АК по делу N А71-843/2010 Поскольку учреждением была произведена уплата налога до принятия решения о назначении штрафа, налогоплательщик самостоятельно выявил пропуск срока подачи декларации, а также приняв во внимание тяжелое финансовое положение учреждения, социально значимый вид осуществляемой деятельности, статус учреждения, способ финансирования, суд обоснованно удовлетворил заявленные требования и снизил размер налоговых санкций.

СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 7 июня 2010 г. N 17АП-4726/2010-АК

Дело N А71-843/2010

Резолютивная часть постановления объявлена 2 июня 2010 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 7 июня 2010 года.

Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Гуляковой Г.Н.

судей Васевой Е.Е., Борзенковой И.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Келлер О.В.

при участии:

от заявителя Автономное учреждение культуры Удмуртской Республики “Концертное объединение “Удмуртская государственная филармония“: не явились, извещены надлежащим образом;

от заинтересованного лица ИФНС России по Октябрьскому району г. Ижевска: не явились, извещены надлежащим образом;

(лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного
заседания на сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда)

рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу

ИФНС России по Октябрьскому району г. Ижевска (заинтересованного лица)

на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 22 марта 2010 года

по делу N А71-843/2010,

принятое судьей Зориной Н.Г.

по заявлению Автономного учреждение культуры Удмуртской Республики “Концертное объединение “Удмуртская государственная филармония“

к ИФНС России по Октябрьскому району г. Ижевска

о признании недействительным решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения N 4505 от 24.11.2009 г.,

установил:

Автономное учреждение культуры Удмуртской Республики “Концертное объединение “Удмуртская государственная филармония“ г. Ижевск (далее АУК “УГФ“) обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г. Ижевска N 4505 от 24.11.2009 г. о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 22 марта 2010 года решение ИФНС России по Октябрьскому району г. Ижевска N 4505 от 24.11.2009 г. о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения признано недействительным в части взыскания налоговой санкции в сумме 22 422 руб. 40 коп. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.

ИФНС России по Октябрьскому району г. Ижевска (заинтересованное лицо), не согласившись с решением суда, обратилась с апелляционной жалобой в суд апелляционной инстанции, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. В обоснование апелляционной жалобы указывает, что судом не принято во внимание, что в нарушении ст. 65 АПК РФ заявителем не представлено доказательств наличия тяжелого материального положения, при этом судом не дана оценка доказательствам, представленным налоговым органом, об его отсутствии. Наличие статуса
автономного учреждения не является само по себе смягчающим обстоятельством. Факт уплаты налога до принятия решения налоговым органом не может служить основанием для снижения размера штрафных санкций. Размер штрафных санкций был уменьшен инспекцией в два раза, следовательно, последующее уменьшение размера санкций должно быть обосновано. При уменьшении налоговой санкции судом не учтено то, что учреждение систематически нарушало сроки представления отчетности.

Автономное учреждение культуры Удмуртской Республики “Концертное объединение “Удмуртская государственная филармония“ (заявитель по делу) представило письменный отзыв на апелляционную жалобу, в соответствии с которым просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения. Указывает, что заявителем были представлены документы, подтверждающие наличие смягчающих обстоятельств. Считает, что самостоятельное выявление пропуска срока не может оспариваться налоговым органом, поскольку за период с 2006-2009 г. ни одна проверка налогового органа деятельности учреждения не выявила данного нарушения.

Лица, участвующие в деле, извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы надлежащим образом, в судебное заседание не явились. На основании ст. 156, 266 АПК РФ жалоба рассмотрена в их отсутствие.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в обжалуемой части.

Как следует из материалов дела, ИФНС России по Октябрьскому району г. Ижевска проведена камеральная проверка налоговой декларации по налогу на прибыль за 2008 г., представленной в налоговый орган 27.07.2009 г. Автономным учреждением культуры Удмуртской Республики “Концертное объединение “Удмуртская государственная филармония“. Сумма налога, подлежащая уплате на основании декларации, составила 0 руб.

23.09.2009 г. АУК “УГФ“ представлена уточненная налоговая декларация по налогу на прибыль за 2008 год. Сумма налога, подлежащая уплате
на основании декларации, определена налогоплательщиком в сумме 168 112 руб.

