Решения и определения судов

Постановление ФАС Уральского округа от 17.11.2010 N Ф09-9128/10-С5 по делу N А50-3429/2010 Требование: Об обязании передать техническую документацию на многоквартирный жилой дом. Обстоятельства: Вновь избранной в предусмотренном законом порядке управляющей организации прежняя управляющая организация необходимую документацию не передала. Решение: Требование удовлетворено, поскольку отсутствие истребуемой документации у прежней управляющей организации само по себе не освобождает ее от необходимости исполнения обязанности, установленной законом, документация подлежит восстановлению за счет обязанного лица.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 17 ноября 2010 г. N Ф09-9128/10-С5

Дело N А50-3429/2010

Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:

председательствующего Сирота Е.Г.,

судей Вербенко Т.Л., Митиной М.Г.,

рассмотрел в судебном заседании жалобы Департамента имущественных отношений администрации города Перми и муниципального бюджетного учреждения “Жилищная служба города Перми“ на постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.08.2010 по делу N А50-3429/2010 Арбитражного суда Пермского края.

В судебном заседании принял участие представитель товарищества собственников жилья “Холмогоры“ (далее - товарищество “Холмогоры“) - Волгарев Д.А. (доверенность от 26.04.2010).

Представители иных лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, в том числе публично путем размещения соответствующей информации
на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.

Товарищество “Холмогоры“ обратилось в Арбитражный суд Пермского края с иском к муниципальному учреждению “Жилищная служба города Перми“ о понуждении к заключению соглашения о передаче дома в управление, об обязании передать техническую и иную документацию, документы по регистрационному учету граждан, соглашение о техническом обслуживании и ремонте многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу г. Пермь, ул. Холмогорская, 7а, в предусмотренном порядке и сроки, установленные постановлением администрации г. Перми от 28.07.2006 N 1320.

До принятия решения товарищество “Холмогоры“ уточнило перечень подлежащей передаче технической документации, включив в ее состав: план участка в масштабе 1:1000 - 1:2000 с расположенными на нем жилыми зданиями и сооружениями, проектно-сметную документацию и исполнительные чертежи на дом, акты приемки дома от строительных организаций, акты технического состояния жилого дома на передачу жилищного фонда другому собственнику, схемы внутридомовых сетей водоснабжения, канализации, центрального отопления, тепло- газоснабжения, электроснабжения, паспорта лифтового хозяйства, паспорта на каждый жилой дом, квартиру и земельный участок, исполнительные чертежи контуров заземления.

Уточнение судом первой инстанции рассмотрено и удовлетворено на основании ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В удовлетворении ходатайства товарищество “Холмогоры“ о дополнении иска требованием о производстве капитального ремонта жилого дома по адресу: г. Пермь, ул. Холмогорская, 7а отказано.

Определениями суда от 12.02.2010, от 06.05.2010 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Департамент имущественных отношений администрации города Перми (далее - Департамент), Управление жилищно-коммунального хозяйства города Перми, муниципальное бюджетное учреждение “Управление муниципальным жилищным фондом города Перми“.

Решением суда от 11.06.2010 (судья Теслева Н.В.) в удовлетворении исковых
требований отказано.

Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.08.2010 (судьи Рубцова Л.В., Крымджанова М.С., Назарова В.Ю.) решение в обжалуемой части отменено. На муниципальное учреждение “Жилищная служба города Перми“ возложена обязанность передать товариществу “Холмогоры“ техническую документацию: план участка в масштабе 1:1000 - 1:2000 с расположенными на нем жилыми зданиями и сооружениями, проектно-сметную документацию и исполнительные чертежи на дом; акты приемки дома от строительных организаций, акты технического состояния жилого дома, схемы внутридомовых сетей водоснабжения, канализации, центрального отопления, тепло- газоснабжения, электроснабжения, паспорта лифтового хозяйства, паспорта на каждый жилой дом, квартиру и земельный участок, исполнительные чертежи контуров заземления.

В кассационной жалобе Департамент просит постановление отменить, решение оставить в силе. Заявитель жалобы со ссылкой на ст. 58 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 10 ст. 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, п. 24, 26 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491) указывает на отсутствие у муниципального учреждения “Жилищная служба города Перми“ обязанности по передаче отсутствующей у ответчика спорной документации. Кроме того, Департамент полагает, что правовые основания для восстановления технической документации за счет ответчика отсутствуют.

Муниципальное учреждение “Жилищная служба города Перми“ в кассационной жалобе просит постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.08.2010 отменить, считая, что возложение на управляющую организацию предусмотренной п. 10 ст. 162 Жилищного кодекса Российской Федерации обязанности возможно только в случае наличия технической документации у ответчика. По мнению заявителя жалобы, истец не доказал наличие у муниципального учреждения “Жилищная служба города Перми“ спорной документации. Наряду с этим ответчик указывает, что действующим законодательством не предусмотрена обязанность муниципального бюджетного учреждения изготовить за счет
собственных средств указанный истцом перечень технической документации.

