Решения и определения судов

Постановление ФАС Уральского округа от 26.07.2010 N Ф09-5532/10-С1 по делу N А71-1484/2010-А19 Об отмене решения Арбитражного суда Удмуртской Республики от 05.05.2010 и направлении на новое рассмотрение дела о признании недействующим постановления Региональной энергетической комиссии Удмуртской Республики от 26.11.2009 N 14/27 “О тарифах на тепловую энергию, отпускаемую ООО “Регионресурсы“ (Завьяловский район)“ в части включения в тариф на тепловую энергию для населения лизингового платежа.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 26 июля 2010 г. N Ф09-5532/10-С1

Дело N А71-1484/2010-А19

Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:

председательствующего Лимонова И.В.,

судей Поротниковой Е.А., Ященок Т.П.,

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу товарищества собственников жилья “Надежда“ (далее - ТСЖ “Надежда“) на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 05.05.2010 по делу N А71-1484/2010А19.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом путем направления в их адрес копий определения о принятии кассационной жалобы к производству заказным письмом с уведомлением, а также размещения данной информации на официальном сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.

В судебном заседании приняли участие представители:

ТСЖ “Надежда“ - Миронов
С.Р. (доверенность от 25.03.2010 б/н);

Региональной энергетической комиссии Удмуртской Республики (далее - РЭК УР) - Касаткин Г.Д. (доверенность от 20.07.2010 N 02-11/1045);

прокурора Удмуртской Республики - Протасова М.М. (удостоверение).

Представители иных лиц, участвующих в деле, в судебное заседание не явились.

ТСЖ “Надежда“ и товарищество собственников жилья “Удача“ (далее - ТСЖ “Удача“) обратились в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о признании недействующим постановления РЭК УР от 26.11.2009 N 14/27 “О тарифах на тепловую энергию, отпускаемую ООО “Регионресурсы“ (Завьяловский район)“ (далее - постановление N 14/27), в части установленного для общества с ограниченной ответственностью “Регионресурсы“ (далее - общество) тарифа на тепловую энергию для населения, проживающего в с. Завьялово, а именно: включения в него лизингового платежа.

К участию в деле в качестве третьих лиц привлечены общество, администрация муниципального района “Завьяловский район“ Удмуртской Республики (далее - администрация) и прокурор Удмуртской Республики (далее - прокурор).

Решением суда от 05.05.2010 (судьи Зорина Н.Г., Симонов В.Н., Кудрявцев М.Н.) в удовлетворении заявления о признании недействующим постановления N 14/27 в части включения в тариф лизингового платежа отказано. Постановление N 14/27 в оспариваемой части признано соответствующим Федеральному закону от 30.12.2004 N 210-ФЗ “Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса“ и Основам ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 109 (далее - Основы ценообразования).

В кассационной жалобе ТСЖ “Надежда“ просит указанный судебный акт отменить, принять новое решение об удовлетворении заявленного требования, ссылаясь на неправильное применение (толкование) судом норм материального права, перечисленных в жалобе, а также на ненадлежащую оценку фактических обстоятельств дела. В обоснование жалобы заявитель указывает на
неправомерность включения в спорный тариф лизингового платежа.

Как следует из материалов дела, РЭК УР 26.11.2009 вынесено постановление N 14/27, в соответствии с которым на 2010 год установлены тарифы на тепловую энергию, отпускаемую для потребителей обществом (Завьяловский район). Согласно приложению к постановлению N 14/27 тариф на тепловую энергию (горячая вода) для муниципального образования “Завьяловское“ составляет 1207,70 руб. за Гкал.

Согласно заключению РЭК УР по формированию тарифов на 2010 год на производство и передачу тепловой энергии, отпускаемой обществом, при формировании тарифа на производство тепловой энергии расхождение экономически обоснованных расходов по сравнению с данными предприятия составило 3324,08 тыс. руб. в сторону уменьшения. Лизинговые платежи приняты в расходах в сумме 4469,71 тыс. руб. согласно графикам платежей по договорам внутреннего лизинга с открытым акционерным обществом “Агентство по инвестициям и лизингу “ГЛОРЭСС“ от 17.07.2006 N Л-11/06 (с учетом дополнительного соглашения от 18.02.2009 N 4), открытым акционерным обществом “Агентство по инвестициям и лизингу“ от 30.01.2006 N Л-01Б/06 (котельная райпо), договору сублизинга с муниципальным образованием “Завьяловский район“ от 17.06.2006 N СЛ-5 (с учетом дополнительного соглашения от 19.05.2009 N 7). Распределение суммы лизинговых платежей произведено по прямым затратам согласно учетной политике общества. При формировании тарифа на передачу тепловой энергии расхождение экономически обоснованных расходов по сравнению с данными общества составило 1599,13 тыс. руб. в сторону уменьшения, при этом лизинговые платежи приняты в расходах в сумме 469,6 тыс. руб.

