Решения и определения судов

Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.04.2010 N 17АП-2044/2010-АК по делу N А71-17869/2009 Территориальный орган Пенсионного фонда обладает полномочиями по привлечению к ответственности за нарушения в области пенсионного страхования, однако принятие подобного решения до установления факта недоимки налоговым органом, осуществляющим контроль за правильностью исчисления и уплатой взносов, является недопустимым.

СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 21 апреля 2010 г. N 17АП-2044/2010-АК

Дело N А71-17869/2009

Резолютивная часть постановления объявлена 21 апреля 2010 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 21 апреля 2010 года.

Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Сафоновой С.Н.

судей Голубцова В.Г., Савельевой Н.М.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Келлер О.В.,

при участии:

от заявителя ОАО “Ижнефтемаш“ - не явились

от заинтересованного лица Управление Пенсионного Фонда РФ (ГУ) в г. Ижевске Удмуртской Республики - не явились

от третьего лица Межрайонной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Удмуртской Республике - не явились

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации
о времени и месте судебного заседания на сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,

рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу

Ответчика Управления Пенсионного Фонда РФ (ГУ) в г. Ижевске Удмуртской Республики

на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 21 января 2010 года

по делу N А71-17869/2009

принятое судьей Зориной Н.Г.,

по заявлению ОАО “Ижнефтемаш“

к Управлению Пенсионного Фонда РФ (ГУ) в г. Ижевске Удмуртской Республики

третьи лица: Межрайонная ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Удмуртской Республике

о признании решения недействительным,

установил:

ОАО “Ижнефтемаш“ обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о признании недействительным решения УПФ РФ (государственное учреждение) в г. Ижевске (межрайонное) Удмуртской Республики от 10.11.2009 N 55 о привлечении к ответственности за совершение правонарушения.

Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 21.01.2010 заявленные требования удовлетворены.

Не согласившись с вынесенным судебным актом, Управление обратилось с апелляционной жалобой, согласно которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт, отказав в удовлетворении заявленных требований.

В качестве доводов в жалобе указано, что Управление действовало в соответствии с Регламентом, предусматривающим порядок взаимодействия ФНС и ПФР по результатам выездной налоговой проверки отчетности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, утвержденным Приказом ФНС России от 25.09.2008 года N ММ-4-2/34@. Указанным Регламентом определено, что решение о привлечении страхователя к ответственности на основании акта налоговой проверки выносит территориальный орган ПФР, при этом, налоговый орган направляет в адрес соответствующего территориального органа ПФ РФ выписку из акта проверки.

Третье лицо представило письменный отзыв на апелляционную жалобу, в соответствии с которым решение суда первой инстанции не является законным и обоснованным.

Заявителем письменный отзыв не представлен.

Представители заявителя, заинтересованного лица и третьего лица не явились в судебное заседание
суда апелляционной инстанции, извещены надлежаще.

Законность и обоснованность решения проверены судом апелляционной инстанции в соответствии со ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ.

Изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что решение суда первой инстанции не подлежит отмене по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела, на основании акта выездной налоговой проверки Межрайонной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Удмуртской Республике N 09-59/13 от 07.09.2009 года, УПФ РФ (государственное учреждение) в г. Ижевске (межрайонное) Удмуртской Республики принято решение от 10.11.2009 N 55 о привлечении к ответственности за совершение правонарушения, в соответствии с которым ОАО “Ижнефтемаш“ привлечено к ответственности, предусмотренной п. 3 ст. 17 ФЗ от 01.04.1996 года N 27-ФЗ в виде штрафа 20 929,50 руб. (л.д. 12-13).

В адрес Общества Управлением выставлено требование N 55 об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов организацией-страхователем по состоянию на 10.11.2009 (л.д. 14).

Считая указанное решение незаконным, Общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из отсутствия у Управления полномочий по вынесению оспариваемого решения.

Выводы суда являются верными, подтверждаются материалами дела и соответствуют действующему законодательству.

Контроль за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и функции по доначислению, предъявлению к уплате и взысканию недоимки, пеней, штрафов по страховым взносам рассматриваются законодателем как самостоятельные полномочия двух различных органов.

На основании п.п. 1, 2 ст. 25 Федерального закона N 167-ФЗ от 15.12.2001 года “Об обязательном пенсионном страховании“ контроль за правильностью исчисления и за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование осуществляется налоговыми органами в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, регулирующим деятельность налоговых органов. Налоговый
орган обязан передавать соответствующему территориальному органу Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о суммах задолженности по плательщикам страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, а также документы, подтверждающие наличие указанной задолженности, в течение двух месяцев со дня выявления указанной задолженности.

Пунктами 3, 4 ст. 25 Закона установлены полномочия органов Пенсионного фонда РФ на взыскание недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов.

Согласно абз. 1 п. 1 ст. 13 Закона органам Пенсионного фонда РФ предоставлено право проводить у страхователей проверки документов, связанных с назначением (перерасчетом) и выплатой обязательного страхового обеспечения, представлением сведений индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц; требовать и получать у плательщиков страховых взносов необходимые документы, справки и сведения по вопросам, возникающим в ходе указанных проверок, за исключением сведений, составляющих коммерческую тайну, определяемую в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

Статьей 82 НК РФ установлено, что налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах, предусмотренных названным Кодексом.

