Решения и определения судов

Постановление ФАС Уральского округа от 24.03.2010 N Ф09-1920/10-С5 по делу N А50-20807/2009 Требование: О признании ничтожным договора на безвозмездное оказание услуг по опубликованию информации о размещении заказов, применении последствий недействительности сделки. Обстоятельства: Истец полагает, что право на заключение договора не могло быть предметом торгов, государственный орган должен был осуществить выбор исполнителя по изданию и распространению информационного бюллетеня согласно нормативным правовым актам. Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку ФЗ “О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд“ не предусмотрено специальных требований к официальному печатному изданию и к процедуре его отбора. Дополнительно: Присвоение журналу истца статуса официального печатного издания не означает возникновение у госоргана обязанности по финансированию услуг истца по опубликованию информации о размещении заказов.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 24 марта 2010 г. N Ф09-1920/10-С5

Дело N А50-20807/2009

Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:

председательствующего Митиной М.Г.,

судей Васильченко Н.С., Сирота Е.Г.,

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью “Издательский дом “Кама-пресс“ (далее - общество “Кама-пресс“) на постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.12.2009 по делу N А50-20807/2009 Арбитражного суда Пермского края.

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.

В судебном заседании принял участие представитель общества “Кама-пресс“ - Иванов А.Н., адвокат
(доверенность от 10.03.2010).

Общество “Кама-пресс“ обратилось в Арбитражный суд Пермского края с исковым заявлением к Министерству развития торговли и предпринимательства Пермского края (далее - министерство) о признании недействительным (ничтожным) договора от 15.02.2008 на безвозмездное оказание услуг по опубликованию информации о размещении заказов, предусмотренной Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ, и применении последствий недействительности ничтожной сделки путем возврата истцу журналов “Вестник конкурсных торгов“ в количестве 730 шт (с учетом уточнения истцом исковых требований, принятого судом в порядке, установленном ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Решением суда от 29.10.2009 (судья Белоцерковская Г.Д.) в удовлетворении иска отказано.

Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.12.2009 (судьи Нилогова Т.С., Жукова Т.М., Романов В.А.) решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

В кассационной жалобе общество “Кама-пресс“ просит отменить постановление суда апелляционной инстанции и, не передавая дело на новое рассмотрение, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований, ссылаясь на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в материалах дела доказательствам, неправильное применение при разрешении спора положений ст. 166, 168, 181, 422, 447, 448, 1057 Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ “О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд“ (далее - Закон N 94-ФЗ), указа Губернатора Пермского края от 19.12.2006 N 202 “О министерстве торговли Пермского края“. По мнению заявителя кассационной жалобы, оспариваемый им договор является недействительным в силу ст. 168 Гражданского кодекса Российской Федерации, поскольку в нарушение Закона N 94-ФЗ был заключен в порядке, определенном ст. 447 Гражданского кодекса Российской Федерации. Вывод суда о том,
что министерство не несет обязательств по финансированию деятельности хозяйствующих субъектов по изданию официального печатного издания противоречит указу Губернатора Пермского края от 19.12.2006 N 202 “О министерстве торговли Пермского края“, согласно которому министерство является главным распорядителем средств краевого бюджета и за ним закреплены расходы на издание и распространение информационного бюллетеня “Государственный и муниципальный заказ Пермского края“.

В отзыве на кассационную жалобу министерство просит обжалуемые судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Проверив законность принятых по делу судебных актов в порядке, предусмотренном ст. 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции не установил оснований для их отмены.

Как установлено судами и подтверждается материалами дела, министерство в соответствии с конкурсной документацией в целях определения официального печатного издания организовало и провело конкурс на право заключения договора на безвозмездное оказание услуг по опубликованию информации о размещении заказов, предусмотренной Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ, с присвоением печатному изданию, выбранному по итогам конкурса, статуса официального печатного издания.

По итогам рассмотрения, оценки и сопоставления поданных на участие в конкурсе заявок победителем конкурса признано общество “Кама-пресс“, как предложившее наиболее лучшие условия по размещению в печатном издании требуемой информации (протокол от 29.01.2008).

Общество “Кама-пресс“ является учредителем средства массовой информации журнала “Вестник конкурсных торгов“ (свидетельство о регистрации СМИ от 27.11.2006).

Между обществом “Кама-пресс“ (издательство) и министерством заключен договор от 15.02.2008 на безвозмездное оказание услуг по опубликованию информации о размещении заказов, предусмотренной Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ, согласно условиям которого министерство поручает, а издательство принимает на себя обязательство оказывать услуги по размещению в журнале “Вестник конкурсных торгов“ обязательной к опубликованию
в соответствии с названным Законом информации о размещении заказов, направляемой государственными, муниципальными заказчиками и специализированными организациями, привлекаемыми государственными и муниципальными заказчиками, для осуществления функций по размещению заказа путем проведения торгов; публиковать в журнале материалы об изменениях нормативной базы в сфере размещения заказов, разъяснений действующего законодательства о размещении заказов, рекомендации по актуальным вопросам, прочую информацию, определенную тематическим журналом.

Министерство в соответствии с условиями договора от 15.02.2008 обязалось оказывать издательству содействие в подготовке журнала, разработке тематического плана рубрик журнала, передавать необходимые материалы, информацию, дополнительные сведения, касающиеся сферы размещения заказов, необходимые для подготовки журнала истцом (п. 2.1.3, 2.1.4 договора).

В п. 4.1, 4.2 договора от 15.02.2008 стороны предусмотрели, что данный договор не налагает на подписавших его сторон какие-либо финансовые обязательства, опубликование в журнале информации о размещении заказов осуществляется издательством на безвозмездной основе.

