Решения и определения судов

Постановление ФАС Уральского округа от 29.09.2010 N Ф09-7778/10-С1 по делу N А07-4087/2010 Требование: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ст. 15.1 КоАП РФ за превышение лимита остатка наличных денежных средств в кассе. Решение: Требование удовлетворено, поскольку банком при отсутствии вечерней инкассации время сдачи выручки установлено на следующий день, остаток выручки до истечения указанного срока не является превышением установленного лимита.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 29 сентября 2010 г. N Ф09-7778/10-С1

Дело N А07-4087/2010

Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:

председательствующего Ященок Т.П.,

судей Слюняевой Л.В., Поротниковой Е.А.,

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Стерлитамаку Республики Башкортостан (далее - инспекция, административный орган, заявитель) на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 22.04.2010 по делу N А07-4087/2010 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.06.2010 по тому же делу.

Лица, участвующие в деле, извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы надлежащим образом, путем направления в их адрес копий определения о принятии кассационной жалобы к производству заказным письмом с уведомлением, а также
размещения данной информации на официальном сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.

В судебном заседании принял участие представитель инспекции - Шарипова Н.В. (доверенность от 19.01.2010 N 03-07/00442).

Общество с ограниченной ответственностью “Сервис-Технос“ (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением о признании незаконным и отмене постановления инспекции от 19.02.2010 N 41 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ст. 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс), в виде взыскания штрафа в размере 40 000 руб.

В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Акционерный коммерческий Сберегательный банк Российской Федерации (открытое акционерное общество) в лице филиала - Стерлитамакского отделения N 4594 (далее - банк).

Решением суда от 22.04.2010 (судья Кутлин Р.К.) заявленные требования удовлетворены. Оспариваемое постановление административного органа признано незаконным и отменено.

Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.06.2010 (судьи Плаксина Н.Г., Арямов А.А., Костин В.Ю.) решение суда оставлено без изменения.

В кассационной жалобе инспекция просит названные судебные акты отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать, ссылаясь на ошибочность выводов судов о недоказанности наличия в действиях общества состава вменяемого административного правонарушения. Административный орган указывает на неисполнение обществом обязанности по сдаче в банк всех наличных денежных средств, находящихся в кассе сверх лимита остатка наличных денежных средств. При этом несовпадение режима работы банка с режимом работы общества не является основанием для превышения лимита остатка наличных денежных средств в кассе.

Общество в отзыве указало, что с доводами, изложенными в кассационной жалобе, не согласно, просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Как следует из материалов дела, инспекцией в период с 10.02.2010
по 17.02.2010 проведена проверка соблюдения обществом требований законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и расчетов с использованием платежных карт, а также полноты учета выручки и порядка работы с денежной наличностью на объектах, порядка ведения кассовых операций и условий работы с денежной наличностью за период с 01.11.2009 по 29.01.2010, о чем составлен акт от 17.02.2010 N 11-11/00816дсп.

В ходе проверки инспекцией установлен факт превышения лимита остатка кассы в период с 01.11.2009 по 29.01.2010 на сумму 37 056 руб. 94 коп., в период с 03.11.2009 по 12.11.2009 - на сумму 2770 руб. 62 коп.

По результатам проверки инспекцией составлен протокол от 17.02.2010 N 41 об административном правонарушении и вынесено постановление от 19.02.2010 N 41 о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной ст. 15.1 Кодекса, в виде взыскания штрафа в размере 40 000 руб.

Не согласившись с указанным постановлением, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.

Удовлетворяя заявленные требования, суды исходили из недоказанности наличия в действиях общества состава вменяемого ему административного правонарушения.

Выводы судов являются правильными и соответствуют обстоятельствам дела.

Статьей 15.1 Кодекса предусмотрена ответственность за нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся в осуществлении расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров, неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности, несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств, а равно в накоплении в кассе наличных денег сверх установленных лимитов.

Согласно ст. 34 Федерального закона от 10.07.2002 N 86-ФЗ “О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)“ определение порядка ведения кассовых операций отнесено к компетенции Банка России.

Кассовые операции на территории Российской
Федерации осуществляются в соответствии с требованиями, содержащимися в Порядке ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденном решением совета директоров Центрального банка России от 22.09.1993 N 40 (далее - Порядок).

