Постановление ФАС Уральского округа от 29.01.2010 N Ф09-10051/09-С6 по делу N А60-10195/2009-С7 Требование: О взыскании неосновательного обогащения и процентов за пользование чужими денежными средствами. Обстоятельства: Арендатором были произведены реставрационные работы, в связи с чем он обращался к арендодателю по охранно-арендному договору об установлении льготного размера арендной платы. Льготный размер арендной платы установлен не был. Решение: Требование удовлетворено, поскольку доказательств возмещения дополнительных затрат по внесению арендных платежей в виде стоимости произведенных работ не представлено.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГАПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 января 2010 г. N Ф09-10051/09-С6
Дело N А60-10195/2009-С7
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Смирнова А.Ю.,
судей Мындря Д.И., Семеновой З.Г.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области (далее - министерство) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 26.06.2009 по делу N А60-10195/2009-С7 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.09.2009 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
Федерации профсоюзов Свердловской области - Обухов Н.В. (доверенность от 01.12.2009 N 08-12/10 N 2);
общества с ограниченной ответственностью “Морион-Эрми“ (далее - общество “Морион-Эрми“) - Бабченко Н.А., адвокат (доверенность от 22.01.2010).
В судебном заседании суда кассационной инстанции, назначенном на 28.01.2010, объявлен перерыв до 14 ч 00 мин. 29.01.2010.
После перерыв в судебном заседании приняли участие те же представители.
Общество “Морион-Эрми“ обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с иском к министерству о взыскании 1 933 819 руб. 59 коп., в том числе 1 542 948 руб. 82 коп. неосновательного обогащения по охранно-арендному договору от 19.06.2003 N АФ-554/0604, 213 382 руб. 08 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 25.01.2008 по 26.06.2009 (с учетом принятых арбитражным судом изменений исковых требований в порядке, предусмотренном ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены областное государственное учреждение культуры “Научно-производственное центр по охране и использованию памятников истории и культуры Свердловской области“, Федерация профсоюзов Свердловской области.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 26.06.2009 (судья Бикмухаметова Е.А.) исковые требования удовлетворены. С министерства за счет казны Свердловской области в пользу общества “Морион-Эрми“ взысканы 1 542 948 руб. 82 коп. неосновательного обогащения, 213 382 руб. 08 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 25.01.2008 по 26.06.2009, 20 281 руб. 65 коп. в возмещение расходов по госпошлине по иску.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.09.2009 (судьи Казаковцева Т.В., Жукова Т.М., Булкина А.Н.) решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе министерство просит отменить обжалуемые судебные акты, в удовлетворении исковых требований отказать, ссылаясь на применение судами [при рассмотрении спора не подлежащей применению ст. 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и представленным в дело доказательствам. Заявитель указывает на то, что правоотношения между ним и истцом, вытекающие из заключенного охранно-арендного договора, прекращены с момента перехода права собственности на объект недвижимости к другому лицу. Поэтому, по мнению министерства, лицом, обязанным исполнять условия заключенного охранно-арендного договора, оно с момента перехода права на имущество, не является. Заявитель полагает, что во исполнение условий охранно-арендного договора Свердловская область в лице министерства получила сумму согласованной сторонами договора арендной платы. Заявитель считает, что истцом пропущен срок исковой давности, исчисляемый с момента выполнения работ. Кроме того, по мнению министерства, судом первой инстанции неправомерно взысканы с него расходы по уплате госпошлины по иску.
При рассмотрении спора судами установлено и материалами дела подтверждается, что между министерством (арендодатель), областным государственным учреждением культуры “Научно-производственный центр по охране и использованию памятников истории и культуры Свердловской области (Центр) и обществом “Морион-Эрми“ (арендатор) 19.06.2003 заключен охранно-арендный договор: N АФ-554/0604 на пользование памятником истории и культуры - нежилого помещения в здании-памятнике “Гостиница “Эрмитаж“, расположенном по адресу: г. Екатеринбург, ул. Малышева, д. 56, площадью 95,6 кв. м, для использования под административные и торгово-производственные цели, на срок 363 дня с момента подписания договора. Имущество передано арендатору по приемо-сдаточному акту на памятник истории и культуры от 19.07.2003. Техническое состояние памятника зафиксировано в акте технического состояния от 08.04.2003 (т. 1, л. д. 13 - 17, 19 - 25, 29).
В последующем сторонами договора вносились изменения в данный договор, в частности, дополнительным соглашением 31.07.2006 N 5 увеличена площадь сдаваемых в аренду помещений до 135,8 кв. м, в связи с чем изменен расчет арендной платы (т. 1, л. д. 17, 28).
