Решения и определения судов

Постановление ФАС Уральского округа от 10.02.2010 N Ф09-332/10-С1 по делу N А07-10690/2009 Требование: О признании незаконным отказа таможенного органа возвратить излишне уплаченные таможенные сборы, обязании выплатить спорную сумму и проценты за нарушение срока возврата. Обстоятельства: Заявителем были уплачены таможенные сборы за таможенное оформление вывезенного товара при подаче и временных, и полных периодических таможенных деклараций. Решение: Требование удовлетворено, поскольку уплата таможенного сбора при подаче временной таможенной декларации исключает повторную уплату таможенных сборов при представлении полной таможенной декларации. Размер процентов уменьшен. Дополнительно: С 01.01.2007 в случае принятия судом судебного акта по делам об оспаривании действий (бездействия) государственного органа в пользу заявителя применяется общий порядок распределения судебных расходов.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 10 февраля 2010 г. N Ф09-332/10-С1

Дело N А07-10690/2009

Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:

председательствующего Слюняевой Л.В.,

судей Черкезова Е.О., Лимонова И.В.,

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Башкортостанской таможни (далее - таможня, таможенный орган) на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 24.08.2009 по делу N А07-10690/2009 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.11.2009 по тому же делу.

В судебном заседании приняли участие представители:

таможни - Бакирова М.В. (доверенность от 25.01.2010 N 01-17/721);

общества с ограниченной ответственностью “Реторг“ (далее - общество “Реторг“, заявитель) - Танеева Э.Г. (доверенность от 15.02.2010 N 30-2/1868).

Общество с ограниченной ответственностью “Сидэкс“ (впоследствии переименовано в общество “Реторг“) обратилось
в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением (с учетом уточнения требований в порядке, определенном ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) о незаконными действий таможни, выразившихся в отказе возвратить излишне уплаченные таможенные сборы в сумме 2 889 500 руб., обязании таможенного органа устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя, возвратив заявителю излишне уплаченные таможенные сборы в сумме 2 889 500 руб., и обязании таможни начислить и выплатить проценты за нарушение срока возврата излишне уплаченных таможенных сборов в размере 145 932,65 руб., начисленных заявителем по 04.08.2009, с 05.08.2009 по день возврата суммы 2 889 500 руб. по ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей в период нарушения срока возврата.

Решением суда от 24.08.2009 (судья Кулаев Р.Ф.) заявленные требования удовлетворены частично. Признаны незаконными действия таможни, выразившиеся в отказе возвратить излишне уплаченные таможенные сборы в сумме 2 889 500 руб., суд обязал таможню устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя, возвратив излишне уплаченные таможенные сборы в сумме 2 889 500 руб. Суд также обязал таможню начислить и выплатить проценты за нарушение срока возврата излишне уплаченных таможенных сборов в размере 143 825,84 руб., начисленных заявителем по 04.08.2009, с 05.08.2009 по день возврата суммы 2 889 500 руб. по ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей в период нарушения срока возврата. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано. Кроме того, с таможни в пользу заявителя взыскано 26 666,62 руб. в возмещение государственной пошлины.

Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.11.2009 (судьи Тимохин О.Б., Плаксина Н.Г., Костин В.Ю.) решение суда оставлено без изменения.

В кассационной жалобе таможня
просит данные судебные акты отменить, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права. По мнению подателя жалобы, учитывая то обстоятельство, что декларирование товаров осуществляется как при подаче временной таможенной декларации, так и при подаче полной таможенной декларации, соответственно, таможенные сборы должны уплачиваться каждый раз в случае оказания таможенным органом “публичной услуги“ - принятия (проверки и оформления) таможенной декларации. Таким образом, по мнению подателя жалобы, факт излишней уплаты таможенных платежей отсутствует; действия таможни, выразившиеся в отказе возвратить излишне уплаченные таможенные сборы за таможенное оформление полных периодических таможенных деклараций, являются законными. Кроме того, таможня со ссылкой на положения подп. 1.1 п. 1 ст. 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации указывает на неправомерное взыскание с нее государственной пошлины.

