Решения и определения судов

Постановление ФАС Уральского округа от 03.06.2010 N Ф09-4073/10-С6 по делу N А60-52675/2009-С5 Требование: О признании незаконным сообщения регистрирующего органа об отказе в регистрации перехода права собственности и права общей долевой собственности на земельный участок. Обстоятельства: В регистрации отказано ввиду непредставления отчета об оценочной деятельности и документов, подтверждающих факт проведения такой оценки отчуждаемого по договору купли-продажи земельного участка. Решение: Требование удовлетворено, поскольку при реализации спорного объекта недвижимости его выкупная цена была определена органом местного самоуправления на основании нормативных правовых актов субъекта РФ, проведения оценки и составления отчета об оценке стоимости земельного участка не требовалось.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 3 июня 2010 г. N Ф09-4073/10-С6

Дело N А60-52675/2009-С5

Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:

председательствующего Столярова А.А.,

судей Соколовой Н.П., Мындря Д.И.,

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной регистрационной службы по Свердловской области (далее - регистрационная служба) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 17.12.2009 по делу N А60-52675/2009-С5 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.03.2010 по тому же делу.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.

В судебном заседании принял
участие представитель регистрационной службы - Левит А.М. (доверенность от 06.05.2010 N 08-18/863).

Администрация г. Екатеринбурга (далее - администрация) обратилась в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании незаконным сообщения регистрационной службы от 17.08.2009 N 01/446/2009-339 об отказе в государственной регистрации перехода права собственности и права общей долевой собственности на земельный участок.

В соответствии со ст. 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Ф.И.О. Лепихин Евгений Геннадьевич, Ф.И.О.

Решением Арбитражного суда Свердловской области от 17.12.2009 (судья Италмасова Е.Г.) заявленные требования удовлетворены. Сообщение регистрационной службы от 17.08.2009 N 01/446/2009-339 признано незаконным. На регистрационную службу возложена обязанность произвести государственную регистрацию перехода права собственности и права долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером 66:41:0403035:24 площадью 570 кв. м, расположенный по адресу: г. Екатеринбург, ул. Волгоградская, д. 76.

Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.03.2010 (судьи Скромова Ю.В., Панькова Г.Л., Усцов Л.А.) решение суда оставлено без изменения.

В кассационной жалобе регистрационная служба просит решение и постановление отменить, в удовлетворении заявленных требований истца отказать в полном объеме, ссылаясь на нарушение судами положений ст. 8 Федерального закона Российской Федерации от 29.07.1998 N 135-ФЗ “Об оценочной деятельности в Российской Федерации“ (далее - Федеральный закон от 29.07.1998 N 135-ФЗ), а также п. 2 ст. 16 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним“ (далее - Федеральный закон от 21.07.1997 N 122-ФЗ). Заявитель считает, что проведение оценки объектов является обязательным в случае вовлечения в сделку объектов оценки,
принадлежащих полностью или частично Российской Федерации либо муниципальным образованиям, в том числе: при продаже или ином отчуждении объектов оценки, принадлежащих Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям. При этом регистрационная служба, указывая на отсутствие документов, подтверждающих проведение оценки земельного участка, полагает, что отказ в государственной регистрации перехода права собственности и права общей долевой собственности на спорный объект является законным и обоснованным.

При рассмотрении спора судами установлено, что постановлением главы г. Екатеринбурга от 29.12.2008 N 5718 собственникам жилого дома - Санниковой Н.М., Лепихину Е.Г., Лепихиной М.А. предоставлен в общую долевую собственность (Лепихин Е.Г. - 1/4 доли в праве, Лепихина М.А. - 1/4 доли в праве, Санникова Н.М. - 1/2 доли в праве) за плату неделимый земельный участок общей площадью 570 кв. м с кадастровым номером 66:41:0403035:24, расположенный по адресу: г. Екатеринбург, ул. Волгоградская, д. 76, под индивидуальный жилой дом (л. д. 22).

Во исполнение названного постановления между администрацией (продавец) и третьими лицами (покупатели) заключен договор от 21.05.2009 N 4-2384 купли-продажи указанного земельного участка (л. д. 15 - 17).

Имущество передано покупателям по акту приема-передачи от 21.05.2009 (л. д. 18).

Стоимость земельного участка составила 13 937 руб. 38 коп. и определена в п. 3.1 договора в соответствии с расчетом выкупной цены участка, выполненным Земельным комитетом администрации г. Екатеринбурга, от 07.04.2009 N 1904, и оплачена заявителями в полном объеме по квитанции от 26.05.2009.

В целях регистрации права собственности на землю продавец и покупатели 19.06.2009 обратились в регистрационную службу с заявлениями о регистрации перехода права собственности на указанный земельный участок и права общей долевой собственности на этот участок.

Согласно
расписке регистрационной службы для проведения регистрации были приложены, в том числе, кадастровый паспорт земельного участка, дополнительное соглашение от 17.04.2008 N 1 к договору аренды земельного участка от 28.01.2005 N 4-660, соглашение от 21.05.2009 о расторжении договора аренды земельного участка от 28.01.2005 N 4-660, договор купли-продажи земельного участка от 21.05.2009 N 4-2384, договор от 14.02.1980, постановление главы г. Екатеринбурга от 29.12.2008 N 5718, договор аренды земельного участка от 28.01.2005 N 4-660, расчет выкупной цены земельного участка от 07.04.2009 N 1904, квитанция от 26.05.2009 (л. д. 25).

