Решения и определения судов

Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.05.2010 N 17АП-4635/2010-ГК по делу N А50-42229/2009 На момент совершения оспариваемых действий полномочия по управлению и распоряжению спорными земельными участками у министерства отсутствовали. Следовательно, действия ответчика по государственной регистрации права собственности правомерно признаны незаконными.

СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 31 мая 2010 г. N 17АП-4635/2010-ГК

Дело N А50-42229/2009

Резолютивная часть постановления объявлена 24 мая 2010 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 31 мая 2010 года.

Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Зелениной Т.Л.

судей Паньковой Г.Л., Усцова Л.А.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Шилонцевой В.А.,

при участии в судебном заседании:

от заявителя - Подпалый Ю.В. (удостоверение, от 11.01.2010),

от ответчика - Микова Е.О. (паспорт, доверенность от 07.05.2010),

от заинтересованного лица ФГОУ ВПО “Пермская государственная сельскохозяйственная академия им. Д.Н.Прянишникова“ - Комонов Е.О. (паспорт, доверенность от 25.12.2009),

от заинтересованного лица Министерства градостроительства и инфраструктуры Пермского края - представитель не явился,

(лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения
апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ответчика - Управления Федеральной регистрационной службы по Пермскому краю

на решение Арбитражного суда Пермского края

от 24 марта 2010 года

по делу N А50-42229/2009,

принятое судьей Гусельниковой Н.В.

по заявлению Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Пермскому краю

к Управлению Федеральной регистрационной службы по Пермскому краю,

заинтересованные лица: Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования “Пермская государственная сельскохозяйственная академия Д.Н.Прянишникова“, Министерство градостроительства и инфраструктуры Пермского края

о признании действий незаконными,

установил:

Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Пермскому краю (заявитель) обратилось в арбитражный суд Пермского края с заявлением к Управлению Федеральной регистрационной службы по Пермскому краю (ответчик) о признании незаконными действий по государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельные участки, расположенные в с. Фролы, Пермского муниципального района: с кадастровым номером 59:32:3430001:301 площадью 11 га, с кадастровым номером 59:32:3430001:302 площадью 9,59 га, о возложении на ответчика обязанности устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем погашения записей в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

В порядке ст. 51, ст. 200 АПК РФ к участию в качестве заинтересованных лиц привлечены Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования “Пермская государственная сельскохозяйственная академия Д.Н.Прянишникова“, Министерство градостроительства и инфраструктуры Пермского края.

Решением Арбитражного суда Пермского края от 24.03.2010 (резолютивная часть от 17.03.2010) заявленные требования удовлетворены.

Решение суда от 24.03.2010 обжаловано ответчиком в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе ответчик ссылается на отсутствие доказательств нарушения прав и законных
интересов заявителя. Ответчик указывает, что государственная регистрация прав произведена по заявлению представителя Министерства градостроительства и развития инфраструктуры Пермского края, действующего в интересах Российской Федерации. Полномочия указанного лица определены Постановлением Правительства Пермского края от 13.03.2009 N 141-п и обусловлены необходимостью реализации положений ст. 3.2 ФЗ “О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации“. Установленные законом основания для отказа или приостановления государственной регистрации отсутствовали.

Заявитель, заинтересованное лицо Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования “Пермская государственная сельскохозяйственная академия Д.Н.Прянишникова“ против доводов апелляционной жалобы возражают, просят оставить решение суда без изменения.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Из материалов дела следует:

30.10.2008 Правительством Пермского края принято Постановление N 591-п “О включении земельного участка в границы населенного пункта село Фролы Фроловского сельского поселения Пермского муниципального района Пермского края и об изменении вида разрешенного использования земельного участка“.

Согласно указанному Постановлению в границы населенного пункта с. Фролы Фроловского сельского поселения Пермского муниципального района Пермского края включен земельный участок площадью 36 790 000 кв. м с кадастровым номером 59:32:0000000:5 из земель сельскохозяйственного назначения, изменен вид разрешенного использования этого земельного участка.

19.08.2009 по заявлению Министерства градостроительства и инфраструктуры Пермского края ответчиком произведена государственная регистрация права федеральной собственности на земельные участки, расположенные по адресу: Пермский район, Пермский район, Фроловское с/п, с. Фролы: с кадастровым номером 59:32:3430001:301, с кадастровым номером 59:32:3430001:302, сформированные из земельного участка с кадастровым номером 59:32:0000000:5.

Полагая, что государственная регистрация прав проведена ответчиком незаконно, в отсутствие заявления правообладателя земельных участков, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящими требованиями.

Частью
1 ст. 198 АПК РФ предусмотрено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.

В соответствии с п. 1 ст. 20 ФЗ “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним“ в государственной регистрации прав может быть отказано, в том числе, если с заявлением о государственной регистрации прав обратилось ненадлежащее лицо.

