Решения и определения судов

Постановление ФАС Уральского округа от 28.04.2010 N Ф09-2920/10-С6 по делу N А76-15324/2009-57-391 Требование: Об отмене постановления главы муниципального района о предоставлении земельного участка в безвозмездное (срочное) пользование. Обстоятельства: Заявитель полагает, что оспариваемое постановление принято с превышением полномочий, противоречит ранее принятым актам в отношении равновеликого обмена земельными участками между птицефабрикой и городской администрацией. Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку не доказано, что оспариваемым ненормативным актом нарушены закон, а также права и законные интересы заявителя.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 28 апреля 2010 г. N Ф09-2920/10-С6

Дело N А76-15324/2009-57-391

Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:

председательствующего Маликовой Э.М.,

судей Купреенкова В.А., Столярова А.А.,

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Управления муниципальной собственности Чебаркульского городского округа Челябинской области (далее - управление городского округа) на решение Арбитражного суда Челябинской области от 20.11.2009 по делу N А76-15324/2009-57-391 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.02.2010 по тому же делу.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, явку
своих представителей в судебное заседание не обеспечили.

Управление городского округа обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к Управлению муниципальной собственности Чебаркульского муниципального района Челябинской области (далее - управление муниципального района) о признании недействительным постановления главы Чебаркульского муниципального района от 20.10.2008 N 1070 “О предоставлении земельного участка в безвозмездное (срочное) пользование управлению муниципального района“ (с учетом уточнений, принятых судом в порядке, предусмотренном ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; т. 2, л. д. 18 - 20).

В соответствии со ст. 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены администрация муниципального образования “Чебаркульский городской округ“, администрация Чебаркульского муниципального района.

Решением Арбитражного суда Челябинской области от 20.11.2009 (судья Щукина Г.С.) в удовлетворении заявленных требований отказано.

Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.02.2010 (судьи Ермолаева Л.П., Баканов В.В., Карпачева М.И.) решение суда оставлено без изменения.

В кассационной жалобе управление городского округа просит решение и постановление судов отменить, принять новый судебный акт, ссылаясь на неправильное применение судами первой и апелляционной инстанций Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“, неполное выяснение обстоятельств и доказательств по делу. Заявитель, ссылаясь на положения ст. 22, 46 Устава муниципального образования “Чебаркульский городской округ“ (далее - Устав), считает, что является уполномоченным органом на подачу заявления в порядке, установленном гл. 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании недействительным ненормативно-правового акта и наделен правом выступать в защиту публичных интересов городского округа, в связи с чем указывает на ошибочность выводов суда апелляционной инстанции о
том, что управление городского округа не является органом местного самоуправления и является ненадлежащим лицом при обращении в суд с заявлением по настоящему делу, а требование о признании недействительным ненормативного правового акта предъявлено к органу, не издававшему оспариваемый ненормативный акт. Кроме того, управление городского округа указывает, что судом апелляционной инстанции не дана правовая оценка доказательствам по делу в отношении права постоянного (бессрочного) пользования Чебаркульского муниципального района на спорный земельный участок, полагая при этом, что ответчик не представил в материалы дела документы, подтверждающие его право. Судами не установлено, прекращено ли право аренды муниципального унитарного предприятия коммунальных услуг и благоустройства комбината “Комбинат коммунальных предприятий“ (далее - МУП “Комбинат коммунальных предприятий“) на указанный земельный участок, что, по мнению заявителя жалобы, является существенным обстоятельством.

