Постановление ФАС Уральского округа от 15.02.2010 N Ф09-449/10-С1 по делу N А50-33140/2009 Требование: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по части 9 ст. 19.5 КоАП РФ за неисполнение в установленный срок предписания органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг в полном объеме (представленный список аффилированных лиц не содержал информации об адресе страницы в сети Интернет). Решение: Требование удовлетворено, поскольку на момент рассмотрения спора обязанность акционерных обществ представлять в регистрирующий орган список аффилированных лиц отсутствовала.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГАПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 февраля 2010 г. N Ф09-449/10-С1
Дело N А50-33140/2009
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Поротниковой Е.А.,
судей Василенко С.Н., Ященок Т.П.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Волго-Камском регионе (далее - региональное отделение) на решение Арбитражного суда Пермского края от 16.11.2009 по делу N А50-33140/2009.
Представители лиц, участвующих в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещенных надлежащим образом путем направления в их адрес копий определения о принятии кассационной жалобы к производству заказным письмом с уведомлением, а также размещения данной информации на официальном сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Открытое акционерное общество “Ремтехснаб“ (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о признании незаконным и отмене постановления регионального отделения от 07.09.2009 N 11-09-521/пн о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч. 9 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс).
Решением суда от 16.11.2009 (судья Швецова О.А.) постановление регионального отделения от 07.09.2009 N 11-09-521/пн признано незаконным и отменено.
В кассационной жалобе региональное отделение просит указанный судебный акт отменить, принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на неправильное применение судом ст. 1.7 Кодекса, Положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг, утвержденного приказом Федеральной службы по финансовым рынкам от 10.10.2006 N 06-117/пз-н (далее - Положение о раскрытии информации). При этом, по мнению регионального отделения, в действиях общества имеется состав вменяемого ему административного правонарушения, поскольку нормы Кодекса, касающиеся административной ответственности за нарушение порядка и сроков раскрытия информации участниками рынка ценных бумаг, с момента совершения обществом административного правонарушения изменены не были.
Как следует из материалов дела, 23.06.2009 региональным отделением в адрес общества направлено предписание N 11-09-СВ-02/1019-Т с требованием в срок до 22.07.2009 устранить выявленные нарушения законодательства Российской Федерации о ценных бумагах, в частности, представить в региональное отделение список аффилированных лиц общества за 1-й квартал 2009 г., составленный в соответствии с требованиями Положения о раскрытии информации. При этом региональным отделением указано, что в представленном обществом списка неверно указана дата наступления основания аффилированности для членов Совета директоров в период, в течение которого произошли изменения в списке аффилированных лиц, а также не указан адрес страницы в сети Интернет.
Обществом во исполнение указанного предписания N 11-09-СВ-02/1019-Т в региональное отделение представлен список аффилированных лиц. Однако названный список не содержал информации об адресе страницы в сети Интернет, что, по мнению регионального отделения, свидетельствует о неполном исполнении обществом требований предписания от 23.06.2009 N 11-09-СВ-02/10191-Т.
Указанные обстоятельства послужили основанием для составления региональным отделением в отношении общества протокола от 24.08.2009 об административном правонарушении, на основании которого вынесено постановление от 07.09.2009 N 11-09-521/пн о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной ч. 9 ст. 19.5 Кодекса, в виде взыскания штрафа в сумме 500 000 руб.
Считая постановление регионального отделения от 07.09.2009 N 11-09-521/пн о привлечении к административной ответственности незаконным, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, признавая незаконным и отменяя оспариваемое постановление регионального отделения от 07.09.2009 N 11-09-521/пн, суд, применив положения ст. 1.7 Кодекса, исходил из отсутствия на момент рассмотрения спора по существу обязанности акционерных обществ представлять в регистрирующий орган список аффилированных лиц.
Выводы суда являются правильными, соответствуют материалам дела и действующему законодательству.
Частью 9 ст. 19.5 Кодекса установлено, что невыполнение в установленный срок законного предписания федерального органа исполнительной власти в области финансовых рынков или его территориального органа влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от пятисот тысяч до семисот тысяч рублей.