Калькуляция расходов, связанных с производством тепловой энергии, и расчет тарифа на производимую тепловую энергию отражены в приложении 1 к заключению. Калькуляция расходов по содержанию тепловых сетей и расчет платы за услуги по передаче тепловой энергии
отражены в приложении 2 к заключению. Расчет тарифа на тепловую энергию для конечных потребителей отражен в приложении 3 к заключению.

Несогласие ТСЖ “Надежда“ и “Удача“ с вынесенным постановлением в части включения в тариф лизинговых платежей послужило основанием для их обращения в арбитражный суд.

Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд исходил из того, что оспариваемое постановление принято РЭК УР в пределах предоставленных ей полномочий и в соответствии с действующим законодательством, регулирующим порядок определения тарифов на тепловую энергию.

Проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции пришел к следующим выводам.

Согласно ст. 13 Гражданского кодекса Российской Федерации ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.

В соответствии с ч. 1 ст. 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

При этом согласно позиции Верховного Суда Российской Федерации, отраженной в Постановлении Пленума от 20.01.2003 N 2 “О некоторых вопросах, возникающих в связи с
принятием и введением в действие Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации“, под нормативным правовым актом понимается изданный в установленном порядке акт управомоченного на то органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица, устанавливающий правовые нормы, обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение и действующие независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные актом.

В силу ч. 3 ст. 191 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и ст. 7.1 Закона N 41-ФЗ требования, связанные с оспариванием нормативных правовых актов в области государственного регулирования тарифов на электрическую и тепловую энергию, подлежат рассмотрению в арбитражном суде.

При рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт. Арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении об оспаривании нормативного правового акта, и проверяет оспариваемое положение в полном объеме (ч. 4 и 5 ст. 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Федеральный закон от 30.12.2004 N 210-ФЗ “Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса“ (далее - Закон N 210-ФЗ) устанавливает основы регулирования тарифов организаций коммунального комплекса, обеспечивающих тепло-, водоснабжение, водоотведение и очистку сточных вод, утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов, а также возможные величины надбавок к ценам (тарифам) для потребителей и надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса (ст. 1).

Ст. 8 указанного Закона предусмотрено, что методами регулирования тарифов являются установление фиксированных тарифов на товары и услуги организации
коммунального комплекса на очередной период исходя из сложившейся себестоимости товаров и услуг этой организации в истекший период действия тарифов с учетом стоимости заложенных в производственную программу мероприятий по повышению эффективности деятельности организации коммунального комплекса, предусматривающих улучшение качества производимых ею товаров (оказываемых услуг) и проведение при необходимости мероприятий по реконструкции эксплуатируемой этой организацией системы коммунальной инфраструктуры.

В соответствии с ч. 1 ст. 15 Закона N 210-ФЗ регулирование тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса - производителей товаров и услуг в сфере теплоснабжения осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом от 14.04.1995 N 41-ФЗ “О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации“ (далее - Закон N 41-ФЗ) и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Согласно ст. 2, 4 Закона N 41-ФЗ государственное регулирование тарифов на электрическую и тепловую энергию (мощность) осуществляется на основе принципов, изложенных в данном Законе, посредством установления экономически обоснованных тарифов (цен, платы за услуги) на электрическую и тепловую энергию и (или) их предельных уровней. В частности при государственном регулировании тарифов должны соблюдаться принципы: обеспечения баланса экономических интересов поставщиков и потребителей электрической и тепловой энергии и экономической обоснованности затрат коммерческих организаций на производство, передачу и распределение электрической и тепловой энергии; определения экономической обоснованности планируемых (расчетных) себестоимости и прибыли при расчете и утверждения тарифов, а также учета результатов деятельности энергоснабжающих организаций по итогам работы за период действия ранее утвержденных тарифов.

В силу ст. 6 Закона N 41-ФЗ органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в
частности устанавливают тарифы на тепловую энергию, за исключением производимой электростанциями, осуществляющими производство в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии, в рамках установленных федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов предельных (минимального и (или) максимального) уровней тарифов на тепловую энергию, за исключением производимой электростанциями, осуществляющими производство в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии. При этом регулирование указанных тарифов осуществляется в соответствии с Основами ценообразования и иными нормативными правовыми актами и методическими указаниями, утверждаемыми Правительством Российской Федерации или федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов.

Пунктами 15, 16 Основ ценообразования установлено, что при регулировании тарифов может применяться метод экономически обоснованных расходов (затрат), при использовании которого тариф рассчитывается на основе размера необходимой валовой выручки организации, осуществляющей регулируемую деятельность, от реализации каждого вида продукции (услуг) и расчетного объема производства соответствующего вида продукции (услуг) за расчетный период регулирования.

Согласно п. 17 Основ ценообразования определение состава расходов, включаемых в необходимую валовую выручку, и оценка их экономической обоснованности производятся в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета.