Распоряжением ПФР и Федеральной налоговой службы от 28.12.2006 года N 282р, N 231@ утвержден Порядок взаимодействия Пенсионного фонда Российской Федерации и Федеральной налоговой службы по вопросам реализации отдельных положений Федерального закона от 04.11.2005 года N 137-ФЗ “О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых положений законодательных актов Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию административных процедур урегулирования споров“, который определяет необходимые процедуры взаимодействия территориальных органов Пенсионного фонда Российской Федерации и
территориальных органов Федеральной налоговой службы по вопросу передачи налоговым органом соответствующему территориальному органу ПФР сведений о суммах задолженности по плательщикам страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, в том числе недоимке по страховым взносам, пеням и штрафам, а также документов, подтверждающих наличие указанной задолженности (п. 2).

Пунктом 3.3 Порядка установлено, что по результатам проверок налоговые органы передают территориальным органам ПФР материалы в части уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в срок не позднее 10 календарных дней со дня вручения указанных материалов проверки плательщику.

В соответствии с письмом Федеральной налоговой службы от 03.12.2007 года N ШТ-6-06/925 под материалами налоговых проверок следует понимать выписки из решений, принятых по результатам проведения проверок, касающиеся вопросов правильности исчисления и уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.

В пункте 1 ст. 100 НК РФ указано, что по результатам выездной налоговой проверки в течение двух месяцев со дня составления справки о проведенной выездной налоговой проверке уполномоченными должностными лицами налоговых органов должен быть составлен в установленной форме акт налоговой проверки.

Лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представитель), в случае несогласия с фактами, изложенными в акте налоговой проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих в течение 15 дней со дня получения акта налоговой проверки вправе представить в соответствующий налоговый орган письменные возражения по указанному акту в целом или по его отдельным положениям. При этом налогоплательщик вправе приложить к письменным возражениям или в согласованный срок передать в налоговый орган документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность своих возражений (п. 6 ст. 100 НК РФ).

На основании п. 1 ст. 101 НК РФ акт
налоговой проверки и другие материалы налоговой проверки, в ходе которой были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах, а также представленные проверяемым лицом (его представителем) письменные возражения по указанному акту должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, проводившего налоговую проверку, и решение по ним должно быть принято в течение 10 дней со дня истечения срока, указанного в пункте 6 статьи 100 настоящего Кодекса.

Пунктом 7 ст. 101 НК РФ определено, что по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит решение.

В силу п. 8 указанной нормы в решении о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения излагаются обстоятельства совершенного привлекаемым к ответственности лицом налогового правонарушения так, как они установлены проведенной проверкой, со ссылкой на документы и иные сведения, подтверждающие указанные обстоятельства, доводы, приводимые лицом, в отношении которого проводилась проверка, в свою защиту, и результаты проверки этих доводов, решение о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за конкретные налоговые правонарушения с указанием статей настоящего Кодекса, предусматривающих данные правонарушения, и применяемые меры ответственности. В решении о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения указываются размер выявленной недоимки и соответствующих пеней, а также подлежащий уплате штраф.

В решении об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения излагаются обстоятельства, послужившие основанием для такого отказа. В решении об отказе в привлечении к ответственности за налоговые правонарушения могут быть указаны размер недоимки, если эта недоимка была выявлена в ходе проверки, и сумма соответствующих пеней.

В решении о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения либо в решении об отказе в привлечении к ответственности за
совершение налогового правонарушения указываются срок, в течение которого лицо, в отношении которого вынесено решение, вправе обжаловать указанное решение, порядок обжалования решения в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу), а также наименование органа, его место нахождения, другие необходимые сведения.

В соответствии с п. 9 ст. 101 НК РФ решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения вступают в силу по истечении 10 дней со дня вручения лицу (его представителю), в отношении которого было вынесено соответствующее решение. При этом соответствующее решение должно быть вручено в течение пяти дней после дня его вынесения.

В случае подачи апелляционной жалобы на решение налогового органа в порядке, предусмотренном статьей 101.2 настоящего Кодекса, указанное решение вступает в силу со дня его утверждения вышестоящим налоговым органом полностью или в части.

Таким образом, налоговые органы направляют в органы ПФР только сведения о сути задолженности по плательщикам страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в соответствии с Соглашением по информационному взаимодействию между ФНС России и ПФР от 02.12.2003 года N БГ-16-05/189/МЗ-08-32/2-С, выявленные по результатам проведения налоговой проверки в порядке, установленном ст. 100, 101 НК РФ.

Межрайонной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Удмуртской Республике в соответствии со ст. 89 НК РФ проведена выездная налоговая проверка деятельности ОАО “Ижнефтемаш“ по вопросам соблюдения законодательства о налогах и сборах, правильности исчисления, удержания, уплаты и перечисления среди прочих ЕСН и платежей страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.

