Решения и определения судов

Постановление ФАС Уральского округа от 02.11.2010 N Ф09-9007/10-С3 по делу N А60-5873/2010 Требование: Об отмене решения налогового органа. Обстоятельства: Налоговый орган начислил земельный налог, пени, поскольку налогоплательщиком неверно отражена в расчете кадастровая стоимость земельного участка. Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку нормативный правовой акт, которым утверждены результаты государственной оценки земель для целей налогообложения, вступил в законную силу, его содержание доведено до сведения налогоплательщиков в установленный законом срок.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 2 ноября 2010 г. N Ф09-9007/10-С3

Дело N А60-5873/2010

Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:

председательствующего Токмаковой А.Н.,

судей Глазыриной Т.Ю., Первухина В.М.,

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу закрытого акционерного общества “Завод элементов трубопроводов“ (далее - общество, налогоплательщик) на постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.07.2010 по делу N А60-5873/2010-С6 Арбитражного суда Свердловской области.

В судебном заседании приняли участие представители:

общества - Аверина Л.В. (доверенность от 12.02.2010 N 22), Сирман-Прочитанская О.Б. (доверенность от 11.01.2010 N 24), Труфанов А.Н. (доверенность от 12.02.2010 N 23);

Инспекции Федеральной налоговой службы по Сысертскому району Свердловской области (далее - инспекция, налоговый орган) - Городилова О.С. (доверенность от
26.08.2010 N 01/18022);

Правительства Свердловской области - Малов А.А. (доверенность от 30.12.2009 N 02-09-4521).

Представители Управления Роснедвижимости по Свердловской области, надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы путем направления в его адрес копий определения о принятии кассационной жалобы к производству заказным письмом с уведомлением, а также размещения данной информации на официальном сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.

Общество обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании недействительным решения инспекции от 09.12.2009 N 3120/3063 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части доначисления земельного налога за 2 квартал 2009 года в сумме 672 467 руб. и пеней в сумме 29047 руб. 19 коп.

Определением суда от 23.03.2010 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, привлечены Правительство Свердловской области и Управление Роснедвижимости по Свердловской области.

Решением суда от 17.05.2010 (судья Гнездилова Н.В.) заявленные требования удовлетворены. Решение инспекции от 09.12.2009 N 3120/3063 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения признано недействительным в части доначисления земельного налога за 2 квартал 2009 года в сумме 672 467 руб. и пеней в сумме 29 047 руб. 19 коп. С инспекции в пользу общества взысканы расходы по уплате государственной пошлины в сумме 2000 руб.

Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.07.2010 (судьи Савельева Н.М., Гулякова Г.Н., Голубцов В.Г.) решение суда отменено. В удовлетворении заявленных требований обществу отказано. С общества в доход федерального бюджета взыскана государственная пошлина по апелляционной жалобе в сумме 1000 руб.

В кассационной жалобе общество просит отменить постановление суда апелляционной
инстанции, считая вывод о надлежащем доведении до налогоплательщика информации об изменении кадастровой стоимости земельных участков не соответствующим положениям ст. 5, п. 14 ст. 396 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), а также обстоятельствам дела.

Общество обжалует отказ в удовлетворении требований о признании недействительным решения инспекции, так как суд при исследовании вопроса о правильности определения кадастровой стоимости земельных участков применил нормативный акт, не подлежащий применению.

Кроме того, суд не применил подлежащие применению, исходя из обстоятельств дела, нормы: п. 7 ст. 3 и п. 8 ст. 75 Кодекса.

В отзыве на кассационную жалобу инспекция считает обжалуемый судебный акт законным, жалобу - не подлежащей удовлетворению, поскольку постановление Правительства Свердловской области от 19.12.2008 N 1347-ПП “Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов, расположенных на территории Свердловской области“ (далее - постановление Правительства Свердловской области от 19.12.2008 N 1347-ПП) официально опубликовано; вывод суда о применении надлежащего нормативного акта при расчете кадастровой стоимости считает правильным.

