Решения и определения судов

Постановление ФАС Уральского округа от 27.01.2010 N Ф09-11329/09-С2 по делу N А34-3221/2009 Требование: Об отмене решения налогового органа. Обстоятельства: На момент завершения налоговой проверки и вынесения решения о привлечении к налоговой ответственности налогоплательщик осуществлял деятельность с измененным наименованием, но продолжал состоять на налоговом учете под прежним наименованием и использовать прежний ИНН. Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку решение вынесено в отношении организации, обладавшей правоспособностью юридического лица и состоявшей на налоговом учете на дату вынесения оспариваемого акта.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 27 января 2010 г. N Ф09-11329/09-С2

Дело N А34-3221/2009

Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:

председательствующего Татариновой И.А.,

судей Беликова М.Б., Сухановой Н.Н.,

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Государственного унитарного предприятия Курганской области “Иванковский лесхоз“ (ранее - Государственное учреждение “Иванковский лесхоз“, далее - предприятие, налогоплательщик) на постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.10.2009 по делу N А34-3221/2009 Арбитражного суда Курганской области.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.

В заседании суда кассационной инстанции 25.01.2010
объявлен перерыв. По окончании перерыва заседание суда возобновлено.

В судебном заседании приняли участие представители:

предприятия - Суханов С.П. (доверенность от 02.06.2009);

Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Курганской области (далее - инспекция, налоговый орган) - Кондратьева Н.В. (доверенность от 11.01.2010).

Предприятие обратилось в Арбитражный суд Курганской области с заявлением (с учетом уточнений от 11.08.2009) о признании недействительным решения инспекции от 30.03.2009 N 146 о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности, полагая, что оспариваемым решением налоговый орган привлек к налоговой ответственности ненадлежащее лицо.

Решением суда первой инстанции от 24.08.2009 (судья Крепышева Т.Г.) требования предприятия удовлетворены. Суд пришел к выводу о том, что оспариваемое решение от 30.03.2009 N 146 вынесено налоговым органом в отношении организации, созданной и зарегистрированной в Едином государственном реестре юридических лиц 02.04.2009, то есть не обладавшей правоспособностью юридического лица по состоянию на 30.03.2009.

Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.10.2009 (судьи Кузнецов Ю.А., Дмитриева Н.Н., Чередникова М.В.) решение суда первой инстанции отменено, в удовлетворении требований налогоплательщика отказано. Суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что оспариваемое решение от 30.03.2009 N 146 вынесено налоговым органом в отношении организации, обладавшей правоспособностью юридического лица и состоявшей на налоговом учете по состоянию на 30.03.2009.

В кассационной жалобе предприятие просит постановление суда апелляционной инстанции отменить, полагая, что выводы апелляционного суда не основаны на доказательствах, имеющихся в материалах дела.

По мнению налогового органа, изложенному в отзыве на кассационную жалобу, фактические обстоятельства дела и имеющиеся в материалах дела доказательства апелляционным судом оценены правильно.

Изучив доводы кассационной жалобы, суд кассационной инстанции не усмотрел оснований для отмены обжалуемого судебного акта.

На основании п. 2 ст. 11
Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) организациями признаются юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, филиалы и представительства указанных иностранных лиц и международных организаций, созданные на территории Российской Федерации.

Согласно п. 3 ст. 49, ст. 51 Гражданского кодекса Российской Федерации правоспособность юридического лица возникает в момент его создания и прекращается в момент внесения записи о его исключении из Единого государственного реестра юридических лиц. Юридическое лицо подлежит государственной регистрации в уполномоченном государственном органе и считается созданным со дня внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр юридических лиц.

В соответствии с п. 4 ст. 5 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей“ и п. 5, 6 Правил ведения Единого государственного реестра юридических лиц и предоставления содержащихся в нем сведений, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2002 N 438 “О едином государственном реестре юридических лиц“, основанием для внесения соответствующей записи в государственный реестр является решение о государственной регистрации, принятое регистрирующим органом либо иным органом в соответствии с федеральными законами о специальном порядке регистрации отдельных видов юридических лиц по документам, представленным при государственной регистрации юридического лица. Каждой записи в государственном реестре присваивается государственный регистрационный номер и для каждой записи указывается дата внесения ее в государственный реестр. При несоответствии сведений, содержащихся в государственном реестре, сведениям, содержащимся в документах, представленных при государственной регистрации, сведения, содержащиеся в государственном реестре, считаются достоверными до внесения в них соответствующих изменений.

В
силу п. 7 ст. 84 Кодекса каждому налогоплательщику присваивается единый по всем видам налогов и сборов, в том числе подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, и на всей территории Российской Федерации идентификационный номер налогоплательщика.

Согласно п. 5 ст. 84 Кодекса в случае ликвидации или реорганизации организации, прекращения деятельности в качестве индивидуального предпринимателя снятие их с учета осуществляется на основании сведений, содержащихся соответственно в едином государственном реестре юридических лиц, едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В случае принятия организацией решения о прекращении деятельности (закрытии) своего обособленного подразделения снятие с учета организации по месту нахождения этого обособленного подразделения осуществляется налоговым органом по заявлению налогоплательщика в течение 10 дней со дня подачи такого заявления, но не ранее окончания выездной налоговой проверки в случае ее проведения (абз. 2 п. 5 ст. 84 Кодекса).

Из материалов дела следует, что оспариваемое решение инспекции вынесено по результатам выездной налоговой проверки деятельности Государственного учреждения “Иванковский лесхоз“ за период с 01.07.2006 по 13.11.2008, касающейся исчисления и уплаты налогов в бюджет.

Проверка проведена в период с 13.11.2008 по 12.01.2009, завершена составлением справки о проведенной проверке от 12.01.2009.