В ходе проверки налоговым органом установлен факт несвоевременного представления налогоплательщиком налоговой декларации по налогу на прибыль за 12 месяцев 2008 г.

По результатам проверки составлен акт N 4815 от 28.10.2009 г., в соответствии с которым установлено, что учреждение ранее привлекалось к налоговой ответственности по п. 1 ст. 119 НК РФ за аналогичное правонарушение решением N 1927 от 24.04.2009 г., в связи с чем размер налоговой санкции на основании п. 4 ст. 114 НК РФ увеличен на 100 процентов и составил 67 244, 80 руб. (33 622, 40 руб. x 2).

Однако с учетом возражений налогоплательщика, вынесено решение N 4505 от 24.11.2009 г. о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности по п. 1 ст. 119 НК РФ за совершение налогового правонарушения в виде штрафа в сумме 33 622, 40 руб., с учетом наличия обстоятельств, смягчающих налоговую ответственность за совершение правонарушения.

Решением Управления Федеральной налоговой службы России по Удмуртской Республике от 29.12.2009 г. по апелляционной жалобе учреждения решение от 24.11.2009 г. N 4505 оставлено без изменения (л.д. 18-19).

Посчитав, что решение Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г. Ижевска N 4505 от 24.11.2009 г. не соответствует положениям ст. 112, 114 НК РФ, налогоплательщик обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.

Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования в части взыскания налоговой санкции в сумме 22 422,40 руб. пришел к выводу о том, что при установлении размера налоговой санкции налоговым органом не учтен принцип справедливости и соразмерности наказания тяжести совершенного правонарушения.

Заявитель апелляционной жалобы, оспаривая решение суда, указывает на то, что
судом не принято во внимание нарушение ст. 65 АПК РФ заявителем, что выразилось в отсутствии доказательств наличия тяжелого материального положения, при этом судом не дана оценка доказательствам, представленным налоговым органом об его отсутствии. Наличие статуса автономного учреждения не является само по себе смягчающим обстоятельством. Факт уплаты налога до принятия решения налоговым органом не может служить основанием для снижения размера штрафных санкций. Размер штрафных санкций был уменьшен инспекцией в два раза, следовательно, последующее уменьшение размера санкций должно быть обосновано. При уменьшении налоговой санкции судом не учтен тот факт, что учреждение систематически нарушало сроки представления отчетности.

Данный довод исследован судом апелляционной инстанции подлежит отклонению на основании следующего.

В соответствии с п. 4 ст. 112 НК РФ обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения, устанавливаются судом и учитываются им при наложении санкций за налоговые правонарушения в порядке, установленном статьей 114 НК РФ.

В соответствии с п. 1 ст. 112 НК РФ обстоятельствами, смягчающими ответственность лица за совершение налогового правонарушения, признаются:

1) совершение правонарушения вследствие стечения тяжелых личных или семейных обстоятельств;

2) совершение правонарушения под влиянием угрозы или принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости;

3) тяжелое материальное положение физического лица, привлекаемого к ответственности за совершение налогового правонарушения;

4) иные обстоятельства, которые судом или налоговым органом, рассматривающим дело, могут быть признаны смягчающими ответственность.

Как видно из анализа статьи 112 НК РФ перечень смягчающих налоговую ответственность обстоятельств является открытым, то есть неограниченным. Таким образом, суд или государственный орган, рассматривающий дело о правонарушении, может по своему усмотрению признать в качестве смягчающего ответственность обстоятельства также любое иное обстоятельство, не названное в
п. 1 ст. 112 НК РФ.

Согласно п. 3 ст. 114 НК РФ, а также правовой позиции, изложенной в п. 19 Постановления Пленума Верховного Суда РФ и ВАС РФ от 11.06.1999 г. N 41/9 “О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса РФ“, если при рассмотрении дела о взыскании санкции за налоговое правонарушение будет установлено хотя бы одно из смягчающих ответственность обстоятельств, перечисленных в п. 1 ст. 112 НК РФ, суд при определении размера подлежащего взысканию штрафа обязан в соответствии с п. 3 ст. 114 НК РФ уменьшить его размер не менее чем в два раза по сравнению с предусмотренным соответствующей нормой главы 16 НК РФ.

