Решения и определения судов

Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.06.2010 N 17АП-5305/2010-АК по делу N А60-504/2010 Действия налогового органа по внесению записи об исключении кооператива из Единого государственного реестра как фактически прекратившего свою деятельность признаны незаконными, поскольку договор оказания услуг, копия технического здания на производство работ по строительству автодороги указывают на факт осуществления кооперативом уставной деятельности.

СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 9 июня 2010 г. N 17АП-5305/2010-АК

Дело N А60-504/2010

Резолютивная часть постановления объявлена 08 июня 2010 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 09 июня 2010 года.

Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Грибиниченко О.Г.

судей Васевой Е.Е., Щеклеиной Л.Ю.

при ведении протокола судебного заседания секретарем Соколовой А.В.

при участии:

от заявителя Садоводческого потребительского кооператива “Юбилейный“: не явились,

от заинтересованного лица ИФНС России по Верх-Исетскому району г. Екатеринбурга: не явились,

лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,

рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу

заинтересованного
лица ИФНС России по Верх-Исетскому району г. Екатеринбурга

на решение Арбитражного суда Свердловской области от 02 апреля 2010 года

по делу N А60-504/2010,

принятое судьей Кравцовой Е.А.

по заявлению Садоводческого потребительского кооператива “Юбилейный“

к ИФНС России по Верх-Исетскому району г. Екатеринбурга

о признании недействительным ненормативного акта налогового органа,

установил:

Садоводческий потребительский кооператив “Юбилейный“ (далее кооператив) обратился в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании недействительным решения Управления Федеральной налоговой службы по Свердловской области) от 10.11.2006 N 2613 о предстоящем исключении недействующего юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц и о восстановлении записи о государственной регистрации за основным государственным регистрационным номером 103660269235.

Определением от 16.02.2010 произведена замена ненадлежащего заинтересованного лица - Управления федеральной налоговой службы по Свердловской области на Инспекцию Федеральной налоговой службы по Верх-Исетскому району г. Екатеринбурга (далее - инспекция).

Решением Арбитражного суда Свердловской области от 02.04.2010 заявленные требования удовлетворены.

Не согласившись с решением, инспекция обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.

В обоснование апелляционной жалобы инспекция указывает на то, что на момент принятия решения о предстоящем исключении юридического лица доказательства осуществления деятельности кооператива у регистрирующего органа отсутствовали, все признаки недействующего юридического лица имелись в наличии. Инспекция ссылается на то, что все требования Федерального закона “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей“ инспекцией были соблюдены.

Кроме того, инспекция ссылается на пропуск заявителем срока для обращения в суд с заявлением о признании недействительным ненормативного правового акта, предусмотренного ч. 4 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Кооператив представил письменный отзыв, в котором против удовлетворения апелляционной жалобы возражает,
считает решение суда законным и обоснованным. Указывает на то, что деятельность кооператива не прекращалась, земельные участки используются по назначению членами кооператива.

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание представителей не направили, что в силу ч. 2 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, Садоводческий потребительский кооператив “Юбилейный“ зарегистрирован в качестве юридического лица 28.04.1996. В соответствии с Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей“ 05.01.2004 в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о кооперативе как о зарегистрированном до 01.07.2002 с присвоением основного государственного регистрационного номера 1036602692235.

10.11.2006 регистрирующим органом на основании справок N 366-С об отсутствии в течение последних 12 месяцев движения денежных средств по банковским счетам или об отсутствии у юридического лица открытых банковских счетов и N 366-О о непредставлении юридическим лицом в течение последних 12 месяцев документов отчетности принято решение N 2613 о предстоящем исключении недействующего юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц.

Указанное решение опубликовано в журнале “Вестник государственной регистрации“ от 15.11.2006 N 45 (96).

На основании решения о предстоящем исключении недействующего юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц 05.03.2007 регистрирующим органом внесена запись N 2076658051369 об исключении кооператива из ЕГРЮЛ как фактически прекратившего свою деятельность.

Не согласившись с решением регистрирующего органа от 10.11.2006 N 2613, кооператив обратился в
арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу, что оснований для признания кооператива недействующим юридическим лицом не имелось, поскольку фактически кооператив ведет деятельность.

Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав пояснения представителей сторон, суда апелляционной инстанции пришел к выводу, что решение суда соответствует действующему законодательству, оснований для его отмены не имеется.

В силу пункта 9 статьи 22 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей“ (далее - Федеральный закон N 129-ФЗ) споры, возникающие в связи с исключением недействующего юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц, рассматриваются арбитражными судами в соответствии с Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.