Постановлением Правительства Пермского края от 16.02.2007 N 16-п “О порядке взаимодействия исполнительного органа государственной власти Пермского края, уполномоченного на осуществление функций по размещению заказов для государственных заказчиков, и государственных заказчиков“ (в редакции постановления от 22.02.2008 N 31-п) печатному изданию истца присвоен статус официального печатного издания для опубликования информации о размещении заказов для государственных нужд Пермского края.

Обязательства между сторонами по договору исполнялись: с момента вступления договора в силу было напечатано 730 журналов и опубликовано 5580 извещений и протоколов государственных и муниципальных заказчиков.

29.05.2009 министерство инициировало перед правительством Пермского края вопрос о расторжении договора от 15.02.2008, заключенного с обществом “Кама-пресс“, указав в служебной записке следующие причины: условия конкурса и заключенного по его результатам договора не предполагали расход бюджетных средств на публикацию информации о размещении заказов; издательство планировало
компенсировать свои затраты за счет доходов, полученных от подписки на журнал, однако, ввиду определенной издательством стоимости журнала желающих на него подписаться оказалось мало, вследствие чего от издательства государственным и муниципальным заказчикам стали поступать угрозы о неопубликовании информации о размещении заказов.

По итогам совещания по вопросу расторжения договора от 15.02.2008 было принято решение о расторжении данного договора с обществом “Кама-пресс“, о чем истцу было направлено уведомление.

Полагая, что исполнение обязательств по заключенному между сторонами договору в силу ст. 447 Гражданского кодекса Российской Федерации не могло быть предметом торгов и министерство в соответствии со ст. 1, 3, 16 Закона N 94-ФЗ, п. 4 указа Губернатора Пермского края от 19.12.2006 N 202, постановления Правительства Пермского края от 22.12.2006 N 102-п должно было осуществить выбор исполнителя по изданию и распространению информационного бюллетеня “Государственный и муниципальный заказ Пермского края“, общество “Кама-пресс“ обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым иском.

В отзыве на иск министерство пояснило, что в целях снижения расходов на публикацию информации о размещении заказов конкурс на осуществление таких услуг во избежание нарушения законодательства о конкуренции проводился в порядке ст. 447 Гражданского кодекса Российской Федерации; за ответчиком не закреплены расходы на издание и распространение информационного бюллетеня “Государственный и муниципальный заказ Пермского края“.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, судебные инстанции исходили из отсутствия оснований для признания спорного договора на безвозмездное оказание услуг по опубликованию информации о размещении заказов, предусмотренной Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ, недействительным и применения последствий недействительности сделки.

Выводы судов соответствуют установленным по делу обстоятельствам и действующему законодательству.

Согласно ст. 168 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка, не соответствующая требованиям
закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.

Статьей 16 Закона N 94-ФЗ установлена обязанность высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации определить официальное печатное издание для опубликования в нем информации о проводимых торгах для государственных нужд.

Принимая во внимание, что названным Законом не предусмотрено специальных требований к официальному печатному изданию и к процедуре отбора печатного издания, суды пришли к выводу, что проведенный ответчиком конкурс в порядке, определенном ст. 447, 1057 Гражданского кодекса Российской Федерации, не противоречит положениям Закона N 94-ФЗ.

Оценив конкурсную документацию, условия заключенного между сторонами договора по правилам, предусмотренным ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды установили, что существенным условием заключаемого по итогам конкурса договора являлось условие о его безвозмездности, в качестве конкурсного бонуса (вознаграждения) печатному изданию исполнителя присваивался статуса официального печатного издания, в связи с чем коммерческим расчетом истца в участии в публичном конкурсе и в заключении договора являлось повышение потребностей читателей в данном издании, расширение круга читателей.

Согласно установленному Гражданским кодексом Российской Федерации принципу свободы договора граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе, они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора (ст. 1, 421 Гражданского кодекса Российской Федерации).

В связи с указанными обстоятельствами суды пришли к выводу, что присвоение журналу истца статуса официального печатного издания не свидетельствует о незаконности возложения на него расходов по изданию и распространению информации о размещении заказов в соответствии
с Законом N 94-ФЗ, а также не означает возникновение у ответчика обязанности по финансированию услуг истца по опубликованию такой информации.

Доводы истца о том, что министерство является главным распорядителем краевого бюджета и несет расходы на издание и распространение информационного бюллетеня “Государственный и муниципальный заказ Пермского края“, рассмотрены судами и отклонены как неподтвержденные материалами дела.

При таких обстоятельствах суды правомерно отказали в удовлетворении заявленных требований.

Доводы общества “Кама-пресс“ о нарушении порядка проведения конкурса и противоречии заключенного между сторонами договора действующему законодательству со ссылкой на обстоятельства, изложенные в исковом заявлении и апелляционной жалобе, отклоняются судом кассационной инстанции на основании ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку были предметом исследования судов, им дана надлежащая правовая оценка.

Обстоятельства дела исследованы судами полно и всесторонне, спор разрешен в соответствии с требованиями действующего законодательства.

Нарушений или неправильного применения судами при разрешении спора норм материального и процессуального права, являющихся основанием для отмены судебных актов (ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.

С учетом изложенного решение и постановление подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.

Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Пермского края от 29.10.2009 по делу N А50-20807/2009 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.12.2009 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью “Издательский дом “Кама-пресс“ - без удовлетворения.

Председательствующий

МИТИНА М.Г.

Судьи

ВАСИЛЬЧЕНКО Н.С.

СИРОТА Е.Г.