Решения и определения судов

Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.05.2010 N 17АП-4114/2010-АК по делу N А50-5768/2010 Поскольку спорные денежные средства получены предпринимателем от истца в счет исполнения обязательства общества по оплате выполненных ответчиком работ по разработке сайта, оплата работ не является неосновательным обогащением для ответчика, требования истца удовлетворению не подлежат.

СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 14 мая 2010 г. N 17АП-4114/2010-АК

Дело N А50-5768/2010

Резолютивная часть постановления объявлена 6 мая 2010 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 14 мая 2010 года.

Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Риб Л.Х.

судей Ясиковой Е.Ю., Грибиниченко О.Г.

при ведении протокола судебного заседания секретарем Миллер Н.В.

при участии:

от заявителя (Открытое акционерное общество “Галоген“): Уткин Н.В. - представитель по доверенности от 29.12.2009, предъявлен паспорт;

от заинтересованного лица (Пермская таможня): Останина А.Н. - представитель по доверенности от 11.01.2010, предъявлено удостоверение;

лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания
на сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда;

рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя Открытого акционерного общества “Галоген“

на решение Арбитражного суда Пермского края от 29 марта 2010 года

по делу N А50-5768/2010,

принятое судьей Саксоновой А.Н.

по заявлению Открытого акционерного общества “Галоген“

к Пермской таможне

об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении,

установил:

В Арбитражный суд Пермского края обратилось Открытое акционерное общество “Галоген“ (далее - Общество) с заявлением об оспаривании постановления Пермской таможни от 18.02.2010 по делу об административном правонарушении N 10411000-47/2010, которым Общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 16.12 КоАП РФ.

Решением арбитражного суда от 29.03.2010 года в удовлетворении заявленных требований отказано.

Не согласившись с решением суда, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит принятый судебный акт отменить. В обоснование жалобы ее податель указывает на отсутствие в действиях Общества состава административного правонарушения, поскольку срок для представления недостающих документов таможенным органом не был установлен.

Представитель апеллятора в судебном заседании дополнительно указал, что недостающие, по мнению таможенного органа сведения - номер железнодорожной накладной указан в оригинале транспортной железнодорожной накладной, указание в ГТД на наличие обязанности представить в установленный срок номер железнодорожной накладной является технической ошибкой.

Ответчик представил письменный отзыв с возражениями на доводы апелляционной жалобы, оснований для отмены решения суда не усматривает, считает, что Общество правомерно привлечено к административной ответственности по ч. 3 ст. 16.12 КоАП РФ, наличие состава административного правонарушения подтверждено материалами дела.

Присутствующие в заседании суда апелляционной инстанции представители сторон поддержали доводы, приведенные ими в апелляционной жалобе и отзыве на жалобу.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного
процессуального кодекса Российской Федерации.

Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва на жалобу, заслушав представителей сторон, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что решение суда отмене не подлежит по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, 20.01.2010 Обществом в таможню представлена неполная грузовая таможенная декларация (далее - ГТД) N 10411080/200110/0000244, в которой не были указаны сведения о номере железнодорожной накладной. При декларировании товара Общество представило письменное обязательство представить недостающие сведения в срок до 30.01.2010, о чем имеется соответствующая отметка в графе 44 ГТД, а также гарантийное письмо от 20.01.2010 г. N 550-70, в котором Общество обязалось представить номер железнодорожной накладной на контейнер N GESU 3061956 в срок до 30.01.2010 г. (л.д. 23).

Фактически корректировочный лист к ГТД с указанием в графе 44 номера железнодорожной накладной (ЭЕ 318013) декларант представил в Пермскую таможню 03.02.2010 г., то есть с пропуском указанного им в обязательстве срока (л.д. 20, 39, 40).

По факту несоблюдения срока представления документов, должностным лицом таможенного органа 08.02.2010 года в отношении Общества составлен протокол об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена ч. 3 ст. 16.12 КоАП РФ (л.д. 47).

Рассмотрев материалы административного дела, таможня вынесла постановление от 18.02.2010 г. N 10411000-47/2010 о привлечении Общества к административной ответственности по ч. 3 ст. 16.12 КоАП РФ с наложением взыскания в виде штрафа в размере 55 000 руб. (л.д. 6).

Не согласившись с указанным постановлением, Общество обратилось с соответствующим заявлением в арбитражный суд.

Принимая решение об отказе в удовлетворении требований, суд первой инстанции исходил из законности и обоснованности
оспариваемого постановления в связи с наличием в действиях Общества состава вменяемого административного правонарушения.

