Решения и определения судов

Постановление ФАС Уральского округа от 08.04.2010 N Ф09-2243/10-С3 по делу N А71-5020/2009 Требование: О взыскании задолженности по договорам аренды участков лесного фонда. Обстоятельства: Арендодатель полагает, что арендная плата внесена не в полном объеме. Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку лесорубочные билеты, выданные арендатору, выписаны по первому разряду такс, что не соответствовало фактической оценке лесосек, согласно представленному истцом перерасчету с учетом произведенных оплат недоимка по арендной плате отсутствует.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 8 апреля 2010 г. N Ф09-2243/10-С3

Дело N А71-5020/2009

Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:

председательствующего Дубровского В.И.,

судей Гусева О.Г., Первухина В.М.,

рассмотрел в судебном заседании жалобу Министерства лесного хозяйства Удмуртской Республики (далее - Министерство, истец) на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 13.07.2009 по делу N А71-5020/2009 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.10.2009 по тому же делу.

В судебном заседании приняли участие представители:

Министерства - Скачков А.Н. (доверенность от 09.09.2009 N 121-2009);

закрытого акционерного общества “Биоресурс“ (далее - общество “Биоресурс“, ответчик) - Жихарев М.Н. (доверенность от 27.02.2010 б/н).

Министерство обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с исковым заявлением о взыскании
с общества “Биоресурс“ задолженности по договорам аренды участков лесного фонда от 01.12.2006 и от 31.03.2008 N 01/2-15/24 в сумме 146 790 руб.

Решением суда от 13.07.2009 (резолютивная часть от 06.07.2009; судья Абуязидова Г.А.) в удовлетворении исковых требований отказано.

Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.10.2009 (резолютивная часть от 05.10.2009; судьи Булкина А.Н., Казаковцева Т.В., Романов В.А.) решение суда оставлено без изменения.

В тексте документа, видимо, допущены опечатки: вместо “...“Иргинский лесхоз“...“ имеется в виду “...“Игринский лесхоз“...“;

вместо “...“Иргинское лесничество“...“ имеется в виду “...“Игринское лесничество“...“.

В кассационной жалобе Министерство просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, неполное выяснение судами обстоятельств, имеющих значение для дела, а также несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела. По мнению истца, поскольку договор от 31.03.2008 N 01/2-15/24 прошел государственную регистрацию только 09.10.2008, то до указанного момента действовал договор аренды участка лесного фонда, заключенный между Федеральным государственным учреждением “Иргинский лесхоз“ и обществом “Биоресурс“. Истец также полагает, что протокол согласования от 06.07.2009 N 177 не имеет юридической силы, так как подписан неуполномоченным лицом - руководителем Государственного учреждения Удмуртской Республики “Иргинское лесничество“ В.И. Сергеевым. Иных дополнительных соглашений или протоколов об изменении размера арендной платы ни по договору от 01.12.2006, ни по договору от 31.03.2008 не подписывалось.

Кроме того, Министерство указывает на отсутствие у ответчика недоимки по арендным платежам за 2007 год и наличие задолженности за 2008 год в сумме 221 083 руб. По отраженному в жалобе расчету общество должно оплатить за 2008 год арендную плату в размере 681 195 руб., исходя из фактического объема заготовленной ответчиком древесины, отраженного в его
отчете в связи с заменой лесосек.

Истец в кассационной жалобе ссылается также на отсутствие у Сергеева В.И., руководителя Государственного учреждения Удмуртской Республики “Иргинское лесничество“, действующего по доверенности от 10.02.2009 N 51-2009 права подписи исковых заявлений, то есть исковое заявление в Арбитражный суд Удмуртской Республики изначально подписано и направлено неуполномоченным лицом.

В представленном отзыве общество “Биоресурс“ против доводов, изложенных в кассационной жалобе возражает, просит обжалуемые судебные акты оставить без изменения, жалобу Министерства - без удовлетворения.

В силу ч. 1 ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

Как следует из материалов дела, на основании протокола лесного аукциона на право заключения договоров аренды участков лесного фонда от 20.11.2006 N 4 между Федеральным государственным учреждением “Игринский лесхоз“ (арендодатель) и обществом “Биоресурс“ (арендатор) заключен договор аренды участка лесного фонда от 01.12.2006, во исполнение условий которого ответчику передан в аренду участок лесного фонда Российской Федерации в Игринском районе Удмуртской Республики площадью 33 417 га для осуществления заготовки древесины по главному пользованию в объеме 5200 м3, сроком на 5 лет.

Согласно разделу 2 договора арендная плата за осуществление заготовки древесины исчисляется по минимальным ставкам платы за древесину, отпускаемую на корню на основании постановления Правительства Российской Федерации от 19.02.2001 N 127 (п. 2.3), пересматривается и изменяется по мере изменения ставок лесных податей
(п. 2.5).

Расчетная сумма арендной платы при заготовке древесины в объеме 5200 м3 по главному пользованию в 2007 году составляла 347 900 руб. и подлежала уплате арендатором: 231 900 руб. - в доход федерального бюджета, 116 000 руб. - в доход бюджета Удмуртской Республики (п. 2.2 договора, п. 1.2 Приложения N 3).

Договор прошел государственную регистрацию 22.12.2006.