Правительство Свердловской области в отзыве на кассационную жалобу просит обжалуемый судебный акт оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения, считая правильным вывод суда о действии во времени постановления Правительства Свердловской области от 19.12.2008 N 1347-ПП.

Как следует из материалов дела, по результатам камеральной налоговой проверки деклараций общества по земельному налогу за 2 квартал 2009 года, инспекцией принято решение от 09.12.2009 N 3120/3063 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. По указанному решению обществу доначислен налог в сумме 672 467 руб. и пени в сумме 29 047 руб. 19 коп.

Решением Управления Федеральной налоговой службы по Свердловской области от 27.01.2010 решение инспекции
оставлено без изменения, апелляционная жалоба общества - без удовлетворения.

С требованиями о признании недействительным решения инспекции общество обратилось в арбитражный суд.

В обоснование требований налогоплательщик ссылался на то, что постановление Правительства Свердловской области от 19.12.2008 N 1347-ПП подлежит применению с 01.01.2010, как следует из содержания ч. 3 ст. 15 Конституции Российской Федерации, п. 1 ст. 94, п. 1, 2 ст. 103 Закона Свердловской области от 10.03.1999 N 4-ОЗ “О правовых актах в Свердловской области“, п. 1 ст. 5 Кодекса.

Кроме того, в указанном постановлении отсутствуют данные о кадастровой стоимости принадлежащих обществу земельных участков, а для расчета в 2009 году кадастровой стоимости с применением удельного показателя кадастровой стоимости земель кадастровых кварталов, утвержденного данным постановлением, у общества не было оснований по вышеуказанной причине, а также в связи с тем, что принадлежащие ему земельные участки переоценке не подлежали.

Общество также ссылалось на то, что законодательно не установлена обязанность налогоплательщика обращаться в уполномоченный орган за сведениями о кадастровой стоимости.

Налогоплательщик указывал на отсутствие в сети Интернет официального сайта Федерального агентства кадастра объектов недвижимости и на недоказанность инспекцией наличия данных о кадастровой стоимости пяти принадлежащих обществу участков на сайте Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии.

Изложенные обстоятельства, по мнению общества, свидетельствуют о нарушении его прав в связи с несоблюдением требований, установленных ст. 3 Кодекса: акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить. Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).

Довод о несоответствии
решения инспекции закону и нарушении прав общества налогоплательщик обосновывал тем, что размер кадастровой стоимости земельных участков определен с применением ненадлежащей методики.

На основании материалов дела, руководствуясь п. 1 ст. 388, п. 1 ст. 393, ст. 390, п. 1 ст. 391 Кодекса, суды установили, что общество является плательщиком земельного налога в отношении 19 земельных участков.

Основанием для доначисления налога и начисления пеней явилось то, что в декларации по земельному налогу за 2 квартал 2009 года общество указало кадастровую стоимость 18 земельных участков, не соответствующую сведениям, имеющимся у налогового органа.

Общество исчислило налог, исходя из кадастровой стоимости земельных участков, содержащейся в выписках из государственного земельного кадастра за 2007 год.

Налоговый орган использовал данные о кадастровой стоимости, правильность которых на 2009 год подтверждена Управлением Роснедвижимости по Свердловской области.

Судами установлено, что Управление Роснедвижимости по Свердловской области применяло постановление Правительства Свердловской области от 19.12.2008 N 1347-ПП с 01.01.2009.

Суд первой инстанции, признавая решение инспекции недействительным, исходил из того, что доначисление налога связано с применением постановления Правительства Свердловской области от 19.12.2008 N 1347-ПП, не вступившего в силу в целях налогообложения с 01.01.2009; у налогоплательщика не было оснований полагать, что кадастровая стоимость принадлежащих ему участков изменилась с 01.01.2009, а обязанность налогоплательщика запрашивать информацию о кадастровой стоимости земель законодательством не предусмотрена.

В документе, видимо, допущен пропуск текста: исходя из смысла постановления, имеется в виду “...от 05.08.2009 N 45-Г09-18...“.

