Решения и определения судов

Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.02.2010 N 17АП-218/2010-ГК по делу N А50-29868/2009 В удовлетворении требований о признании незаконным отказа в перерасчете арендной платы отказано, поскольку спор по размеру арендной платы и использованию при ее расчете соответствующих коэффициентов рассматривается по иным правилам искового производства.

СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 12 февраля 2010 г. N 17АП-218/2010-ГК

Дело N А50-29868/2009

Резолютивная часть постановления объявлена 11 февраля 2010 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 12 февраля 2010 года.

Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Г.Л.Паньковой,

судей Т.Л.Зелениной, В.Ю.Дюкина

при ведении протокола судебного заседания секретарем Шилонцевой В.А.

при участии:

от истца - ООО “Соцпром“: Андреев Е.В. - дов. от 11.09.2009,

от ответчика - ДЗО администрации г. Перми: Митрофанова Ю.С. - дов. от 12.01.2010,

лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,

рассмотрел в судебном заседании апелляционную
жалобу ответчика,

Департамента земельных отношений администрации г. Перми,

на решение Арбитражного суда Пермского края

от 10 декабря 2009 года

по делу N А50-29868/2009,

принятое судьей Р.В.Трубиным

по иску ООО “Соцпром“

к Департаменту земельных отношений администрации г. Перми

о признании незаконным отказа в перерасчете арендной платы, возложении обязанности произвести перерасчет,

установил:

ООО “Соцпром“ обратилось в Арбитражный суд Пермского края к Департаменту земельных отношений администрации г. Перми с иском о признании незаконным отказа ДЗО администрации г. Перми от перерасчета арендной платы по договору аренды от 22.04.2002 N 140-02 и обязании ДЗО администрации г. Перми произвести перерасчет арендных платежей по договору аренды от 22.04.2002 N 140-02 в период с 01.01.2008 по 10.12.2008.

Решением от 10.12.2009 иск удовлетворен, признан незаконным отказ Департамента земельных отношений администрации г. Перми в перерасчете арендной платы по договору аренды N 140-02 от 22.04.2002, на ответчика возложена обязанность произвести перерасчет арендных платежей по договору аренды N 140-02 от 22.04.2002 в период с 01.01.2008 по 10.12.2008.

Департамент земельных отношений администрации г. Перми с решением суда не согласен по мотивам, изложенным в апелляционной жалобе, просит решение отменить и отказать в удовлетворении иска. По мнению ответчика, Постановление Правительства Пермского края от 13.12.2007 N 328-п в редакции Постановления Правительства Пермского края от 28.03.2008 N 65-п не подлежит применению с 10.12.2008 в соответствии с п.п. 4, 5 ст. 195 АПК РФ. Истец обратился в суд с заявлением о перерасчете 01.06.2009. Договором аренды N 140-02 обязанность самостоятельно получать уведомление об изменении размера арендной платы возложена на истца.

Представитель ответчика в судебном заседании полностью поддержал доводы апелляционной жалобы, просил отменить решение суда и отказать в удовлетворении иска.

ООО “Соцпром“ считает решение
суда законным и обоснованным, изложило свои возражения на апелляционную жалобу в отзыве. Истец полагает, что по условиям договора аренды ответчик должен был скорректировать размер арендного платежа на 2008 год и выставить истцу новое уведомление, однако это ответчиком не было сделано. На требование истца произвести перерасчет ответчик ответил отказом письмом от 17.06.2009 со ссылкой на решение Арбитражного суда Пермского края от 10.12.2008. Договором аренды не предусмотрено самостоятельное обращение арендатора к ответчику по вопросам изменения размера арендной платы. В договоре содержится условие о том, что арендатор ежегодно получает у ответчика расчет арендной платы на текущий год, ответчик же пересматривает размер арендной платы в одностороннем порядке.

В судебном заседании апелляционного суда представитель истца поддержал доводы отзыва на апелляционную жалобу, просил оставить решение суда без изменения.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены Семнадцатым арбитражным апелляционным судом в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, 22.04.2002 между Администрацией г. Перми (арендодатель) и ООО “Соцпром“ (арендатор) заключен договор аренды земельного участка N 140-02, в соответствии с п. 1.1 которого арендодатель передает, а арендатор принимает в аренду под здание скорой помощи земельный участок площадью 1357,18 кв. м, находящийся по адресу: г. Пермь, ул. Клары Цеткин, 5; ж.р. Свердлова Свердловский район (л.д. 8-11).

В пункте 2.1 договора стороны установили, что арендатор обязуется вносить арендную плату за право пользования участком в размере согласно прилагаемому к договору расчету арендной платы (приложение “N 2). В этом же пункте предусмотрена обязанность арендатора ежегодно получать у арендодателя расчет арендной платы на текущий год, а также право арендодателя пересматривать
ежегодно в одностороннем порядке размер арендной платы в соответствии с нормативными актами Российской Федерации, Пермской области, города Перми.

