Решения и определения судов

Постановление ФАС Уральского округа от 30.11.2010 N Ф09-9611/10-С5 по делу N А71-2659/2010-Г30 Требование: О субсидиарном взыскании с муниципального образования и учреждения долга по муниципальному контракту на поставку тепловой энергии, горячего водоснабжения и процентов за пользование чужими денежными средствами. Обстоятельства: Учреждение своевременно не произвело оплату за поставленные энергоресурсы. Решение: Требование к муниципальному образованию удовлетворено, поскольку при заключении контракта учреждение действовало от имени и в интересах муниципального образования, которое и является должником по обязательствам, вытекающим из такого контракта. В удовлетворении требования к муниципальному учреждению отказано.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 30 ноября 2010 г. N Ф09-9611/10-С5

Дело N А71-2659/2010-Г30

Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:

председательствующего Васильченко Н.С.,

судей Макарова В.Н., Митиной М.Г.,

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу муниципального образования “Город Ижевск“ в лице Управления финансов администрации г. Ижевска (далее - Управление финансов администрации г. Ижевска) на постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.09.2010 по делу N А71-2659/2010-Г30 Арбитражного суда Удмуртской Республики.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, их представители в судебное заседание
не явились.

Общество с ограниченной ответственностью “Удмуртские коммунальные системы“ (далее - общество “УКС“) обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с иском к муниципальному образованию “Город Ижевск“ в лице Управления дошкольного образования и воспитания администрации г. Ижевска, муниципальному образовательному учреждению “Центр дошкольного образования и воспитания Устиновского района“ (далее - муниципальное учреждение) о взыскании солидарно 14 660 281 руб. 76 коп. долга по муниципальному контракту поставки тепловой энергии и горячего водоснабжения от 01.01.2009 N К523, неустойки в размере 125 412 руб. 25 коп., а также неустойки по день фактического исполнения решения.

Определением суда от 17.03.2010 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечено Управление финансов администрации г. Ижевска.

Определением суда от 13.04.2010 Управление финансов администрации г. Ижевска исключено из числа третьих лиц и привлечено к участию в деле в качестве соответчика.

Истец до принятия решения в порядке, предусмотренном ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, уточнил исковые требования: просил взыскать с ответчиков субсидиарно 2 670 604 руб. 33 коп. долга и 331 542 руб. 16 коп. процентов, начисленных за пользование чужими денежными средствами.

Решением суда от 28.06.2010 (судья Погадаев Н.Н.) с муниципального образования “Город Ижевск“ в лице Управления дошкольного образования и воспитания администрации г. Ижевска с пользу общества “УКС“ взыскано 2 670 604 руб. 33 коп. долга. В удовлетворении остальной части иска отказано. В удовлетворении иска к муниципальному учреждению, Управлению финансов администрации г. Ижевска отказано (с учетом определения суда от 08.07.2010 об исправлении опечатки).

Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.09.2010 (судьи Рубцова Л.В., Дружинина Л.В., Лихачева А.Н.) решение суда
изменено. Резолютивная часть решения изложена в следующей редакции: “Иск удовлетворить. Взыскать с муниципального образования “Город Ижевск“ в лице Управления финансов администрации г. Ижевска за счет казны муниципального образования “Город Ижевск“ в пользу общества “УКС“ долг в размере 2 670 604 руб. 33 коп., проценты за пользование чужими денежными средствами в размере 331 542 руб. 16 коп. за период с 21.12.2009 по 28.05.2010. Начисление процентов производить с 29 мая 2010 года по день фактической уплаты по ставке 8% годовых, в возмещение расходов по уплате государственной пошлины по иску 38 010 руб. 73 коп., по апелляционной жалобе - 2 000 руб. 00 коп. В удовлетворении иска к Управлению дошкольного образования и воспитания администрации города Ижевска, муниципальному образовательному учреждению “Центр дошкольного образования и воспитания Устиновского района“ отказать“.