Судами установлено и из материалов дела следует, что заявитель с августа 2007 г. по декабрь 2008 г. вывез с таможенной территории Российской Федерации товар, произведя его таможенное оформление в порядке периодического временного декларирования в соответствии со ст. 138 Таможенного кодекса Российской Федерации (далее - Таможенный кодекс).

При подаче временных периодических таможенных деклараций заявителем были уплачены таможенные сборы за таможенное оформление вывезенного товара в размере 2 889 500 руб. путем удержания таможенным органом денежных средств из авансовых платежей заявителя.

После завершения вывоза товара на экспорт заявителем в таможню представлены полные периодические таможенные декларации в количестве 35 штук, при подаче которых таможней из авансовых платежей заявителя удержаны таможенные сборы в размере 2 889 500 руб.

Считая, что уплата таможенных сборов за таможенное оформление товара по полным таможенным декларациям является излишней, заявитель обратился в таможню с заявлениями о возврате излишне уплаченных таможенных сборов
в размере 2 889 500 руб.

Таможня письмами от 27.01.2009 N 01-14/989, от 14.04.2009 N 01-14/5794 отказа заявителю в удовлетворении заявлений о возврате излишне уплаченных таможенных сборов за таможенное оформление, указав при этом, что возврат (зачет) сумм таможенных сборов за таможенное оформление, уплаченных при подаче полных таможенных деклараций, может осуществляться только на основании вступивших в законную силу решений судов.

Считая действия таможни, связанные с отказом в возврате излишне уплаченных таможенных сборов, незаконными, заявитель обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.

Удовлетворяя заявленные требования частично, суды первой и апелляционной инстанций исходили из несоответствия отказа таможни в возврате таможенных сборов, уплаченных за таможенное оформление полных таможенных деклараций, требованиям действующего таможенного законодательства Российской Федерации, а также наличия оснований для обязания таможни устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем осуществления возврата излишне уплаченных таможенных сборов в сумме 2 889 500 руб. и выплаты процентов в сумме 143 825,84 руб. Суды пришли к выводу о том, что в силу положений п. 2 ст. 355 Таможенного кодекса не подлежат возврату таможенные сборы, уплаченные ранее 08.04.2006.

Выводы судов являются правильными, соответствуют материалам дела и действующему законодательству.

В силу п. 1, 2 ст. 138 Таможенного кодекса при вывозе с таможенной территории Российской Федерации российских товаров, в отношении которых не могут быть представлены точные сведения, необходимые для таможенного оформления, в соответствии с обычным ведением внешней торговли, допускается их периодическое временное декларирование путем подачи временной таможенной декларации. После убытия российских товаров с таможенной территории Российской Федерации декларант обязан подать полную и надлежащим образом заполненную таможенную декларацию на все российские товары, вывезенные в определенный
период времени.

Пунктом 1 ст. 357.6 Таможенного кодекса предусмотрено, что таможенные сборы за таможенное оформление должны быть уплачены до подачи таможенной декларации или одновременно с подачей таможенной декларации.

Из содержания п. 1 ст. 357.7 Таможенного кодекса следует, что таможенные сборы уплачиваются, в частности, за таможенное оформление - при декларировании товаров.

Согласно п. 1 ст. 357.10 Таможенного кодекса ставки таможенных сборов за таможенное оформление устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Пунктом 7 постановления Правительства Российской Федерации от 28.12.2004 N 863 “О ставках таможенных сборов за таможенное оформление товаров“ предусмотрено, что в случае повторной подачи таможенной декларации на одни и те же товары при заявлении одного и того же таможенного режима (за исключением подачи полной таможенной декларации при периодическом временном декларировании) таможенные сборы за таможенное оформление уплачиваются в размере 500 рублей.

По делу о признании недействующим п. 7 указанного постановления от 28.12.2004 N 863 Верховный Суд Российской Федерации в решении от 24.05.2006 N ГКПИ06-495 и определении кассационной коллегии от 03.08.2006 N КАС06-267 отметил: подача полной таможенной декларации по своей природе не может быть приравнена к подаче повторной таможенной декларации - и указал на отсутствие оснований для вывода о том, что оспариваемым пунктом регулируются условия и размер оплаты таможенного сбора при подаче полной таможенной декларации.

