Решения и определения судов

Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.05.2010 N 17АП-4004/2010-ГК по делу N А50-40272/2009 Поскольку ответчики являются подразделениями органа местного самоуправления, цели и задачи которых являются едиными, отказ ответчика в выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта без переадресации заявления компетентному органу местного самоуправления либо без разрешения вопроса по существу представляется нарушающим права заявителя на осуществление предпринимательской деятельности.

СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 13 мая 2010 г. N 17АП-4004/2010-ГК

Дело N А50-40272/2009

Резолютивная часть постановления объявлена 05 мая 2010 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 13 мая 2010 года.

Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Гребенкиной Н.А.,

судей Виноградовой Л.Ф., Зелениной Т.Л.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Исмагиловой Л.Р.,

при участии:

от заявителя - ООО “Уральская инженерная группа“: не явились,

от ответчиков - Департамента планирования и развития территории г. Перми, Департамента земельных отношений администрации г. Перми: не явились,

от заинтересованного лица - Архитектурно-планировочного управления администрации г. Перми: не явились,

(лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем
размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),

рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу

заявителя - ООО “Уральская инженерная группа“,

на решение Арбитражного суда Пермского края

от 09 марта 2010 года

по делу N А50-40272/2009,

принятое судьей Ремянниковой И.Е.

по заявлению ООО “Уральская инженерная группа“

к Департаменту планирования и развития территории г. Перми, Департаменту земельных отношений администрации г. Перми,

заинтересованное лицо: Архитектурно-планировочное управление администрации г. Перми,

о признании незаконным решения,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью (ООО) “Уральская инженерная группа“ обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением к Департаменту планирования и развития территории города Перми о признании незаконным решения об отказе в предварительном согласовании места размещения объекта для строительства лодочной станции, выраженного в письме от 22.09.2009 N И-22-02-03-5447.

Определением Арбитражного суда Пермского края от 15.12.2009 в соответствии со статьей 46 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве соответчика привлечен Департамент земельных отношений администрации г. Перми.

Определением Арбитражного суда Пермского края от 14.01.2010 в соответствии со статьями 51, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Архитектурно-планировочное управление администрации города Перми.

Решением Арбитражного суда Пермского края от 09.03.2010 в удовлетворении заявленных требований отказано.

Заявитель с принятым решением не согласен, обжалует его в апелляционном порядке, просит отменить, заявленное требование - удовлетворить. Как полагает заявитель апелляционной жалобы, планировочная концепция не может служить основанием для отказа в предоставлении земельного участка как документ, не утвержденный в установленном законом порядке. Кроме того, заявитель апелляционной жалобы оспаривает выводы арбитражного суда о капитальности (некапитальности) будущих объектов недвижимости.

Ответчик - Департамент планирования и развития территории города Перми, в отзыве
на апелляционную жалобу возражал против ее удовлетворения, просил обжалуемое решение оставить без изменения, ссылаясь на необоснованность доводов апелляционной жалобы.

Ответчик - Департамент земельных отношений администрации города Перми, отзыв на апелляционную жалобу в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в арбитражный суд не направил.

В отзыве на апелляционную жалобу третье лицо - Архитектурно-планировочное управление администрации города Перми, также просило обжалуемое решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в судебное заседание не направили, что в силу части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, 08.09.2009 ООО “Уральская инженерная группа“ обратилось в Департамент планирования и развития территории города Перми с заявлением, в котором просило согласовать выбор земельного участка и предварительное место размещения объекта в порядке статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации для размещения лодочной станции, по адресу: г. Пермь, ул. Гремячий Лог, 7.

Письмом от 22.09.2009 N И-22-02-03-5447 Департамент планирования и развития территории города Перми сообщил, что формирование земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта для строительства лодочной станции не представляется возможным, поскольку согласно плану детальной планировки жилого района Гайва, утвержденному решением Пермского горисполкома от 02.04.1986 N 231, и планировочной концепции жилого района Гайва, разработанной в 2008 году, на испрашиваемом земельном участке планируется строительство магистральной дороги общегородского значения.

Полагая, что отказ, выраженный в
данном письме, является незаконным, препятствует заявителю в осуществлении предпринимательской деятельности, общество “Уральская инженерная группа“ обратилось в арбитражным суд с настоящим требованием.

