Решения и определения судов

Постановление ФАС Уральского округа от 02.03.2010 N Ф09-1099/10-С6 по делу N А60-29248/2009-С5 Требование: О признании незаконным внесения в государственный кадастр объектов недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельного участка, об обязании внести сведения об иной стоимости. Обстоятельства: Заявитель полагает, что на земельном участке находится электростанция, в связи с чем он относится к группе видов разрешенного использования “земельные участки, предназначенные для размещения электростанций“, а не “под объект промышленности“. Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку кадастровая стоимость участка определена исходя из предусмотренных правоустанавливающим документом и ранее внесенных в государственный кадастр сведений о виде разрешенного использования.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 2 марта 2010 г. N Ф09-1099/10-С6

Дело N А60-29248/2009-С5

Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:

председательствующего Мындря Д.И.,

судей Семеновой З.Г., Сулейменовой Т.В.,

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества “Территориальная генерирующая компания N 9“ (далее - общество “ТГК N 9“) на постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.12.2009 по делу N А60-29248/2009-С5 Арбитражного суда Свердловской области.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом путем направления в их адреса копий определения о принятии кассационной жалобы к производству заказным письмом с уведомлением, а также размещения данной информации на официальном сайте Федерального арбитражного суда
Уральского округа.

В судебном заседании принял участие представитель общества “ТГК N 9“ - Мансурова Е.А. (доверенность от 24.12.2009 N 28).

Общество “ТГК N 9“ обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к Управлению Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Свердловской области (далее - управление) о признании незаконными действий по внесению в государственный реестр недвижимости по состоянию на 01.01.2009 сведений о кадастровой стоимости земельного участка в размере 1 669 334 367 руб. 66 коп. и об обязании управления внести в государственный кадастр объектов недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельного участка с номером 66:45:0000000:50 по состоянию на 01.01.2009 в размере 68 603 541 руб. 54 коп. (с учетом изменения предмета требований в порядке, предусмотренном ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Решением суда от 30.09.2009 (судья Горбашова И.В.) заявленные требования удовлетворены. Действия управления по внесению в государственный кадастр объектов недвижимости по состоянию на 01.01.2009 сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 66:45:0000000:50 в сумме 1 669 334 367 руб. 66 коп. признаны незаконными. На управление возложена обязанность внести в государственный кадастр объектов недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 66:45:0000000:50 в соответствии с постановлением Правительства Свердловской области от 19.12.2008 N 1347-ПП “Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов, расположенных на территории Свердловской области“ (далее - постановление Правительства Свердловской области от 19.12.2008 N 1347-ПП) по группе 10 видов разрешенного использования.

Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.12.2009 (судьи Скромова Ю.В., Гребенкина Н.А., Панькова Г.Л.) решение суда отменено, в удовлетворении заявленных требований отказано.

В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского
округа, общество “ТГК N 9“ просит постановление апелляционного суда отменить и оставить в силе решение суда первой инстанции, ссылаясь на неправильное применение апелляционным судом п. 3 Порядка ведения государственного реестра земель, утвержденного приказом Росземкадастра от 15.06.2001 N П/119 “Об утверждении документов государственного земельного кадастра“ (далее - Порядок ведения государственного реестра земель, утвержденный приказом Росземкадастра от 15.06.2001 N П/119), постановления Правительства Свердловской области от 19.12.2008 N 1347-ПП, неприменение подлежащей применению Методики государственной кадастровой оценки земель промышленности и иного специального назначения, утвержденной Приказом Росземкадастра от 20.03.2003 N П/49, несоответствие выводов апелляционного суда фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам. По мнению заявителя, орган кадастрового учета должен, исходя из фактических обстоятельств пользования земельным участком, установить вид разрешенного использования и с учетом этого определить размер его кадастровой стоимости.

Как установлено судами и следует из материалов дела, согласно свидетельству о праве от 09.11.1993 акционерному обществу “Свердловэнерго“ Красногорской теплоцентрали на праве бессрочного пользования принадлежал земельный участок с кадастровым номером 66:45:02:00 188:0213 общей площадью 966 500 кв. м, предоставленный постановлением главы администрации от 05.11.1993 N 686 для промплощадки ТЭЦ.

Приказом Министерства по управлению государственным имуществом по Свердловской области от 26.05.2005 N 2198 прекращено право бессрочного пользования открытого акционерного общества энергетики и электрификации “Свердловэнерго“ на указанный земельный участок и названному обществу предоставлен земельный участок площадью 615 885,9 кв. м в квартале с кадастровым номером 66:45:02 00 188 с указанием целевого использования - под объект промышленности, расположенный по адресу: Свердловская область, г. Каменск-Уральский, ул. Заводская, 24.

В связи с реорганизацией открытого акционерного общества энергетики и электрификации “Свердловэнерго“ имущественный комплекс “Красногорская ТЭЦ“,
а также право на земельный участок, занятый производственно-технологическим комплексом, перешли к открытому акционерному обществу “Свердловская генерирующая компания“, которое 01.05.2006 было реорганизовано путем присоединения к обществу “ТГК N 9“.

Общество “ТГК N 9“ 05.12.2007 обратилось в управление с заявлением о постановке земельного участка на государственный кадастровый учет.

Управлением в декабре 2007 года осуществлена постановка земельного участка на кадастровый учет, ему присвоен кадастровый номер 66:45:0000000:50, кадастровая стоимость определена в размере 306 409 443 руб. 86 коп., вид разрешенного использования - “под объект промышленности“.