При рассмотрении спора судами установлено, что Исполнительным комитетом Чебаркульского районного совета народных депутатов принято решение от 11.12.1979 N 354-1 “Об обмене земельными участками между г. Чебаркуль и Чебаркульской птицефабрикой“. Райисполком согласно названному решению, рассмотрев ходатайство Чебаркульского горисполкома от 15.11.1979 N 1483 об отводе земельного участка из земель Чебаркульской птицефабрики под городскую свалку площадью 10 га на условиях компенсации этой площади за счет земель города для нужд строительства маточного цеха птицефабрики и приняв во внимание обоюдное согласие сторон на обмен равновеликими площадями, утвердил равновеликий обмен между г. Чебаркуль и Чебаркульской птицефабрикой земельными участками площадью 10 га с передачей г. Чебаркуль из земель Чебаркульской птицефабрики земельного участка площадью 10 га, из них 7,0 га пашни, 1,40 га сенокоса, 1,53 га леса под размещение городской свалки. Чебаркульской птицефабрике из земель г. Чебаркуль - земельный участок
площадью 10 га пашни для строительства маточного цеха (т. 1, л. д. 19).

Чебаркульским горисполкомом принято решение от 11.12.1979 N 401-1 об отводе земельного участка площадью 10 га из земель г. Чебаркуль Чебаркульской птицефабрике под строительство родительского цеха в районе Черной речки в порядке компенсации за земли, изъятые под городскую свалку (т. 1, л. д. 18).

Чебаркульской птицефабрикой и Исполкомом Чебаркульского горсовета подписана Экспликация сельхозугодий землепользования Чебаркульской птицефабрики с указанием площади земель, имеющихся в хозяйстве, площади земель, передаваемых г. Чебаркуль и передаваемых птицефабрике (т. 1, л. д. 16).

Решением Исполнительного комитета Челябинского областного совета народных депутатов от 05.02.1980 N 53 Чебаркульскому райисполкому разрешено произвести вышеназванный обмен земельными участками между г. Чебаркуль и Чебаркульской птицефабрикой в связи с переносом городской свалки на новое место, вызванным строительством административного здания и других объектов Челябинского тракторного завода в непосредственной близости от существующей свалки (т. 1, л. д. 20).

Решением Чебаркульского горисполкома от 26.08.1980 N 258 утвержден план границ землепользования новой городской свалки, а также решено закрепить за Чебаркульским комбинатом коммунальных предприятий земельный участок площадью 10 га, на что выдал государственный акт на право пользования землей (т. 1, л. д. 51).

Заказчику Комбинату коммунальных предприятий 19.10.1980 выдано архитектурно-планировочное задание на строительство городской свалки, содержащее согласование технических условий на электро- и водоснабжение городской свалки (т. 1, л. д. 74 - 78).

Постановлением главы г. Чебаркуль от 25.11.2002 за МУП “Комбинат коммунальных предприятий“ закреплен в порядке инвентаризации земельный участок общей площадью 10 га городских земель, расположенный по смежеству с землями Чебаркульской птицефабрики, в аренду сроком до 01.11.2003 (т. 1, л. д. 109, 110).

На
основании указанного постановления между муниципальным образованием “Город Чебаркуль“ и МУП “Комбинат коммунальных предприятий“ заключен договор аренды от 28.11.2002 названного земельного участка (т. 1, л. д. 105 - 108).

В материалы дела представлены подписанные между этими же сторонами договоры аренды земельного участка для размещения и эксплуатации полигона твердых бытовых отходов от 14.04.2006, 10.06.2008, заключенные на основании постановлений главы г. Чебаркуль о предоставлении в аренду земельного участка площадью 10 га для размещения и эксплуатации полигона твердых бытовых отходов (т. 1, л. д. 117 - 125).

Земельный участок с кадастровым номером 74:2360902001:103 площадью 60 398,7 кв. м, расположенный по адресу: Челябинская обл., Чебаркульский р-н, полигон твердых бытовых отходов, с разрешенным использованием - для размещения иных объектов промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, 15.09.2008 поставлен на кадастровый учет (т. 1, л. д. 71).

Согласно выкопировке из плана Чебаркульской птицефабрики усматривается расположение полигона твердых бытовых отходов в границах Чебаркульского муниципального района (т. 1, л. д. 85 - 86).

Границы Чебаркульского муниципального района определены приложением N 20 к Закону Челябинской области от 28.10.2004 N 311-ЗО “О статусе и границах Чебаркульского муниципального района и сельских поселений в его составе“ (далее - Закон Челябинской области от 28.10.2004 N 290-ЗО).