Рассматривая заявленные требования, арбитражный суд первой инстанции указал, что ответчики не представили надлежащих доказательств отнесения истребуемого земельного участка к территориям общего пользования, на проекте детальной планировки красные линии не показаны, планировочная концепция в соответствии с градостроительным законодательством не устанавливает красных линий.

Изложенный вывод признается арбитражным судом апелляционной инстанции обоснованным.

Согласно положениям статьи 1 Правил землепользования и застройки города Перми, утвержденных решением Пермской городской Думы от 26.06.2007 N 143, территории общего пользования - не подлежащие приватизации территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, проезды, набережные, скверы, бульвары), границы которых отображаются в проектах планировки территории посредством красных линий.

Пунктом 11 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования обозначаются красными линиями. Соблюдение красных линий обязательно при межевании и инвентаризации застроенных или подлежащих застройке земель в границах города или другого поселения, при оформлении документов гражданами и юридическими лицами на право собственности, владения, пользования и распоряжения земельными участками.

В соответствии с пунктом 2 статьи 15 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.

Земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и
другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации (пункт 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации).

Из представленных в материалы дела доказательств (проекта детальной планировки) не следует, что спорный земельный участок относится к территориям общего пользования.

План детальной планировки жилого района Гайва, утвержденный решением Пермского горисполкома от 02.04.1986 N 231, и планировочная концепция жилого района Гайва, разработанная в 2008 году, согласно градостроительному законодательству красных линий не устанавливают.

Таким образом, при отсутствии доказательств наличия надлежащим образом утвержденной градостроительной документации, свидетельствующей о нахождении спорного земельного участка на землях общего пользования, доводы ответчиков о том, что истребуемый земельный участок находится частично на территории общего пользования, отклоняются.

Вместе с тем, признавая отказ ответчика в формировании земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта для строительства лодочной станции законным, арбитражный суд первой инстанции исходил из того, что в рассматриваемой ситуации речь не идет о размещении объектов капитального строительства.

Суждение арбитражного суда первой инстанции о статусе объекта строительства признаются неправомерными, поскольку из представленного заявления общества и предпроектного предложения (л.д. 4, 59) невозможно с очевидностью установить данное обстоятельство.

Как полагает арбитражный суд апелляционной инстанции, статус данного объекта следовало оценить в рамках проверки документов заявителя и обосновать при отказе в выборе земельного участка. Между тем, на данное обстоятельство в оспариваемом отказе Департамент не ссылался, полагая, что он является компетентным органом в разрешении вопроса, с которым к нему обратилось общество “Уральская инженерная группа“.

Арбитражный суд первой инстанции указал, что в рассматриваемом случае заявитель должен был обратиться в уполномоченный орган в сфере земельных отношений с заявлением о предоставлении земельного участка для целей,
не связанных со строительством в порядке, установленном решением Пермской городской Думы от 23.10.2007 N 260, соответственно, отказ Департамента планирования и развития территории города Перми не нарушает прав заявителя.

По мнению арбитражного суда апелляционной инстанции, указанный вывод также является неправомерным в силу следующего.

В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пунктом 6 Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 “О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации“ для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ “О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации“ правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами регулируются указанным Федеральным законом. Установленный порядок рассмотрения обращений граждан распространяется на все обращения граждан, за исключением обращений, которые подлежат рассмотрению в порядке, установленном федеральными конституционными законами и иными федеральными законами.

Согласно статье 32 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ граждане имеют право на индивидуальные и коллективные обращения в органы местного
самоуправления. Обращения граждан подлежат рассмотрению в порядке и сроки, установленные Федеральным законом 02.05.2006 N 59-ФЗ. За нарушение порядка и сроков рассмотрения обращений граждан должностные лица местного самоуправления несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Федеральным законодательством не предусмотрен особый порядок рассмотрения обращений юридических лиц, отличный от рассмотрения обращений граждан Российской Федерации.

