Решения и постановления судов

Определение Санкт-Петербургского городского суда от 12.05.2010 N 33-5454 В случае увеличения должностного оклада следователя военной прокуратуры пенсия, назначенная ранее уволенному со службы военнослужащему, подлежит пересмотру. Пересмотр пенсий при повышении денежного содержания производится пенсионными службами независимо от обращения пенсионера. Сумма пенсии, не полученная пенсионером своевременно по вине органа, назначающего или выплачивающего пенсию, выплачивается за прошлое время без ограничения каким-либо сроком.

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 12 мая 2010 г. N 33-5454

Судья Стахова Т.М.

Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе:

председательствующего судьи Смышляевой И.Ю.

судей Вашкиной Л.И. и Кутыева О.О.

при секретаре П.

рассмотрела в судебном заседании 12 мая 2010 года дело N 2-540/10 по кассационной жалобе Военного комиссариата города Санкт-Петербурга на решение Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга от 08 февраля 2010 года по иску Р. к Военному комиссариату города Санкт-Петербурга о перерасчете пенсии и выплате суммы образовавшейся задолженности с учетом ее индексации.

Заслушав доклад судьи Смышляевой И.Ю., объяснения Р., судебная коллегия

установила:

Р. обратился в суд с иском к Военному комиссариату города Санкт-Петербурга о признании незаконным отказа Военного
комиссариата города Санкт-Петербурга в перерасчете пенсии и выплате сумм недополученной пенсии за период с 12 сентября 2001 года по день рассмотрения дела судом, обязании ответчика произвести перерасчет суммы пенсии за период с 12 сентября 2001 года по 25 июля 2005 года с учетом повышения оклада по должности старшего следователя военной прокуратуры до 59% к окладу Генерального прокурора РФ, за период с 26 июля 2005 года по день вынесения решения с учетом повышения оклада до 59% к окладу первого заместителя Генерального прокурора РФ, выплате недополученной пенсии с учетом ее индексации на индексы роста потребительских цен, определенных Территориальным органом Федеральной службы государственной статистики по Санкт-Петербургу и Ленинградской области (Петростатом), взыскании денежной компенсации морального вреда в сумме 8 000 рублей.

В обоснование заявленных требований истец ссылался на то, что 07.09.1973 года является пенсионером, уволен в запас с должности старшего следователя военной прокуратуры Ленинградского гарнизона; пенсия ему назначена в размере 57% к окладу Генерального прокурора РФ и, несмотря на дальнейшее повышение должностного оклада, а также изменения порядка исчисления должностных окладов, размер пенсии истцу Военным комиссариатом города Санкт-Петербурга не пересмотрен, что является нарушением п. “б“ ст. 49 Закона РФ от 12.02.1993 года N 4468-1 “О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей“.

Решением Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга от 08 февраля 2010 года исковые требования удовлетворены частично.

Военный Комиссариат города Санкт-Петербурга обязан произвести перерасчет пенсии Р. с учетом увеличения должностного оклада старшего следователя военной
прокуратуры Санкт-Петербургского гарнизона Ленинградского военного округа до 59% к должностному окладу Генерального прокурора Российской Федерации за период с 12 сентября 2001 года по 25 июля 2005 года, и за период с 26 июля 2005 года по 8 февраля 2010 года к должностному окладу первого заместителя Генерального прокурора Российской Федерации.

Военный комиссариат города Санкт-Петербурга обязан выплатить истцу образовавшуюся задолженность за период с 12 августа 2001 года по 08 февраля 2010 года с учетом ее индексации на соответствующие помесячные индексы роста потребительских цен по полному кругу товаров (услуг) в Санкт-Петербурге, определенных Территориальным органом Федеральной службы государственной статистики по Санкт-Петербургу (Петростатом), с учетом ранее выплаченных сумм.

Военный комиссариат города Санкт-Петербурга обязан производить дальнейшую выплату пенсии Р. из расчета 59% должностного оклада старшего следователя военной прокуратуры Санкт-Петербургского гарнизона Ленинградского военного округа к должностному окладу первого заместителя Генерального прокурора Российской Федерации.

В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.

Военный комиссариат города Санкт-Петербурга с решением суда не согласен, в кассационной жалобе просит его отменить.