В кассационной жалобе Управление финансов администрации г. Ижевска просит судебные акты отменить в части взыскания с муниципального образования “Город Ижевск“ в лице Управления финансов администрации г. Ижевска за счет казны муниципального образования “Город Ижевск“ и, не передавая дело на новое рассмотрение, принять по делу новое решение, ссылаясь на неправильное применение судами при разрешении спора норм материального права (ст. 76 Конституции Российской Федерации, ст. 120, 125 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 158, 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации), а также положений постановлений Пленумов Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 21, 23. При этом заявитель указывает, что является финансовым органом муниципального образования, осуществляющим составление и организацию исполнения местного бюджета, а не органом, исполняющим бюджет.

Поскольку заявителем кассационной жалобы судебные акты обжалуются только в части взыскания основного долга и процентов
именно с муниципального образования “Город Ижевск“ в лице Управления финансов администрации г. Ижевска за счет казны муниципального образования “Город Ижевск“, законность судебных актов в остальной части судом кассационной инстанции не проверяется, суд кассационной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе (ч. 1 ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Как установлено судом, 01.01.2009 между обществом “УКС“ (энергоснабжающая организация) и муниципальным учреждением (абонент) заключен контракт на оказание услуг по теплоснабжению N К523, по условиям которого энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту через присоединенную сеть тепловую энергию в горячей воде до границы балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сетей энергоснабжающей организации и сетей абонента, а абонент обязуется своевременно оплачивать потребляемую тепловую энергию и теплоноситель (горячую сетевую воду), не возвращенный на источники теплоты и в тепловую сеть энергоснабжающей организации. Муниципальный контракт перезаключен сторонами 01.01.2010. Во исполнение условий муниципального контракта истец в спорный период (ноябрь 2009 г. - январь 2010 г.) поставил муниципальному учреждению тепловую энергию, предъявил к оплате счета-фактуры.

В соответствии с п. 4.1.2 муниципального контракта от 01.01.2010 оплата тепловой энергии производится абонентом путем перечисления денежных средств платежными поручениями на расчетный счет энергоснабжающей организации до 30-го числа месяца, следующего за расчетным.

Муниципальное учреждение обязательство по оплате полученной тепловой энергии и теплоносителя исполнило ненадлежащим образом. Согласно расчету истца задолженность за спорный период составила 2 670 604 руб. 33 коп.

Ссылаясь на неисполнение обязанности по оплате стоимости принятой тепловой энергии и теплоносителя, а также нарушение сроков оплаты, истец обратился в арбитражный суд с иском о взыскании долга, процентов за пользование чужими денежными средствами.

Суд первой инстанции удовлетворил исковые требования
и взыскал сумму долга с муниципального образования “Город Ижевск“ в лице Управления дошкольного образования и воспитания администрации г. Ижевска. При этом суд исходил из того, что должником по обязательствам, вытекающим из муниципальных контрактов на выполнение работ для муниципальных нужд, является само муниципальное образование в лице главного распорядителя бюджетных средств. Из имеющихся в материалах дела документов следует, что главным распорядителем, которому выделены денежные средства на оплату энергоресурсов, поставленных в рамках спорных муниципальных контрактов, является Управление дошкольного образования и воспитания администрации г. Ижевска.

Суд апелляционной инстанции, изменяя решение суда и удовлетворяя исковые требования о взыскании задолженности по муниципальным контрактам и процентов, начисленных за пользование чужими денежными средствами, за счет казны муниципального образования в лице Управления финансов администрации г. Ижевска, исходил из того, что муниципальное учреждение выполняло функции муниципального заказчика при размещении заказа на выполнение работ для муниципальных нужд, а потому действовало от имени и в интересах муниципального образования, в связи с чем обязанность по оплате оказанных услуг возникла у самого публично-правового образования в лице уполномоченного органа, у которого находятся выделенные для оплаты указанных работ бюджетные средства, то есть муниципального образования “Город Ижевск“ в лице Управления финансов администрации г. Ижевска.

Выводы суда апелляционной инстанции соответствуют установленным по делу обстоятельствам и действующему законодательству.