Налоговым органом при осуществлении мероприятий налогового контроля, в рамках выездной налоговой проверки, установлены факты неполной уплаты ЕСН и страховых взносов
на обязательное пенсионное страхование, в связи с чем, Инспекция, реализуя свои полномочия, предоставленные п. 1 ст. 25 Федерального закона N 167-ФЗ, вправе была начислить страховые взносы и пени. При этом в силу п. 2 названной статьи налоговый орган обязан передавать соответствующему территориальному органу Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о суммах задолженности по плательщикам страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, а также документы, подтверждающие наличие указанной задолженности, в течение двух месяцев со дня выявления указанной задолженности, для их последующего взыскания.

В силу п. 1 ст. 25.1 Федерального закона N 167-ФЗ до принятия решения о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации в трехмесячный срок со дня поступления от налоговых органов сведений о сумме задолженности направляет страхователю требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов.

В случае, если страхователь добровольно не уплатил недоимку по страховым взносам, пени и штрафы в размере и срок, которые указаны в требовании об их уплате, соответствующий территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации принимает решение о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов (п. 5 ст. 25.1 Федерального закона N 167-ФЗ).

Из приведенных норм следует, что контроль за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование осуществляется налоговыми органами посредством проведения проверок в порядке ст. 100, 101 НК РФ, результат которых оформляется соответствующим решением.

Полномочиями по взысканию недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов наделены только территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации, на основании сведений налогового органа, полученных в ходе проверки, результаты которой (решение) вступили в законную силу.

Таким образом, Управление было не вправе
выносить оспариваемое решение о привлечении к ответственности за совершение правонарушения на основании выписки из акта выездной налоговой проверки, выводы которого не являются результатом проведенной проверки.

Решение налогового органа, принятое по результатам проведения выездной налоговой проверки, рассмотрения акта проверки, возражений проверяемого и иных документов, в материалы дела не представлено.

Между тем, в соответствии с решением Управления ФНС России по Удмуртской Республике N 14-06/15326@ от 11.12.2009 по итогам рассмотрения апелляционной жалобы ОАО “Ижнефтемаш“ от 16.10.2009, решение Межрайонной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Удмуртской Республике от 29.09.2009 года N 09-57/13 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения вступило в законную силу 11.12.2009 (л.д. 131 том 1).

Следовательно, на момент принятия Управлением оспариваемого решения (10.11.2009), решение налогового органа не вступило в законную силу.

При этом суд апелляционной инстанции полагает необходимым отметить, что, несмотря на то, что полномочия по привлечению к ответственности за нарушения в области пенсионного страхования действительно имеются у территориальных органов ПФ в соответствии с пп. 4 п. 1 ст. 11 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ “Об основах обязательного социального страхования“, принятие подобного решения до установления факта недоимки налоговым органом, осуществляющим контроль за правильностью исчисления и уплатой взносов, является недопустимым.

С учетом изложенного, суд первой инстанции сделал правильный вывод об отсутствии у Управления полномочий в отношении принятия решения о доначислении страховых взносов и пени на основании выписки акта выездной налоговой проверки.

Ссылка Управления на Регламент, утвержденный Приказом ФНС России от 25.09.2008 года N ММ-4-2/34@, предусматривающий порядок взаимодействия ФНС и ПФР по результатам выездной налоговой проверки отчетности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, в соответствии с
которым решение о привлечении страхователя к ответственности на основании акта налоговой проверки выносит территориальный орган ПФР, не может быть принята во внимание, поскольку данный документ в материалы дела не представлен, в нормативно-правовых системах отсутствует. Кроме того, указанное содержание документа, изложенное в апелляционной жалобе, противоречит положениям действующего законодательства.

На основании изложенного, решение суда первой инстанции отмене не подлежит. Основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.

В соответствии со ст. 110 АПК РФ судебные расходы в виде государственной пошлины относятся на заявителя апелляционной жалобы, который в силу положений п/п 1.1 п. 1 ст. 333.37 НК РФ освобожден от ее уплаты.

Государственную пошлину по апелляционной жалобе в размере 2000 рублей, уплаченную по платежному поручению N 5366 от 15.02.2010, вернуть Отделению Пенсионного Фонда Российской Федерации по Удмуртской Республике из федерального бюджета как ошибочно уплаченную после предъявления в налоговый орган подлинного платежного поручения (в материалы дела представлена только копия).

На основании изложенного и руководствуясь статьями 104, 110, 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 21 января 2010 года по делу N А71-17869/2009 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Государственную пошлину по апелляционной жалобе в размере 2000 (две тысячи) рублей, уплаченную по платежному поручению N 5366 от 15.02.2010, вернуть Отделению Пенсионного Фонда Российской Федерации по Удмуртской Республике из федерального бюджета как ошибочно уплаченную после предъявления в налоговый орган подлинного платежного поручения.

Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Удмуртской Республики.

Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.

Председательствующий

С.Н.САФОНОВА

Судьи

Н.М.САВЕЛЬЕВА

В.Г.ГОЛУБЦОВ