Представитель ответчика в заседание судебной коллегии не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежаще, доказательств наличия уважительных причин неявки в суд не представил. Согласно п. 2 ст. 354 ГПК РФ неявка лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте рассмотрения дела, не является препятствием к разбирательству дела в суде кассационной инстанции. В данном случае суд вправе, но не обязан откладывать разбирательство дела. Исходя из того, что ответчик подробно изложил свои доводы в кассационной жалобе, стороны надлежаще извещены, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие его представителя.

Изучив материалы дела, проверив доводы кассационной жалобы,
выслушав объяснения истца, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда.

Судом первой инстанции в ходе рассмотрения дела установлено, что Р. на основании приказа Главного политического управления Советской Армии и Военно-Морского Флота N 36 от 30.06.1973 года уволен 07.09.1973 года в запас по возрасту с должности старшего следователя военной прокуратуры Ленинградского гарнизона.

В соответствии с ч. 2 ст. 44 Закона РФ N 2202-1 от 17.01.1992 года “О прокуратуре Российской Федерации“ пенсионное обеспечение прокуроров и следователей, научных и педагогических работников и членов их семей осуществляется применительно к условиям, нормам и порядку, которые установлены законодательством Российской Федерации для лиц, проходивших службу в органах внутренних дел, и членов их семей.

Пенсия истцу Военным комиссариатом города Санкт-Петербурга выплачивается в соответствии с Законом РФ N 4468-1 от 12.02.1993 года “О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей“ (далее - Закон РФ N 4468-1 от 12.02.1993 года), поскольку в силу положений п. 1 Постановления Правительства РФ N 942 от 12.08.1994 года на прокуроров, следователей, научных и педагогических работников органов и учреждений прокуратуры РФ, имеющих классные чины, распространяется действие указанного Закона РФ N 4468-1 от 12.02.1993 года.

Согласно ст. 43 Закона РФ N 4468-1 от 12.02.1993 года военнослужащим рассчитывается денежное довольствие для исчисления пенсии с учетом их окладов по должности, воинскому или специальному званию и процентной надбавки за выслугу лет, включая выплаты в связи с индексацией денежного довольствия.

В соответствии с п. “б“ ст. 49 Закона
РФ N 4468-1 от 12.02.1993 года (в редакции Закона от 01.12.2007 года) пенсии, назначенные военным пенсионерам, подлежат пересмотру при увеличении денежного довольствия военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, - исходя из уровня увеличения учитываемого при исчислении пенсий денежного довольствия соответствующих категорий военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава одновременно с его увеличением.

Статья ст. 49 в редакции Закона от 19.11.2009 года, действующего на период разрешения спора, по Ф.И.О. положениями, изложенным в п. “б“ ст. 49 Закона в редакции от 01.12.2007 года.

Пунктом “б“ ст. 14 Постановления Правительства РФ от 22.09.1993 года N 941, с последующими изменениями и дополнениями, установлено, что в случае увеличения денежного довольствия военнослужащих, состоящих на службе, одновременно подлежат повышению и пенсии, ранее уволенным с военной службы военнослужащим.

При этом согласно п. 2.8 Постановления Правительства РФ от 12.08.1994 N 942 (в редакции от 28.07.2008 года) “О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий работникам органов и учреждений прокуратуры Российской Федерации и их семьям“) пересмотр пенсий при повышении денежного содержания производится пенсионными службами независимо от обращения пенсионера.

Учитывая вышеизложенное, судебная коллегия не усматривает оснований для признания несостоятельным вывода суда первой инстанции о наличии у Р. права на перерасчет пенсии в связи с повышением должностного оклада служащих офицеров, замещающих должности старших следователей военной прокуратуры Санкт-Петербургского гарнизона Ленинградского военного округа.

В силу положений п. 2.6 Постановления Правительства РФ от 12.08.1994 года N 942 (в редакции от 28.07.2008 года) “О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий работникам органов и учреждений прокуратуры Российской Федерации и их семьям“ при исчислении пенсий должности центрального аппарата
упраздненной Прокуратуры Союза ССР приравниваются к аналогичным должностям Генеральной прокуратуры Российской Федерации.

То обстоятельство, что Р. на дату своего увольнения занимал должность старшего следователя военной прокуратуры Ленинградского гарнизона, которой к настоящему времени не существует, в связи с переименованием в военную прокуратуру Санкт-Петербургского гарнизона, не является, как верно указано судом, основанием для отказа в иске.

Указом Президента РФ N 733 от 19.07.1997 года “О должностных окладах военных прокуроров и следователей органов военной прокуратуры“ предписано должностные оклады прокурорским работникам устанавливать в процентном отношении к должностному окладу Генерального прокурора РФ.