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду абзац 10 части 1 статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ, а не пункт 2 статьи 16.

Уведомлением от 17.08.2009 N 01/446/2009-339 регистрационная служба на основании п. 2 ст. 16 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ отказала заявителям в государственной регистрации перехода права собственности и прав общей долевой собственности на объект недвижимого имущества - земельный участок площадью 570 кв. м, кадастровый номер 66:41:0403035:24, категория земель - земли населенных пунктов, расположенный по адресу: г. Екатеринбург, ул. Волгоградская, д. 76, под существующий индивидуальный жилой дом. В обоснование отказа регистрационная служба указала на отсутствие отчета об оценочной деятельности и документов, подтверждающих факт проведения такой оценки отчуждаемого по договору купли-продажи от 21.05.2009 N 4-2384 земельного участка, что предусмотрено ст. 8 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ (л. д. 13 - 14).

Администрация, полагая, что отказ регистрационной службы в государственной регистрации перехода права собственности и права общей долевой собственности на земельный участок является незаконным и противоречит положениям Земельного кодекса Российской Федерации, Федерального закона
от 25.10.2001 N 137-ФЗ “О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации“ (далее - Федеральный закон от 25.10.2001 N 137-ФЗ) и Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ, обратилась в Арбитражный суд Свердловской области с настоящим заявлением.

Удовлетворяя заявленные требования, суды обоснованно исходили из следующего.

Согласно ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу норм ст. 13 Гражданского кодекса Российской Федерации ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, может быть признан судом недействительным.

На основании п. 1 ст. 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права.

В соответствии с п. 5 ст. 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ отказ в государственной регистрации прав либо уклонение соответствующего органа от государственной регистрации могут быть обжалованы заинтересованным лицом или судебным приставом-исполнителем в суд, арбитражный суд.

Основания для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним перечислены в ст. 17 названного Закона.

В
силу ст. 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ в государственной регистрации прав может быть отказано в случае, если не представлены документы, необходимые в соответствии с данным Федеральным законом для государственной регистрации прав.

На основании ст. 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом и собственник, который вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц.

Из правовой позиции, изложенной в п. 9 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 “О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства“, следует, что, определяя цену земельного участка по договору купли-продажи, заключенному в соответствии со ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации, стороны должны руководствоваться Федеральным законом от 25.10.2001 N 137-ФЗ, содержащим императивную норму о конкретных условиях определения стоимости земельного участка. Положения Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ при определении цены земельного участка по такому договору не применяются.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ, при продаже в соответствии с правилами ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков собственникам расположенных на них зданий, строений, сооружений стоимость таких земельных участков определяется субъектом Российской Федерации, а если она не определена, применяется установленная минимальная ставка земельного налога.

Постановлением Правительства Свердловской области от 26.10.2007 N 1045-ПП утвержден Порядок определения цены и оплаты земельных участков, находящихся в государственной собственности Свердловской области или право государственной собственности на которые не разграничено, при их продаже собственникам
зданий, строений, сооружений, расположенных на этих земельных участках.

Согласно п. 4 указанного постановления до 01.01.2010 лицам, являющимся собственниками расположенных на земельных участках зданий, строений, сооружений продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, расположенных на территории Свердловской области в границах населенных пунктов и за их пределами, осуществляется по цене, рассчитываемой в кратности к ставке земельного налога за единицу площади земельного участка.

Суды, исследовав в совокупности представленные в материалы дела доказательства, установили, что при реализации спорного объекта недвижимости его выкупная цена была определена администрацией на основании постановления Правительства Свердловской области от 26.10.2007 N 1045-ПП “О реализации Федерального закона от 24.07.2007 N 212-ФЗ “О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в части уточнения условий порядка приобретения прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности“, решения Екатеринбургской городской Думы от 22.11.2005 N 14/3 “Об установлении и введении в действие земельного налога на территории муниципального образования “Город Екатеринбург“.

Учитывая данные обстоятельства, суды пришли к верному выводу о том, что отказ регистрационной службы в государственной регистрации перехода права собственности и права общей долевой собственности на спорный земельный участок является незаконным, а требование регистрационной службы о представлении отчета об оценочной деятельности и документов, подтверждающих факт проведения такой оценки отчуждаемого по договору купли-продажи от 21.05.2009 N 4-2384 земельного участка, не может быть признано обоснованным.

Довод заявителя о том, что при продаже или ином отчуждении земельного участка проведение оценки в соответствии со ст. 8 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ является обязательным, был предметом исследования судов первой и апелляционной инстанций и ему дана надлежащая правовая оценка. При этом
суды указали, что при реализации спорного земельного участка по договору купли-продажи, заключенного в соответствии со ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации положения ст. 8 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ применению не подлежат.

Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся основаниями для отмены решения и постановления согласно ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом кассационной инстанции не установлено.

С учетом изложенного решение Арбитражного суда Свердловской области, постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда являются законными и отмене не подлежат. Оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.

Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Свердловской области от 17.12.2009 по делу N А60-52675/2009-С5 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.03.2010 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Федеральной регистрационной службы по Свердловской области - без удовлетворения.

Председательствующий

СТОЛЯРОВ А.А.

Судьи

СОКОЛОВА Н.П.

МЫНДРЯ Д.И.