По результатам проверки составлен акт от 27.02.2009 N 6, на основании которого инспекцией вынесено оспариваемое решение от 30.03.2009 N 146.

Организация, в отношении которой проводилась указанная проверка, состояла на налоговом учете до 02.04.2009 с идентификационным номером налогоплательщика (далее - ИНН) 4514001200.

Вместе с тем, из материалов дела следует, что приказом директора Государственного учреждения “Иванковский лесхоз“ от 15.12.2008 N 147, изданным на основании распоряжения Правительства Курганской области от 29.09.2008 N
368-р “О преобразовании государственных учреждений Курганской области - лесхозов“ и приказа Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области от 03.10.2008 N 671 “О преобразовании государственных учреждений Курганской области - лесхозов“, утвержден Устав Государственного унитарного предприятия Курганской области “Иванковский лесхоз“ в редакции, отражающей преобразование Государственного учреждения “Иванковский лесхоз“ в Государственное унитарное предприятие Курганской области “Иванковский лесхоз“ и содержащей ссылку на переход прав и обязанностей Государственного учреждения “Иванковский лесхоз“ Государственному унитарному предприятию Курганской области “Иванковский лесхоз“ в соответствии с передаточным актом.

После утверждения отмеченного выше Устава Государственное учреждение “Иванковский лесхоз“ обратилось в инспекцию как в регистрирующий орган с заявлением от 22.12.2008 о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, с приложением названного Устава в качестве подтверждения факта внесения изменений в учредительные документы Государственного учреждения “Иванковский лесхоз“.

Решением о государственной регистрации от 24.12.2008 N 578 налоговый орган внес изменения в сведения о Государственном учреждении “Иванковский лесхоз“, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц, согласно которым с 24.12.2008 организация значилась в указанном реестре как Государственное унитарное предприятие Курганской области “Иванковский лесхоз“.

Позднее, решением о внесении изменений в Единый государственный реестр юридических лиц от 02.04.2009 N 175 упомянутая выше запись признана ошибочной в связи с тем, что налогоплательщик обратился в инспекцию как в регистрирующий орган с заявлением от 26.03.2009 о государственной регистрации юридического лица - Государственного унитарного предприятия Курганской области “Иванковский лесхоз“, создаваемого путем реорганизации Государственного учреждения “Иванковский лесхоз“.

На основании последнего заявления налогоплательщика налоговым органом 02.04.2009 в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о прекращении деятельности Государственного учреждения “Иванковский лесхоз“ путем реорганизации в
форме преобразования, и выданы свидетельства: серии 02 N 005622759 - о прекращении деятельности Государственного учреждения “Иванковский лесхоз“ и серии 02 N 005622757 - о государственной регистрации Государственного унитарного предприятия Курганской области “Иванковский лесхоз“, вновь созданного путем реорганизации в форме преобразования.

02.04.2009 вновь созданному юридическому лицу - Государственному унитарному предприятию Курганской области “Иванковский лесхоз“ присвоен собственный ИНН 4514100508.

Таким образом, по состоянию на момент завершения инспекцией рассматриваемой налоговой проверки и вынесения оспариваемого решения деятельность проверенной организации-налогоплательщика не была прекращена, организация-налогоплательщик состояла на налоговом учете и в период с 24.12.2008 по 02.04.2009 продолжала свою деятельность с измененным наименованием, используя ИНН, принадлежащий Государственному учреждению “Иванковский лесхоз“.

Принимая во внимание изложенное, следует признать, что решение от 30.03.2009 N 146 вынесено налоговым органом последовательно в отношении проверенной организации-налогоплательщика, состоявшей на налоговом учете и обладавшей правоспособностью юридического лица по состоянию на 30.03.2009, при этом наименование проверенной организации-налогоплательщика, указанное в оспариваемом решении, не вызвало разночтений у представителей налогоплательщика и налогового органа.

Учитывая, что отмеченные выше изменения в сведения о Государственном учреждении “Иванковский лесхоз“, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц, внесены регистрирующим органом 24.12.2008 по собственному заявлению проверенной организации-налогоплательщика, следует признать, что указание в оспариваемом решении измененного во время проведения проверки наименования проверенной организации-налогоплательщика не свидетельствует о том, что решение вынесено в отношении какой-либо иной организации, в том числе не существовавшей по состоянию на 30.03.2009.

При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции полагает, что довод налогоплательщика о том, что оспариваемое решение вынесено налоговым органом в отношении ненадлежащего лица, отклонен апелляционным судом правомерно, в удовлетворении заявленных требований налогоплательщика отказано обоснованно.

Содержащееся в кассационной жалобе заявление
налогоплательщика о предоставлении ему возможности оспорить решение инспекции по существу противоречит имеющемуся в материалах дела заявлению налогоплательщика от 11.08.2009, содержащему адресованную Арбитражному суду Курганской области просьбу не рассматривать доводы, не имеющие отношения к доводу о привлечении к ответственности ненадлежащего лица.

Заявление налогоплательщика, содержащееся в кассационной жалобе, удовлетворению не подлежит, поскольку возможность изменения вступивших в законную силу судебных актов по арбитражному делу в связи с изменением стороной по делу обоснования заявленных требований Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации не предусмотрена.

С учетом изложенного постановление суда апелляционной инстанции следует оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.10.2009 по делу N А34-3221/2009 Арбитражного суда Курганской области оставить без изменения, кассационную жалобу Государственного унитарного предприятия Курганской области “Иванковский лесхоз“ - без удовлетворения.

Председательствующий

ТАТАРИНОВА И.А.

Судьи

БЕЛИКОВ М.Б.

СУХАНОВА Н.Н.