В силу п. 1 ст. 125 ГК РФ от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

Согласно п. 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 31.08.2000 N 648 при государственной регистрации права собственности Российской Федерации на недвижимое имущество государственной казны Российской Федерации и сделок с ним, а также права собственности Российской Федерации на земельные участки, которое признается (возникает) в соответствии со ст. 17 ЗК РФ, от имени Российской Федерации выступает Министерство имущественных отношений Российской Федерации или по его поручению - соответствующий территориальный орган Министерства.

Пунктом 5.40 Положения о Федеральном агентстве
по управлению государственным имуществом, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432, также предусмотрено, что полномочия по обращению от имени Российской Федерации при государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельные участки, которое признается (возникает) в соответствии с федеральными законами, осуществляет Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, действующее непосредственно или через свои территориальные органы.

Согласно материалам дела с заявлением о государственной регистрации права федеральной собственности на земельные участки с кадастровыми номерами 59:32:3430001:301, 59:32:3430001:302 обратился представитель Министерства градостроительства и инфраструктуры Пермского края.

При таких обстоятельствах, оснований для осуществления ответчиком государственной регистрации права федеральной собственности на указанные земельные участки не имелось.

Довод ответчика о наличии у представителя Министерства градостроительства и инфраструктуры Пермского края соответствующих полномочий, не может быть принят во внимание.

В соответствии с п. 1 ст. 3.2 ФЗ “О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации“ В случае принятия в период с 1 мая 2007 года по 1 ноября 2008 года решений о включении находящихся в федеральной собственности и не предоставленных в пользование или во владение гражданам либо юридическим лицам земельных участков из состава земель сельскохозяйственного назначения, а также находящихся в федеральной собственности и предоставленных федеральным государственным унитарным предприятиям, федеральным государственным учреждениям земельных участков из состава земель сельскохозяйственного назначения в границы населенных пунктов для жилищного строительства, строительства объектов социальной инфраструктуры или комплексного освоения в целях жилищного строительства Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по управлению и распоряжению указанными земельными участками, за исключением земельных участков, включенных в перечень, утверждаемый Правительством Российской Федерации до 1 мая 2007 года.

Эти полномочия передаются органам государственной
власти субъектов Российской Федерации на срок полтора года с даты принятия решения о включении земельных участков для жилищного строительства, строительства объектов социальной инфраструктуры или комплексного освоения в целях жилищного строительства в границы населенных пунктов (п. 3 указанной статьи).

Орган государственной власти субъекта Российской Федерации в течение этого срока имеет право осуществлять переданные в соответствии с настоящей статьей и предусмотренные Земельным кодексом Российской Федерации полномочия по управлению и распоряжению земельными участками, в том числе: прекратить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками, аренду земельных участков, полномочия по управлению и распоряжению которыми переданы в соответствии с настоящей статьей, в предусмотренном Земельным кодексом Российской Федерации порядке либо принудительно прекратить право постоянного (бессрочного) пользования на указанные земельные участки в соответствии с пунктом 9 настоящей статьи; принять решение о разделе земельных участков, полномочия по управлению и распоряжению которыми переданы в соответствии с настоящей статьей; предоставить земельные участки, полномочия по управлению и распоряжению которыми переданы в соответствии с настоящей статьей, для жилищного строительства, строительства объектов социальной инфраструктуры или комплексного освоения в целях жилищного строительства в порядке, предусмотренном Земельным кодексом Российской Федерации (п. 5 указанной статьи).

Решением Пермского краевого суда от 14.05.2009 по делу N 3-71-2009 признано недействующим Постановление Правительства Пермского края от 30.10.2008 N 591-п “О включении земельного участка в границы населенного пункта село Фролы Фроловского сельского поселения Пермского муниципального района Пермского края и об изменении вида разрешенного использования земельного участка“. Определением Верховного суда Российской Федерации от 05.08.2009 решение Пермского краевого суда оставлено без изменения.

Следовательно, на момент совершения оспариваемых действий полномочия по управлению и распоряжению земельными участками с кадастровыми
номерами 59:32:3430001:301, 59:32:3430001:302 у Министерства градостроительства и инфраструктуры Пермского края отсутствовали.

Ссылка ответчика на отсутствие доказательств нарушения прав и законных интересов заявителя также подлежит отклонению.

С образованием земельных участков с кадастровыми номерами 59:32:3430001:301, 59:32:3430001:302, имеющих разрешенное использование - для жилищного строительства, из принадлежащего Российской Федерации земельного участка с кадастровым номером 59:32:0000000:5 из земель сельскохозяйственного назначения заявитель не согласен. Осуществление государственной регистрации права собственности Российской Федерации на эти земельные участки в отсутствие волеизъявления уполномоченного органа нарушает права и законные интересы заявителя.

При таких обстоятельствах, решение суда от 24.03.2010 является законным, обоснованным и отмене не подлежит.

Государственная пошлина по апелляционной жалобе относится на ответчика (ст. 110 АПК РФ).

На основании изложенного и руководствуясь статьями 176, 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд,

постановил:

Решение Арбитражного суда Пермского края от 24 марта 2010 года по делу N А50-42229/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Пермского края.

Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.

Председательствующий

Т.Л.ЗЕЛЕНИНА

Судьи

Г.Л.ПАНЬКОВА

Л.А.УСЦОВ