Согласно п. 2.2.10 договора от 19.06.2003 арендатор обязан производить за свой счет текущий ремонт и ремонтно-реставрационные работы. При этом на арендаторе лежит обязанность оплачивать научно-исследовательские, проектно-сметные иные работы в помещении. Понесенные арендатором затраты засчитываются в счет арендной платы после предоставления акта выполненных работ в соответствии с согласованной и утвержденной Центром проектно-сметной документацией.
Перечень подлежащих выполнению ремонтно-реставрационных и реставрационных работ по срокам зафиксирован в акте технического состояния памятника на день передачи, который является приложением к данному договору аренды (т. 1, л. д. 19 - 24).
На основании данного акта, согласованной проектно-сметной документации, разрешения на выполнение работ по сохранению объекта культурного наследия от 05.07.2005 N 09 обществом “Морион-Эрми“ выполнены работы по ремонту объекта аренды (акты приемки выполненных работ и справок о стоимости выполненных работ за июль, октябрь, ноябрь, декабрь 2005 года).
Согласно заключению по результатам рассмотрения актов приемки выполненных работ на памятнике “Гостиница “Эрмитаж“ по адресу: г. Екатеринбург, ул. Малышева, д. 56, для определения категории ремонтно-реставрационных работ и их стоимости от 15.11.2006 N 991-16, выполненному областным государственным учреждением культуры “Научно-производственный центр по охране и использованию памятников истории и культуры Свердловской области“, затраты на производство работ по представленным актам, которые могут быть отнесены к затратам на ремонтно-реставрационные работ, составляют 1 073 650 руб. в текущих ценах без НДС. Стоимость научно-исследовательских и проектных работ, которые относятся к мероприятиям по сохранению объектов культурного наследия, составила 233 469 руб. без НДС.
Факт оплаты данных работ обществом “Морион-Эрми“ подтвержден представленными в материалы дела копиями платежных поручений, перечисленных в реестре подлинных документов от 26.06.2009.
Общество “Морион-Эрми“ в письмах от 02.06.2006, 24.09.2007, 12.11.2007 обращалось в министерство об установлении льготного размера арендной платы в связи с проведением ремонтно-реставрационных работ. К заявлениям были приложены все необходимые документы, в том числе договор аренды объектов культурного наследия, документы по проведенным работам, направленным на сохранение объектов культурного наследия (т. 1, л. д. 50; т. 4, л. д. 13).
Министерство в письме от 30.01.2007 сообщило обществу “Морион-Эрми“ о том, что порядок компенсации затрат арендаторов памятников истории и культуры, осуществивших работы по их восстановлению, применявшийся в период 2002 - 2006 годы, в 2007 году применен быть не может. В связи с изменившимися требованиями законодательства разработан проект Положения об установлении льготной арендной платы арендаторам объектов культурного наследия, вложившим свои средства в работы по их сохранению и обеспечившим выполнение таких работ. Министерство указало на то, что при утверждении данного Положения будут рассмотрены заявления арендаторов о возможности льготной арендной платы при условии проведения ремонтно-реставрационных работ в установленном законом порядке. При этом какие-либо дополнительные документы министерством у заявителя не истребовались (т. 1, л. д. 51).
В последующем, после утверждения постановлением Правительства Свердловской области от 18.07.2007 N 689-ПП Положения о порядке установления и размере льготной арендной платы арендаторам объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности Свердловской области, вложившим свои средства в работы по их сохранению и обеспечившим выполнение таких работ, министерством не были приняты соответствующие меры по установлению для общества “Морион-Эрми“ льготного размера арендной платы.
В соответствии с распоряжением Правительства Свердловской области от 29.10.2007 N 1245-РП объект культурного наследия - здание гостиницы “Эрмитаж“, расположенный по адресу: г. Екатеринбург, ул. Малышева, д. 56, литеры А, А1, А3, а, а1, общей площадью 2308,0 кв. м по договору купли-продажи от 18.12.2007 был продан региональной общественной организации Федерации профсоюзов Свердловской области.
На момент продажи данного здания обществом “Морион-Эрми“ надлежащим образом исполнены обязательства по внесению арендной платы в согласованном размере (акт сверки расчетов по арендной плате, составленный по состоянию на 31.01.2009).
Между Федерацией профсоюзов Свердловской области и обществом “Морион-Эрми“ 25.01.2008 заключен договор N 24 аренды нежилых помещений N 9, 10, 12 - 14, 17 - 23 первого этажа, N 56, 57 второго этажа, N 1 - 4 третьего этажа здания, расположенного по адресу: г. Екатеринбург, ул. Малышева, д. 56, на иных условиях (т. 1, л. д. 31 - 34).
