Решения и определения судов

Постановление ФАС Уральского округа от 12.07.2010 N Ф09-5223/10-С6 по делу N А07-22657/2009 Требование: О признании незаконным бездействия уполномоченных органов, об обязании принять решение и подготовить проект договора купли-продажи земельного участка. Обстоятельства: Решение о предоставлении испрашиваемого земельного участка в собственность принято не было. Решение: Требование удовлетворено, поскольку обжалуемое бездействие нарушает исключительное право заявителя на выкуп земельного участка, на котором расположено принадлежащее ему недвижимое имущество, подтвержден факт соответствия местоположения спорного земельного участка нормам водного и земельного законодательства.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 12 июля 2010 г. N Ф09-5223/10-С6

Дело N А07-22657/2009

Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:

председательствующего Столярова А.А.,

судей Смирнова А.Ю., Купреенкова В.А.,

рассмотрел в судебном заседании кассационные жалобы Правительства Республики Башкортостан и Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан (далее - Министерство земельных и имущественных отношений) на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 22.01.2010 по делу N А07-22657/2009 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.04.2010 по тому же делу.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного
суда Уральского округа.

В судебном заседании принял участие представитель общества с ограниченной ответственностью “Дестандт“ (далее - общество “Дестандт“) - Киркин А.С. (доверенность от 24.02.2010).

Общество “Дестандт“ обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с иском к Правительству Республики Башкортостан и Министерству земельных и имущественных отношений с заявлением о признании незаконным бездействия указанных лиц, которое выразилось в нерассмотрении заявления общества “Дестандт“ о предоставлении в собственность земельного участка. Кроме того, заявитель просил суд обязать Правительство Республики Башкортостан и Министерство земельных и имущественных отношений принять решение о предоставлении обществу “Дестандт“ на праве собственности земельного участка с кадастровым номером 02:55:050621:561, на котором расположены принадлежащие ему объекты недвижимого имущества, а также осуществить подготовку проекта договора купли-продажи земельного участка и направить его обществу с предложением заключить указанный договор.

Определением суда от 10.12.2009 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство природопользования и экологии Республики Башкортостан (т. 1, л. д. 57, 58).

Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 22.01.2010 (судья Мавлютов И.Т.) бездействие Министерства земельных и имущественных отношений по рассмотрению заявления общества “Дестандт“ о предоставлении ему в собственность земельного участка признано не соответствующим требованиям закона, на указанное министерство возложена обязанность подготовить и направить обществу “Дестандт“ в 2-недельный срок проект договора купли-продажи спорного земельного участка. В удовлетворении требований к Правительству Республики Башкортостан заявителю отказано.

Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.04.2010 (судьи Богдановская Г.Н., Пивоварова Л.В., Карпачева М.И.) решение суда отменено в части отказа в удовлетворении требований общества “Дестандт“ к Правительству Республики Башкортостан. Резолютивная часть решения изложена в следующей редакции: “Признать бездействие Министерства земельных и
имущественных отношений и Правительства Республики Башкортостан по рассмотрению заявления общества с ограниченной ответственностью “Дестандт“ о предоставлении в собственность земельного участка незаконным, не соответствующим ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации, ч. 6 ст. 6 Водного кодекса Российской Федерации. Обязать Правительство Республики Башкортостан в срок не более 15 дней с момента вынесения настоящего постановления подготовить проект договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 02:55:050621:561 площадью 18 101 кв. м, расположенного по адресу: Республика Башкортостан, г. Уфа, р-н Кировский, в устье реки Дема, и направить его обществу “Дестандт“ с предложением заключить указанный договор.

В кассационной жалобе Правительство Республики Башкортостан просит решение и постановление судом отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать, ссылаясь на нарушение судами п. 6 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации, ст. 5 Водного кодекса Российской Федерации, ст. 92, 96 Конституции Республики Башкортостан, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам. Заявитель ссылается на невозможность заключить договор купли-продажи земельного участка между Правительством Республики Башкортостан и обществом “Дестандт“. По мнению заявителя, основанием для заключения договора купли-продажи земельного участка является распоряжение Правительства Республики Башкортостан, а органом, уполномоченным на заключение указанного договора, является Министерство земельных и имущественных отношений. Кроме того, заявитель полагает, что измерение береговой полосы должно производиться органом, осуществляющим государственный мониторинг поверхностных водных объектов (ГУ “Башкирское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды) на основании среднемноголетнего уровня воды в период, когда река не покрыта льдом.

