Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 29.11.2010 по делу N А56-59635/2009 Суд правомерно отказал ООО в признании незаконным отказа муниципального совета МО в приватизации арендуемого обществом нежилого помещения, поскольку материалами дела установлено отсутствие одновременного выполнения всех условий, необходимых для предоставления обществу преимущественного права на приобретение арендуемого помещения.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 29 ноября 2010 г. по делу N А56-59635/2009

Резолютивная часть постановления объявлена 25 ноября 2010 года.

Полный текст постановления изготовлен 29 ноября 2010 года.

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Власовой М.Г., судей Грачевой И.Л., Кадулина А.В., при участии от общества с ограниченной ответственностью “Центр Правового Обслуживания“ Кулагиной А.А. (доверенность от 01.09.2010), от администрации муниципального образования “Муниципальный округ Лиговка-Ямская“ Лобанова В.Н. (доверенность от 01.09.2010), рассмотрев 25.11.2010 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью “Центр Правового Обслуживания“ на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 13.04.2010 (судья Иванилова О.Б.) и постановление Тринадцатого арбитражного
апелляционного суда от 19.07.2010 (судьи Полубехина Н.С., Тимухина И.А., Старовойтова О.Р.) по делу N А56-59635/2009,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью “Центр Правового Обслуживания“ (далее - ООО “ЦПО“) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным отказа муниципального совета муниципального образования “Муниципальный округ Лиговка-Ямская“ (далее - Муниципальный совет) в приватизации нежилого помещения по адресу: Санкт-Петербург, Лиговский проспект, дом 44, литера Б, помещение 21-Н, в письме от 27.07.2009 N 511, а также об обязании Муниципального совета устранить нарушение прав ООО “ЦПО“, обеспечив заявителю реализацию преимущественного права выкупа вышеуказанного помещения.

Определением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 01.02.2010 к участию в деле в качестве ответчика привлечена администрация муниципального образования “Муниципальный округ Лиговка-Ямская“ (далее - Администрация).

Решением от 13.04.2010, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 19.07.2010, в удовлетворении заявленных требований отказано.

В кассационной жалобе ООО “ЦПО“, ссылаясь на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и неправильное применение судами норм материального и процессуального права, просит отменить решение от 13.04.2010 и постановление от 19.07.2010.

Отзывы на кассационную жалобу не представлены.

В судебном заседании представитель ООО “ЦПО“ поддержал доводы кассационной жалобы, а представитель Администрации возражал против ее удовлетворения.

Муниципальный совет, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства, своего представителя в заседание кассационной инстанции не направил, что в соответствии со статьей 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения жалобы в его отсутствие.

Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.

Как следует из материалов дела, согласно свидетельству о государственной регистрации права в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним
от 13.09.2005 серии 78-АА N 421376 нежилое помещение площадью 65,3 кв.м по адресу: Санкт-Петербург, Лиговский проспект, дом 44, литера Б, помещение 21-Н, кадастровый номер 78:1521:0:130:17, находится в муниципальной собственности муниципального образования “Лиговка-Ямская“.

Муниципальный совет (арендодатель) и ООО “ЦПО“ (арендатор) заключили договор от 17.04.2006 (с учетом дополнительного соглашения от 03.05.2006) аренды нежилого помещения площадью 65,3 кв.м, находящегося по адресу: Санкт-Петербург, Лиговский проспект, дом 44, литера Б, помещение 21-Н, кадастровый номер 78:1521:0:130:17, сроком на 11 месяцев.

ООО “ЦПО“ 29.06.2009 обратилось в Муниципальный совет с заявлением о намерении реализовать преимущественное право на приобретение вышеуказанного нежилого помещения.

В письме от 27.07.2009 N 511 Муниципальный совет сообщил ООО “ЦПО“ об отсутствии у арендатора права на приобретение арендуемого им объекта недвижимости, поскольку арендатор не соответствует требованиям пункта 2 статьи 3 Федерального закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ “Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации“ (далее - Федеральный закон N 159-ФЗ), а также по той причине, что арендуемое помещение включено в перечень имущества муниципального образования “Муниципальный округ Лиговка-Ямская“, которое может быть использовано только в целях предоставления его во владение и (или) пользование на долгосрочной основе субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.

Считая отказ Муниципального совета незаконным, ООО “ЦПО“ обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.

Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает, что обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без
изменения.

В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно статье 3 Федерального закона N 159-ФЗ субъекты малого и среднего предпринимательства при возмездном отчуждении арендуемого имущества из государственной собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности пользуются преимущественным правом на приобретение такого имущества по цене, равной его рыночной стоимости и определенной независимым оценщиком в порядке, установленном Федеральным законом от 29.07.1998 N 135-ФЗ “Об оценочной деятельности в Российской Федерации“. При этом такое преимущественное право может быть предоставлено при условии, что:

1) арендуемое имущество находится в их временном владении и (или) временном пользовании непрерывно в течение трех и более лет до дня вступления в силу названного Федерального закона в соответствии с договором или договорами аренды такого имущества;

2) арендная плата за аренду такого имущества перечислялась надлежащим образом в течение срока, указанного в пункте 1 названной статьи;

3) площадь арендуемых помещений не превышает установленные законами субъектов Российской Федерации предельные значения площади арендуемого имущества в отношении недвижимого имущества, находящегося в собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности;

4) арендуемое имущество не включено в утвержденный в соответствии с частью 4
статьи 18 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ “О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации“ перечень государственного имущества или муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства.

Таким образом, арендатору предоставляется преимущественное право на приобретение арендуемого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, при одновременном выполнении ряда условий.

Согласно части 4 статьи 18 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ “О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации“ федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления вправе утверждать перечни государственного имущества и муниципального имущества, свободного от прав третьих лиц (за исключением имущественных прав субъектов малого и среднего предпринимательства). Государственное и муниципальное имущество, включенное в указанные перечни, может быть использовано только в целях предоставления его во владение и (или) в пользование на долгосрочной основе (в том числе по льготным ставкам арендной платы) субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.

Решением Муниципального совета от 13.07.2009 N 34 утвержден перечень имущества муниципального образования “Муниципальный округ Лиговка-Ямская“, которое может быть использовано только в целях предоставления его во владение и (или) пользование на долгосрочной основе субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства. В данный перечень включено нежилое помещение площадью 65,3 кв.м по адресу: Санкт-Петербург, Лиговский проспект, дом 44, литера Б, помещение 21-Н, кадастровый номер 78:1521:0:130:17, которое находится в муниципальной собственности муниципального образования “Лиговка-Ямская“.

Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской
области от 18.02.2009 по делу N А56-91944/2009 решение Муниципального совета от 13.07.2009 N 34 признано соответствующим Федеральному закону N 159-ФЗ.

При таких обстоятельствах следует признать правомерным вывод судов обеих инстанций об отсутствии одновременного выполнения всех условий, необходимых для предоставления ООО “ЦПО“ преимущественного права на приобретение арендуемого им помещения.

С учетом изложенного кассационная инстанция полагает, что нормы материального и процессуального права применены судами правильно, в связи с чем обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения.

Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

постановил:

решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 13.04.2010 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.07.2010 по делу N А56-59635/2009 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью “Центр Правового Обслуживания“ - без удовлетворения.

Председательствующий

М.Г.ВЛАСОВА

Судьи

И.Л.ГРАЧЕВА

А.В.КАДУЛИН