В соответствии с частями 4 и 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а
также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

В силу положений статьи 1 Федерального закона N 129-ФЗ регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей представляет собой акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Согласно п. 1 ст. 11 Федерального закона N 129-ФЗ и п. 5 Правил ведения Единого государственного реестра юридических лиц и предоставления содержащихся в нем сведений, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2002 N 438 (далее - Правила) основанием для внесения соответствующей записи в государственный реестр является решение о государственной регистрации, принятое регистрирующим органом либо иным органом в соответствии с федеральными законами о специальном порядке регистрации отдельных видов юридических лиц по документам, представленным при государственной регистрации юридического лица.

Внесение в государственный реестр записи об исключении недействующего юридического лица из государственного реестра осуществляется по решению о государственной регистрации, принятому в отношении юридического лица регистрирующим органом по месту его нахождения на основании документов, предусмотренных Правилами.

В силу положений п.п. 1, 2 ст. 21.1 Федерального закона N 129-ФЗ лицо, которое в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету, признается фактически
прекратившим свою деятельность (недействующее юридическое лицо) и может быть исключено из ЕГРЮЛ в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом. При наличии одновременно всех указанных признаков недействующего юридического лица регистрирующий орган принимает решение о предстоящем исключении юридического лица из ЕГРЮЛ.

Пунктами 3, 4 ст. 21.1 Закона установлено, что решение о предстоящем исключении должно быть опубликовано в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, в течение трех дней с момента принятия такого решения. Одновременно с решением о предстоящем исключении должны быть опубликованы сведения о порядке и сроках направления заявлений недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ.

Заявления могут быть направлены в срок не позднее, чем три месяца со дня опубликования решения о предстоящем исключении. В случае направления заявлений решение об исключении недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ не принимается и такое юридическое лицо может быть ликвидировано в установленном гражданским законодательством порядке.

Исходя анализа приведенных выше норм следует, что основанием для внесения записи об исключении недействующего юридического лица из государственного реестра является соответствующее решение регистрирующего органа об исключении недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ, которое принимается после принятия решения о предстоящем исключении, его опубликовании и истечении 3-месячного срока, предназначенного для направления заявлений.

Судом первой инстанции на основе полного и всестороннего исследования доказательств в соответствии со ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации сделан обоснованный вывод о том, что кооператив фактически осуществляет уставную деятельность, о чем свидетельствуют договор оказания услуг от 24.11.2009 N 11/09, копия свидетельства на право пользования землей, копия технического
задания на производство работ по строительству автодороги, копия протокола общего собрания от 10.10.2009 N 1, копии заявлений за 2007-2008 г.г. в мэрию г. Екатеринбурга, главе г. Екатеринбурга, главе администрации района, в связи с чем правомерно удовлетворены требования заявителя.

Регистрирующий орган при рассмотрении вопроса о возможности применения упрощенного способа прекращения деятельности юридического лица, исходя из конституционно-правового смысла положений статьи 21.1 Федерального закона N 129-ФЗ, не может исключить юридическое лицо из ЕГРЮЛ по одним лишь формальным основаниям, указанным в пункте 1 ст. 21.1.

Кроме того, суд апелляционной инстанции учитывает, что порядок создания, ликвидации и правоспособности и дееспособности садоводческих товариществ регулируется Федеральным законом от 15.04.1998 N 66-ФЗ “О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан“. В соответствии с п. 3 ст. 6 названного Закона товарищество вправе, но не обязано открывать счета в банках.

Довод инспекции о пропуске заявителем срока для обращения в суд, предусмотренного ч. 4 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, подлежат отклонению.

Пунктом 8 ст. 22 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей“ установлено, что исключение недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц может быть обжаловано кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц, в течение года со дня, когда они узнали или должны были узнать о нарушении своих прав.

Из материалов дела следует, что заявителю стало известно о нарушении своих прав в связи с исключением кооператива как юридического лица из ЕГРЮЛ при получении выписки из ЕГРЮЛ, составленной по состоянию на
07.12.2009. С заявлением в Арбитражный суд Свердловской области кооператив обратился 12.01.2010, то есть в пределах срока, установленного п. 8 ст. 22 Федерального закона N 129-ФЗ.

Доказательств обратного инспекцией в порядке ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представлено.

При изложенных обстоятельствах доводы апелляционной жалобы отклоняются в полном объеме.

Исследование доказательств произведено арбитражным судом, надлежащим образом, представленным доказательствам дана надлежащая правовая оценка с позиции их относительности, допустимости и достоверности.

Нарушений норм процессуального права, предусмотренных в части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и являющихся безусловными основаниями для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Свердловской области.

Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.

Председательствующий

О.Г.ГРИБИНИЧЕНКО

Судьи

Е.Е.ВАСЕВА

Л.Ю.ЩЕКЛЕИНА