Решения и определения судов

Постановление ФАС Уральского округа от 20.05.2010 N Ф09-3681/10-С6 по делу N А60-42911/2009-С9 Требование: О признании незаконными действий органа местного самоуправления, об обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов арендатора. Обстоятельства: Орган местного самоуправления отказал арендатору в реализации преимущественного права на приватизацию арендуемого муниципального имущества в связи с нарушениями сроков внесения арендной платы. Решение: Требование удовлетворено, поскольку арендатор непрерывно более трех лет владел и пользовался имуществом, нарушения сроков внесения арендной платы, допущенные арендатором, являются незначительными, имеются все предусмотренные законом условия для выкупа помещения.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 20 мая 2010 г. N Ф09-3681/10-С6

Дело N А60-42911/2009-С9

Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:

председательствующего Соколовой Н.П.,

судей Сулейменовой Т.В., Маликовой Э.М.,

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу администрации городского округа Рефтинский (далее - администрация) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 07.12.2009 по делу N А60-42911/2009-С9 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.03.2010 по тому же делу.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом путем направления в их адреса копий определения о принятии кассационной жалобы к производству заказным письмом с уведомлением, а также размещения данной информации на официальном сайте Федерального арбитражного
суда Уральского округа.

В судебном заседании принял участие представитель открытого акционерного общества “Рефтторг“ (далее - общество “Рефтторг“) - Шелковкин В.В., генеральный директор (протокол от 23.06.2008 N 1).

Общество “Рефтторг“ обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании незаконными действий администрации, выразившихся в отказе в предоставлении обществу “Рефтторг“ преимущественного права на приобретение арендованного нежилого помещения общей площадью 183,3 кв. м, расположенного по адресу: Свердловская обл., п. Рефтинский, ул. Гагарина, 16, а также об обязании администрации устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества (с учетом уточнения требований в порядке, предусмотренном ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Решением суда от 07.12.2009 (судья Плюснина С.В.) заявленные требования удовлетворены. Действия администрации, выраженные в отказе от 21.01.2009 N 120 в предоставлении обществу “Рефтторг“ преимущественного права на приобретение (приватизацию) арендованного нежилого помещения общей площадью 183,3 кв. м, расположенного по адресу: Свердловская область, п. Рефтинский, ул. Гагарина, 16, признаны незаконными. На администрацию возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества “Рефтторг“ путем совершения действий, предусмотренных ч. 3 ст. 9 Федерального закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ “Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации“ (далее - Закон от 22.07.2008 N 159-ФЗ).

Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.03.2010 (судьи Зеленина Т.Л., Виноградова Л.Ф., Гребенкина Н.А.) решение суда оставлено без изменения.

В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, администрация просит указанные судебные акты отменить и принять новый судебный акт, ссылаясь на неправильное
применение судами ст. 3 Закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ. По мнению заявителя, общество “Рефтторг“ не имеет права на выкуп арендованного имущества на условиях и в порядке, предусмотренными Законом от 22.07.2008 N 159-ФЗ, поскольку оно не являлось субъектом малого предпринимательства в течение 2-х лет до дня вступления указанного закона в силу.

В отзыве на кассационную жалобу общество “Рефтторг“ просит обжалуемые судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения, считая доводы, изложенные в ней, несостоятельными.

Как установлено судами и следует из материалов дела, между Комитетом по управлению имуществом муниципального образования “Поселок Рефтинский“ (арендодатель) и обществом “Рефтторг“ (арендатор) заключен договор аренды объекта нежилого фонда, согласно условиям которого арендодатель передает, а арендатор принимает в аренду встроенно-пристроенное помещение общей площадью 183,3 кв. м, расположенное по адресу: Свердловская обл., г. Асбест, п. Рефтинский, ул. Гагарина, 16, для размещения магазина продовольственных товаров. Срок договора аренды определен с 15.03.2003 по 10.03.2004 (п. 1.2 договора аренды).

Названное помещение передано арендатору по акту приема-передачи нежилого помещения от 15.03.2003.

Соглашением от 02.02.2004 срок договора аренды продлен до 02.02.2014.

Общество “Рефтторг“ 12.01.2009 обратилось к администрации с заявлением о реализации преимущественного права на приобретение арендуемого им нежилого помещения, находящегося в муниципальной собственности.

Письмом от 21.01.2009 N 120 администрация отказал обществу “Рефтторг“ в реализации преимущественного права на приобретение арендуемого помещения, ввиду ненадлежащего исполнения арендатором обязанности по перечислению арендной платы в течение 2006 - 2007 г., и возвратила указанное заявление.

Общество “Рефтторг“, полагая, что отказ администрации не соответствует положениям Закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ и нарушает его права и законные интересы на реализацию преимущественного права, предусмотренного названным законом, обратилось в
арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.

Удовлетворяя заявленные требования, суды первой и апелляционной инстанций исходили из следующего.

В силу ст. 3 Закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ (в редакции, действовавшей на момент подачи заявления о приобретении спорного имущества) субъекты малого и среднего предпринимательства при возмездном отчуждении арендуемого имущества из государственной собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности пользуются преимущественным правом на приобретение такого имущества по цене, равной его рыночной стоимости и определенной независимым оценщиком в порядке, установленном Федеральным законом от 29.07.1998 г. N 135-ФЗ “Об оценочной деятельности в Российской Федерации“. При этом такое преимущественное право может быть предоставлено при условии, если арендуемое имущество находится в их временном владении и (или) временном пользовании непрерывно в течение трех и более лет до дня вступления в силу настоящего Федерального закона в соответствии с договором или договорами аренды такого имущества; арендная плата за аренду такого имущества перечислялась надлежащим образом в течение срока, указанного в п. 1 названной статьи; площадь арендуемых помещений не превышает установленные законами субъектов Российской Федерации предельные значения площади арендуемого имущества в отношении недвижимого имущества, находящегося в собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности; арендуемое имущество не включено в утвержденный перечень государственного имущества или муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства.