Общество “Морион-Эрми“, полагая, что министерством неправомерно не исполнены обязательства по зачету сумм, затраченных на ремонтно-реставрационные работы памятника культуры, в счет арендных платежей, в связи с чем последний необоснованно пользовался чужими денежными средствами, обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с соответствующим иском.
Министерство, возражая против исковых требований, заявило о пропуске обществом “Морион-Эрми“ срока исковой давности.
Удовлетворяя исковые требования, суды исходили из следующего.
Согласно п. 1 ст. 14 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ “Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации“ (в редакции, действующей на момент заключения договора аренды от 19.06.2003) физическое или юридическое лицо, владеющее на праве аренды объектом культурного наследия, находящимся в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности, вложившее свои средства в работы по сохранению объекта культурного наследия, предусмотренные ст. 40 - 45 названного Федерального закона, и обеспечившее их выполнение в соответствии с настоящим Федеральным законом, имеет право на льготную арендную плату.
Порядок установления льготной арендной платы и ее размеры в отношении объектов культурного наследия, находящихся в федеральной собственности, определяются Правительством Российской Федерации.
Порядок установления льготной арендной платы и ее размеры в отношении объектов культурного наследия, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, определяются соответственно органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления в пределах их компетенции.
На основании ст. 8 Закона Свердловской области от 10.04.1995 “Об управлении государственной собственностью Свердловской области“ Правительство Свердловской области принимает в соответствии с областными законами решения об использовании объектов областной собственности, в том числе, о передаче в аренду.
В ст. 11 указанного Закона Свердловской области предусмотрены полномочия Правительства Свердловской области в сфере охраны объектов культурного наследия, в частности, Правительство Свердловской области принимает решений о передаче в собственность, аренду или безвозмездное пользование объектов культурного наследия, находящихся в государственной собственности Свердловской области, определяет порядок установления льготной арендной платы для юридических и физических лиц, владеющих на праве аренды объектами культурного наследия, находящимися в областной собственности, вложивших свои средства в предусмотренные федеральным законом работы по сохранению этих объектов и обеспечивших выполнение таких работ в соответствии с федеральным законом, устанавливает размеры арендной платы, в том числе льготной арендной платы, за пользование объектами культурного наследия, находящимися в областной собственности.
Правительство Свердловской области постановлением N 689-ПП от 18.07.2007 утверждено Положение о порядке установления и размере арендной платы арендаторам объектов культурного наследия (памятников и истории и культуры).
В силу указанного Положения решение об установлении льготной арендной платы принимается министерством на основании представленных арендатором документов и заявления об установлении льготной арендной платы, которое рассматривается министерством в течение 15 дней со дня его поступления. При этом министерство вправе истребовать недостающие документы и в случае, если все документы представлены в полном объеме и соответствуют необходимым требованиям, обязано установить льготную плату в срок не позднее 30 дней со дня поступления заявления.
В соответствии с п. 1 ст. 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных ст. 1109 названного Кодекса.
Суды, установив, что при производстве реставрационных работ их стоимость в соответствии с Положением о порядке установления и размере арендной платы арендаторам объектов культурного наследия (памятников и истории и культуры) и условиями договора аренды от 19.06.2003 подлежала зачету путем установления льготной арендной платы, однако министерством в период действия данного договора льготный размер арендной платы установлен не был, пришли к выводу о том, что обществом “Морион-Эрми“ понесены дополнительные затраты по внесению арендных платежей в виде стоимости произведенных работ, и данные затраты для министерства являются неосновательным обогащением, которое оно приобрело за счет истца.
Проверив произведенный обществом “Морион-Эрми“ расчет суммы неосновательного обогащения, приняв во внимание, что возражений относительно исчисления указанной суммы министерством не представлено, суды на основании положений ст. 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации удовлетворили исковые требования в указанной части, а также в соответствии со ст. 395, 1107 Гражданского кодекса Российской Федерации взыскали проценты за пользование чужими денежными средствами за период с 25.01.2008 по 26.06.2009 в связи с просрочкой исполнения денежного обязательства.
При этом судами правильно установлен момент, с которого следует исчислять начало течения срока исковой давности по рассматриваемому спору.
С учетом изложенного подлежат отклонению доводы кассационной жалобы.
Ссылка заявителя на то, что судом первой инстанции неправомерно взысканы с него расходы по уплате госпошлины по иску, была предметом рассмотрения апелляционного суда, ей дана надлежащая правовая оценка.
Обстоятельства дела исследованы судами полно и всесторонне, спор разрешен в соответствии с нормами действующего законодательства, оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 26.06.2009 по делу N А60-10195/2009-С7 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.09.2009 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области - без удовлетворения.
Председательствующий
СМИРНОВ А.Ю.
Судьи
МЫНДРЯ Д.И.
СЕМЕНОВА З.Г.