Товарищество “Холмогоры“ в отзыве на кассационные жалобы с доводами заявителей не согласилось, постановление суда апелляционной инстанции считает законным и обоснованным.

Законность обжалуемого судебного акта проверена судом кассационной инстанции в порядке, предусмотренном ст. 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исходя из доводов, содержащихся в кассационных жалобах заявителей и возражениях относительно жалоб.

В соответствии с положениями ст. 135 Жилищного кодекса Российской Федерации целью деятельности товарищества собственников жилья является обеспечение совместного управления собственниками помещений в многоквартирном доме комплексом недвижимого имущества в многоквартирном доме, обеспечения эксплуатации этого комплекса, владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме.

Пунктами 24, 26 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491; далее - Правила) предусмотрено, что сведения о составе и состоянии общего имущества отражаются в технической документации на многоквартирный дом.

Техническая документация на многоквартирный дом включает в себя, в том числе документы технического учета жилищного фонда, содержащие сведения о состоянии общего имущества; документы (акты) о приемке результатов работ; акты осмотра, проверки состояния (испытания) инженерных коммуникаций, приборов учета, механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, обслуживающего более одного помещения в многоквартирном доме, конструктивных частей многоквартирного дома (крыши, ограждающих несущих и ненесущих конструкций многоквартирного дома, объектов, расположенных на земельном участке, и других частей общего имущества) на соответствие их эксплуатационных качеств установленным требованиям; проектную документацию (копию проектной документации) на многоквартирный дом, в соответствии с которой осуществлено строительство (реконструкция) многоквартирного дома (при наличии).

Как установлено судом апелляционной инстанции при повторном рассмотрении дела, с требованием о передаче технической
документации к ответчику, ранее исполнявшему функции управляющей организации, обратилось товарищество собственников жилья, избранное в предусмотренном законом порядке собственниками помещений многоквартирного жилого дома по адресу: г. Пермь, ул. Холмогорская, 7а.

Основанием к отказу в удовлетворении данного требования судом первой инстанции послужило отсутствие у муниципального учреждения “Жилищная служба города Перми“ спорной документации.

В силу п. 10 ст. 162 Жилищного кодекса Российской Федерации управляющая организация за тридцать дней до прекращения договора управления многоквартирным домом обязана передать техническую документацию на многоквартирный дом и иные связанные с управлением таким домом документы вновь выбранной управляющей организации, в частности, вновь созданному товариществу собственников жилья.

Нормативное регулирование технической эксплуатации жилищного фонда предусматривает, что ответственные лица обязаны в установленном законодательством порядке принимать, хранить и передавать техническую документацию (п. 27 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491).

В документе, видимо, допущен пропуск текста: исходя из смысла постановления, имеется в виду “...само по себе не освобождает...“.

Приняв во внимание толкование норм жилищного и гражданского законодательства, приведенное Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 30.03.2010 N 17074/09, апелляционный суд верно указал на то, что отсутствие или утрата документации у ответчика само по себе *** освобождает его от необходимости исполнения обязанности, установленной ч. 10 ст. 162 Жилищного кодекса Российской Федерации.

С учетом изложенного заявленное истцом требование о передаче технической документации является обоснованным и удовлетворено арбитражным судом апелляционной инстанции правомерно (ст. 8, 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Фактические обстоятельства дела установлены апелляционным судом на основе всестороннего, полного и объективного исследования представленных сторонами доказательств (ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской
Федерации).

Доводы, изложенные Департаментом и муниципальным учреждением “Жилищная служба города Перми“ в кассационных жалобах, связанные с отсутствием у ответчика спорной документации, подлежат отклонению как основанные на неверном толковании законодательства.

Ссылка Департамента на ст. 58 Гражданского кодекса Российской Федерации ошибочна, поскольку из материалов дела следует, что в результате реорганизации МУ ЖС “Центр“ права и обязанности указанного юридического лица перешли к муниципальному учреждению “Жилищная служба города Перми“ в полном объеме, включая предусмотренную ст. 162 Жилищного кодекса Российской Федерации обязанность.

Довод ответчика о незаконном характере возложения на муниципальное бюджетное учреждение обязанности по изготовлению за счет бюджетных средств указанного истцом перечня технической документации следует признать ошибочным с учетом общих положений гражданского законодательства об обязательствах.

Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта в порядке, предусмотренном ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом кассационной инстанции не установлено. Постановление отмене не подлежит.

Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.08.2010 по делу N А50-3429/2010 Арбитражного суда Пермского края оставить без изменения, кассационные жалобы Департамента имущественных отношений администрации города Перми и муниципального бюджетного учреждения “Жилищная служба города Перми“ - без удовлетворения.

Председательствующий

СИРОТА Е.Г.

Судьи

ВЕРБЕНКО Т.Л.

МИТИНА М.Г.