Судом в ходе рассмотрения дела также установлено, что приказом N 131 от 12.08.1997 года Заместителя Генерального прокурора РФ - Главного военного прокурора “О выплате окладов прокурорам и следователям органов Военной прокуратуры“ старшим следователям военной прокуратуры Санкт-Петербургского гарнизона был установлен оклад в размере 57% от оклада Генерального прокурора РФ.

Из справки Военной прокуратуры Ленинградского военного округа от 28.04.1998 года N 28/52 следует, что на основании вышеназванного Указа Президента РФ от 19.07.1997 года и приказа Министра Обороны N 309 от 03.08.1997 года оклад по должности старшего следователя военной прокуратуры Ленинградского гарнизона установлен в размере 57% от оклада Генерального прокурора РФ и в денежном выражении составляет 1 184,40 руб.

В дальнейшем размер должностного оклада изменился, приказом Заместителя Генерального прокурора РФ - Главного военного прокурора N 198 от 28.08.2001 года “О внесении изменений и дополнений в приказ Главного военного прокурора от 12.08.1997 года N 131 “О выплате должностных окладов военным прокурорам и следователям органов военной прокуратуры“ должностной оклад старшего следователя военной прокуратуры Санкт-Петербургского гарнизона Ленинградского военного округа установлен в размере 57 -
59% от оклада Генерального прокурора РФ.

Приказом Заместителя Генерального прокурора РФ - Главного военного прокурора от 10.04.2002 года N 116 “О выплате должностных окладов военным прокурорам и следователям органов военной прокуратуры“ отменен ранее действовавший приказ N 198 от 28.08.2001 года.

Согласно справке Военной прокуратуры Ленинградского военного округа от 05.03.2002 года военнослужащим военной прокуратуры Санкт-Петербургского гарнизона, проходящим службу в должности старшего следователя военной прокуратуры Военным прокурором Санкт-Петербургского гарнизона приказом N 149 от 12 сентября 2001 года должностной оклад установлен в размере 59% от должностного оклада Генерального прокурора РФ.

Федеральным законом от 15.07.2005 года N 85-ФЗ “О внесении изменений в статью 44 Федерального закона “О прокуратуре Российской Федерации“ и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации“, вступившим в силу с 27.07.2005 года, изменен ранее установленный порядок исчисления должностных окладов прокурорским работником.

Так, в соответствии ч. 1 ст. 44 Федерального закона “О прокуратуре Российской Федерации“ должностные оклады прокурорским работникам устанавливаются Правительством Российской Федерации по представлению Генерального прокурора РФ в процентном отношении к должностному окладу первого заместителя Генерального прокурора РФ.

В связи с установлением должностного оклада в зависимости от оклада первого заместителя Генерального прокурора РФ, а не от оклада Генерального прокурора РФ, как это было до 27.07.2005 года, приказом Заместителя Генерального прокурора РФ - Главного военного прокурора N 155 от 12.08.2005 года отменен ранее действовавший приказ N 116 от 10.04.2002 года и оклад по должности старшего следователя военной прокуратуры установлен в размере 57 - 59% от должностного оклада первого заместителя генерального прокурора РФ.

Приказом Военного прокурора Ленинградского военного округа N 154/к от 31.08.2005 года, изданным во исполнение приказа Заместителя
Генерального прокурора РФ - Главного военного прокурора N 155 от 12.08.2005 года с 26.07.2005 года офицерам военных прокуратур Ленинградского военного округа, замещающим должности старшего следователя военной прокуратуры Санкт-Петербургского гарнизона Ленинградского военного округа, установлены должностные оклады в размере 59% к должностному окладу первого заместителя Генерального прокурора РФ.

Несмотря на повышение оклада офицерам, замещающим должности старшего следователя военной прокуратуры Санкт-Петербургского гарнизона Ленинградского военного округа, перерасчет пенсии истца, как установлено судом, в нарушение положений ст. 49 Закона РФ N 4468-1 от 12.02.1993 года “О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей“ и п. “б“ ст. 14 Постановления Правительства РФ от 22.09.1993 года N 941 Военным комиссариатом города Санкт-Петербурга не произведен, в связи с чем требования о перерасчете пенсии Р. за период с 12.09.2001 года по 25.07.2005 года с учетом повышения оклада старшего следователя военной прокуратуры до 59% к окладу Генерального прокурора РФ и с 26.07.2005 года по 08.02.2010 года с учетом повышения оклада старшего следователя военной прокуратуры до 59% к должностному окладу первого заместителя Генерального прокурора РФ правомерно были удовлетворены судом.

