Решения и определения судов

Постановление ФАС Уральского округа от 14.04.2010 N Ф09-2348/10-С2 по делу N А50-33525/2009 Требование: О признании недействительным решения органа Фонда социального страхования РФ в части отказа в возмещении расходов по социальному страхованию. Обстоятельства: Уполномоченный орган полагает, что страхователь преднамеренно за три месяца до наступления страхового случая принял работника, чем искусственно создал условия для получения завышенного пособия по беременности и родам. Решение: Требование удовлетворено, поскольку установлен факт наступления страхового случая, доказаны реальность трудовых отношений с застрахованным лицом и соблюдение страхователем требований, необходимых для получения средств на возмещение расходов по обязательному социальному страхованию.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 14 апреля 2010 г. N Ф09-2348/10-С2

Дело N А50-33525/2009

Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:

председательствующего Меньшиковой Н.Л.,

судей Кангина А.В., Юртаевой Т.В.,

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу государственного учреждения - Пермского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - фонд, страховщик) на решение Арбитражного суда Пермского края от 03.12.2009 по делу N А50-33525/2009 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.02.2010 по тому же делу.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского
округа.

В судебном заседании приняла участие представитель фонда - Крашенинникова С.А. (доверенность от 26.05.2009 N 01-13/05/30204).

Индивидуальный предприниматель Огнева Л.В. (далее - предприниматель, страхователь) обратилась в Арбитражный суд Пермского края с заявлением (уточнив заявленные требования в порядке, предусмотренном ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) о признании недействительным решения фонда от 05.08.2009 N 691142 в части отказа в возмещении расходов по социальному страхованию в сумме 30 299 руб. 66 коп.

Из материалов дела следует, что фондом проведена камеральная проверка по вопросам правильности расходования средств обязательного социального страхования предпринимателя.

Поводом для указанной проверки послужило заявление предпринимателя о выделении ему средств для возмещения расходов по обязательному социальному страхованию, понесенных в связи с выплатой пособий Воропаевой М.Н., в общей сумме 53 507 руб. 67 коп. (53 076 руб. 80 коп. пособие по беременности и родам и 430 руб. 81 коп. единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности).

В ходе проверки установлено, что у предпринимателя, по мнению контролирующего органа, отсутствовала производственная необходимость в приеме на работу на должность бухгалтера за три месяца до наступления отпуска по беременности и родам Воропаевой М.Н. с окладом 11 500 руб., на должность которой после ухода последней в отпуск по беременности и родам никто не принят; из расчетных ведомостей за период с 01.09.2008 по 30.06.2009 следует, что обязанности бухгалтера и кассира исполнял страхователь. В связи с названными обстоятельствами фонд сделал вывод о том, что целью указанных действий страхователя явилось искусственное создание условий для получения завышенного пособия за счет средств фонда; страховщик вынес решение от 05.08.2009 о выделении средств на осуществление (возмещение)
расходов страхователя в сумме 22 777 руб. 20 коп.

Решением суда от 03.12.2009 (судья Аликина Е.Н.) требования удовлетворены; решение фонда от 05.08.2009 N 69142 признано недействительным как не соответствующее законодательству Российской Федерации об обязательном социальном страховании. Суд пришел к выводу об отсутствии у фонда доказательств, подтверждающих нецелевое расходование средств фонда предпринимателем и создание им искусственной ситуации, направленной на необоснованное получение указанных средств; суд обязал фонд устранить допущенные нарушения прав и законных интересов страхователя.

Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.02.2010 (судьи Полевщикова С.Н., Голубцов В.Г., Борзенкова И.В.) решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

В кассационной жалобе фонд просит обжалуемые судебные акты отменить, ссылаясь на то, что страхователем не представлены надлежащие и достаточные документы, подтверждающие факт выполнения работ застрахованным лицом. В обоснование своих доводов заявитель ссылается на злоупотребление предпринимателем правом на получение возмещения произведенных расходов на цели государственного социального страхования.

В представленном отзыве предприниматель возражает против доводов заявителя жалобы, считая обжалуемые судебные акты обоснованными.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ “Об основах обязательного социального страхования“ (далее - Федеральный закон N 165-ФЗ) обязательное социальное страхование является частью государственной системы социальной защиты населения, спецификой которой является осуществляемое в соответствии с федеральным законом страхование работающих граждан и иных категорий граждан от возможного изменения материального и (или) социального положения, в том числе по не зависящим от них обстоятельствам.

Подпунктом 4 п. 1 ст. 7 и подп. 11 п. 2 ст. 8 Федерального закона N 165-ФЗ предусмотрено, что одним из видов социальных страховых рисков является материнство, которому соответствует страховое обеспечение в виде единовременного пособия при рождении
ребенка.