В п. 1 Порядка определено, что предприятия, объединения, организации и учреждения независимо от организационно-правовых форм и сферы деятельности обязаны хранить свободные денежные средства в учреждениях банков.

Предприятия могут иметь в своих кассах наличные деньги в пределах лимитов, установленных банками, по согласованию с руководителями предприятий. При необходимости лимиты остатков касс пересматриваются (п. 5 Порядка).

Согласно п. 6 Порядка предприятия обязаны сдавать в банк всю денежную наличность сверх установленных лимитов остатка наличных денег в кассе в порядке и сроки, согласованные с обслуживающими банками. Наличные деньги могут быть сданы в дневные и вечерние кассы банков, инкассаторам и в объединенные кассы при предприятиях для последующей сдачи в банк, а также предприятиям связи для перечисления на счета в банках на основе заключенных договоров.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: в Порядке ведения кассовых операций в Российской Федерации пункт 2.4 отсутствует, имеется в виду пункт 2.4 Положения о правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации, утвержденного Советом директоров Банка России 19.12.1997, протокол N 47.

В силу п. 2.4 Порядка порядок и сроки сдачи наличных денег устанавливаются обслуживающими учреждениями банков каждому предприятию по согласованию с их руководителями исходя из необходимости ускорения оборачиваемости денег и своевременного поступления их в кассы в дни работы учреждений банков.

Следовательно, порядок и сроки сдачи в банк сверхлимитной денежной наличности устанавливаются на основании соглашений между организациями и обслуживающими банками.

При этом для предприятий, которые в силу специфики своей деятельности
и режима работы, а также при отсутствии вечерней инкассации или вечерней кассы учреждения банка не могут ежедневно в конце рабочего дня сдавать наличные денежные средства в учреждения банков или предприятия Госкомсвязи России, сроки сдачи наличных денежных средств переносятся на следующий день.

Несоблюдение вышеуказанных требований влечет административную ответственность, предусмотренную ст. 15.1 Кодекса.

Исследовав и оценив в соответствии со ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела письменные доказательства и доводы сторон, суды установили следующие обстоятельства.

В силу подп. 2.6 договора от 25.05.2005 N 15/806-702, заключенного между банком и обществом, лимит остатка наличных денежных средств в кассе устанавливается банком ежегодно на основании предоставляемого клиентом (общество в данных отношениях) расчета лимита остатка кассы.

Банком определен лимит остатка наличных денег в кассе общества в размере 7000 руб., срок сдачи выручки установлен на следующий день. Банком также разрешено обществу расходование выручки на выплату заработной платы, а также на выплаты социального характера, что подтверждается Расчетом на установление лимита остатка кассы и оформления разрешения на расходование наличных денег из выручки, поступающих в его кассу на 2009 г. (далее - Расчет лимита; л. д. - 31).

Согласно подп. 2.5 указанного договора наличные денежные средства в кассе клиента сдаются в банк в сумме, превышающий лимит остатка кассы для зачисления на счет.

Подпунктом 2.2 договора от 25.05.2005 N 15/806-702 установлено, что выручка может сдаваться в банк ежедневно до 16 ч 00 мин.

Общество работает с 09 ч 00 мин до 19 ч 00 мин, соответственно, остаток выручки, образующийся на конец рабочего дня, может быть сдан в банк только на следующий день.

Согласно Расчету лимита время
сдачи выручки установлено на следующий день.

Таким образом, остаток выручки до момента истечения срока (на следующий день), установленного Расчетом лимита, не является превышением установленного лимита.

В связи с этим суды пришли к обоснованному выводу о недоказанности в наличия действиях общества состава (события) вменяемого административного правонарушения.

Такой вывод сделан судами с правильным применением ст. 65, 67, 68, 71, 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствует имеющимся в деле доказательствам и переоценке судом кассационной инстанции в силу ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не подлежит.

В связи с этим суды правомерно удовлетворили требования общества о признании незаконным и отмене постановления административного органа от 19.02.2010 N 41.

Доводы заявителя Ф.И.О. его доводам, изложенным в апелляционной жалобе. Данным доводам апелляционным судом дана надлежащая правовая оценка.

С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.

Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 22.04.2010 по делу N А07-4087/2010 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.06.2010 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Стерлитамаку Республики Башкортостан - без удовлетворения.

Председательствующий

ЯЩЕНОК Т.П.

Судьи

СЛЮНЯЕВА Л.В.

ПОРОТНИКОВА Е.А.