В необходимую валовую выручку, как установлено п. 18 Основ ценообразования, включаются планируемые на расчетный период регулирования расходы, уменьшающие налоговую базу налога на прибыль организаций (расходы, связанные с производством и реализацией продукции (услуг), и внереализационные расходы), и расходы, не учитываемые при определении налоговой базы налога на прибыль (относимые на прибыль после налогообложения).

В соответствии с подп. 8 п. 19, подп. 5 п. 29 Основ ценообразования в расходы, связанные с производством и реализацией продукции по регулируемым видам деятельности, включаются, в том числе расходы по
оплате арендованного имущества.

В силу подп. 10 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса Российской Федерации к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся арендные (лизинговые) платежи за арендуемое (принятое в аренду) имущество.

Судом на основании материалов дела установлено, что общество представило в орган регулирования - РЭК УР калькуляции расходов с приложением документов, подтверждающих расходы. Органом регулирования составлено заключение по формированию тарифов на 2010 год на производство и передачу тепловой энергии, отпускаемой обществом.

При этом, как следует из заключения по формированию тарифов РЭК УР и справки РЭК Удмуртской Республики, при формировании тарифов на производство и передачу тепловой энергии, отпускаемой обществом, учтены расходы по договорам финансовой аренды (лизинга). Лизинговые платежи приняты в расходах согласно графикам платежей на 2010 год по договорам внутреннего лизинга с открытым акционерным обществом “Агентство по инвестициям и лизингу “ГЛОРЭСС“ от 17.07.2006 N Л-11/06 (с учетом дополнительного соглашения от 18.02.2009 N 4), открытым акционерным обществом “Агентство по инвестициям и лизингу“ от 30.01.2006 N Л-01Б/06 (котельная райпо), договору сублизинга с муниципальным образованием “Завьяловский район“ от 17.06.2006 N СЛ-5 (с учетом дополнительного соглашения от 19.05.2009 N 7).

При таких обстоятельствах вывод суда о том, что само по себе включение в тариф на производство и передачу тепловой энергии такой статьи калькуляции как лизинговые платежи, не противоречит действующему законодательству в области энергетики.

Однако обжалуемый судебный акт не может быть признан законным и обоснованным и подлежит отмене в силу следующего.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: в Основах ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации подпункт 8 пункта 10 отсутствует, имеется в виду подпункт 8 пункта
19.

Согласно подп. 8 п. 10 и подп. 5 п. 29 Основ ценообразования в расходы, связанные с производством и реализацией продукции по регулируемым видам деятельности, включаются, в том числе, расходы по оплате арендованного имущества.

Из данных положений Основ ценообразования в их совокупности и взаимосвязи с положениями Закона N 210-ФЗ и Закона N 41-ФЗ следует, что такое арендованное имущество должно непосредственно участвовать (использоваться) в производстве и реализации продукции по регулируемому виду деятельности.

В соответствии с п. 3 Приложения N 1 к дополнительному соглашению от 17.01.2007 по договору внутреннего лизинга от 17.07.2006 N Л-11/06, заключенного обществом с открытым акционерным обществом “Агентство по инвестициям и лизингу “ГЛОРЭСС“ (т. 2 л. д. 17 - 18), в спецификацию имущества для котельной “ЦРБ“ с. Завьялово Удмуртской Республики включено следующее оборудование: каландр гладильно-сушильный ЛК-20, стиральная машина Л-50-121 люкс, в том числе кабель ВВГ4х70 длиной 70 м. и кабельные наконечники в количестве 8 шт., а также сушильная машина ЛС-25-01.

Факты несения обществом расходов по оплате аренды данного оборудования и, соответственно, включения этих расходов, как лизинговых платежей, в тариф на производство и передачу тепловой энергии, подтверждаются материалами дела и не были оспорены представителем РЭК УР, в том числе, в суде кассационной инстанции.

Вместе с тем, вопросы о том, участвует ли указанное оборудование в процессе производства обществом и реализации им тепловой энергии для потребителей п. Завьялово Удмуртской Республики; если да, то каким образом и в каком объеме, а если нет - то какова величина расходов общества на оплату аренды данного имущества в общем составе его лизинговых платежей, включенных в тариф на 2010 г. - судом
не исследовались и не выяснялись.

Поскольку указанные обстоятельства имеют существенное значение при разрешении вопроса о правомерности постановления РЭК УР от 26.11.2009 N 14/27 в оспариваемой части (установление на 2010 год тарифа на тепловую энергию (горячая вода), отпускаемую для муниципального образования “Завьяловское“, в размере 1207,70 руб. за Гкал.), решение суда не может являться законным и подлежит отмене с направлением дела на новое рассмотрение Арбитражного суда Удмуртской Республики для устранения отмеченных недостатков.

В связи с изложенным и руководствуясь ст. 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 05.05.2010 по делу N А71-1484/2010-А19 отменить.

Дело направить на новое рассмотрение в тот же суд.

Председательствующий

ЛИМОНОВ И.В.

Судьи

ПОРОТНИКОВА Е.А.

ЯЩЕНОК Т.П.