Выводы суда являются правильными, соответствуют материалам дела и действующему законодательству.

В соответствии с ч. 3 ст. 16.12 КоАП РФ непредставление в установленный срок документов, подтверждающих заявленные в таможенной декларации сведения, если такие документы не были представлены одновременно с таможенной декларацией, либо недостающих сведений в случае подачи неполной таможенной декларации, либо документов, запрошенных таможенным органом при проведении таможенного контроля в целях проверки достоверности сведений, заявленных в таможенной декларации и иных таможенных документах, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

Согласно ст. 123 Таможенного кодекса РФ (далее - Кодекс) товары подлежат декларированию таможенным органам при их перемещении через таможенную границу, изменении таможенного режима, а также в других случаях, установленных ст. 183, 184, 247, 391 настоящего Кодекса.

На основании п. 1 ст. 124 Кодекса декларирование товаров производится путем заявления таможенному органу в таможенной декларации или иным способом, предусмотренным настоящим Кодексом, в письменной, устной, электронной или конклюдентной форме сведений о товарах, об их таможенном режиме и других сведений, необходимых для таможенных целей.

Подача таможенной декларации должна сопровождаться представлением в таможенный орган документов, подтверждающих заявленные в таможенной декларации сведения. При декларировании товаров представляются, в том числе, транспортные (перевозочные) документы (п.п. 1, 2 ст. 131 Кодекса).

Под транспортными (перевозочными) документами понимаются коносамент, накладная или иные документы, подтверждающие наличие и содержание договора перевозки товаров и сопровождающие товары и транспортные средства при международных перевозках (пп. 28 п. 1 ст. 11 Кодекса).

В силу п. 2 ст. 132 Кодекса поданная таможенная декларация принимается таможенным органом в
день ее получения, за исключением случаев, если при подаче таможенной декларации не представлены документы, необходимые для таможенного оформления, за исключением документов, которые могут быть представлены после принятия таможенной декларации в соответствии с пунктом 5 статьи 131 настоящего Кодекса.

Статьей 135 Кодекса предусмотрено, если декларант не располагает всей необходимой для заполнения таможенной декларации информацией по причинам, не зависящим от него, разрешается подача неполной таможенной декларации при условии, что в ней заявлены сведения, необходимые для выпуска товаров, исчисления и уплаты таможенных платежей, подтверждающие соблюдение ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, а также позволяющие идентифицировать товары по совокупности их количественных и качественных характеристик.

При подаче неполной таможенной декларации декларант принимает обязательство в письменной форме представить недостающие сведения в срок, установленный таможенным органом, который для иностранных товаров не может превышать 45 дней со дня принятия неполной таможенной декларации таможенным органом.

Для российских товаров срок, в течение которого декларант обязан представить недостающие сведения, устанавливается исходя из времени, необходимого для транспортировки товаров в место убытия, навигационных, иных условий и не может превышать восемь месяцев со дня принятия неполной таможенной декларации таможенным органом.

В соответствии с п. 3 ст. 132 Кодекса с момента принятия таможенная декларация становится документом, свидетельствующим о фактах имеющих юридическое значение.

В силу п.п. 1, 2 ст. 363 Кодекса лица, перемещающие товары и транспортные средства через таможенную границу, таможенные брокеры (представители), владельцы складов временного хранения, владельцы таможенных складов и таможенные перевозчики обязаны представлять для таможенного контроля в таможенные органы документы и сведения, представление которых предусмотрено в соответствии с настоящим Кодексом. Таможенный орган
запрашивает документы и сведения, необходимые для таможенного контроля, в письменной форме и устанавливает срок их представления, который должен быть достаточен для этого. По мотивированному обращению лица указанный срок продлевается таможенным органом на время, необходимое для представления указанных документов и сведений.

Из материалов дела видно, что изначально при декларировании товара в ГТД не были указаны сведения о номере железнодорожной накладной, в графе 44 декларации имеется информация о наличии у Общества обязанности представить недостающие сведения в срок до 30.01.2010 г. Одновременно с ГТД декларантом в таможенный орган представлено гарантийное обязательство в виде письма, в котором декларант обязался представить номер железнодорожной накладной на контейнер N GESU 3061956 в срок до 30.01.2010 года.

Рассмотрев гарантийное обязательство, таможенный орган установил срок представления недостающих сведений и документов по просьбе декларанта не позднее 30.01.2010 г.