Министерство земельных и имущественных отношений также обратилось с кассационной жалобой, в которой просит суд отменить обжалуемые судебные акты и отказать в удовлетворении заявленных обществом “Дестандт“ требований, ссылаясь на
нарушение судами п. 6 ст. 6 Водного кодекса Российской Федерации, положений Регламента Правительства Республики Башкортостан, утвержденного постановлением Правительства Республики Башкортостан от 05.04.2004 N 50 (далее - Регламент), ст. 71, 168, 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, неполное исследование обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения спора по данному делу. По мнению заявителя, суд сделал ошибочный вывод о том, что проект распоряжения о предоставлении обществу “Дестандт“ земельного участка был согласован с Министерством природопользования и экологии Республики Башкортостан, поскольку согласованием проекта распоряжения является согласование его текста без замечаний, в то время как названный орган предложил дополнить проект распоряжения пунктом, касающимся необходимости предусмотреть полосу отвода шириной 20 метров. Министерство земельных и имущественных отношений также считает, что суды, указав на согласование проекта распоряжения Камским бассейновым водным управлением по Республике Башкортостан, не учли, что данный орган не давал заключение о том, входят ли границы испрашиваемого земельного участка в 20-метровую ширину береговой полосы, а также не исследовали вопрос о том, обладает ли данное управление полномочиями по определению факта нахождения границ земельного участка в ширине береговой полосы. Кроме того, заявитель считает, что судами неправомерно отклонена его ссылка на то, что измерение береговой полосы должно производиться на основании среднемноголетнего уровня воды в период, когда река не покрыта льдом. Поскольку план земельного участка, изготовленный обществом “Многопрофильная компания “Бизнес-Софт“, выполнен без учета указанных требований, он, по мнению заявителя, не является надлежащим доказательством, поскольку не может достоверно определять ширину береговой полосы.

Общество “Дестандт“ представило отзыв, в котором просит кассационные жалобы оставить без удовлетворения, считая изложенные в них доводы необоснованными.

Как установлено судом, 19.12.2007 между
Министерством земельных и имущественных отношений (арендодатель) и обществом “Дестандт“ (арендатор) заключен договор аренды земельного участка N К223-07 из земель населенных пунктов, расположенных по адресу: г. Уфа, Кировский район, в устье р. Дема, для пользования в целях строительства и обслуживания базы отдыха, общей площадью 1,8 га. Срок аренды указанного земельного участка установлен с 07.12.2007 по 07.11.2008.

Между теми же лицами 24.07.2008 заключен новый договор аренды указанного земельного участка N М131-08 на срок с 08.07.2008 по 08.07.2010 (т 1, л. д. 9 - 12).

Общество “Дестандт“ является собственником объектов недвижимости, которые расположены на предоставленном ему в аренду земельном участке (т 1 л. д. 25 - 31).

Общество “Дестандт“ на основании ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации 11.12.2008 обратилось в Министерство земельных и имущественных отношений с заявлением о предоставлении арендуемого земельного участка в собственность (т. 1, л. д. 16).

Министерством земельных и имущественных отношений был подготовлен расчет цены выкупа земельного участка и разработан проект распоряжения Правительства “О приватизации земельного участка с кадастровым номером 02:55:050621:561, на котором расположены объекты недвижимого имущества, принадлежащие на праве собственности ООО “Дестандт“.

В связи с тем, что решение о предоставлении испрашиваемого земельного участка принято не было, общество “Дестандт“ 18.09.2009 повторно обратилось в Министерство земельных и имущественных отношений с заявлением о предоставлении арендуемого земельного участка в собственность. Аналогичное заявление было направлено обществом и в адрес Правительства Республики Башкортостан.

Поскольку общество “Дестандт“ не было извещено о принятии какого-либо решения по указанному заявлению, оно, полагая, что Правительством Республики Башкортостан и Министерством земельных и имущественных отношений допущено бездействие, которое является незаконным и нарушает его исключительное право на приобретение в
собственность земельного участка, обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с названным заявлением.