Суд апелляционной инстанции, применив к фактическим обстоятельствам п. 14 ст. 396 Кодекса, положения постановления Правительства Российской Федерации от 07.02.2008 N 52 “О порядке доведения кадастровой стоимости земельных участков до сведения налогоплательщиков“ (далее - постановление Правительства Российской Федерации
от 07.02.2008 N 52), учитывая содержание определения Верховного Суда Российской Федерации от 05.08.2009, *** пришел к выводу, что постановление Правительства Свердловской области от 19.12.2008 N 1347-ПП вступило в законную силу с 01.01.2009, его содержание доведено до сведения налогоплательщиков в установленный законом срок.

Согласно ст. 390, п. 1 ст. 391 Кодекса налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость каждого земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

В соответствии с п. 14 ст. 396 Кодекса по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января календарного года подлежит доведению до сведения налогоплательщиков в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, не позднее 1 марта этого года (редакция, вступившая в силу с 01.01.2008).

Постановлением Правительства Свердловской области от 19.12.2008 N 1347-ПП утверждены результаты государственной оценки земель населенных пунктов, расположенных на территории Свердловской области по состоянию на 01.01.2007 для целей налогообложения и иных целей, установленных законодательством, а именно:

кадастровая стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов, расположенных на территориях муниципальных районов и городских округов Свердловской области;

средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земель кадастровых кварталов населенных пунктов по муниципальным районам и городским округам Свердловской области;

средний уровень кадастровой стоимости земель населенных пунктов по муниципальным районам и городским округам Свердловской области.

В пунктах имеется отметка о том, что утверждаемые данные прилагаются.

Признано утратившим силу постановление Правительства Свердловской области от 26.11.2002 N 1370-ПП “Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель поселений, расположенных на территории Свердловской области“.

Постановление Правительства Свердловской области от 19.12.2008 N 1347-ПП опубликовано в официальном средстве массовой информации - “Областной газете“ N
407 от 24.12.2008 (без приложений).

Как установлено судами, в примечании к постановлению указано, что содержащиеся в приложениях сведения размещены на официальном сайте Федерального агентства кадастра объектов недвижимости в сети Интернет, что соответствует правилам, установленным ст. 64 Устава Свердловской области, ст. 93, 94, 103 Областного закона от 10.03.1999 N 4-ОЗ “О правовых актах в Свердловской области“.

Вопрос о нарушении действующего законодательства при опубликовании постановления Правительства Свердловской области от 19.12.2008 N 1347-ПП был предметом судебного исследования, что отражено в определении Верховного Суда Российской Федерации от 05.08.2009 по делу N 45-Г09-18. Суд пришел к выводу, что форма опубликования постановления не влечет нарушения прав налогоплательщиков (граждан и организаций) на получение информации о кадастровой стоимости земельных участков, не свидетельствует о том, что постановление нельзя признать официально опубликованным.

С учетом отмеченного суд апелляционной инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что постановление Правительства Свердловской области от 19.12.2008 N 1347-ПП подлежит применению при определении налоговых обязательств, начиная с 01.01.2009.

Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 07.02.2008 N 52 “О порядке доведения кадастровой стоимости земельных участков до сведения налогоплательщиков“ в целях реализации положений п. 14 ст. 396 Кодекса территориальные органы Федерального агентства кадастра объектов недвижимости бесплатно предоставляют налогоплательщикам земельного налога, признаваемым таковыми в соответствии со ст. 388 Кодекса, сведения о кадастровой стоимости земельных участков в виде кадастрового номера объекта недвижимости и его кадастровой стоимости для целей налогообложения по письменному заявлению налогоплательщика в порядке, установленном ст. 14 Федерального закона “О государственном кадастре недвижимости“. При этом до 01.03.2008 указанные сведения предоставляются в порядке, установленном ст. 22 Федерального закона “О государственном земельном кадастре“.

Сведения о кадастровой
стоимости земельных участков для целей налогообложения размещаются на официальном сайте Федерального агентства кадастра объектов недвижимости в сети Интернет.