03.02.2010 г. Обществом представлены в таможню корректировочный лист к ГТД, копия железнодорожной накладной 03.02.2010 с указанием номера. Дата представления документа в таможенный орган подтверждается штампом входящей корреспонденции.

Представление недостающих документов после истечения установленного срока образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 16.12 КоАП РФ.

Довод заявителя о представлении в таможенный орган транспортной железнодорожной накладной с указанием номера железнодорожной накладной на момент оформления таможенной декларации судом апелляционной инстанции не принимается по следующим основаниям.

В случае доставки товара по железной дороге товаросопроводительным документом является железнодорожная накладная, форма которой утверждена Приказом Министерства путей сообщения России от 18 июня 2003 г. N 39 “Об утверждении Правил заполнения перевозочных документов на перевозку грузов железнодорожным транспортом“ (далее - Правила). В соответствии с п. 1.3, 3.3 Правил, оригинал накладной выдается перевозчиком грузополучателю. Номер отправки,
присвоенный перевозчиком, указывается в соответствующей графе накладной. На копии железнодорожной накладной, представленной Обществом при декларировании соответствующая графа не заполнена.

Документальное оформление приема груза к перевозке завершено 23.01.2010 г., что подтверждается квитанцией о приеме контейнера (л.д. 39). Следовательно, на момент таможенного оформления груза (таможенное оформление завершено 21.01.2010 г.) информация о номере железнодорожной накладной Обществу не была известна.

Из положений ст. 131, 135 Кодекса следует, что транспортные (перевозочные) документы декларант обязан представить в таможенный орган, в который была подана неполная таможенная декларация.

Объективных причин препятствующих представлению в срок до 30.01.2010 г. сведений о номере железнодорожной накладной заявителем суду не представлено. Кроме того, при невозможности представления документов в установленный срок Кодексом декларанту предоставлено право обратиться в таможенный орган с мотивированным ходатайством о продлении срока, которое таможенный орган обязан рассмотреть и принять по результатам рассмотрения соответствующее решение. С таким ходатайством Общество не обращалось.

Доводы апелляционной жалобы о том, что декларант не располагал сведениями об утверждении таможенным органом срока представления недостающих документов, подлежат отклонению как противоречащие материалам дела. Срок, в течение которого должен быть представлен номер железнодорожной накладной, определен самим Обществом в ГТД и в гарантийном обязательстве, представленном в таможенный орган. Принятие ГТД к таможенному оформлению следует рассматривать как согласие таможенного органа со сроком предложенным декларантом, что равнозначно принятию таможенным органом решения об установлении срока представления недостающих документов.

В силу ст. 1.5, 2.1 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и
норм, за нарушение которых данным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Поскольку Общество при наличии возможности представить необходимые документы в установленный срок не предприняло всех возможных мер для выполнения возложенной на него обязанности, оно виновно в совершении вменяемого административного правонарушения.

При таких обстоятельствах, вывод суда о доказанности наличия в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 3 ст. 16.12 КоАП РФ, является правильным, соответствует материалам дела.

Процессуальных нарушений закона, не позволивших объективно, полно и всесторонне рассмотреть материалы дел об административных правонарушениях и принять правильные решения, административным органом не допущено. Обществу предоставлена возможность воспользоваться правами лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

Штраф определен таможенным органом в размере, незначительно превышающем минимальный, установленный санкцией ч. 3 ст. 16.12 КоАП РФ, что объясняется совершением одновременно двух нарушений. Данный размер суд считает обоснованным, возражения в указанной части со стороны Общества не поступило.

В соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения суд может освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Согласно п. 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 при квалификации правонарушения в качестве малозначительного необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность административного правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Такие обстоятельства, как имущественное и финансовое положение привлекаемого к ответственности юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, не свидетельствуют о малозначительности административного правонарушения.

Обстоятельств, позволяющих признать данное правонарушение малозначительным, судом
апелляционной инстанции не установлено. Характер совершенного правонарушения и степень его общественной опасности, при наличии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, не позволяют сделать вывод о его малозначительности.

Таким образом, заявитель правомерно привлечен к административной ответственности, оснований для удовлетворения заявленных им требований и отмены решения суда первой инстанции не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Пермского края от 29 марта 2010 года по делу N 50-5768/2010 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Открытого акционерного общества “Галоген“ - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Пермского края.

Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.

Председательствующий

Л.Х.РИБ

Судьи

Е.Ю.ЯСИКОВА

О.Г.ГРИБИНИЧЕНКО