Решения и определения судов

Постановление ФАС Уральского округа от 10.08.2010 N Ф09-5644/10-С2 по делу N А60-59338/2009-С10 Требование: Об отмене решения органа Фонда социального страхования РФ. Обстоятельства: Отказано в выделении средств на возмещение расходов страхователя на выплату пособия по беременности и родам, так как не доказаны необходимость и экономическая оправданность введения должности и принятия на работу сотрудника на поздних сроках беременности. Решение: Требование удовлетворено, поскольку установлены наступление страхового случая и реальность трудовых отношений с застрахованным лицом, не доказано создание искусственной ситуации для неправомерного получения денежных средств.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 10 августа 2010 г. N Ф09-5644/10-С2

Дело N А60-59338/2009-С10

Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:

председательствующего Наумовой Н.В.,

судей Беликова М.Б., Меньшиковой Н.Л.,

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу государственного учреждения - Свердловского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации филиал N 15 (далее - фонд, страховщик) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 12.02.2010 по делу N А60-59338/2009-С10 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.05.2010 по тому же делу.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального
арбитражного суда Уральского округа.

В судебном заседании приняли участие представители:

фонда - Степаненко А.В. (доверенность от 04.05.2010 N 114);

общества с ограниченной ответственностью “Аудит-Онлайн“ (далее общество, страхователь) - Пахомова О.В. (доверенность от 01.07.2010).

Общество обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании недействительным решения фонда от 14.09.2009 N 18 об отказе в выделении средств на осуществление (возмещение) расходов страхователя.

Решением суда от 12.02.2010 (судья Евдокимов И.В.) заявленные требования удовлетворены.

Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.05.2010 (судьи Борзенкова И.В., Голубцов В.Г., Савельева Н.М.) решение суда оставлено без изменения.

В кассационной жалобе фонд просит обжалуемые судебные акты отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать. Заявитель кассационной жалобы полагает, что принятие директора с совмещением трудовых функций главного бухгалтера на непродолжительный срок 3 месяца, прекращение выплаты заработной платы директору и главному бухгалтеру сразу после ухода Калашниковой Е.Е. в отпуск по беременности и родам, свидетельствует о том, что принятие Калашниковой Е.Е. в общество вызвано не производственной необходимостью, а с целью создания искусственной преднамеренной ситуации для получения государственных средств обязательного социального страхования.

В представленном отзыве общество возражает против доводов заявителя кассационной жалобы, считая обжалуемые судебные акты обоснованными.

Из материалов дела следует, что фондом проведена камеральная проверка по вопросам правильности расходования средств обязательного социального страхования общества за период с 01.01.2009 по 31.07.2009.

Поводом для указанной проверки послужило заявление общества о выделении ему средств для возмещения расходов по обязательному социальному страхованию, понесенных в связи с выплатой пособий Калашниковой Е.Е., в общей сумме 133 990 руб. 39 коп. (133 559 руб. 58 коп. пособие по беременности и родам и 413 руб. 66 коп. единовременного пособия женщинам, вставшим
на учет в ранние сроки беременности).

По результатам проведенной проверки составлен акт от 24.08.2009 N 813 и вынесено решение от 17.06.2009 N 95 “Об отказе в выделении (возмещении средств на осуществление расходов страхователя“.

По мнению контролирующего органа, у общества отсутствовала производственная необходимость в приеме на работу Калашниковой Е.Е. за три месяца до наступления отпуска по беременности и родам на должность директора с совмещением трудовых функций главного бухгалтера с окладом 40 000 и 20 000 руб. соответственно, так как после ухода последней в отпуск по беременности и родам на указанную должность никто не принят. В связи с названными обстоятельствами фонд сделал вывод о том, что целью указанных действий страхователя явилось искусственное создание условий для получения возмещения из средств фонда, поскольку не представлено достаточных доказательств необходимости и экономической оправданности как введения вышеуказанной должности, так и принятия на работу единственного сотрудника - Калашниковой Е.Е. на поздних сроках беременности.

Не согласившись с решением фонда, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из недоказанности фондом законности принятия оспариваемого решения.

Суд апелляционной инстанции оставляя решение суда без изменения указал, что обществом представлены в фонд в полном объеме документы, подтверждающие правомерность начисленного и выплаченного работнику пособия по беременности и родам, фондом в соответствии с требованиями ст. 65 и ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не доказаны факты выплаты обществом пособия по беременности и родам Калашниковой Е.Е. с нарушением действующего законодательства и создания им искусственной ситуации для неправомерного получения денежных средств из Фонда социального страхования Российской Федерации.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от
16.07.1999 N 165-ФЗ “Об основах обязательного социального страхования“ (далее - Федеральный закон N 165-ФЗ) обязательное социальное страхование является частью государственной системы социальной защиты населения, спецификой которой является осуществляемое в соответствии с федеральным законом страхование работающих граждан и иных категорий граждан от возможного изменения материального и (или) социального положения, в том числе по не зависящим от них обстоятельствам.

