Решения и определения судов

Постановление ФАС Уральского округа от 31.03.2010 N Ф09-2006/10-С6 по делу N А34-2339/2009 Требование: Об обязании органа местного самоуправления передать помещения. Обстоятельства: Осуществляя полномочия по распоряжению федеральным имуществом, истец отказался от договора безвозмездного пользования, заключенного с ответчиком. Спорные помещения ответчиком не освобождены и не переданы истцу. Решение: Требование удовлетворено, поскольку судебным актом, имеющим преюдициальное значение для данного дела, признано право федеральной собственности на спорные помещения, истцом соблюден порядок уведомления об отказе от договора и необходимости освободить нежилое здание, договор прекращен в порядке, предусмотренном законом.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 31 марта 2010 г. N Ф09-2006/10-С6

Дело N А34-2339/2009

Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:

председательствующего Купреенкова В.А.,

судей Семеновой З.Г., Смирнова А.Ю.,

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу администрации Каргапольского района (далее - администрация) на решение Арбитражного суда Курганской области от 27.10.2009 по делу N А34-2339/2009 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.12.2009 по тому же делу.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.

В судебном заседании принял участие представитель администрации - Харлова
Л.А. (доверенность от 16.03.2009).

Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Курганской области (далее - территориальное управление) обратилось в Арбитражный суд Курганской области к администрации с иском об обязании передать помещения N 1 - 35, общей площадью 530,8 кв. м, находящиеся на третьем этаже здания, расположенного по адресу: Курганская область, Каргапольский район, р.п. Каргапольское, ул. Калинина, д. 35, по акту приема-передачи.

Решением суда от 27.10.2009 (судья Носко Е.Ф.) исковые требования удовлетворены в полном объеме. На администрацию возложена обязанность передать территориальному управлению помещения N 1 - 35, общей площадью 530,8 кв. м, расположенные по указанному адресу.

Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.12.2009 (судьи Карпачева М.И., Баканов В.В., Ермолаева Л.П.) решение суда оставлено без изменения.

В кассационной жалобе администрация просит судебные акты отменить, ссылаясь на несоответствие выводов суда ст. 8, 12, 131 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также неполное выяснение обстоятельств дела. Заявитель полагает, что территориальное управление не обладает правом требовать возвращения спорного имущества, поскольку не является правопреемником Департамента и стороной по данному договору, поскольку права по договору территориальному управлению не передавались. По мнению заявителя, право федеральной собственности на спорное имущество возникло из решения Арбитражного суда Курганской области от 14.03.2008 по делу N А34-2814/2007 и территориальное управление вправе предъявлять требования о защите прав собственника только после государственной регистрации данного права.

Как установлено судами, в соответствии с Приказом Министерства государственного имущества Российской Федерации от 23.10.1998 N 233 Департамент государственного имущества, промышленной политики и потребительского рынка администрации Курганской области (далее - Департамент) наделен полномочиями территориального органа Министерства государственного имущества Российской Федерации в целях управления и распоряжения
федеральным имуществом, расположенным на территории Курганской области.

В рамках осуществления предоставленных полномочий Департаментом с администрацией Каргапольского района заключен договор от 01.11.2000 N 1023, согласно условиям которого Департамент передал администрации в безвозмездное пользование на неопределенный срок административное здание (бывшая собственность КПСС), помещения N 1 - 35, общей площадью 530,8 кв. м, расположенное по адресу: Курганская обл., р.п. Каргаполье, ул. Калинина, д. 35, находящееся на балансе администрации Каргапольского района в соответствии с решением Курганского областного Совета народных депутатов от 01.10.1991 N 234, для размещения подразделений пользователя.

Приказом Министерства имущественных отношений Российской Федерации от 19.11.2003 N 530 образовано Территориальное управление Министерства имущественных отношений Российской Федерации по Курганской области, утверждено Положение о территориальном управлении по Курганской области, приказ Министерства государственного имущества Российской Федерации от 23.10.1998 N 233 признан утратившим силу.

Положением, утвержденным приказом Минимущества России от 19.11.2003 N 530, определены полномочия Территориального управления Министерства имущественных отношений Российской Федерации, включающие в себя, в том числе управление и распоряжение федеральным имуществом, расположенным на территории Курганской области, приватизацию федерального имущества.

На основании Указа Президента Российской Федерации от 09.03.2004 N 314 “О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти“, Постановления Правительства Российской Федерации от 08.04.2004 N 200 “Вопросы Федерального агентства по управлению федеральным имуществом“ Федеральному агентству по управлению федеральным имуществом переданы полномочия упраздненного Министерства имущественных отношений Российской Федерации и его территориальные органы.

Приказом Федерального агентства по управлению федеральным имуществом от 11.10.2004 N 113 Территориальное управление Министерства имущественных отношений по Курганской области переименовано в Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Курганской области без проведения организационно-штатных мероприятий.

Согласно п. 10 Указа Президента Российской
Федерации от 12.05.2008 N 724 “Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти“ Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом преобразовано в Федеральное агентство по управлению государственным имуществом.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: Постановление Правительства РФ от 05.06.2008 имеет N 432, а не N 117.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 117 утверждено положение о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом.

Приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 27.06.2008 N 117 территориальные органы Федерального агентства по управлению федеральным имуществом переименованы в территориальные управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом без проведения организационно-штатных мероприятий.

Приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 27.02.2009 N 49 Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Курганской области реорганизовано в форме преобразования в Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Курганской области.

Вступившим в силу решением Арбитражного суда Курганской области от 14.03.2008 по делу N А34-2814/2007 признано право федеральной собственности на помещения N 1 - 35, общей площадью 530,8 кв. м на третьем этаже здания, расположенного по адресу: Курганская область, Каргапольский район, р.п. Каргаполье, д. 35.

Осуществляя полномочия по распоряжению федеральным имуществом, территориальное управление отказалось от договора от 01.11.2000 N 1023, известив об этом администрацию за один месяц путем направления в его адрес уведомления от 15.12.2008 N 05-01/5463, которое получено администрацией 18.12.2009.

Ссылаясь на то, что администрацией спорные помещения не освобождены и не переданы, территориальное управление обратилось в суд с соответствующим иском.

Суды, удовлетворяя требования, исходили из того, что территориальное управление, обладая полномочиями по распоряжению федеральным имуществом, действовало правомерно при отказе от договора безвозмездного пользования, заключенного с
администрацией.

В соответствии с п. 1 ст. 689 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору безвозмездного пользования (договору ссуды) одна сторона (ссудодатель) обязуется передать или передает вещь в безвозмездное временное пользование другой стороне (ссудополучателю), а последняя обязуется вернуть ту же вещь в том состоянии, в каком она ее получила, с учетом нормального износа или в состоянии, обусловленном договором.

Согласно п. 1 ст. 699 Гражданского кодекса Российской Федерации каждая из сторон вправе во всякое время отказаться от договора безвозмездного пользования, заключенного без указания срока, известив об этом другую сторону за один месяц, если договором не предусмотрен иной срок извещения. При этом ссудополучатель должен вернуть ту же вещь в том состоянии, в каком он ее получил, с учетом нормального износа или в состоянии, обусловленном договором (п. 1 ст. 689 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Суды, исходя из того, что в договоре безвозмездного пользования имуществом, заключенным Департаментом и администрацией иной срок извещения ссудополучателя об отказе от договора не установлен, пришли к верному выводу о соблюдении территориальным управлением порядка уведомления администрации об отказе от договора и необходимости освободить нежилое здание, и обосновано признали договор прекращенным в порядке, предусмотренном ст. 699 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Поскольку администрацией после прекращения действия договора безвозмездного пользования спорные помещения не возвращены, суды правомерно удовлетворили требования территориального управления об обязании администрации исполнить передать имущество по акту приема-передачи.

Довод администрации об отсутствии у территориального управления права требовать передачи имущества, поскольку оно не является стороной по данному договору, отклоняется.

Упразднение Министерства имущественных отношений России на основании Указа Президента Российской Федерации от 09.03.2004 N 314 произведено в особом порядке с передачей
его функций, в том числе по управлению федеральным имуществом, защиту имущественных и иных прав и законных интересов Российской Федерации при управлении федеральным имуществом полномочий, вновь образованному Федеральному агентству по управлению федеральным имуществом Российской Федерации.

Таким образом, территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом в Курганской области является органом государственной власти Российской Федерации, который выступает в гражданских правоотношениях от имени Российской Федерации и вправе распоряжаться федеральным имуществом.

Судами сделан правильный вывод о прекращении полномочий Департамента на управление федеральным имуществом с момента создания на территории Курганской области Территориального управления Министерства имущественных отношений Российской Федерации.

Судами верно отмечено, что при заключении договора безвозмездного пользования Департамент государственного имущества, промышленной политики и потребительского рынка Курганской области выступал только в качестве лица, представляющего собственника имущества в соответствии со ст. 125 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Довод заявителя о том, что право федеральной собственности на спорное имущество возникло из решения Арбитражного суда Курганской области от 14.03.2008 по делу N А34-2814/2007 и территориальное управление вправе предъявлять требования о защите прав собственника только после государственной регистрации данного права, рассмотрен судом апелляционной инстанции и ему дана надлежащая правовая оценка.

Суд апелляционной инстанции, отклоняя указанный довод администрации, правильно указал на то, что вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Курганской области по делу N А34-2814/2007 установлено право федеральной собственности на спорное имущество, возникшее в силу прямого указания закона в связи с разграничением государственной собственности на основании Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 “О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области,
автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность“. Данное обстоятельство имеет преюдициальный характер для рассматриваемого спора в силу ст. 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Выводы судов основаны на доказательствах, имеющихся в деле, которые исследованы судами полно и всесторонне в соответствии с требованиями ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта в соответствии со ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом кассационной инстанции не установлено. Обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.

Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: некорректно указана дата принятия постановления Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда по делу N А34-2339/2009, постановление принято 25.12.2009.

решение Арбитражного суда Курганской области от 27.10.2009 по делу N А34-2339/2009 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.12.25009 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу администрации Каргапольского района - без удовлетворения.

Председательствующий

КУПРЕЕНКОВ В.А.

Судьи

СЕМЕНОВА З.Г.

СМИРНОВ А.Ю.