Уведомлением от 04.02.2008 N И-21-01-09-1474 ответчик известил истца о размере арендной платы на 2008 год (л.д. 12).

Пунктом 1.4 Постановления Правительства Пермского края от 13.12.2007 N 328-п установлен размер арендной платы за земельные участки из земель населенных пунктов, находящихся в собственности Пермского края, и земельные участки, государственной собственность на которые не разграничена, расположенные на территории Пермского края, с 1 января 2008 года, равным 4,0 процента от кадастровой стоимости земельных участков в отношении прочих земельных участков.

Постановлением Правительства Пермского края от 28.03.2008 N 65-п в п. 1.4 Постановления Правительства Пермского края от 12.12.2007 N 328-п внесены изменения, в соответствии с которыми п. 1.4 изложен в редакции: “4,0 процента от кадастровой стоимости земельных участков в отношении прочих земельных участков на 2008 год по договорам аренды земельных участков, заключенным до 01.01.2008, но не более двукратного годового размера арендной платы, установленного в 2007 году“.

Решением Арбитражного суда Пермского края от 10.12.2008 по делу N А50-15075/2008-А20 удовлетворены требования Управления федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю, признан недействующим пункт 1.4 Постановления Правительства Пермского края “Об установлении размера арендной платы за земельные участки из земель населенных пунктов, находящихся в собственности Пермского края, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, расположенные на территории Пермского края“ от 13.12.2007 N 328-п в редакции Постановления Правительства Пермского края от 28.03.2008 N 65-п в части слов “по договорам аренды земельных участков, заключенным до 01.01.2008, но не более двукратного годового размера арендной платы, установленного в 2007 году“
как не соответствующий части 1 статьи 15 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ “О защите конкуренции“ (л.д. 18-30).

ООО “Соцпром“ обратилось к ответчику с письмом от 01.06.2009 о направлении уведомления о размере арендной платы с учетом изменения Постановления Правительства Пермского края от 28.03.2008 N 65-п (л.д. 31).

В ответе на это письмо от 17.06.2009 ответчик сообщил, что оснований для перерасчета арендной платы за 2008 год не имеется (л.д. 32).

Истец, полагая, что отказ ответчика произвести перерасчет арендной платы за период с 01.01.2008 по 10.12.2008 является незаконным, обратился в арбитражный суд с настоящим иском.

При исследовании материалов дела, доводов апелляционной жалобы и отзыва на нее, апелляционный суд пришел к выводу, что решение суда подлежит отмене по следующим основаниям.

В соответствии с частью 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Для признания незаконными действий (бездействия) органов местного самоуправления или иных органов в соответствии со ст. 198 АПК РФ необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие таких действий (бездействия) закону или иному правовому акту и нарушение этими действиями (бездействием) прав и законным интересов юридического лица, обратившегося в арбитражный
суд с соответствующими требованиями.

Особенностью дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений, является неравенство сторон, вытекающее из властного подчинения одной стороны другой.

Вместе с тем, обращаясь в суд с настоящим заявлением, ООО “Соцпром“ указало на то, что при расчете арендной платы за спорный период ответчиком была исчислена арендная плата и применен коэффициент 0,04, существенно повышающий размер арендной платы. По мнению истца, этот коэффициент не подлежал применению для исчисления арендной платы за период с 01.01.2008 по 10.12.2008 в связи с признанием недействующим пункта 1.4 Постановления Правительства Пермского края от 13.12.2007 N 328-п в редакции Постановления Правительства Пермского края от 28.03.2008 N 65-п.

Следовательно, между сторонами фактически существует спор гражданско-правового характера по размеру арендной платы и использовании при ее расчете соответствующих коэффициентов.

Такой спор должен рассматриваться в исковом производстве по правилам раздела II АПК РФ “Производство в арбитражном суде первой инстанции. Исковое производство“, как возникший из обязательственных отношений сторон при исполнении договора аренды земельного участка от 22.04.2002 N 140-02.

Однако в рамках данного дела такие требования не заявлены.

Тот факт, что, по мнению истца, ответчик применил ненадлежащий коэффициент при исчислении размера арендной платы в спорный период, не имеет правового значения для рассмотрения дела по правилам главы 24 АПК РФ.

При таких обстоятельствах у суда первой инстанции не имелось оснований для удовлетворения заявленных требований.

Учитывая изложенное, решение суда подлежит отмене на основании п. 2 ст. 270 АПК РФ.

Госпошлина по иску и апелляционной жалобе относится на истца согласно ст. 110 АПК РФ.

Руководствуясь ст. 258, 266, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Пермского
края от 10.12.2009 по делу N А50-29868/2009 отменить.

В удовлетворении заявления отказать.

Взыскать с ООО “Соцпром“ в федеральный бюджет государственную пошлину по апелляционной жалобе в сумме 1 000 руб. (одна тысяча рублей).

Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Пермского края.

Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.

Председательствующий

Г.Л.ПАНЬКОВА

Судьи

Т.Л.ЗЕЛЕНИНА

В.Ю.ДЮКИН