Решения и определения судов

Постановление ФАС Уральского округа от 26.07.2010 N Ф09-5665/10-С3 по делу N А60-2506/2010-С8 Требование: О признании незаконными действий налогового органа по включению в справку о состоянии расчетов с бюджетом сведений о наличии задолженности по НДФЛ и пеням. Обстоятельства: В справке о состоянии расчетов содержатся сведения о наличии у налогоплательщика долга без отражения информации о невозможности взыскания его в принудительном порядке. Решение: Требование удовлетворено в части сумм, в отношении которых налоговым органом не доказаны принятие мер по своевременному взысканию недоимки и обоснованность начисления пеней, справка должна отражать реальное состояние расчетов.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 26 июля 2010 г. N Ф09-5665/10-С3

Дело N А60-2506/2010-С8

Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:

председательствующего Гусева О.Г.,

судей Глазыриной Т.Ю., Дубровского В.И.,

рассмотрел в судебном заседании жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Свердловской области (далее - инспекция, налоговый орган) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 23.03.2010 по делу N А60-2506/2010-С8.

В судебном заседании принял участие представитель инспекции - Ефимов И.А. (доверенность от 02.06.2010 N 03-21/02162).

Представители сельскохозяйственного производственного кооператива “Криулинский“ (далее - кооператив, налогоплательщик), надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства путем направления в его адрес копии определения о принятии кассационной жалобы к производству заказным
письмом с уведомлением, а также размещения данной информации на официальном сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.

Кооператив обратился в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании незаконными действий налогового органа по включению в справку о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам от 22.10.2009 N 7138 сведений о наличии у него задолженности по налогу на доходы физических лиц (далее - НДФЛ) по текущим платежам в сумме 1 393 979 руб., пеням в сумме 1 319 683 руб. 57 коп.; задолженности по НДФЛ в сумме 1 627 805 руб. 30 коп., пеням в сумме 695 631 руб. 34 коп., штрафу в сумме 102 829 руб. 60 коп., взыскание которых приостановлено.

Решением суда от 23.03.2010 (судья Гаврюшин О.В.) заявленные требования удовлетворены частично. Суд признал незаконными действия инспекции в части включения в справку о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам от 22.10.2009 N 7138 сведений о наличии у налогоплательщика задолженности по НДФЛ в сумме 317 190 руб. 30 коп., соответствующих сумм пеней, приостановленной ко взысканию до 31.12.2010, задолженности по пеням по НДФЛ по текущим платежам в сумме 490 529 руб. 48 коп. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.

В порядке апелляционного производства решение суда не обжаловалось.

В кассационной жалобе инспекция просит обжалуемый судебный акт отменить, ссылаясь на нарушение судом норм материального права и несоответствие выводов суда обстоятельствам дела.

По мнению инспекции, отсутствие сведений о принятых налоговым органом мерах по принудительному взысканию недоимки, пеней и штрафа не является основанием для невключения указанных сведений в справку; данные сведения носят справочный характер и включены для
информации конкурсному управляющему об удержанных из доходов физических лиц и не перечисленных в бюджет суммах НДФЛ.

Налоговый орган полагает, что невозможность взыскания задолженности в принудительном порядке не может рассматриваться как основание к признанию долга безнадежным и к его списанию. Налоговый кодекс Российской Федерации не устанавливает каких-либо обстоятельств, при наступлении которых у налогового органа возникает обязанность списать задолженность по налоговым платежам.

Заявитель жалобы указывает на то, что включение в справку сведений, содержащихся в лицевых счетах кооператива, не нарушает его прав и не может быть обжаловано в судебном порядке.

Кооперативом отзыв на кассационную жалобу инспекции не представлен.

Как следует из материалов дела и установлено судом, на основании заявления кооператива от 15.10.2009 N 1510 налоговым органом выдана справка о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам от 22.10.2009 N 7138, в которую включены сведения о наличии у кооператива задолженности, в том числе по НДФЛ, пеням, штрафам.

Кооператив, полагая, что действия инспекции не соответствуют Налоговому кодексу Российской Федерации, нарушают его права и законные интересы, обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.

Удовлетворяя заявленные требования налогоплательщика частично, суд указал на то, что инспекцией в нарушение ст. 65, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представлено доказательств принятия мер, предусмотренных ст. 46, 47 Налогового кодекса Российской Федерации, по своевременному взысканию недоимки по НДФЛ в сумме 317 190 руб. 30 коп., а также обоснованности начисления пеней по НДФЛ в сумме 490 529 руб. 48 коп.