Подпунктом 4 п. 1 ст. 7 и подп. 11 п. 2 ст. 8 Федерального закона N 165-ФЗ предусмотрено, что одним из видов социальных страховых рисков является материнство, которому соответствует страховое обеспечение в виде единовременного пособия при рождении ребенка.

В силу требований указанного Закона и Положения о Фонде социального страхования Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1994 N 101, фонд социального страхования Российской Федерации является специализированным финансово-кредитным учреждением при Правительстве Российской Федерации, одной из основных задач которого является обеспечение гарантированных государством пособий, в том числе пособий при рождении ребенка.

На основании п. 1 ст. 9 Федерального закона N 165-ФЗ отношения по обязательному социальному страхованию возникают у страхователя (работодателя) по всем видам обязательного социального страхования с момента заключения с работником трудового договора; у застрахованных лиц - по всем видам обязательного социального страхования с момента заключения трудового договора с работодателем.

В соответствии с п. 1 ст. 9, подп. 6 п. 2 ст. 12 Федерального закона N 165-ФЗ, ст. 4, 6 Федерального закона от 19.05.1995 N 81-ФЗ “О государственных пособиях гражданам, имеющим детей“ (далее - Закон N 81-ФЗ) страхователи обязаны выплачивать состоящим с ними в трудовых отношениях застрахованным лицам пособие по беременности и родам, выплата указанного пособия производится за
счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации.

Пунктами 1 и 2 ст. 2 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ “Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию“ определено, что право на пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам имеют граждане, подлежащие обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, при соблюдении условий, предусмотренных данным Федеральным законом и иными федеральными законами.

Согласно ст. 8 Федерального закона N 81-ФЗ пособие по беременности и родам устанавливается в размере среднего заработка (дохода) по месту работы женщинам, подлежащим обязательному социальному страхованию.

В силу Федерального закона N 165-ФЗ и постановления Фонда социального страхования Российской Федерации от 09.03.2004 N 22 “Об утверждении инструкции о порядке учета и расходования средств обязательного социального страхования“ выплата пособий по беременности и родам, единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, единовременного пособия по уходу за ребенком осуществляется за счет средств фонда социального страхования через его отделения путем возмещения расходов организаций-работодателей.

На основании подп. 3 п. 1 ст. 11 Федерального закона N 165-ФЗ страховщики имеют право не принимать к зачету расходы на обязательное социальное страхование, произведенные с нарушением законодательства Российской Федерации.

Из существа вышеуказанных нормативных актов и п. 9 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 N 53 “Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды“ следует, что возмещение средств из Фонда социального страхования является восстановительной мерой, направленной на компенсацию реальных затрат страхователя, а создание обществом искусственной ситуации для получения средств Фонда является основанием для отказа в
удовлетворении требования о возмещении таких расходов.

Суды обеих инстанций, исследовав и оценив представленные доказательства (трудовой договор от 11.02.2009, листок нетрудоспособности от 08.05.2009, справки по форме 2-НДФЛ, документы, подтверждающие высокую квалификацию Калашниковой Е.Е., расходные кассовые ордера от 12.05.2009 N 11 и N 12, расчетную ведомость от 03.08.200), в соответствии с требованиями ст. 9, 67, 68, 71, ч. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, установили факты наступления страхового случая и наличия достаточных доказательств, подтверждающих реальность трудовых отношений с застрахованным лицом и соблюдение обществом всех требований, необходимых для получения средств на возмещение расходов по обязательному социальному страхованию.

Объективных и неопровержимых доказательств, свидетельствующих о наличии злоупотребления обществом правом на возмещение понесенных им расходов на цели социального страхования, фондом в материалы настоящего дела не представлено.

Таким образом, страховщиком не доказано, что при предъявлении расходов на выплату пособия по беременности и родам, страхователем нарушены требования законодательства.

При таких обстоятельствах выводы судов об отсутствии доказательств, подтверждающих создание обществом искусственной ситуации в целях получения денежных средств из бюджета фонда, являются правильными.

В связи с тем, что судами при рассмотрении дела по существу была дана надлежащая правовая оценка всем доказательствам, имеющимся в настоящем деле, нормы материального права, регулирующие порядок и условия выплаты пособия по беременности и родам, судами применены верно, то основания для переоценки выводов судов согласно ст. 286, ч. 2 ст. 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации у суда кассационной инстанции отсутствуют.

С учетом изложенного обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Свердловской области от
12.02.2010 по делу N А60-59338/2009-С10 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.05.2010 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу государственного учреждения - Свердловского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации филиал N 15 - без удовлетворения.

Председательствующий

НАУМОВА Н.В.

Судьи

БЕЛИКОВ М.Б.

МЕНЬШИКОВА Н.Л.