Поскольку обстоятельства, смягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения, устанавливаются судом или государственным органом, рассматривающим дело, и учитываются им при наложении санкций за налоговые правонарушения, то установление смягчающих ответственность обстоятельств - не только право, но и обязанность суда или налогового органа, рассматривающего дело. Так, Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ указал, что для удовлетворения судом требования налогового органа представляется недостаточной только констатация самого факта правонарушения без учета личности налогоплательщика и иных обстоятельств (Постановление ВАС РФ от 01.02.2002 N 6106/01), суд обязан учитывать смягчающие ответственность обстоятельства (Постановление ВАС РФ от 06.03.2001 N 8337/00).

Уменьшение штрафа допускается по усмотрению суда, рассматривающего дело, и в том случае, если смягчающие обстоятельства не были учтены (установлены) государственным органом при вынесении решения по итогам проверки, при этом суд как правоприменитель вправе признать и иные смягчающие обстоятельства, не перечисленные в Налоговом кодексе РФ.

Как разъяснил Конституционный Суд РФ в Постановлении от 30.07.2001 г.
N 13-П, санкции должны отвечать требованиям Конституции РФ, в том числе соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения. По смыслу статьи 55 (часть 3) Конституции РФ, введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.

В силу статей 112 и 114 НК РФ, статьи 71 АПК РФ мера ответственности за совершение конкретного правонарушения устанавливается судом на основании всестороннего, полного и объективного исследования имеющихся в деле доказательств, которые суд оценивает по своему внутреннему убеждению, суду предоставлено право оценки представленных сторонами доказательств и признания того или иного обстоятельства определяющим ответственность лица.

Суд первой инстанции, с учетом того, что учреждением была произведена уплата налога до принятия решения о назначении штрафа; налогоплательщик самостоятельно выявил пропуск срока подачи декларации; а также приняв во внимание тяжелое финансовое положение учреждения; социально значимый вид осуществляемой деятельности, статус учреждения, способ финансирования; применение налоговым органом ответственности без учета конституционного принципа справедливости и соразмерности наказания, без учета степени вины налогоплательщика, характера и степени тяжести совершенного деяния, обоснованно удовлетворил заявленные требования в обжалуемой части.

Ссылка инспекции на то, что в нарушении ст. 65 АПК РФ заявителем не представлено доказательств наличия тяжелого материального положения, подлежит отклонению в силу следующего.

Так из материалов дела следует, что учреждением в качестве доказательств наличия тяжелого материального положения представлены - план финансово-хозяйственной деятельности на 2009 г., справка о кредиторской задолженности по состоянию на 31.12.2009 г., уведомление
N 3 от 01.01.2009 г. о бюджетных ассигнованиях, уточненные субсидии на 2009 г.

Кроме того, налоговым органом представлен в материалы дела бухгалтерский баланс за 9 месяцев 2009 г., из которого следует, что кредиторская задолженность учреждения по краткосрочным обязательствам перед поставщиками и подрядчиками, персоналом организации, государственными внебюджетными фондами составляет 1 744 000 руб. При этом наличие данных обстоятельств налоговым органом не опровергнуто, доказательств иного суду не представлено. Более того налоговым органом, в качестве смягчающего обстоятельства при привлечении учреждения к ответственности признано тяжелое финансовое положение учреждения.

Таким образом, суд первой инстанции при вынесении решения обоснованно применил правила ст. 112, 114 НК РФ и снизил размер налоговых санкций, предусмотренных п. 1 ст. 119 НК РФ, до 11 200 руб.

На основании изложенного решение суда от 22 марта 2010 года следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу ИФНС России по Октябрьскому району г. Ижевска - без удовлетворения.

Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 22 марта 2010 года по делу N А71-843/2010 оставить без изменения, а апелляционную жалобу ИФНС России по Октябрьскому району г. Ижевска - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Удмуртской Республики.

Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.

Председательствующий

Г.Н.ГУЛЯКОВА

Судьи

Е.Е.ВАСЕВА

И.В.БОРЗЕНКОВА