Постановление ФАС Уральского округа от 09.06.2010 N Ф09-4362/10-С5 по делу N А47-11520/2009 Требование: О взыскании задолженности по оплате оказанных услуг водоснабжения и водоотведения. Обстоятельства: Абонентом обязательства по оплате оказанных услуг исполнены ненадлежащим образом. Решение: Дело передано на новое рассмотрение, поскольку суд, удовлетворяя ходатайство о замене ненадлежащего ответчика, не учел отсутствие доказательств правопреемства в материальном гражданском правоотношении либо изменения наименования ответчика.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГАПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 9 июня 2010 г. N Ф09-4362/10-С5
Дело N А47-11520/2009
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Митиной М.Г.,
судей Васильченко Н.С., Вербенко Т.Л.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Главного управления по делам гражданской обороны, пожарной безопасности и чрезвычайным ситуациям Оренбургской области на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 12.02.2010 по делу N А47-11520/2009.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа. Их представители в судебное заседание не явились.
Общество с ограниченной ответственностью “Оренбург Водоканал“ (далее - общество “Оренбург Водоканал“) обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с иском к Главному управлению МЧС России по Оренбургской области о взыскании 3 500 000 руб. задолженности по оплате оказанных услуг водоснабжения и водоотведения (с учетом частичного отказа от исковых требований в сумме 2 193 351 руб., принятого судом в порядке, предусмотренном ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением суда от 12.02.2010 (судья Лапшина Н.Ю.) исковые требования удовлетворены. С Главного управления по делам гражданской обороны, пожарной безопасности и чрезвычайным ситуациям Оренбургской области в пользу общества “Оренбург Водоканал“ взыскан основной долг в сумме 3 500 000 руб. Производство по делу в части требований о взыскании 2 193 351 руб. прекращено.
В кассационной жалобе Главное управление по делам гражданской обороны, пожарной безопасности и чрезвычайным ситуациям Оренбургской области просит решение отменить, ссылаясь на нарушение судом ст. 48, 61, 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. По мнению заявителя кассационной жалобы в материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие факт правопреемства между Главным управлением МЧС России по Оренбургской области и Главным управлением по делам гражданской обороны, пожарной безопасности и чрезвычайным ситуациям Оренбургской области, а также факт распространения действия договора ресурсоснабжения от 01.12.2008 N 2338/40 на второго ответчика. Заявитель жалобы указывает на то, что Главное управление МЧС России по Оренбургской области является территориальным органом МЧС России - федерального органа исполнительной власти, а Главное управление по делам гражданской обороны, пожарной безопасности и чрезвычайным ситуациям Оренбургской области относится к органам исполнительной власти субъекта Российской Федерации (Оренбургской области).
Проверив законность обжалуемого судебного акта в пределах доводов кассационной жалобы в порядке, предусмотренном ст. 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции находит его подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, 01.12.2008 между Главным управлением МЧС России по Оренбургской области (абонент) и обществом “Оренбург Водоканал“ (поставщик) заключен договор ресурсоснабжения на обеспечение водой и (или) водоотведение N 2338/40, по условиям которого поставщик обязуется отпускать абоненту воду и принимать сточные воды, а абонент обязуется оплачивать поставщику отпущенную воду и сброшенные сточные воды в объеме, и сроки в соответствии с условиями договора.
Полагая, что обязательства по оплате оказанных услуг исполнены ответчиком ненадлежащим образом, истец обратился в суд с рассматриваемым иском.
Суд первой инстанции, разрешая спор и удовлетворяя ходатайство общества “Оренбург Водоканал“ о замене ненадлежащего ответчика надлежащим на основании ст. 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исходил из того, что изменение наименования ответчика подтверждено материалами дела.
С выводом суда о наличии оснований для процессуального правопреемства нельзя согласиться, поскольку он основан на неправильном толковании норм процессуального права, сделан без учета фактических обстоятельств дела и имеющихся в деле доказательств.