С учетом данного вывода установленная п. 7 постановления Правительства Российской Федерации от 28.12.2004 N 863 “О ставках таможенных сборов за таможенное оформление товаров“ обязанность по повторной уплате таможенного сбора не может быть распространена на случаи подачи полной таможенной декларации при периодическом временном декларировании.

Кроме того, как следует из подп. 31 п. 1 ст. 11 Таможенного кодекса к
таможенным сборам относится платеж, уплата которого является одним из условий совершения таможенными органами действий, связанных с таможенным оформлением товаров.

В силу ст. 60 Таможенного кодекса при вывозе товара таможенное оформление начинается в момент представления таможенной декларации и завершается совершением таможенных операций, необходимых в соответствии с Кодексом для применения к товарам таможенных процедур, для помещения товаров под таможенный режим или для завершения действия этого режима, если такой таможенный режим действует в течение определенного срока, а также для исчисления и взимания таможенных платежей.

Следовательно, представление временной и полной таможенных деклараций в совокупности с другими необходимыми таможенными операциями составляют таможенное оформление товара как единую таможенную процедуру.

В связи с этим уплата таможенного сбора за таможенное оформление товаров при подаче временной таможенной декларации является оплатой всех действий таможенных органов по таможенному оформлению товара в рамках периодического временного декларирования данных товаров и исключает повторную уплату таможенных сборов при представлении полной таможенной декларации.

Судами установлено и материалами дела подтверждается, что заявитель при перемещении через таможенную границу Российской Федерации товаров представил в таможню временные таможенные декларации и уплатил таможенные сборы за таможенное оформление товаров в надлежащем размере. После завершения вывоза товара заявитель в отношении тех же товаров представил в таможню полные таможенные декларации, при подаче которых таможней из авансовых платежей заявителя удержаны таможенные сборы.

Правильно применив указанные выше нормы права, а также оценив в порядке, предусмотренном ст. 65, 67, 68, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, имеющиеся в материалах дела документы и установленные по делу фактические обстоятельства, руководствуясь п. 2 ст. 355 Таможенного кодекса, суды обеих инстанций пришли к обоснованному выводу о
наличии оснований для удовлетворения заявленных требований в части признания незаконными действий таможни, выразившихся в отказе возвратить излишне уплаченные таможенные сборы в сумме 2 889 500 руб. и обязания таможни устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем осуществления возврата таможенных сборов в сумме 2 889 500 руб. и выплаты процентов в сумме 143 825,84 руб.

Ссылка таможни на необоснованное взыскание с нее судом первой инстанции в пользу заявителя 26 666,62 руб. в возмещение государственной пошлины судом кассационной инстанции отклоняется в силу следующего.

В соответствии с п. 47 ст. 2 и п. 1 ст. 7 Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ “О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования“ с 01.01.2007 признан утратившим силу п. 5 ст. 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которому при принятии судом решения полностью или частично не в пользу государственных органов (органов местного самоуправления) возврат заявителю уплаченной государственной пошлины производился из бюджета.

Таким образом, учитывая изменения, внесенные в Налоговый кодекс Российской Федерации Федеральным законом от 27.07.2006 N 137-ФЗ, следует признать, что с 01.01.2007 в случае принятия арбитражным судом судебного акта по делам об оспаривании ненормативного правового акта, решения, действия (бездействия) государственного органа в пользу заявителя подлежит применению общий порядок распределения судебных расходов, предусмотренный гл. 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В связи с изложенным расходы, понесенные заявителем (подателем жалобы) на оплату государственной пошлины, в соответствии с ч. 1 ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации взыскиваются в
его пользу непосредственно с государственного органа как стороны по делу.

Иные доводы таможни, приведенные в кассационной жалобе, подлежат отклонению как основанные на неправильном толковании норм материального права.

С учетом вышеизложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.

Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 24.08.2009 по делу N А07-10690/2009 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.11.2009 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Башкортостанской таможни - без удовлетворения.

Председательствующий

СЛЮНЯЕВА Л.В.

Судьи

ЧЕРКЕЗОВ Е.О.

ЛИМОНОВ И.В.