В соответствии с абз. 2 ст. 58 Закона РФ N 4468-1 от 12.02.1993 года сумма пенсии, не полученная пенсионером своевременно по вине органа, назначающего или выплачивающего пенсию, выплачивается за прошлое время без ограничения каким-либо сроком.

Согласно требованиям, установленным ст. 318 ГК РФ сумма, выплачиваемая по денежному обязательству непосредственно на содержание гражданина... индексируется с учетом уровня инфляции в порядке и случаях,
которые предусмотрены законом.

Удовлетворяя иск Р. в части взыскания задолженности по пенсионному обеспечению за период с 12.09.2001 года по 08.02.2010 года, суд обоснованно принял во внимание и то обстоятельство, что за истекшее время вследствие инфляции и роста цен произошло обесценивание суммы долга, в связи с чем, правомерно пришел к выводу о взыскании с Военного комиссариата города Санкт-Петербурга задолженности по пенсионному обеспечению Р. с учетом индексации суммы на индексы роста потребительских цен, определенных Территориальным органом Федеральной службы государственной статистики по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, принимая во внимание, что индексы роста потребительских цен, являясь экономическим показателем роста цен, объективно отражают уровень инфляции по месту проживания истца и характеризуют инфляционные процессы в стране.

Индексация присужденных денежных сумм не зависит от вины должника в длительном неперерасчете пенсии, поскольку индексация является не мерой гражданско-правовой ответственности должника за ненадлежащее исполнение своих обязанностей, а механизмом, позволяющим полностью возместить потери истца от длительной невыплаты пенсии в полном размере.

Отказывая Р. в иске в части взыскания денежной компенсации морального вреда, суд правомерно руководствовался положениями ст. ст. *** в силу которых возмещение морального вреда допускается исключительно в случаях причинения такого вреда действиями, нарушающими личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, в иных случаях компенсация морального вреда может иметь место при наличии указания об этом в законе, и пришел к обоснованному выводу о том, что поскольку истец просит компенсировать моральный вред, причиненный нарушением его имущественного права, его требование не основано на законе, а кроме того, истцом не представлено доказательств причинения вреда здоровью, либо нарушения других неимущественных прав действиями ответчика, в
том числе и отказом в перерасчете размера пенсии.

Судебная коллегия считает, что, разрешая заявленные требования, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановил решение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований гражданского процессуального законодательства.

Согласно справке Военного комиссариата города Санкт-Петербурга от 11 мая 2010 года пенсионеру МО РФ Р., <...> года рождения, по решению заместителя Генерального прокурора РФ - Главного военного прокурора установлен размер оклада от должности старшего следователя военной прокуратуры гарнизона - 59% должностного оклада первого заместителя Генерального прокурора РФ.

Основание - справка Главной военной прокуратуры от 17.02.2010 года N 117.

Ответчиком доказательств обращения к заместителю Генерального прокурора РФ - Главному военному прокурору ранее - в период с 12.09.2010 года по данному вопросу в отношении истца не представлено.

Решение суда соответствует требованиям п. 1 ст. 196 ГПК РФ, согласно которым при принятии решения суд оценивает доказательства, определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, установлены и какие не установлены, каковы правоотношения сторон, какой закон должен быть применен по данному делу и подлежит ли иск удовлетворению, и п. 4 ст. 198 ГПК РФ, в соответствии с которыми в мотивировочной части решения суда должны быть указаны обстоятельства дела, установленные судом, доказательства, на которых основаны выводы суда об этих обстоятельствах, доводы, по которым суд отвергает те или иные доказательства, законы, которыми руководствовался суд.

Таким образом, судебная коллегия считает, что обжалуемое решение, постановленное в соответствии с установленными в суде обстоятельствами и требованиями закона, подлежит оставлению без изменения, а кассационная жалоба, которая не содержит предусмотренных ст. 362 ГПК РФ оснований для отмены решения суда первой инстанции, доводы которой сводятся к переоценке исследованных судом первой инстанции доказательств и оцененных по правилам ст. 67 ГПК РФ, - оставлению без удовлетворения.

Руководствуясь ст. 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

Решение Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга от 08 февраля 2010 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.