Признавая бездействие Министерства земельных и имущественных отношений незаконным и возлагая на указанный орган обязанность по подготовке и направлению обществу “Дестандт“ проекта договора купли-продажи испрашиваемого земельного участка, суд первой инстанции исходил из того, что именно Министерство земельных и имущественных отношений является лицом, которое уполномочено на заключение договоров купли-продажи земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена. Судом первой инстанции сделан вывод о том, что общество “Дестандт“ обратилось с заявлением о выкупе земельного участка в уполномоченный орган, при обращении им был представлен весь пакет документов, необходимый в соответствии с приказом Минэкономразвития Российской Федерации N 370 от 30.10.2007.

Отказывая в удовлетворении требований общества “Дестандт“ к Правительству Республики Башкортостан, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что оно не является органом, который уполномочен на распоряжение испрашиваемым земельным участком.

Отменяя решение суда в части отказа в удовлетворении требований общества “Дестандт“ к Правительству Республики Башкортостан и изменяя резолютивную часть решения, суд апелляционной инстанции руководствовался следующим.

Согласно ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации организации вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу ч. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального
кодекса Российской Федерации обязанность доказывания законности совершения оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган, который совершил указанное действие (бездействие).

В соответствии с п. 1 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 24.07.2007 N 212-ФЗ), если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены названным Кодексом, федеральными законами.

Согласно п. 5 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 13.05.2008 N 66-ФЗ) для приобретения прав на земельный участок юридические лица обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 названного Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта.

Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений. Исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя предоставление дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем (абзац введен Федеральным законом от 24.07.2007 N 212-ФЗ, в ред. Федерального закона от 22.07.2008 N 141-ФЗ).

Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения, установлен в приложении к Приказу Минэкономразвития России от 30.10.2007 N 370 (т. 1, л. д. 110).

Согласно п. 6
ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 22.07.2008 N 141-ФЗ) исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления в месячный срок со дня поступления указанного заявления принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.

При этом рассмотрение заявлений собственников соответствующих объектов недвижимости о приобретении земельных участков в собственность для исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления является обязательным (п. 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 “О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства“).

Согласно п. 10 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ “О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации“ распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в поселениях, являющихся административными центрами (столицами) субъектов Российской Федерации, осуществляется органами местного самоуправления указанных поселений, если законами соответствующих субъектов Российской Федерации не установлено, что распоряжение такими земельными участками осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

На основании ст. 25.1 Закона Республики Башкортостан от 05.01.2004 N 59-ФЗ “О регулировании земельных отношений в Республике Башкортостан“ (далее - Закон “О регулировании земельных отношений в Республике Башкортостан“) Правительство Республики Башкортостан, если иное не предусмотрено федеральным законодательством, распоряжается, в том числе, земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена в столице Республики Башкортостан - городе Уфе, отнесенными к территориальным зонам рекреационного и историко-культурного назначения.

Как следует из содержания
п. 1, 2 ст. 98 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 14.03.2009 N 32-ФЗ), к землям рекреационного назначения относятся земли, предназначенные и используемые для организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности граждан. В состав земель рекреационного назначения входят земельные участки, на которых находятся дома отдыха, пансионаты, кемпинги, объекты физической культуры и спорта, туристические базы, стационарные и палаточные туристско-оздоровительные лагеря, дома рыболова и охотника, детские туристические станции, туристские парки, учебно-туристические тропы, трассы, детские и спортивные лагеря, другие аналогичные объекты.

Оценив в соответствии с требованиями ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации имеющиеся в материалах дела доказательства (кадастровый паспорт земельного участка, договор аренды, заявление о выкупе земельного участка; т. 1, л. д. 9 - 14, 17), а также приняв во внимание, что участвующими в деле лицами не оспаривается факт использования испрашиваемого земельного участка под базу отдыха, суд апелляционной инстанции пришел к правильному выводу о том, что полномочиями по распоряжению испрашиваемым земельным участком обладает именно Правительство Республики Башкортостан, поскольку данный земельный участок относится к земельным участкам, государственная собственность на который не разграничена, на нем расположены объекты недвижимости, составляющие комплекс базы отдыха “Лель“, и земельный участок предоставлен для строительства и обслуживания данной базы отдыха.

При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении требований к Правительству Республики Башкортостан отменено правомерно.