В соответствии с определением Конституционного Суда Российской Федерации от 22.04.2004 N 213-О общественные объединения создаются гражданами на основании части 1 статьи 30 Конституции Российской Федерации, закрепляющей право каждого на объединение, для совместной реализации конституционных прав, таких как право на свободный поиск, получение, передачу, производство, распространение информации любым законным способом, право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления, право защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом (статья 29, часть 4; статья 33 и статья 45, часть 2, Конституции Российской Федерации). Названные права по своей природе могут принадлежать как гражданам (физическим лицам), так и их объединениям (юридическим лицам).

Поскольку организации, равно как и граждане, во взаимоотношениях с органами публичной власти и их должностными лицами по вопросам осуществления последними своих полномочий находятся в отношениях власти-подчинения, следовательно, суд апелляционной инстанции полагает, что в данной ситуации к отношениям, связанным с обращениями юридических лиц в органы публичной власти, с учетом изложенных правовых норм при отсутствии иного правового регулирования по аналогии могут быть применены нормы Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ.

Кроме того, согласно части 3 статьи 8 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ “Об информации, информационных технологиях и о защите информации“ организация имеет право на получение
от государственных органов, органов местного самоуправления информации, непосредственно касающейся прав и обязанностей этой организации, а также информации, необходимой в связи с взаимодействием с указанными органами при осуществлении этой организацией своей уставной деятельности.

В соответствии со статьей 5 указанного Федерального закона гражданин при рассмотрении обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом гражданин имеет право, в том числе получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона, уведомление о переадресации письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.

Согласно статье 8 поименованного Федерального закона письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию данных государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения, за исключением случая, указанного в части 4 статьи 11 настоящего Федерального закона. В случае, если решение поставленных в письменном обращении вопросов относится к компетенции нескольких государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц, копия обращения в течение семи дней со дня регистрации направляется в соответствующие государственные органы, органы местного самоуправления или соответствующим должностным лицам.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: в статье 1 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ пункт 4 отсутствует.

В соответствии с пунктом 4 статьи 1, статьей 10 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо обеспечивает объективное,
всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение; запрашивает необходимые для рассмотрения обращения документы и материалы в других государственных органах, органах местного самоуправления и у иных должностных лиц; принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина; дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона.

В силу части 1 статьи 12 указанного Федерального закона письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.

В соответствии со статьей 25 Земельного кодекса Российской Федерации права на земельные участки возникают по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним“.

Согласно пункту 1 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены юридическим лицам в собственность или в аренду.

Для приобретения прав на земельный участок из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, юридические лица обращаются с заявлением о приобретении прав на земельный участок в порядке, установленном статьями 29, 30 Земельного кодекса Российской Федерации. При этом предоставление земельных участков осуществляется по определенной процедуре на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции со статьями 9, 10 и 11 Кодекса.

Одним из необходимых и обязательных этапов предоставления земельного участка для
строительства с предварительным согласованием места размещения объекта является выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта.

Так, в соответствии с пунктом 2 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации орган местного самоуправления по заявлению юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.

Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что 08.09.2009 ООО “Уральская инженерная группа“ обратилось с письменным заявлением о выборе земельного участка в Департамент планирования и развития территории города Перми.

Обращение заявителя к заинтересованному лицу касается получения информации, связанной с осуществлением указанным хозяйствующим субъектом предпринимательской деятельности.

Порядок предоставления гражданам и юридическим лицам земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, для целей, не связанных со строительством, на территории города Перми регулируется в соответствии с решением Пермской городской Думы от 23.10.2007 N 260.

Условия предоставления земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, гражданам и юридическим лицам на определенном виде права для целей, связанных со строительством, единые на территории города Перми определены Положением о предоставлении земельных участков для строительства и иных целей на территории города Перми, утвержденным решением Пермской городской Думы от 28.10.2008 N 315. Согласно пункту 1.5.9 указанного Положения под заявителем в нем понимается физическое или юридическое лицо, заинтересованное в предоставлении земельного участка либо в оформлении прав на земельный участок, обращающееся в связи с этим в Департамент земельных отношений администрации города Перми или в Департамент планирования и развития территории города Перми с соответствующим заявлением.

Действующими на день обращения общества “Уральская инженерная группа“ в Департамент планирования и развития территории города Перми муниципальными правовыми актами именно на Департамент планирования и развития территории города Перми была возложена обязанность по рассмотрению заявлений о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта.