В силу требований указанного Закона и Положения о Фонде социального страхования Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1994 N 101, Фонд социального страхования Российской Федерации является специализированным финансово-кредитным учреждением при Правительстве Российской Федерации, одной из основных задач которого является обеспечение гарантированных государством пособий, в том числе пособий при рождении ребенка.

На основании п. 1 ст. 9 Федерального закона N 165-ФЗ отношения по обязательному социальному страхованию возникают у страхователя (работодателя) по всем видам обязательного социального страхования с момента заключения с работником трудового договора; у застрахованных лиц - по всем видам обязательного социального страхования с момента заключения трудового договора с работодателем.

В соответствии с п. 1 ст. 9, подп. 6 п. 2 ст. 12 Федерального закона N 165-ФЗ, ст. 4, 6 Федерального закона от 19.05.1995 N 81-ФЗ “О государственных пособиях гражданам, имеющим детей“ (далее - Закон N 81-ФЗ) страхователи обязаны выплачивать состоящим с ними в трудовых отношениях застрахованным лицам пособие по беременности и родам, выплата указанного пособия производится за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации.

Исходя из ст. 7 и 8 указанного Закона пособие по беременности и родам является страховым обеспечением, которое выплачивается застрахованному лицу за счет средств обязательного социального страхования в случае наступления страхового случая.

Пунктами 1 и 2 ст. 2 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ “Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию“ определено, что право на пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам имеют граждане, подлежащие обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, при соблюдении условий,
предусмотренных данным Федеральным законом и иными федеральными законами.

Согласно ст. 8 Федерального закона N 81-ФЗ пособие по беременности и родам устанавливается в размере среднего заработка (дохода) по месту работы женщинам, подлежащим обязательному социальному страхованию.

В силу Федерального закона N 165-ФЗ и постановления Фонда социального страхования Российской Федерации от 09.03.2004 N 22 “Об утверждении инструкции о порядке учета и расходования средств обязательного социального страхования“ выплата пособий по беременности и родам, единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, единовременного пособия по уходу за ребенком осуществляется за счет средств Фонда социального страхования через его отделения путем возмещения расходов организаций-работодателей.

На основании подп. 3 п. 1 ст. 11 Федерального закона N 165-ФЗ страховщики имеют право не принимать к зачету расходы на обязательное социальное страхование, произведенные с нарушением законодательства Российской Федерации.

Из существа вышеуказанных нормативных актов и п. 9 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 N 53 “Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды“ следует, что возмещение средств из Фонда социального страхования является восстановительной мерой, направленной на компенсацию реальных затрат страхователя, а создание предпринимателем искусственной ситуации для получения средств Фонда является основанием для отказа в удовлетворении требования о возмещении таких расходов.

Судами обеих инстанций в соответствии с имеющимися в деле доказательствами (трудовым договором от 01.04.2009 N 2-ТД, приказом от 01.04.2009 N 2, листком нетрудоспособности от 08.07.2009, расходным кассовым ордером от 09.07.2009 N 19, расчетными ведомостями от 30.04.2009 N 4, от 01.05.2009 N 5), исследованными согласно ст. 9, 67, 68, 71, ч. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
установлены факты наступления страхового случая и наличия достаточных доказательств, подтверждающих реальность трудовых отношений с застрахованным лицом и соблюдение предпринимателем всех требований, необходимых для получения средств на возмещение расходов по обязательному социальному страхованию.

Объективных и неопровержимых доказательств, свидетельствующих о наличии злоупотребления предпринимателем правом на возмещение понесенных им расходов на цели социального страхования, фондом в материалы настоящего дела не представлено.

Таким образом, страховщиком не доказано, что при предъявлении расходов на выплату пособия по беременности и родам предпринимателем нарушены требования законодательства.

При таких обстоятельствах выводы судов об отсутствии доказательств, подтверждающих создание предпринимателем искусственной ситуации в целях получения денежных средств из бюджета фонда, являются правильными.

В связи с тем, что судами при рассмотрении дела по существу была дана надлежащая правовая оценка всем доказательствам, имеющимся в настоящем деле, нормы материального права, регулирующие порядок и условия выплаты пособия по беременности и родам, судами применены верно, то основания для переоценки выводов судов согласно ст. 286, ч. 2 ст. 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации у суда кассационной инстанции отсутствуют.

С учетом изложенного обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Пермского края от 03.12.2009 по делу N А50-33525/2009 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.02.2010 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу государственного учреждения - Пермского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации - без удовлетворения.

Председательствующий

МЕНЬШИКОВА Н.Л.

Судьи

КАНГИН А.В.

ЮРТАЕВА Т.В.