На основании ст. 3, 9 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ “О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд“ (далее - Закон N 94-ФЗ) под муниципальным контрактом понимается договор, заключенный заказчиком от имени муниципального образования в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд. Под муниципальными нуждами понимаются обеспечиваемые
за счет средств местных бюджетов и внебюджетных источников финансирования потребности муниципальных образований, муниципальных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для решения вопросов местного значения и осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и (или) законами субъектов Российской Федерации, функций и полномочий муниципальных заказчиков.

Согласно ст. 215.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации исполнение местного бюджета обеспечивается местной администрацией муниципального образования. Организация исполнения бюджета возлагается на соответствующий финансовый орган.

Решением городской Думы г. Ижевска от 03.10.2006 N 137 утверждено Положение об Управлении финансов администрации г. Ижевска, согласно которому Управление финансов является структурным подразделением администрации г. Ижевска, организующим исполнение бюджета г. Ижевска.

Судом установлено, что условиями муниципальных контрактов от 01.01.2009, от 01.01.2010 N К523 предусмотрена оплата услуг по теплоснабжению из средств муниципального бюджета.

Согласно п. 38 Порядка санкционирования оплаты денежных обязательств и ведения Управлением финансов лицевых счетов для учета операций по исполнению расходов бюджета г. Ижевска, утвержденного приказом Управления финансов от 27.03.2008 N 111-п, расчетные и кассовые документы предоставляются в Управление финансов клиентом и должны быть оформлены в соответствии с нормативными документами Банка России, Министерства финансов Российской Федерации и Федерального казначейства Российской Федерации.

После проверки документы, являющиеся основанием платежа, визируются специалистом отдела платежей и предварительного контроля штампом “Принято“ и возвращаются получателю средств (п. 40 указанного Порядка).

Исполнение платежных поручений производится с учетом наличия средств на текущем счете бюджета путем формирования из представленных платежных поручений распоряжения на финансирование. Распоряжение на финансирование формируется уполномоченным работником отдела платежей и с приложением платежных поручений передается в отдел бухгалтерского учета и отчетности для осуществления платежа. Распоряжение на финансирование заверяется подписями начальника Управления
финансов, главного бухгалтера и начальника отдела платежей и предварительного контроля (п. 43 указанного Порядка).

Из материалов дела усматривается, что все документы направлялись для оплаты в Управление финансов администрации г. Ижевска, оно производило частичную оплату со ссылкой на счета-фактуры. Однако оплата производилась с нарушением сроков, установленных контрактами.

С учетом изложенного суд апелляционной инстанции верно указал на то, что при заключении муниципальных контрактов на оказание услуг по теплоснабжению для муниципальных нужд муниципальные заказчики действуют от имени и в интересах муниципального образования, следовательно, должником по обязательствам, вытекающим из такого контракта, является само публично-правовое образование - муниципальное образование “Город Ижевск“ в лице уполномоченного органа - Управления финансов администрации г. Ижевска, у которого находятся бюджетные средства, выделенные для оплаты соответствующих услуг.

Данный вывод суда соответствует правовой позиции, изложенной в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.07.2006 N 4405/06, от 09.10.2007 N 5060/07.

Таким образом, суд апелляционной инстанции правомерно признал надлежащим ответчиком по настоящему спору муниципальное образование “Город Ижевск“ в лице Управления финансов администрации г. Ижевска, в связи с чем отклоняется соответствующий довод заявителя кассационной жалобы о том, что с него неправомерно взыскана задолженность по муниципальным контрактам и проценты в порядке, предусмотренном ст. 395 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Иные доводы заявителя кассационной жалобы сводятся по существу к переоценке представленных в материалы дела доказательств, в связи с чем отклоняются судом кассационной инстанции на основании ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта (ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.

С учетом изложенного обжалуемый судебный акт подлежит
оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.

Руководствуясь ст. 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.09.2010 по делу N А71-2659/2010-Г30 Арбитражного суда Удмуртской Республики оставить без изменения, кассационную жалобу муниципального образования “Город Ижевск“ в лице Управления финансов администрации г. Ижевска - без удовлетворения.

Председательствующий

ВАСИЛЬЧЕНКО Н.С.

Судьи

МАКАРОВ В.Н.

МИТИНА М.Г.