Так, Регламентом взаимодействия департамента планирования и развития территории города Перми с функциональными подразделениями, функциональными и территориальными органами администрации города Перми по предоставлению земельных участков для строительства с предварительным согласованием места размещения объектов, утвержденным Постановлением Администрации г. Перми от 31.12.2008 N 1293 (далее - Регламент) в разделе 3 урегулирован порядок подготовки функциональными подразделениями, функциональными и территориальными органами администрации города Перми к рассмотрению заявлений граждан и юридических лиц, заинтересованных в предоставлении земельных участков для строительства с предварительным согласованием места размещения объектов.

Согласно пункту 3.1 указанного муниципального правового акта, в течение 3 календарных дней с даты поступления заявлений граждан и юридических лиц, заинтересованных в предоставлении земельных участков для строительства с предварительным согласованием места размещения объектов, Департамент планирования и развития территории города Перми направляет копию заявления о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта для подготовки заключения о возможности размещения объекта в обязательном порядке в следующие функциональные подразделения, функциональные органы администрации города Перми, в том числе в департамент земельных отношений администрации города Перми.

В течение 3 календарных дней с даты поступления заявления Департамент планирования и развития территории города Перми направляет копии заявления о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта для подготовки заключений о целесообразности размещения объекта в те функциональные подразделения, функциональные органы администрации города Перми, в компетенцию которых входит размещение указанного в заявлении объекта, и территориальный орган администрации города Перми, на территории которого находится указанный земельный участок (пункт 3.2 Регламента).

Пунктом 3.4 Регламента предусмотрена обязанность Департамента земельных отношений администрации города Перми в течение 10 календарных дней с даты поступления заявления проводить муниципальный земельный контроль (при необходимости), проверять отсутствие прав третьих лиц в отношении указанного в заявлении земельного участка, отсутствие задолженности по арендной плате за земельные участки, арендатором которых является (являлся) заявитель, подготавливать заключение о возможности размещения объекта согласно и направлять его в Департамент планирования и развития территории города Перми.

Департамент планирования и развития территории города Перми в течение 7 календарных дней рассматривает заявления физических и юридических лиц о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта с учетом поступивших заключений (пункт 4.1 Регламента).

Таким образом, указанное заявление общества подлежало рассмотрению органами местного самоуправления города Перми по существу.

Поскольку изложенная процедура рассмотрения заявлений о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта правовыми актами предусмотрена, но не была реализована органами местного самоуправления, отказ в выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта, выраженный в письме от 22.09.2009 N И-22-02-03-5447, признается арбитражным судом апелляционной инстанции незаконным, что влечет необходимость устранения нарушения соответствующих прав и законных интересов заявителя.

Кроме того, суд апелляционной инстанции считает необходимым отметить следующее.

Постановление Администрации г. Перми от 31.12.2008 N 1293 утратило силу с 01.11.2009 в связи с изданием Постановления Администрации г. Перми от 12.11.2009 N 857 “Об утверждении Регламента взаимодействия департамента земельных отношений администрации города Перми с функциональными и территориальными органами администрации города Перми при предоставлении земельных участков для строительства с предварительным согласованием места размещения объектов“, которым в настоящее время регулируются процедуры, связанные с рассмотрением соответствующих заявлений и обращений заинтересованных субъектов.

В соответствии с пунктами 1.1, 2.1 Положения о департаменте планирования и развития территории города Перми, утвержденном решением Пермской городской Думы от 12.09.2006 N 212 “О департаменте планирования и развития территории города Перми“, Департамент планирования и развития территории города Перми является функциональным органом администрации города Перми и является органом, уполномоченным в области градостроительной деятельности на территории города Перми, основными целями которого являются реализация единой политики в области градостроительства, строительства и архитектуры на территории города Перми и представление интересов администрации города Перми по вопросам местного значения в пределах компетенции Департамента; организация мероприятий по реализации Генерального плана города Перми, Правил землепользования и застройки города Перми, документации по планировке территории, совершенствование процессов регулирования и комплексного подхода к решению вопросов землепользования и застройки на территории города Перми.