Согласно п. 1 Положения о Федеральной службе по финансовым рынкам, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 317, Федеральная служба по финансовым рынкам является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору в сфере финансовых рынков (за исключением страховой, банковской и аудиторской деятельности).
В соответствии с п. 7 ст. 44 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ “О рынке ценных бумаг“, п. 1 ст. 11 Федерального закона от 05.03.1999 N 46-ФЗ “О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг“ предписания федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг являются обязательными для исполнения коммерческими организациями и их должностными лицами на территории Российской Федерации.
Судом установлено, что, по мнению регионального отделения, неисполнение обществом в полном объеме обязанности по исполнению требований предписания от 23.06.2009 N 11-09-СВ-02/1019-Т о необходимости представления списка аффилированных лиц, оформленного в соответствии с Положением о раскрытии информации, образует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 9 ст. 19.5 Кодекса.
Разделом 8.5 Положения о раскрытии информации (в редакции, действовавшей до 01.07.2009) предусмотрена обязанность акционерного общества представлять в регистрирующий орган список его аффилированных лиц, составленный на дату окончания отчетного квартала, не позднее 45 дней с даты окончания отчетного квартала.
При этом судом правильно отмечено, что приказом Федеральной службы по финансовым рынкам от 23.04.2009 N 09-14/пз-н положения раздела 8.5 Положения о раскрытии информации изложены в новой редакции, согласно которой с 01.07.2009 обязанность акционерного общества представлять в регистрирующий орган список его аффилированных лиц устранена.
В силу ч. 1, 2 ст. 1.7 Кодекса лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения. Закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено.
Судом с учетом правильного применения указанных норм права обоснованно отмечено, что, поскольку приказ Федеральной службы по финансовым рынкам от 23.04.2009 N 09-14/пз-н улучшил положение акционерных обществ, он имеет обратную силу и в данном случае распространяется на общество.
При этом судом при рассмотрении спора по существу принято во внимание, что оспариваемое постановление регионального отделения от 07.09.2009 N 11-09-521/пн обществом на момент рассмотрения дела судом первой инстанции не исполнено.
При таких обстоятельствах суд с учетом правильного применения указанных норм права пришел к обоснованному выводу о наличии в данном случае оснований для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления регионального отделения от 07.09.2009 N 11-09-521/пн о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной ч. 9 ст. 19.5 Кодекса.
Доводы регионального отделения, изложенные в кассационной жалобе, о том, что в действиях общества состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 9 ст. 19.5 Кодекса, имеется, поскольку нормы Кодекса, касающиеся административной ответственности за нарушение порядка и сроков раскрытия информации участниками рынка ценных бумаг, с момента совершения обществом административного правонарушения изменены не были, подлежат отклонению по следующим основаниям.
Поскольку диспозиция ч. 9 ст. 19.5 Кодекса является бланкетной, для привлечения лица к административной ответственности необходимо установить, какие конкретно нормы и правила данное лицо нарушило.
В данном случае обществу вменяется нарушение требований Положения о раскрытии информации, в которое приказом Федеральной службы по финансовым рынкам от 23.04.2009 N 09-14/пз-н внесены соответствующие изменения.
Таким образом, поскольку требования Положения о раскрытии информации на момент рассмотрения спора судом первой инстанции (в том числе и на момент вынесения региональным отделением оспариваемого постановления от 07.09.2009 N 11-09-521/пн) изменены в сторону улучшения положения акционерных обществ, оснований для привлечения общества к административной ответственности, предусмотренной ч. 9 ст. 19.5 Кодекса, у регионального отделения не имелось.
Иные доводы общества, изложенные в кассационной жалобе, направлены по существу на переоценку установленных по делу фактических обстоятельств, оснований для которой у суда кассационной инстанции в силу положений ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
С учетом изложенного обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Пермского края от 16.11.2009 по делу N А50-33140/2009 оставить без изменения, кассационную жалобу Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Волго-Камском регионе - без удовлетворения.
Председательствующий
ПОРОТНИКОВА Е.А.
Судьи
ВАСИЛЕНКО С.Н.
ЯЩЕНОК Т.П.