Суд апелляционной инстанции, учитывая изложенное, правильно исходил из того, что налогоплательщик в целях верного определения налоговой базы, должен был руководствоваться названным постановлением Правительства Российской Федерации и мог обратиться к уполномоченному органу.

Вывод суда согласуется с определением Верховного Суда Российской Федерации от 05.08.2009 по делу N 45-Г09-18, в котором отмечено, что уполномоченным органом заинтересованным лицам выдано более 95 тысяч выписок о кадастровой стоимости земель.

Оснований для применения судом п. 7 ст. 3 Кодекса не имелось, данный довод заявителя жалобы, учитывая обстоятельства дела, несостоятелен.

Инспекция, доначисляя налог, руководствовалась п. 4 ст. 85, ст. 88, п. 1 ст. 391, п. 11 ст. 396 Кодекса.

Согласно п. 1 ст. 391 Кодекса налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

В силу п. 11 ст. 396 Кодекса (в редакции, действовавшей в спорный период) органы, осуществляющие ведение государственного земельного кадастра, и органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, представляют информацию в налоговые органы в соответствии с п. 4 ст. 85 Кодекса.

В соответствии с п. 4 ст. 85 Кодекса (в редакции, действовавшей в спорный период) органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, органы, осуществляющие регистрацию транспортных средств, обязаны сообщать сведения о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе, о транспортных средствах, зарегистрированных в этих органах (правах и сделках, зарегистрированных в этих органах), и об их владельцах в налоговые органы по месту своего
нахождения в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации.

Согласно п. 1 ст. 88 Кодекса камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.

Обстоятельств, свидетельствующих о несоблюдении инспекцией изложенных требований Кодекса, в ходе судебного разбирательства не выявлено.

Довод общества о недоказанности наличия данных о кадастровой стоимости части участков судом апелляционной инстанции не принят в результате исследования материалов дела, из которых усматривается, что Управлением Роснедвижимости по Свердловской области подтверждена правильность примененной инспекцией кадастровой стоимости всех участков.

Судами установлено, что Управлением Роснедвижимости по Свердловской области при расчете применен удельный показатель кадастровой стоимости для соответствующего кадастрового квартала, установленный постановлением Правительства Свердловской области от 19.12.2008 N 1347-ПП.

При этом названное лицо руководствовалось Методическими указаниями по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденными приказом Минэкономразвития России от 12.08.2006 N 222.

В соответствии с п. 2.1.3 указанного нормативного акта (в редакции, действующей в спорный период) в случае образования нового или выявления ранее учтенного земельного участка в границах существующего поселения его кадастровая стоимость определяется путем умножения значения удельного показателя кадастровой стоимости земель соответствующего вида разрешенного использования для кадастрового квартала поселения, в котором расположен земельный участок, на площадь земельного участка.

Таким образом, решение инспекции как основанное на данных, полученных с применением действующих нормативных актов, соответствует требованиям Кодекса, прав налогоплательщика не нарушает.

Ссылка заявителя жалобы на разъяснения Минэкономразвития Российской Федерации, изложенные в письмах от 16.12.2009 N Д06-3631, от
03.03.2010 N Д06-622, как основание для применения п. 8 ст. 75 Кодекса и признания недействительным решения инспекции в части начисления пеней судом кассационной инстанции отклоняется, так как указанные письма не являются разъяснениями, адресованными налогоплательщику либо неопределенному кругу лиц, о порядке исчисления, уплаты налога или по иным вопросам применения законодательства о налогах и сборах, данными финансовым, налоговым или другим уполномоченным органом государственной власти в пределах его компетенции.

Следовательно, обжалуемый судебный акт является законным и обоснованным, отмене не подлежит.

Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.07.2010 по делу N А60-5873/2010-С6 Арбитражного суда Свердловской области оставить без изменения, кассационную жалобу закрытого акционерного общества “Завод элементов трубопроводов“ - без удовлетворения.

Председательствующий

ТОКМАКОВА А.Н.

Судьи

ГЛАЗЫРИНА Т.Ю.

ПЕРВУХИН В.М.