Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 15.12.2010 по делу N А56-14910/2010 Суд признал незаконным постановление ИФНС о привлечении ООО к ответственности по ст. 14.5 КоАП РФ за неприменение ККТ при осуществлении наличных денежных расчетов при продаже в принадлежащем обществу кафе пирожка с яблоками, поскольку при осуществлении проверочных мероприятий инспекцией была произведена контрольная закупка, правом осуществления которой налоговые органы не наделены.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 15 декабря 2010 г. по делу N А56-14910/2010

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Матлиной Е.О., судей Клириковой Т.В., Колесниковой С.Г., при участии от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Санкт-Петербургу Григорьевой И.В. (доверенность от 24.05.2010 N 05-06/13157), рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Санкт-Петербургу на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 31.05.2010 (судья Королева Т.В.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.09.2010 (судьи Борисова Г.В., Тимошенко А.С., Шульга Л.А.) по делу N А56-14910/2010,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью “Бизнес-ланч“ (далее -
Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Санкт-Петербургу (далее - Инспекция) от 17.03.2010 N 23-11/05940 о привлечении заявителя к административной ответственности по части 2 статьи 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в размере 30 000 руб.

Решением от 31.05.2010, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 06.09.2010, заявленные требования удовлетворены.

В кассационной жалобе Инспекция просит отменить решение от 31.05.2010 и постановление апелляционной инстанции от 06.09.2010, ссылаясь на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела и неправильное применение норм права.

В судебном заседании представитель Инспекции подтвердил доводы, изложенные в кассационной жалобе.

Общество о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещено надлежащим образом, однако своего представителя в судебное заседание не направило, в связи с чем жалоба рассмотрена в его отсутствие.

Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.

Как следует из материалов дела, 17.02.2010 на основании поручения от той же даты N 45/23 Инспекцией проведена проверка соблюдения Обществом требований Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ “О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт“ (далее - Закон о ККТ), в ходе которой установлено, что в принадлежащем Обществу кафе, расположенном по адресу: Санкт-Петербург, улица Таврическая, дом 17, наличные денежные расчеты при оплате пирожка с яблоками на сумму 20 руб. произведены без применения контрольно-кассовой техники.

По данному обстоятельству составлены акт от 17.02.2010 и протокол от 09.03.2010, а постановлением Инспекции от 17.03.2010 N 23-11/05940 Общество привлечено к административной ответственности
по части 2 статьи 14.5 КоАП РФ в виде штрафа в размере 30 000 руб.

Полагая постановление Инспекции от 17.03.2010 N 23-11/05940 незаконным, Общество оспорило его в арбитражный суд.

В соответствии со статьями 2, 5 Закона о ККТ контрольно-кассовая техника, включенная в Государственный реестр, применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.

Согласно части 2 статьи 14.5 КоАП РФ неприменение в установленных федеральными законами случаях контрольно-кассовой техники, а равно применение контрольно-кассовой техники, которая не соответствует установленным требованиям, либо с нарушением установленного законодательством Российской Федерации порядка и условий ее регистрации и применения влечет наложение административного штрафа.

Осуществление контроля за применением организациями и индивидуальными предпринимателями контрольно-кассовой техники возложено на налоговые органы статьей 7 Закона о ККТ, статьей 7 Закона Российской Федерации от 21.03.1991 N 943-1 “О налоговых органах Российской Федерации“, пунктом 5.1.6 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 506 “Об утверждении положения о Федеральной налоговой службе“. Названные нормы предоставляют налоговым органам право проводить проверки в целях осуществления контроля за использованием контрольно-кассовой техники, однако не определяют методов и порядка проведения таких проверок.

Судом по материалам дела установлено, что при осуществлении проверочных мероприятий Инспекцией была произведена контрольная закупка. Доказательств, опровергающих данный вывод, в материалы дела не представлено. Контрольная закупка может быть осуществлена только в качестве оперативно-розыскного мероприятия, проводимого полномочным органом, в случаях и порядке, предусмотренных Федеральным законом от 12.08.1995 N 144-ФЗ “Об оперативно-розыскной деятельности“. Согласно
статье 13 названного Закона налоговые органы не наделены правом проводить оперативно-розыскные мероприятия.

В силу части 3 статьи 26.2 КоАП РФ не допускается использование доказательств, полученных с нарушением закона. Сведения, полученные Инспекцией в ходе проведения проверочной закупки при осуществлении контроля за применением Обществом контрольно-кассовой техники, не могут расцениваться как подтверждающие событие административного правонарушения доказательства, добытые в соответствии с требованиями закона.

При таком положении кассационная инстанция считает правильным вывод суда о признании незаконным и отмене постановления Инспекции от 17.03.2010 N 23-11/05940 и, не усматривая при принятии обжалуемых судебных актов каких-либо нарушений норм материального или процессуального права, не находит оснований для их отмены.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

постановил:

решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 31.05.2010 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.09.2010 по делу N А56-14910/2010 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Санкт-Петербургу - без удовлетворения.

Председательствующий

Е.О.МАТЛИНА

Судьи

Т.В.КЛИРИКОВА

С.Г.КОЛЕСНИКОВА