Выводы суда основаны на материалах дела, исследованных согласно ст. 65, 71, ч. 4, 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и соответствуют действующему законодательству.

В соответствии с ч. 1 ст.
198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской или иной экономической деятельности.

Подпунктом 10 п. 1 ст. 32 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что налоговый орган обязан представлять налогоплательщику по его запросу справки о состоянии расчетов указанного лица по налогам, сборам, пеням и штрафам на основании данных налогового органа.

В справке от 22.10.2009 N 7138 о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам, выданной кооперативу, содержатся сведения о наличии у него задолженности по НДФЛ, пеням без отражения информации о невозможности взыскания ее в принудительном порядке.

Неполная информация о задолженности кооператива по НДФЛ, пеням затрагивает его право на достоверную информацию, необходимую ему для осуществления своих прав и законных интересов, в том числе в предпринимательской и (или) иной экономической деятельности (Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.09.2009 N 4381/09).

Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в постановлении от 01.09.2009 N 4381/09 указал на то, что приказ Федеральной налоговой службы от 23.05.2005 N ММ-3-19/206, утвердивший форму справки, не предусматривающей информацию об утрате возможности взыскания числящегося за налогоплательщиком долга перед бюджетом в принудительном порядке, не может служить препятствием к выдаче справки с отражением в
ней реального состояния расчетов по налоговым платежам.

Согласно ст. 45 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по уплате налога налогоплательщик должен исполнить самостоятельно в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для применения мер принудительного исполнения обязанности по уплате налога, предусмотренных названным Кодексом.

Мерами принудительного характера, предусмотренными Налоговым кодексом Российской Федерации, и направленными на исполнение налогоплательщиком обязанностей, установленных налоговым законодательством, являются направление ему требования об уплате налогов, принятие налоговым органом решений о взыскании неуплаченных сумм за счет денежных средств на счетах в банках, а также за счет иного имущества налогоплательщика в порядке, установленном ст. 46, 47 Налогового кодекса Российской Федерации.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду пункт 2 статьи 48 Налогового кодекса РФ, а не пункт 3.

В силу п. 3 ст. 46 Налогового кодекса Российской Федерации налоговый орган, не реализовавший полномочия на бесспорное взыскание недоимки, вправе обратиться в суд с иском о ее взыскании в срок, установленный п. 3 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации. При этом пропуск налоговым органом, не реализовавшим полномочия на бесспорное взыскание недоимки, срока обращения в суд свидетельствует об утрате им возможности принудительного исполнения обязанности налогоплательщика по уплате налога.

В этом случае налоговый орган утрачивает не только право требовать от налогоплательщика исполнения обязанности по уплате налога, но и лишается возможности обеспечивать исполнение такой обязанности путем начисления пеней в отношении указанной недоимки.

Таким образом, налоговый орган утрачивает право применения мер принудительного исполнения налогоплательщиком обязанности по уплате налога в случае, если им в установленные сроки не приняты меры по бесспорному взысканию
недоимки и пропущен срок обращения в суд с иском о ее взыскании.

Судом установлено, что инспекция, в нарушение ст. 65, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не представила доказательств принятия мер, предусмотренных ст. 46, 47 Налогового кодекса Российской Федерации, по своевременному взысканию недоимки по НДФЛ в сумме 317 190 руб. 30 коп., а также обоснованности начисления пеней по НДФЛ в сумме 490 529 руб. 48 коп.

Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что действия инспекции в части включения в справку о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам от 22.10.2009 N 7138 сведений о наличии у кооператива задолженности по НДФЛ, пеням не соответствуют налоговому законодательству и нарушают права и законные интересы кооператива.

Оснований для переоценки выводов, сделанных судом первой инстанции, и имеющихся в деле доказательств, у суда кассационной инстанции в силу ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.

Доводы инспекции, изложенные в кассационной жалобе, не опровергают выводы суда первой инстанции, были предметом его рассмотрения, и им дана надлежащая правовая оценка.

Нормы материального права применены судом правильно по отношению к установленным фактическим обстоятельствам.

Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене обжалуемого судебного акта, судом кассационной инстанции не выявлено.

С учетом изложенного суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения кассационной жалобы.

Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Свердловской области от 23.03.2010 по делу N А60-2506/2010-С8 оставить без изменения, кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Свердловской
области - без удовлетворения.

Председательствующий

ГУСЕВ О.Г.

Судьи

ГЛАЗЫРИНА Т.Ю.

ДУБРОВСКИЙ В.И.