Судом апелляционной инстанции также установлено, что согласно Регламенту акты по оперативным и текущим вопросам, которые не имеют нормативного характера, издаются в форме распоряжений Правительства Республики Башкортостан, порядок принятия которых устанавливается названным Регламентом (п. 5, 52 Регламента).

В соответствии с п. 59 Регламента
проекты распоряжений Правительства Республики Башкортостан до их внесения в Правительство подлежат обязательному согласованию с заинтересованными органами исполнительной власти, а при необходимости - с государственными и иными организациями. До согласования с указанными органами и организациями проекты подлежат предварительному рассмотрению соответствующим заместителем Премьер-министра Правительства.

Органы и организации, с которыми надлежит согласовать проект распоряжения Правительства Республики Башкортостан, определяются в зависимости от содержания проекта и его соотношения с вопросами ведения органов и организаций.

Принимая во внимание вышеизложенное, суд апелляционной инстанции правильно указал на то, что в данном случае решение о предоставлении земельного участка в собственность общества “Дестандт“ подлежало рассмотрению и принятию в порядке, установленным названным Регламентом.

Судом апелляционной инстанции установлено, что в материалах дела имеется проект распоряжения Правительства Республики Башкортостан о предоставлении обществу “Дестандт“ земельного участка с кадастровым номером 02:55:050621:561 общей площадью 18 010 кв. м, расположенного в Кировском районе г. Уфы в устье р. Дема, для строительства и обслуживания базы отдыха (т. 1, л. д. 20).

К названному проекту распоряжения “О приватизации земельного участка с кадастровым номером 02:55:050621:561, на котором расположены объекты недвижимого имущества, принадлежащие на праве собственности обществу “Дестандт“, имеется пояснительная записка Министра земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан (т. 1, л. д. 21, 22).

Как следует из содержания пояснительной записки, спорный земельный участок расположен на территории городских лесов. В этой же пояснительной записке имеется указание на то, что в силу ст. 25.1 Закона “О регулировании земельных отношений в Республике Башкортостан“ полномочиями по распоряжению земельными участками, которые заняты городскими лесами и государственная собственность на которые не разграничена, обладает Правительство Республики Башкортостан.

Судом апелляционной инстанции также установлено, что данный проект распоряжения согласован Министром земельных и имущественных отношений, Министром лесного хозяйства Республики Башкортостан и Министром природопользования экологии Республики Башкортостан, при этом к последнему согласованию имеются замечания исх. N 05/6638 от 11.12.2008. Факт согласования распоряжения вышеуказанными органами подтверждается справкой о согласовании проекта распоряжения Правительства Республики Башкортостан (т. 1, л. д. 23).

Согласно письму Министра природопользования и экологии Республики Башкортостан от 11.12.2008 N 05/6638 (т. 1, л. д. 46), проект распоряжения предлагается дополнить следующим пунктом: “ООО “Дестандт“ предусмотреть полосу земли шириной 20 метров вдоль береговой линии реки Дема для общего пользования граждан...“. Указанное дополнение в проект распоряжения объясняется Министерством расположением земельного участка в водоохранной зоне реки Дема.

В силу ч. 6 ст. 6 Водного кодекса Российской Федерации полоса земли вдоль береговой линии водного объекта общего пользования (береговая полоса) предназначается для общего пользования. Ширина береговой полосы водных объектов общего пользования составляет двадцать метров.

Береговая линия (граница водного объекта) определяется для реки по среднемноголетнему уровню вод в период, когда они не покрыты льдом (п. 2 ч. 4 ст. 5 Водного кодекса Российской Федерации).

Судом апелляционной инстанции установлено, что проект распоряжения о предоставлении спорного земельного участка обществу “Дестандт“ 02.12.2008 согласован начальником отдела водных ресурсов Камского бассейнового водного управления по Республике Башкортостан (т. 1, л. д. 47). В письме от 02.12.2008 N 08/1313 Камское бассейновое водное управление указало, что согласно п. 8 ст. 27 Земельного кодекса Российской Федерации запрещается приватизация земельных участков в пределах береговой полосы, установленной в соответствии с Водным кодексом Российской Федерации, и при соблюдении требований земельного и водного законодательства оно не возражает в согласовании проекта распоряжения (т. 1, л. д. 48).