Как следует из имеющейся в материалах дела выписки из государственного кадастра недвижимости от 30.12.2008, категория земельного участка с кадастровым номером 66:45:0000000:50 - земли населенных пунктов, разрешенное использование земельного участка - под объект промышленности, фактическое использование не указано, кадастровая стоимость - 1 669 334 367 руб. 66 коп.

Общество “ТГК N 9“, полагая, что действия управления по установлению указанной кадастровой стоимости земельного участка являются незаконными, обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением. В обоснование заявленных требований заявитель ссылался на то, что на земельном участке находится тепловая электрическая станция, в связи с чем кадастровая стоимость земельного участка должна быть определена исходя из удельного показателя, соответствующего 10 группе видов разрешенного использования, предусмотренных постановлением Правительства Свердловской области от 19.12.2008 N 1347-ПП - земельные участки, предназначенные для размещения электростанций.

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что из имеющегося в деле Положения о филиале общества “ТГК N 9“ “Красногорская ТЭЦ“ следует, что заявитель осуществляет производство электрической энергии, в связи с чем судом сделан вывод о том, что земельный участок по виду разрешенного использования относится к 10 группе,
следовательно, управлением неверно определена кадастровая стоимость спорного земельного участка исходя из удельного показателя, отнесенного к 9 группе - земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок.

Отменяя решение суда и отказывая в удовлетворении заявленных требований, апелляционный суд исходил из следующего.

Для признания ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (ч. 1 ст. 198, ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Согласно п. 2 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации государственная кадастровая оценка земель проводится для установления кадастровой стоимости земельных участков. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель, согласно которым государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования (п. 4 Правил).

Постановлением Правительства Свердловской области от 19.12.2008 N 1347-ПП утверждены средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земель по 15-ти группам видов разрешенного использования.

В силу п. 3 Порядка ведения государственного реестра земель кадастрового района, утвержденного приказом Росземкадастра от 15.06.2001 N П/119, сведения в государственный земельный кадастр вносятся только на основании и в строгом соответствии с представленными на государственный кадастровый учет документами.

Суд апелляционной инстанции, установив, что сведения относительно разрешенного использования земельного участка “под объект промышленности“ в государственный кадастр недвижимости внесены управлением
в соответствии с приказом Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области от 26.05.2005 N 2198, согласно которому земельный участок предоставлен с указанием целевого использования - “под объект промышленности“, сведения о фактическом использовании участка при обращении с заявлением о постановке участка на кадастровый учет не указаны, пришел к выводу о том, что оспариваемый размер кадастровой стоимости земельного участка определен исходя из предусмотренных правоустанавливающим документом и ранее внесенных в государственный кадастр сведений о виде разрешенного использования.

При этом апелляционным судом рассмотрены и отклонены ссылки общества “ТГК N 9“ на то, что орган кадастрового учета должен был установить иной вид разрешенного использования, поскольку вопрос об отнесении земельного участка к тому или иному виду разрешенного использования либо об изменении вида разрешенного использования находится за рамками настоящего спора об определении кадастровой стоимости земельного участка на основании ранее внесенных данных о целевом использовании, установленном в документе о предоставлении земельного участка.

Кроме того, апелляционный суд, установив, что об определении кадастровой стоимости земельного участка обществу “ТГК N 9“ стало известно из кадастрового паспорта от 30.12.2008, полученного 21.01.2009, о чем указывает заявитель, при этом с заявлением о признании действий управления незаконными общество “ТГК N 9“ обратилось в арбитражный суд 23.07.2009, то есть с пропуском срока, предусмотренного ч. 4 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и признав причины пропуска указанного срока неуважительными, сделал вывод о том, что данное обстоятельство является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявления.

Указанные выводы апелляционного суда заявителем кассационной жалобы не оспариваются, в связи с чем их законность судом кассационной инстанции не проверяется (ч. 1, 3 ст. 286
Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Учитывая изложенное, в удовлетворении требований отказано обоснованно.

Ссылка заявителя кассационной жалобы на неправильное применение судом приказа Росземкадастра от 15.06.2001 N П/119, так как он утратил силу в связи с принятием Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ “О государственном кадастре недвижимости“ и приказа Минюста Российской Федерации от 20.02.2008 N 35 “Об утверждении Порядка ведения государственного кадастра недвижимости“, не может быть принята. Федеральный закон от 24.07.2007 N 221-ФЗ “О государственном кадастре недвижимости“ вступил в силу с 01.03.2008 (ст. 48 названного Закона); согласно п. 2 приказа Минэкономразвития Российской Федерации от 12.01.2010 N 2 приказ Росземкадастра от 15.06.2001 N П/119 утратил силу 17.02.2010. Сведения о земельном участке в государственный кадастр недвижимости внесены 14.12.2007, оспариваемые сведения о кадастровой стоимости земельного участка содержатся в выписке из государственного кадастра недвижимости от 30.12.2008.

Довод о том, что к спорным отношениям должна быть применена Методика государственной кадастровой оценки земель промышленности и иного специального назначения, утвержденная приказом Росземкадастра от 20.03.2003 N П/49, заявителем кассационной жалобы не обоснован, учитывая, что согласно выписке из государственного кадастра недвижимости от 30.12.2008 спорный земельный участок отнесен к категории земель населенных пунктов.

Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основаниями для отмены постановления суда апелляционной инстанции (ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.

С учетом изложенного обжалуемый судебный акт следует оставить в силе, кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.12.2009 по делу N А60-29248/2009-С5 Арбитражного суда Свердловской области оставить без изменения, кассационную жалобу открытого акционерного общества “Территориальная
генерирующая компания N 9“ - без удовлетворения.

Председательствующий

МЫНДРЯ Д.И.

Судьи

СЕМЕНОВА З.Г.

СУЛЕЙМЕНОВА Т.В.