Пунктами 2, 3 ст. 9 Закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ установлено, что субъект малого или среднего предпринимательства, соответствующий этим требованиям, по своей инициативе вправе направить в уполномоченный орган заявление о соответствии условиям отнесения к категории субъектов малого или среднего предпринимательства и о реализации преимущественного права на приобретение
арендуемого имущества, не включенного в утвержденные перечни государственного имущества или муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства. При получении заявления уполномоченные органы обязаны обеспечить заключение договора на проведение оценки рыночной стоимости арендуемого имущества в двухмесячный срок с даты получения заявления; принять решение об условиях приватизации арендуемого имущества в двухнедельный срок с даты принятия отчета о его оценке; направить заявителю проекты договора купли-продажи арендуемого имущества и договора о его залоге в десятидневный срок с даты принятия решения об условиях приватизации арендуемого имущества.

В случае если заявитель не соответствует установленным ст. 3 названного Закона требованиям и (или) отчуждение арендуемого имущества, указанного в заявлении, в порядке реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества не допускается в соответствии с настоящим Федеральным законом или другими федеральными законами, уполномоченный орган в тридцатидневный срок с даты получения этого заявления возвращает его арендатору с указанием причины отказа в приобретении арендуемого имущества (п. 4 ст. 9 Закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ).

Судами установлено соответствие заявителя и арендуемого помещения условиям, предусмотренным п. 3, 4 ст. 3 Закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ: объект муниципального имущества находится во временном владении и пользовании заявителя непрерывно более трехлетнего срока, установленного ст. 3 Закона N 159-ФЗ; площадь арендуемого имущества не превышает предельные значения площади арендуемого имущества, что администрацией не оспаривается.

Как следует из материалов дела, отказ заявителю в выкупе арендуемого помещения связан с нарушениями сроков внесения арендной платы в 2006 - 2007 г., что, по мнению администрации, свидетельствует о ненадлежащем перечислении платы за аренду имущества.

Исследовав и оценив имеющиеся в
деле доказательства (условия договора об арендной плате, платежные документы о внесении арендной платы) в порядке, предусмотренном ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды пришли к выводу о том, что арендная плата в течение срока аренды перечислялась обществом “Рефтторг“ надлежащим образом. При этом допущенные обществом “Рефтторг“ несколько раз просрочки внесения арендной платы в 1 - 5 дней оценены судами как незначительные и не свидетельствующие о недобросовестности арендатора.

Кроме того, суды, делая вывод о добросовестности арендатора и надлежащем исполнении им обязательств по договору аренды, указали на отсутствие фактов привлечения арендатора к гражданско-правовой ответственности при исполнении сторонами обязательств по договору аренды, а также на продление администрацией договора аренды до 2014 года.

Судами установлено и материалами дела подтверждается, что на момент вступления в силу Закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ и подачи заявления о выкупе арендуемых помещений общество “Рефтторг“ соответствовало условиям отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства.

Учитывая изложенное, суды, установив наличие у общества “Рефтторг“ преимущественного права на выкуп арендуемого помещения в соответствии с положениями ст. 3 Закона N 159-ФЗ: заявитель относится к субъектам малого и среднего предпринимательства; объект муниципального имущества находится во временном владении и пользовании заявителя непрерывно более трехлетнего срока, установленного ст. 3 Закона N 159-ФЗ; арендная плата за аренду такого имущества перечислялась надлежащим образом в течение срока аренды; площадь арендуемого имущества не превышает предельные значения площади арендуемого имущества; арендуемое имущество на момент подачи заявки не включено в Перечень муниципального имущества, так как утвержденный 17.06.2009 постановлением главы городского округа Рефтинский Перечень вступил в силу после обращения заявителя о намерении реализовать преимущественное право на выкуп
арендованного имущества, и учитывая, что одной из целей Закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ является оказание адресной государственной помощи субъектам малого и среднего предпринимательства посредством установления для них преференций на участие в приватизации арендуемых объектов недвижимости, признали наличие всех предусмотренных законом условий, являющихся необходимыми для возникновения у общества “Рефтторг“ права на выкуп арендованного имущества.

Поскольку отказ комитета в приватизации объекта муниципального имущества не соответствует ст. 3 Закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ и является незаконным, требования общества “Рефтторг“ судами правомерно удовлетворены.

Ссылки заявителя кассационной жалобы на то, что для предоставления преимущественного права на приобретение арендуемого нежилого помещения требуется, чтобы общество “Рефтторг“ являлось субъектом малого предпринимательства в течение 2-х и более лет до дня вступления в силу Закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ, не принимаются, поскольку возможность реализации преимущественного права выкупа, предусмотренного названным Законом, не зависит от периода, в течение которого заявитель является субъектом малого и среднего предпринимательства.

Оснований для отмены обжалуемых судебных актов, предусмотренных положениями ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом кассационной инстанции не установлено.

С учетом изложенного решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда следует оставить в силе, кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Свердловской области от 07.12.2009 по делу N А60-42911/2009-С9 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.03.2010 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу администрации городского округа Рефтинский - без удовлетворения.

Председательствующий

СОКОЛОВА Н.П.

Судьи

СУЛЕЙМЕНОВА Т.В.

МАЛИКОВА Э.М.