Исследовав содержание письма Министра природопользования и экологии Республики Башкортостан от 11.12.2008 N 05/6638 (т. 1, л. д. 46), из которого не следует, что данным министерством установлено отсутствие береговой полосы при размещении спорного земельного участка, а также приняв во внимание письмо Камского бассейнового водного управления от 02.12.2008 N 08/1313, из которого также не усматривается, что названным управлением установлен факт нахождения испрашиваемого земельного участка в пределах береговой полосы, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что уполномоченными органами подтвержден факт соответствия местоположения спорного земельного участка нормам водного и земельного законодательства и проект распоряжения Правительства Республики Башкортостан о предоставлении обществу “Дестандт“ испрашиваемого земельного участка согласован Министерством природопользования и экологии и Камским бассейновым управлением без замечаний.

Отклоняя ссылку Министерства земельных и имущественных отношений на то, что измерения береговой полосы должны производиться на основании среднемноголетнего уровня воды в период, когда река не покрыта льдом, суд апелляционной инстанции указал, что названный довод не подтвержден нормами действующего законодательства. Указанный вывод суда апелляционной инстанции является ошибочным, поскольку противоречит п. 2 ч. 4 ст. 5 Водного кодекса Российской Федерации.

В то же время суд апелляционной инстанции обоснованно указал на то, что Министерство земельных и имущественных отношений, предлагая обществу “Дестандт“ с целью определения отметок среднемноголетнего уреза воды в период, когда река не покрыта льдом, обратиться в орган, осуществляющий государственный мониторинг поверхностных водных объектов (ГУ “Башкирское УГМС“; т. 1, л. д. 61), в нарушение ч. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации необоснованно возлагает на заявителя бремя доказывания неправомерности отказа в предоставлении земельного участка.

Кроме того, границы водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации или Федеральным агентством водных ресурсов и его территориальными органами (п. 1, 3 Правил установления на местности водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10.01.2009 N 17).

Оценив все имеющиеся в материал дела доказательства в совокупности согласно требованиям ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что бездействие Министерства земельных и имущественных отношений и Правительства Республики Башкортостан нарушает исключительное право заявителя на выкуп земельного участка под объектом недвижимости и противоречит ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации.

Изменяя резолютивную часть решения и возлагая в соответствии с ч. 5 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность по подготовке проекта договора купли-продажи земельного участка и направлению его обществу “Дестандт“ на Правительство Республики Башкортостан, суд апелляционной инстанции правильно исходил из того, что именно данный орган является лицом, уполномоченным на распоряжение спорным земельным участком.

Ссылка Правительства Республики Башкортостан на отсутствие у него полномочий на заключение договора купли-продажи земельного участка, подлежит отклонению. Как правильно указал суд апелляционной инстанции, порядок принятия Правительством распоряжений, предусмотренный Регламентом Правительства Республики Башкортостан, является способом урегулирования правоотношений между Правительством Республики Башкортостан и Министерством земельных и имущественных отношений и не может влиять на право общество “Дестандт“ на заключение договора купли-продажи с уполномоченным на то органом исполнительной власти Республики Башкортостан.

Довод Министерства земельных и имущественных отношений о том, что проект распоряжения о предоставлении обществу “Дестандт“ земельного участка не был согласован с Министерством природопользования и экологии Республики Башкортостан, был предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции и ему дана надлежащая правовая оценка, в силу чего указанное возражение подлежит отклонению в силу положений ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Доводы заявителей жалоб о недоказанности обществом “Дестандт“ того обстоятельства, что спорный земельный участок не входит в установленную законом ширину береговой полосы, подлежат отклонению, поскольку в силу ч. 1 ст. 65, ч. 5 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации бремя доказывания обстоятельств, послуживших основанием для совершения оспариваемых действий (бездействия) государственных органов и органов местного самоуправления, несут те органы, чьи действия (бездействие) обжалуются.

При таких обстоятельствах, учитывая, что Правительством Республики Башкортостан и Министерством земельных и имущественных отношений не было представлено доказательств, подтверждающих их доводы и возражения, постановление суда апелляционной инстанции следует оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.

Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.04.2010 по делу N А07-22657/2009 Арбитражного суда Республики Башкортостан оставить без изменения, кассационные жалобы Правительства Республики Башкортостан и Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан - без удовлетворения.

Председательствующий

СТОЛЯРОВ А.А.

Судьи

СМИРНОВ А.Ю.

КУПРЕЕНКОВ В.А.