В силу ч. 1 ст. 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случаях выбытия одной из сторон в спорном или установленном судебным актом арбитражного суда правоотношении (реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга, смерть гражданина и другие случаи перемены лиц в обязательствах) арбитражный суд производит замену этой стороны ее правопреемником и указывает на это в судебном акте. Правопреемство возможно на любой стадии арбитражного процесса.
Процессуальное правопреемство возможно лишь в том случае, когда в процессе рассмотрения спора произошло правопреемство в материальном гражданском правоотношении.
Таким образом, в целях определения возможности процессуального правопреемства судом должны быть исследованы материально-правовые основания выбытия одной из сторон в спорном или установленном правоотношении. При этом само по себе изменение наименования юридического лица, не связанное с реорганизацией, не является основанием для процессуального правопреемства в соответствии со ст. 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Частью 4 ст. 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что судебный акт должен быть обоснованным и содержать доказательства, на которых основаны выводы суда об обстоятельствах дела и доводы в пользу принятого решения; мотивы, по которым суд отверг те или иные доказательства, принял или отклонил приведенные в обоснование своих требований и возражений доводы лиц, участвующих в деле.
Как следует из материалов дела, ходатайство о замене ненадлежащего ответчика надлежащим заявлено истцом в судебном заседании 08.02.2010 и занесено судом в протокол судебного заседания.
Между тем доказательств, свидетельствующих о том, что Главное управление по делам гражданской обороны, пожарной безопасности и чрезвычайным ситуациям Оренбургской области является правопреемником Главного управления МЧС России по Оренбургской области либо подтверждающих изменение наименования ответчика, в материалах дела не имеется.
Кроме того, судом первой инстанции не учтено, что МЧС России по Оренбургской области в соответствии Положением о территориальном органе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий - региональном центре по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденным приказом МЧС РФ от 01.10.2004 N 458, входит в систему МЧС России, является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим полным наименованием, соответствующие печати, штампы и бланки, счета, открываемые в соответствии с законодательством Российской Федерации в органах федерального казначейства. За региональным центром МЧС России в установленном порядке закрепляется имущество на праве оперативного управления.
Согласно ст. 3 Закона Оренбургской области от 16.11.2005 N 2706/470-III-ОЗ “О системе исполнительных органов государственной власти Оренбургской области“, Указу Губернатора Оренбургской области от 20.04.2009 N 58-ук “О структуре органов исполнительной власти Оренбургской области“ Главное управление по делам гражданской обороны, пожарной безопасности и чрезвычайным ситуациям Оренбургской области входит в систему органов исполнительной власти Оренбургской области.
На основании п. 4, 8 Положения о главном управлении по делам гражданской обороны, пожарной безопасности и чрезвычайным ситуациям Оренбургской области, утвержденного Указом Губернатора Оренбургской области от 19.12.2005 N 154-ук, Главное управление по делам гражданской обороны, пожарной безопасности и чрезвычайным ситуациям Оренбургской области обладает правами юридического лица, имеет самостоятельный баланс и смету, лицевые счета получателя бюджетных средств, печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием, другие необходимые для своей деятельности печати, штампы и бланки, пользуется правами и несет обязанности в соответствии с законодательством. Главное управление осуществляет свою деятельность во взаимодействии с главным управлением МЧС России по Оренбургской области, территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами государственной власти и органами местного самоуправления области.
С учетом изложенного решение суда первой инстанции подлежит отмене в связи с несоответствием содержащихся в них выводов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, а также как принятое с нарушением норм процессуального права (ч. 1, 3 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), дело - направлению на новое рассмотрение. При новом рассмотрении дела суду необходимо устранить отмеченные недостатки и рассмотреть спор в соответствии с заявленными требованиями и действующим законодательством.
Руководствуясь ст. 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 12.02.2010 по делу N А47-11520/2009 отменить. Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Оренбургской области.
Председательствующий
МИТИНА М.Г.
Судьи
ВАСИЛЬЧЕНКО Н.С.
ВЕРБЕНКО Т.Л.