Федеральным законом от 04.12.2006 N 201-ФЗ “О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации“ (далее - Закон от 04.12.2006 N 201-ФЗ) с 01.12.2007 введен в действие Лесной кодекс Российской Федерации 2006 года.

Согласно п. 1, 2 ст. 4 Закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ договоры аренды участков лесного фонда и договоры безвозмездного пользования участками лесного фонда должны быть приведены в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации до 01.01.2009.

В соответствии со ст. 72, 74, 83 Лесного кодекса Российской Федерации, на основании приказа Министерства лесного хозяйства Удмуртской Республики от 07.03.2008 N 64 “О переоформлении договора аренды участка лесного фонда“ между Министерством (арендодатель) и обществом “Биоресурс“ (арендатор) заключен договор аренды лесного участка от 31.03.2008 N 01/2-15/24, которым предусмотрено предоставление арендатору для заготовки древесины участка площадью 33 417 га, расположенного в районе Государственного учреждения Удмуртской Республики “Игринское лесничество“.

Согласно п. 20 договора срок его действия - 10 лет с момента государственной регистрации.

Договор зарегистрирован в Управлении Федеральной регистрационной службы по Удмуртской Республике 09.10.2008.

По условиям договора (п. 6, Приложение N 4) размер арендной платы за 2008 год составляет 490 680 руб. и подлежит внесению поквартально (в равных долях) по 122 670 руб. в федеральный бюджет.

Размер арендной платы подлежит изменению пропорционально ставки платы за единицу объема
древесины лесных насаждений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 (п. 7 договора).

На 2008 год между Государственным учреждением Удмуртской Республики “Иргинское лесничество“ и обществом “Биоресурс“ подписан акт передачи лесосечного фонда главного пользования в объеме 5200 м3, в том числе по хвойному хозяйству - 3800 м3.

Фактический объем заготовленной ответчиком древесины в 2008 году составил 5204 м3, арендная плата - 681 195 руб.

В связи с тем, что регистрация договора аренды лесного участка от 31.03.2008 осуществлена ответчиком лишь 09.10.2008 расчет арендной платы за 2008 год в общем размере 637 470 руб. произведен истцом с учетом положений п. 3 ст. 433 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 20, 21 договора от 31.03.2008. При этом годовая арендная плата определена в сумме 524 855 руб. - за период с января 2008 года по 08.10.2008 (с применением условий п. 2.3 договора участка лесного фонда от 01.12.2006, по минимальным ставкам платы за древесину отпускаемую на корню, на основании постановления Правительства Российской Федерации от 19.02.2001 N 127 и коэффициента для расчета ставок лесных податей по Удмуртской Республике, утвержденного приказом Рослесхоза от 27.10.2005 N 238) и 112 615 руб. - за период с 09.10.2008 (исходя из условий п. 6 договора от 31.03.2008 (490 689 руб. в год).

Полагая, что арендная плата за 2008 год оплачена ответчиком не в полном объеме, истец обратился в арбитражный суд.

Отказывая в удовлетворении исковых требований, суды пришли к выводу об отсутствии у ответчика задолженности по арендной плате.

Выводы судов являются правильными, основаны на материалах дела, исследованных согласно требованиям, установленным ст. 65, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
и соответствуют законодательству.

Пунктом 1 ст. 614 Гражданского кодекса Российской Федерации установлена обязанность арендатора своевременно вносить плату за пользование имуществом, порядок, условия и размер которой определяются договором аренды.

В силу п. 2 ст. 73 Лесного кодекса Российской Федерации при использовании лесного участка с изъятием лесных ресурсов минимальный размер арендной платы определяется как произведение ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и объема изъятия лесных ресурсов на арендованном лесном участке.

В соответствии с п. 4 ст. 73 Лесного кодекса Российской Федерации для аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности, ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.

Согласно п. 4 постановления Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 “О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности“ выбор разряда такс производится для каждого лесного квартала исходя из расстояния от центра квартала до ближайшего пункта, откуда возможна погрузка и перевозка древесины железнодорожным транспортом.

Судами установлено и материалами дела подтверждено, что Государственным учреждением Удмуртской Республики “Игринское лесничество“ обществу “Биоресурс“ выданы лесорубочные билеты на заготовку древесины в 2007 году - от 28.12.2006 N 347, 348, от 25.12.2007 N 140; в 2008 году - от 25.01.2008 N 13, от 22.02.2008 N 14, от 18.04.2008 N 15, от 22.07.2008 N 16 на 5204 м3 древесины. Лесорубочные билеты выписаны по первому разряду такс, что не соответствовало фактической оценке лесосек.

Судами также установлено, что согласно представленному
истцом перерасчету арендной платы (протокол согласования от 06.07.2009 N 177) в соответствии с требованиями, установленными п. 4 постановления Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310, с учетом произведенных обществом “Биоресурс“ оплат, недоимка по арендной плате отсутствует.

При таких обстоятельствах суды пришли к обоснованному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований.

Доводы кассационной жалобы направлены на переоценку установленных по делу фактических обстоятельств и исследованных доказательств, в связи с чем подлежат отклонению на основании ст. 286, ч. 2 ст. 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.

Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 13.07.2009 по делу N А71-5020/2009 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.10.2009 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства лесного хозяйства Удмуртской Республики - без удовлетворения.

Председательствующий

ДУБРОВСКИЙ В.И.

Судьи

ГУСЕВ О.Г.

ПЕРВУХИН В.М.