Постановлением главы Чебаркульского муниципального района от 20.10.2008 N 1070 земельный участок с кадастровым номером 74:2360902001:103 площадью 60 398,7 кв. м предоставлен в безвозмездное срочное пользование управлению муниципального района сроком на 11 месяцев (т. 1, л. д. 95).

В Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 17.12.2008 зарегистрировано право собственности Чебаркульского муниципального района Челябинской области
на указанный земельный участок, о чем в реестре сделана запись N 74-74-38/088/2008-363 (т. 1, л. д. 72).

Постановлением главы Чебаркульского муниципального района от 26.12.2008 N 1504 право безвозмездного срочного пользования спорным земельным участком прекращено (т. 1, л. д. 142).

Управление городского округа, полагая, что постановление главы Чебаркульского муниципального района от 20.10.2008 N 1070 принято в нарушение закона с превышением полномочий администрации Чебаркульского муниципального района, которое противоречит ранее принятым актам в отношении равновеликого обмена земельными участками между Чебаркульской птицефабрикой и г. Чебаркуль, обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с соответствующим заявлением.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции на основании положений ст. 2, 6, 22, 45 46 Устава пришел к выводу о том, что управление городского округа является уполномоченным органом на подачу заявления в порядке, установленном гл. 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и наделено правом выступать в защиту публичных интересов городского округа. Суд с учетом абз. 2 п. 10 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ “О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации“ (далее - Федеральный закон от 25.10.2001 N 137-ФЗ), в соответствии с которым распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов и установив, что государственная собственность на спорный земельный участок не разграничена, согласно приложению N 1 к Закону Челябинской области от 28.10.2004 N 290-ЗО указанный земельный участок находится в границах Шахматовского сельского поселения Чебаркульского муниципального района, пришел к выводу о том, что право распоряжения земельным участком в пределах границ муниципального образования принадлежит органу местного самоуправления - Чебаркульскому муниципальному району.
Кроме того, суд указал на отсутствие доказательств, подтверждающих соблюдение установленной ст. 14 Земельного кодекса РСФСР процедуры предоставления г. Чебаркуль земельного участка, находящегося в пользовании Чебаркульской птицефабрики, и на нарушение прав и законных интересов заявителя оспариваемым постановлением на момент принятия окончательного судебного акта.

Суд апелляционной инстанции, оставляя решение суда без изменения, исходил из того, что заявление об оспаривании ненормативного акта подано заявителем не от имени муниципального образования, а от своего имени, требование о признании ненормативного акта недействительным предъявлено к органу, не издававшему оспариваемый ненормативный акт, а также из отсутствия доказательств, подтверждающих наличие у муниципального учреждения - управления муниципального района полномочий выступать в интересах издавшего ненормативный акт должностного лица - главы Чебаркульского муниципального района по рассматриваемому делу. Суд апелляционной инстанции, принимая во внимание, что оспариваемый ненормативный акт указан в качестве единственного основания регистрации права собственности Чебаркульского муниципального района на земельный участок с кадастровым номером 74:2360902001:103; что управление городского округа не ссылается на нарушение его прав обстоятельством наличия у управления муниципального района статуса субъекта права срочного безвозмездного пользования землей, а мотивирует их нарушением прав муниципального образования “Чебаркульский городской округ“ на владение, пользование и распоряжение спорным земельным участком; основанием недействительности оспариваемого акта указано нарушение прав муниципального образования “Чебаркульский городской округ“ на земельный участок, который, по мнению заявителя, поступил в муниципальную собственность на основании п. 3 ст. 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ в порядке разграничения государственной собственности на землю, сделал вывод, что заявленное требование о признании ненормативного правового акта недействительным направлено по существу на оспаривание оснований возникновения права собственности на земельный участок муниципального образования
как субъекта права публичной собственности. Данный спор имеет гражданско-правовой характер и подлежит рассмотрению по правилам искового производства.

Судебные акты подлежат оставлению без изменения на основании следующего.