В соответствии с пунктами 1.1, 2.1 Положения о департаменте земельных отношений администрации города Перми, утвержденном решением Пермской городской Думы от 12.09.2006 N 210 “О департаменте имущественных отношений администрации города Перми и департаменте земельных отношений администрации города Перми“, Департамент земельных отношений администрации города Перми является функциональным органом администрации города Перми, основными целями которого являются осуществление полномочий администрации города Перми по управлению и распоряжению земельными и лесными участками, находящимися в муниципальной собственности города Перми, и участками, собственность на которые не разграничена, в соответствии с действующим законодательством; реализация единой политики в области земельных отношений и представление интересов администрации города по вопросам регулирования земельных отношений в пределах своей компетенции.

В пределах своей компетенции Департамент земельных отношений администрации города Перми осуществляет подготовку и оформление документации и материалов, необходимых для решения вопросов о предоставлении земельных участков для строительства с предварительным согласованием места размещения объектов, а также проведение мероприятий, обеспечивающих принятие таких решений (подпункт 3.1.11 указанного Положения).

Поскольку по настоящему делу ответчиками являются Департамент планирования и развития территории города Перми и Департамент земельных отношений администрации города Перми, являющиеся функциональными органами единого и общего для них органа местного самоуправления - Администрации города Перми, цели и задачи которых в конечном итоге являются едиными, следовательно, отказ Департамента планирования и развития территории города Перми в выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта без переадресации заявления компетентному функциональному органу местного самоуправления (в случае, если решение соответствующего вопроса не входит в компетенцию соответствующего функционального органа местного самоуправления) либо без разрешения вопроса по существу в то время, как оба департамента в силу положений статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации выступают от имени муниципального образования г. Пермь в лице единого органа местного самоуправления - Администрации города Перми, представляется неправомерным, нарушающим права заявителя на осуществление предпринимательской деятельности.

Таким образом, решение Арбитражного суда Пермского края от 09.03.2010 подлежит отмене ввиду неправильного применения норм материального права (часть 2 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.

Поскольку при подаче иска ООО “Уральская инженерная группа“ уплатило государственную пошлину в размере 2 000 руб. (платежное поручение N 28 от 03.12.2009), а при подаче апелляционной жалобы ООО “Уральская инженерная группа“ уплатило государственную пошлину также в размере 2 000 руб. (платежное поручение N 5 от 06.04.2010), указанные суммы подлежат взысканию с Департамента планирования и развития территории г. Перми и с Департамента земельных отношений администрации г. Перми в равных долях в пользу заявителя.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 110, 258, 266, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Пермского края от 09 марта 2010 года по делу N А50-40272/2009 отменить.

Заявленные требования удовлетворить.

Признать решение Департамента планирования и развития территории города Перми об отказе в выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта для размещения лодочной станции по адресу: г. Пермь, ул. Гремячий Лог, 7, выраженное в письме от 22.09.2009 N И-22-02-03-5447, незаконным, не соответствующим положениям статьей 29, 30, 31 Земельного кодекса Российской Федерации, статей 5, 8, 10 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ “О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации“, Регламента взаимодействия департамента планирования и развития территории города Перми с функциональными подразделениями, функциональными и территориальными органами администрации города Перми по предоставлению земельных участков для строительства с предварительным согласованием места размещения объектов, утвержденного Постановлением Администрации г. Перми от 31.12.2008 N 1293.

Обязать Департамент планирования и развития территории г. Перми, Департамент земельных отношений администрации г. Перми устранить допущенное нарушение прав и законных интересов общества с ограниченной ответственностью “Уральская инженерная группа“ в установленный законодательством срок.

Взыскать с Департамента планирования и развития территории г. Перми в пользу общества с ограниченной ответственностью “Уральская инженерная группа“ 2 000 (две тысячи) руб. в возмещение судебных расходов, связанных с подачей иска и апелляционной жалобы (платежное поручение N 28 от 03.12.2009)

Взыскать с Департамента земельных отношений администрации г. Перми в пользу общества с ограниченной ответственностью “Уральская инженерная группа“ 2 000 (две тысячи) руб. в возмещение судебных расходов, связанных с подачей иска и апелляционной жалобы (платежное поручение N 5 от 06.04.2010).

Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Пермского края.

Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа w