Решения и определения судов

Постановление ФАС Уральского округа от 23.06.2010 N Ф09-4705/10-С6 по делу N А50-36750/2009 Требование: О признании незаконными действий по постановке на кадастровый учет земельного участка, проведению его учета, об обязании аннулировать в кадастре недвижимости соответствующую запись. Обстоятельства: Кадастровый учет произведен в отношении земельного участка, на котором расположены объекты недвижимости, принадлежащие обществу на праве собственности. Решение: Требование удовлетворено, так как на спорном участке расположены объекты недвижимости общества, межевой план не соответствует требованиям закона, оснований для постановки участка на кадастровый учет не имелось.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 23 июня 2010 г. N Ф09-4705/10-С6

Дело N А50-36750/2009

Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:

председательствующего Маликовой Э.М.,

судей Сулейменовой Т.В., Купреенкова В.А.,

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью “Калиновское“ (далее - общество “Калиновское“) на решение Арбитражного суда Пермского края от 11.01.2010 по делу N А50-36750/2009 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.03.2010 по тому же делу.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.

В судебном заседании приняли участие представители:

общества
“Калиновское“ - Санникова Г.Н. (доверенность от 16.03.2010);

общества с ограниченной ответственностью “ЛУКОЙЛ-ПЕРМЬ“ (далее - общество “ЛУКОЙЛ-ПЕРМЬ“) - Куклин А.Г. (доверенность от 01.01.2010 N 27).

Общество “ЛУКОЙЛ-ПЕРМЬ“ обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о признании незаконными действий Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Пермскому краю (далее - УФАКОН по Пермскому краю) по постановке на государственный кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 59:40:1630101:126, расположенного по адресу: Пермский край, Чернушинский район, примерно в 9 - 11 км от с. Калиновка, по направлению на юг и восток; признании незаконными действий Федерального государственного учреждения “Земельная кадастровая палата“ по Пермскому краю (далее - ФГУ “Земельная кадастровая палата“) по проведению государственного кадастрового учета данного земельного участка и о возложении на него обязанности по аннулированию в государственном кадастре недвижимости соответствующей записи.

В соответствии со ст. 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество “Калиновское“, общество с ограниченной ответственностью “Чернушинское межрайонное управление проектно-изыскательских работ по использованию земель“.

Решением Арбитражного суда Пермского края от 11.01.2010 (судья Гуляева Е.И.) требования, заявленные в УФАКОН по Пермскому краю, удовлетворены. Суд признал незаконными действий по постановке на государственный кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 59:40:1630101:126, расположенного по адресу: Пермский край, Чернушинский район, примерно в 1 км на юг от ориентира с. Калиновка. На УФАКОН по Пермскому краю возложена обязанность устранить нарушение прав и законных интересов общества “ЛУКОЙЛ-ПЕРМЬ“ путем аннулирования в государственном кадастре объектов недвижимости записи о земельном участке с кадастровым номером 59:40:1530101:126, расположенного по адресу: Пермский край, Чернушинский
район, примерно в 1 км на юг от ориентира с. Калиновка. В удовлетворении заявленных требований в отношении ФГУ “Земельная кадастровая палата“ отказано.

Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.03.2010 (судьи Зеленина Т.Л., Виноградова Л.Ф., Усцов Л.А.) решение суда оставлено без изменения.

В кассационной жалобе общество “Калиновское“ просит решение и постановление отменить, ссылаясь на неприменение судами п. 5, 8 ст. 11.2, п. 3 ст. 11.5 Земельного кодекса Российской Федерации, подлежащих применению, применение ст. 246 Гражданского кодекса Российской Федерации, не подлежащей применению, а также на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в материалах дела доказательствам. Заявитель, указывая на то, что спорный земельный участок образован путем выдела в счет доли в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, считает, что в соответствии со ст. 11.5 Земельного кодекса Российской Федерации в данном случае применяется порядок, предусмотренный Федеральным законом от 24.07.2002 N 101-ФЗ “Об обороте земель сельскохозяйственного назначения“ (далее - Федеральный закон от 24.07.2002 N 101-ФЗ). Общество “Калиновское“, отмечая, что спорный земельный участок является вновь образованным, полагает, что согласование границ земельного участка в соответствии с п. 1 ст. 39 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ “О государственном кадастре недвижимости“ (далее - Федеральный закон от 24.07.2007 N 221-ФЗ) не требуется, выдел земельного участка по соглашению всех собственников противоречит закону.

В отзыве на кассационную жалобу общество “ЛУКОЙЛ-ПЕРМЬ“ просит оставить решение и постановление судов без изменения.

В отзыве на кассационную жалобу, УФАКОН по Пермскому краю (в настоящее время - Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю) просит отменить обжалуемые судебные акты и удовлетворить
его кассационную жалобу.

При рассмотрении спора судами установлено, что обществу “ЛУКОЙЛ-ПЕРМЬ“ на праве собственности принадлежит недвижимое имущество, расположенное в Чернушинском районе, с. Деменево, Таныпское нефтяное месторождение ГДНГ-1, Петуховская площадь - тракторный переход к кусту 601 протяженностью 740 пог. м, стальная выкидная линия нефтяной от скважины 314 до точки врезки в нефтесборный коллектор от куста 601 до ДНС-11 протяженностью 355 пог. м; скважина N 314, линейное сооружение - электрические сети от ДНС-11 до куста 601 протяженностью 7900 м; сооружение - линия телемеханики протяженностью 8792 пог. м от ДНС-11 до куста 601, линейное сооружение стальной нефтесборный коллектор от куста 601 до ДНС-11 протяженностью 8850 пог. м (свидетельства о государственной регистрации права от 01.10.2002 серии 59 АК N 229977, серии 59 АК N 229978, серии 59 АК N 229979, серии 59 АК N 229980, серии 59 АК N 229982; т. 1, л. д. 38 - 42).

Кроме этого, заявитель является собственником 1/916 земельной доли сельхозугодий без выдела в натуре от 4 168 га площадью 4 550 кв. м для сельскохозяйственного производства, расположенных по адресу: Пермская обл., Чернушинский р-н, в границах ассоциации “Калиновская“ (л. д. 37).

Общество “Калиновское“ 09.07.2009 обратилось в УФАКОН по Пермскому краю с заявлением о постановке на государственный кадастровый учет земельного участка площадью 1 466 123 кв. м, расположенного по адресу: Пермский край, Чернушинский р-н, примерно в 1 км от с. Калиновка по направлению на юг.

Указанный земельный участок 17.07.2009 поставлен на государственный кадастровый учет, участку присвоен кадастровый номер 59:40:1630101:126, местоположение - примерно в 1 км по направлению на юг от ориентира с. Калиновка, расположенного
за пределами участка в Пермском крае, Чернушинском р-не (л. д. 9). Земельный участок отнесен к категории земель сельскохозяйственного назначения.

Общество “ЛУКОЙЛ-ПЕРМЬ“, ссылаясь на то, что кадастровый учет произведен в отношении земельного участка, на котором расположены объекты недвижимости, принадлежащие ему на праве собственности, чем нарушены его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, обратилось в Арбитражный суд Пермского края с соответствующим заявлением.

Удовлетворяя заявленные требования в части признания незаконными действий УФАКОН по Пермскому краю по постановке на государственный кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 59:40:1630101:126, суды исходили из следующего.

Согласно ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: вместо “...настоящего пункта...“ имеется в виду “...пункта 2 части 1 настоящей статьи...“.

В соответствии со ст. 22 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ с заявлением в орган кадастрового учета должны быть представлены следующие необходимые для кадастрового учета документы: межевой план (при постановке на учет земельного участка, учете части земельного участка или кадастровом учете в связи с изменением уникальных характеристик земельного участка), а также копия документа,
подтверждающего разрешение земельного спора о согласовании местоположения границ земельного участка в установленном земельным законодательством порядке (если в соответствии со ст. 38 данного Федерального закона местоположение таких границ подлежит обязательному согласованию и представленный с учетом настоящего пункта межевой план не содержит сведений о состоявшемся согласовании местоположения таких границ); копия документа, устанавливающего или удостоверяющего право заявителя на соответствующий объект недвижимости (при учете изменений такого объекта недвижимости, учете адреса правообладателя или снятии с учета такого объекта недвижимости и отсутствии сведений о зарегистрированном праве данного заявителя на такой объект недвижимости в государственном кадастре недвижимости).

Судами установлено, что при обращении общества “Калиновское“ в УФАКОН по Пермскому краю к заявлению приложены межевой план, содержащий описание земельного участка, протокол от 02.10.2008 общего собрания собственников земельных долей, находящихся в составе земельного участка, предоставленного ассоциации “Калиновская“, согласно которому собственниками земельных долей было принято решение об утверждении частей земельного участка ассоциации “Калиновская“, предназначенных для выделения в счет земельных долей, в том числе земельных участков в урочище Подзеленкино (приложение N 3 к протоколу), утвержденная на общем собрании схема расположения земельного участка на кадастровом плане.

В силу ст. 1 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ настоящий Федеральный закон регулирует отношения, связанные с владением, пользованием, распоряжением земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения, устанавливает правила и ограничения, применяемые к обороту земельных участков и долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения - сделкам, результатом совершения которых является возникновение или прекращение прав на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения и доли в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, определяет
условия предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также изъятия их в государственную или муниципальную собственность.

Действие названного Федерального закона не распространяется на земельные участки, предоставленные из земель сельскохозяйственного назначения гражданам для индивидуального жилищного, гаражного строительства, ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства, животноводства и огородничества, а также на земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями. Оборот указанных земельных участков регулируется Земельным кодексом Российской Федерации.

Суды первой и апелляционной инстанций, исследовав в совокупности имеющиеся в материалах дела доказательства (ч. 2 ст. 65, ст. 67, 68, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) с учетом указанных норм права, а также положений ст. 27 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ и установив, что на земельном участке, поставленном на кадастровый учет с кадастровым номером 59:40:1630101:126, расположены объекты недвижимости, принадлежащие на праве собственности обществу “ЛУКОЙЛ-ПЕРМЬ“, а представленный для осуществления кадастрового учета межевой план не соответствует требованиям действующего законодательства, сделали верный вывод о том, что формирование спорного земельного участка не могло производиться в порядке, установленном Федеральным законом от 24.07.2002 N 101-ФЗ, осуществление кадастрового учета нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, оснований для постановки спорного земельного участка на кадастровый учет не имелось.

Довод заявителя о том, что в рассматриваемом случае выдел земельных участков в счет доли в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения должен производиться в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 24.07.2002 N 101-ФЗ, подлежит отклонению как противоречащий фактическим обстоятельствам дела, установленным судами, и основанный на ошибочном толковании закона.

Исходя из положений ст. 1
Земельного кодекса Российской Федерации о единстве судьбы земельного участка и прочно связанного с ним объекта недвижимого имущества, а также из того, что при формировании земельного участка необходимо соблюдение прав и законных интересов, в том числе собственников объектов недвижимости, находящихся на формируемом земельном участке, и имеющих в силу этого право пользования указанным земельным участком, подлежит отклонению ссылка заявителя на то, что при выделе земельного участка согласование местоположения границ в соответствии с п. 1 ст. 39 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ с указанным лицом не требуется.

Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся основаниями для отмены решения и постановления согласно ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом кассационной инстанции не установлено.

С учетом изложенного решение Арбитражного суда Пермского края, постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда являются законными и отмене не подлежат. Оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.

Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Пермского края от 11.01.2010 по делу N А50-36750/2009 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.03.2010 по указанному делу оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью “Калиновское“ - без удовлетворения.

Председательствующий

МАЛИКОВА Э.М.

Судьи

СУЛЕЙМЕНОВА Т.В.

КУПРЕЕНКОВ В.А.