В силу ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Для признания недействительным ненормативного правового акта государственного органа, органа местного самоуправления, иного органа, должностного лица требуется наличие в совокупности двух условий: несоответствие обжалуемого ненормативного акта закону и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с абз. 2 п. 10 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.

Как установлено судами и подтверждается материалами дела, решением Собрания депутатов Чебаркульского городского округа от 07.10.2008 N 652 принят Устав в новой редакции (т. 2, л. д. 64 - 67).

На основании ст. 1 данного Устава в городском поселении, в пределах которого осуществляется местное самоуправление, имеется муниципальная собственность, местный бюджет и органы местного
самоуправления.

В соответствии со ст. 2 Устава границы территории городского округа установлены Законом Челябинской области от 28.10.2004 N 290-ЗО.

Приложение N 1 к Закону Челябинской области от 28.10.2004 N 290-ЗО содержит, в том числе, описание границы между Чебаркульским городским округом и Чебаркульским муниципальным районом.

Суд первой инстанции установил, что спорный земельный участок находится в границах Шахматовского сельского поселения Чебаркульского муниципального района.

Суды первой и апелляционной инстанций, принимая во внимание отсутствие доказательств, подтверждающих нарушение прав и законных интересов управления городского округа оспариваемым постановлением, пришли к верному выводу о том, что постановление главы Чебаркульского муниципального района от 20.10.2008 N 1070 “О предоставлении земельного участка в безвозмездное срочное пользование управлению муниципального района“ издано в пределах полномочий главы Чебаркульского муниципального района.

Суд апелляционной инстанции, обоснованно отметив, что оспариваемый ненормативный акт указан в качестве единственного основания регистрации права собственности Чебаркульского муниципального района на земельный участок с кадастровым номером 74:2360902001:103, истец, заявляя настоящие требования, мотивировал их нарушением прав муниципального образования “Чебаркульский городской округ“ на владение, пользование и распоряжение спорным земельным участком, который, по его мнению, поступил в муниципальную собственность городского округа в порядке разграничения государственной собственности на землю, сделал правильные выводы о том, что в рамках дела, рассматриваемого по правилам, установленным гл. 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, заявитель по настоящему делу по существу оспаривает основания возникновения права собственности муниципального района на земельный участок, между тем спор о праве на земельный участок между двумя муниципальными образованиями как субъектами права публичной собственности имеет гражданско-правовой характер и может быть разрешен по правилам искового производства.

Кроме того, суд апелляционной инстанции с учетом положений ст. 46
Устава, согласно которому управление городского округа, осуществляя управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности в порядке, предусмотренном решением Собрания депутатов, до разграничения государственной собственности на землю осуществляет распоряжение землями, находящимися в государственной собственности, в пределах своих полномочий, выступает в суде в защиту публичных интересов городского округа лишь по спорам, связанным с хозяйственной деятельностью управления, иным спорам, находящимися в компетенции управления, а также принимая во внимание, что управление городского округа по настоящему делу обратилось в арбитражный суд не от имени муниципального образования, верно сделал вывод о том, что оно не наделено полномочиями обращаться в суд с указанным требованием в защиту публичных интересов городского округа от своего имени.

Согласно ст. 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном данным Кодексом.

В силу ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

При таких обстоятельствах суды пришли к обоснованному выводу о том, что управлением городского округа не доказано, что оспариваемым ненормативным актом нарушены закон, а также его права и законные интересы.

Доводы управления городского округа были предметом исследования судов первой и апелляционной инстанций, и им дана правовая оценка.

Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся основаниями для отмены решения и постановления согласно ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом кассационной инстанции не установлено.

С учетом изложенного решение Арбитражного суда Челябинской области, постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда являются законными и отмене не подлежат. Оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.

Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Челябинской области от 20.11.2009 по делу N А76-15324/2009-57-391 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.02.2010 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Управления муниципальной собственностью Чебаркульского городского округа - без удовлетворения.

Председательствующий

МАЛИКОВА Э.М.

Судьи

КУПРЕЕНКОВ В.А.

СТОЛЯРОВ А.А.